Где изучают историю стран
Отношение к историческому образованию среди людей, не знакомых с исторической наукой, зачастую бывает пренебрежительным. Отчасти причина кроется в том, что преподавание истории в школах дает неверное представление об изучении истории в академической или публичной сферах. Упрощенная, сжатая в доступный нарратив, история видится людям набором дат и имен, линейным пересказом событий, о котором можно прочитать в учебнике и благополучно забыть. Более того, история чаще остальных гуманитарных наук используется как предлог для политических высказываний или радикальных движений, вроде национализма. Чем глубже фундаментальное непонимание того, как работает историческая наука, тем проще прикрываться ею для своих целей. Как следствие, не понимая, какими навыками владеет человек с высшим историческим образованием, сложно представить, как это образование может пригодиться в жизни, особенно, если выпускник планирует работать в другой сфере. Бесполезность гуманитарных наук в целом и исторического образования в частности происходит именно от этого незнания.
Давайте попробуем разобраться, как работает историческое образование в России и за рубежом. Какие знания получает студент на историческом факультете, и что они ему дают? Как развивается историческая наука, и что нужно уметь профессиональному историку? Чем отличаются отечественный и зарубежный подходы к преподаванию истории?
Навыки историка
Идея о том, что историческое образование — это заучивание исключительно дат и событий, зачастую приводит к тому, что абитуриенты не совсем понимают, чему их будут учить. Как и в других гуманитарных науках, исторический факультет учит в первую очередь оперировать большими пластами информации и структурировать ее, анализировать первоисточники с разных сторон, делать на основе проведенного анализа выводы. Историк должен как разбираться в узкоспециализированных темах, так и в целом понимать глобальную картину происходящего — замечать в ней меняющиеся тенденции, паттерны событий, причинно-следственную связь. Кроме того, ему необходима способность различать личное и научное, придерживаться принципов исследовательской этики и объективности. Для этого нужны навыки критического мышления, а практика исследований и анализа эти навыки прививает. Как следствие, кроме профильных знаний, историческое образование дает способность независимого анализа информации, необходимую не только во многих специализациях, но и вообще любому человеку, который хочет уметь думать собственной головой. К сожалению, многие выпускники исторических вузов жалуются на острый недостаток рабочих мест в исторической области и сложности с поиском работы; при этом нельзя сказать, что выпускнику, планирующему работать не по профессии, историческое образование не даст ничего полезного.
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Наконец, так как главная область работы историка — письменная, он должен уметь хорошо писать, что не обязательно значит оперировать исключительно сложными академическими терминами. Напротив, важно доступно излагать свои мысли, какие бы многоступенчатые конструкции ни использовались в научной работе или публицистической заметке. Знания в области более специализированных исторических дисциплин, например, палеографии, архивоведения или археологии тоже нужны, но стоит помнить, что задача университета — дать базовый уровень понимания, с помощью которого выпускнику будет проще дальше развивать свою специализацию.
Исторические факультеты в России
Дают ли российские университеты необходимый уровень? Мы расспросили нескольких выпускников исторических факультетов российских университетов, среди которых как вузы Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ, ВШЭ, ГАУГН при РАН и т.п.) и Санкт-Петербурга (ЕУСПб), так и региональные (ПсковГУ, ЮУрГГПУ, Пермский, Челябинский, Самарский и Ярославский ГУ и т. п.). В зависимости от вуза ответы разнятся — некоторые выпускники довольны широким выбором специализаций и уровнем преподавателей, сильной теоретической базой, отдельными историческими «школами», например, источниковедческой. Из минусов многие отметили недостаток практического образования — педагогической, археологической или архивной практики, из которой можно было бы вынести общее понимание принципов работы. Хотя, по мнению некоторых респондентов, основная практика для историка — в проведении исследований и написании научных работ, и она, безусловно, на истфаке неизбежна, все же многим не хватало более прикладных навыков. Например, как вести научную полемику, оформлять заявки на конференции или публиковать свои работы. Многие отмечают перевес отечественной истории на факультетах и невозможность изучать что-то кроме нее; таким образом, абитуриенту, желающему изучать зарубежную историю, стоит внимательно выбирать себе университет и уточнять, какой процент занятий будет посвящен истории России и СССР.
