- Россия
- О продаже газа в России
- Российский рынок газа
- Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России
- Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные Федеральной антимонопольной службой России
- Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), утвержденные Федеральной антимонопольной службой России
- Развитие биржевой торговли газом
- Газораспределение
- Европа
- О продаже газа в Европе
- Единый экспортный канал
- Система долгосрочных контрактов
- Средняя цена реализации газа в дальнее зарубежье (за вычетом НДС, включая акциз и таможенные пошлины)
- Европейский рынок газа
- Повышение надежности поставок газа в Европу
- Наша работа — общее будущее
- Наша работа — общее будущее
- Отчет Группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития
- Содержание
- Анкетирование заинтересованных сторон
- Газпром и ЦУР ООН
- Заключение по итогам Общественных консультаций
Россия
О продаже газа в России
Основной задачей маркетинговой стратегии «Газпрома» на внутреннем рынке является обеспечение бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.
Российский рынок газа
«Газпром» — крупнейший поставщик природного газа на российском рынке. На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует большую часть продаваемого газа — в 2019 году объемы продаж составили 235,8 млрд куб. м газа. Чистая выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС) на внутреннем рынке достигла 970,9 млрд руб.
Российский рынок природного газа в 2019 году
За год, закончившийся 31 декабря | |||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
руб./1000 куб. м | 3 641,3 | 3 815,5 | 3 808,3 | 3 981,3 | 4 118,2 |
долл. * /1000 куб. м | 59,4 | 57,1 | 65,3 | 63,3 | 63,7 |
евро * /1000 куб. м | 53,6 | 51,6 | 57,7 | 53,7 | 56,9 |
* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на газ для конечных потребителей подлежат государственному регулированию и дифференцируются как по категориям потребителей (для населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки газа от региона добычи до потребителя.
Структура потребления природного газа в России
Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России
- Постановление Правительства Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239;
- Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» от 5 февраля 1998 г. № 162;
- Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1021;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года № 335;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года № 333;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 31 декабря 2010 года № 1205;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества „Газпром“» от 16 апреля 2012 г. № 323;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 27 декабря 2017 г. № 1663;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 29 октября 2018 г. № 1282;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» от 30 ноября 2018 г. № 1442;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 21 декабря 2018 г. № 1622;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 21 февраля 2019 г. № 179;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» от 19.03.2020 г. № 305.
Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные Федеральной антимонопольной службой России
Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), утвержденные Федеральной антимонопольной службой России
Развитие биржевой торговли газом
В целях развития рыночных принципов ценообразования ПАО «Газпром» участвует в организованных торгах газом на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2019 году объем поставки газа по результатам заключенных ПАО «Газпром» сделок на АО «СПбМТСБ» составил 10,5 млрд куб. м.
Газораспределение
В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.
В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на территории России на конец 2019 года находилось 802,8 тыс. км сетей газораспределения.
Протяженность газораспределительных сетей Группы «Газпром», тыс. км
Источник
Европа
О продаже газа в Европе
Основными задачами ПАО «Газпром» на европейском рынке являются сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также повышение эффективности сбытовой деятельности.
Европейские страны более 50 лет являются важнейшими потребителями российского газа.
«Газпром» является крупнейшим экспортером газа на рынок Европы.
Более 50 лет Россия является надежным поставщиком природного газа в Европу. На фото — Берлин, Германия
В 2019 году Группа «Газпром» реализовала в страны дальнего зарубежья 232,4 млрд куб. м газа (включает как экспорт газа из Российской Федерации, так и продажу объемов газа, приобретенных Группой за пределами РФ). При этом чистая выручка от продажи (за вычетом акциза и таможенных пошлин) составила 2 490,4 млрд руб.
Экспорт газа из Российской Федерации в европейские страны дальнего зарубежья в 2019 году составил 199 млрд куб. м газа (по контрактам ООО «Газпром экспорт»).
«Газпром» в качестве основы своей деятельности на европейском газовом рынке использует долгосрочные контракты с условием — «бери или плати». Используются также новые формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок.
Единый экспортный канал
Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. Согласно российскому закону об экспорте газа, «Газпрому» предоставлено исключительное право на экспорт газа по газопроводам. Закон позволяет проводить скоординированную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа.
Система долгосрочных контрактов
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов.
Долгосрочные контракты с условием «бери или плати» являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру — гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.
Среди основных особенностей долгосрочных контрактов можно выделить следующие:
- формула цены, которая учитывает изменение цен на нефтепродукты за предшествующие 6–9 месяцев;
- условия, препятствующие одностороннему прекращению контрактов, за исключением случаев продолжительных форс-мажорных обстоятельств;
- условие «бери или плати», распространяющееся на значительный договорной объем, которое предусматривает, что покупатель оплачивает невыбранные за год объемы и впоследствии может отобрать их с соответствующей доплатой после поставки минимальных годовых объемов, предусмотренных контрактами в соответствующем году.
Долгосрочные контракты по существу являются сервисными контрактами, которые предоставляют покупателю суточную и годовую гибкость и обязательства со стороны продавца по восполнению покупателю в последующем объемов, ранее оплаченных им в рамках условий «бери или плати». Кроме того, долгосрочные контракты предоставляют покупателям гарантию поставок газа на значительный период. Спотовый газ является, по сути, совершенно иным продуктом, и прямое сопоставление контрактных и спотовых цен является неправомерным.
При этом частичная нефтепродуктовая индексация в контрактах сохраняет свою актуальность. Нефтяная индексация дает инструмент долгосрочного бизнес-планирования, который обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли.
Средняя цена реализации газа в дальнее зарубежье (за вычетом НДС, включая акциз и таможенные пошлины)
За год, закончившийся 31 декабря | |||||
---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
руб./1000 куб. м | 15 057,3 | 11 763,3 | 11 670,5 | 15 499,5 | 13 613,0 |
долл. * /1000 куб. м | 245,6 | 176,0 | 200,2 | 246,4 | 210,6 |
евро * /1000 куб. м | 221,5 | 159,0 | 176,8 | 209,1 | 188,2 |
* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода
Европейский рынок газа
Динамика поставок российского газа на европейский рынок зависит от ряда факторов, в том числе темпов экономического роста, динамики собственной добычи газа, конъюнктуры цен на другие энергоносители — особенно в электроэнергетике — и стоимости газа на других мировых рынках.
Страна | Объемы * |
---|---|
Австрия | 9,1 |
Бельгия | 1,3 |
Болгария | 2,4 |
Босния и Герцеговина | 0,2 |
Великобритания | 59,0 |
Венгрия | 10,5 |
Германия | 44,9 |
Греция | 2,5 |
Дания | 1,7 |
Италия | 22,0 |
Нидерланды | 16,3 |
Польша | 9,7 |
Румыния | 1,1 |
Северная Македония | 0,2 |
Сербия | 2,2 |
Словакия | 6,5 |
Словения | 0,3 |
Турция | 15,4 |
Финляндия | 2,5 |
Франция | 13,0 |
Хорватия | 2,8 |
Чехия | 2,2 |
Швейцария | 0,3 |
* Объемы реализации газа Группой «Газпром» включают в том числе продажи СПГ, а также объемы реализации газа в рамках зарубежных проектов в области разведки и добычи углеводородов с участием Группы
Повышение надежности поставок газа в Европу
«Газпромом» реализуется комплекс мер по повышению надежности поставок газа европейским потребителям, предусматривающий систематическую работу по контрактации газотранспортных мощностей, оптимизации и перераспределению заказанных мощностей, осуществлению разменных операций, минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций.
С целью повышения надежности поставок «Газпром» стал инициатором реализации газотранспортных проектов «Северный поток», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
«Северный поток» — первый в истории газопровод, напрямую соединивший газотранспортные системы России и Европы, — выведен на проектную мощность в 2012 году.
«Северный поток — 2» — новый экспортный газопровод в Европу через Балтийское море. Строительство газопровода продолжается.
«Турецкий поток» — новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Строительство «Турецкого потока» началось в 2017 году. Поставки газа по газопроводу осуществляются с января 2020 года.
Использование подземных хранилищ газа (ПХГ) на территории европейских стран также позволяет значительно повысить надежность экспортных поставок.
Источник
Наша работа — общее будущее
Наша работа — общее будущее
Отчет Группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития
Содержание
Анкетирование
заинтересованных
сторон
Газпром и ЦУР ООН
Поддерживая Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г., принятую резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 2015 г., Группа Газпром вносит значимый вклад в достижение каждой из 17 представленных в ней Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН.
Заключение по итогам Общественных консультаций
Участники Общественных консультаций:
ПАО «Газпром» (далее – Компания) предложило нам оценить Отчет Группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития за 2019 год (далее – Отчет) с точки зрения соответствия раскрытой в нем информации ожиданиям заинтересованных сторон, а также оценить качество реагирования Компании на рекомендации и предложения заинтересованных сторон, полученные в процессе подготовки отчета.
Выводы
Мы едины в положительной оценке Отчета — его формата и объема представленной в нем информации. Компания подготовила соответствующий нашим ожиданиям содержательный и структурированный документ.
Мы высоко оцениваем инициативу Компании по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами в рамках подготовки Отчета о деятельности в области устойчивого развития и рекомендуем Компании продолжить сотрудничество по данному вопросу с представителями целевых аудиторий Отчета.
Источник