Другая распространенная особенность — игнорирование современных зарубежных подходов к изучению истории, новых гуманитарных концепций и историографии. К сожалению, многие вузы консервативны в этом плане и не находят нужным следить за глобальными изменениями в науке. Кроме новых идей в изучении отдельных областей и исторических периодов, в российских вузах в принципе не распространено использование постколониального подхода, гендерных исследований, современных технологий (направления Digital Humanities) и тому подобного, реже рассматриваются история повседневности или междисциплинарные методы. Если же этих тем и касаются, то зачастую поверхностно, без практического применения. Исключения есть: например, респонденты из ЕУСПб и ГАУГН при РАН пишут, что на их факультетах следят за новыми актуальными исследованиями и учат критиковать устаревшие взгляды. Однако в основном одним из самых ярких отличий российских вузов от зарубежных остается консервативность подхода и упор на политико-правовой или экономический аспекты, а в некоторых случаях респонденты отмечают и вовсе почти советский стиль обучения, вынуждающий заучивать даты и смотреть на все через призму марксизма. Вывод, логично следующий как из недостатка изучения актуальных зарубежных подходов в российских университетах, так и вообще из важности общей эрудиции для хорошего историка, — иностранные языки знать просто необходимо. Без английского языка историк как без рук; знание других языков уже зависит от области изучения, будь они современные или древние (например, латынь или древнегреческий).
Исторические факультеты за рубежом
Чем еще, кроме меньшей консервативности подхода, отличаются от отечественных иностранные исторические факультеты? Как и в России, у разных университетов бывают разные методики. Одни дают больше чем другие практических знаний — например, на историческом факультете Сиднейского университета (University of Sydney) куда больше возможностей поговорить с практикующими историками, причем не только академическими, но и работающими в сфере публичной истории (образовательных проектах, музеях, консультации и так далее), чем в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus Universiteit Rotterdam). Также зачастую дается больше практических дисциплин, например, углубленные курсы статистики для работы с квантитативными методами исследований.
Как замечают несколько респондентов, в зарубежной практике делается еще больший упор на критическое мышление и способность анализа первоисточников и библиографии — умение объективно разобрать чужую точку зрения нарабатывается во время семинаров. Знание фактологии, то есть дат и событий, считается скорее навыком, нарабатываемым на практике, а вот методология, теория и критический подход к различным способам интерпретации исторических событий являются здесь основными. К тому же, в отличие от российских, в иностранных вузах набор предметов в своем расписании можно составить самому. Если на большинстве российских истфаков студент обязан изучать историю России и СССР, то за рубежом он может сам составить себе программу и решить, какой исторический период хочет изучать.
Еще одна особенность — почти полное отсутствие устных экзаменов (большинство экзаменов письменные, с общими вопросами на понимание темы), либо их вообще нет, и, чтобы успешно закончить предметный курс, студент пишет некую финальную исследовательскую работу, большой реферат. Студенты отмечают, что благодаря этой практике слепая зубрежка фактов к экзамену становится менее важна, а на первый план выходит глубокое понимание пройденного материала и способность к критическому анализу.
Большинство исторических факультетов в России успешно дает своим выпускникам базовые исторические навыки, необходимые историку, от практических до теоретических. Однако стоит помнить, что из—за некоторой консервативности отечественного преподавания любознательному историку понадобится нарабатывать более специализированные знания и следить за последними изменениями в международных дискуссиях самостоятельно. К примеру, в России многие исторические кафедры продолжают делать упор на политическую или экономическую историю и способность оперировать большим объемом фактов, пока за рубежом активно используются новые подходы к изучению прошлого и комбинируются разные дисциплины. Если же выпускник не планирует профессионально заниматься историей, навыки, полученные на историческом факультете, все равно пригодятся ему при работе с текстами и источниками, дадут глобальное понимание принципов структурирования информации, объективности и критического мышления.
Источник
Зачем нужно знать историю своей страны?
В школе необходимым предметом для всех является «история». Даже в студенческие годы, первокурсники не имеют возможности отлынивать от этого предмета, поскольку он для них является обязательным. Почему мы так много уделяем внимания этой дисциплине? Или оно того не стоит?
Возгласы: «Зачем мне эта история? Она не пригодиться мне в жизни?» могут быть вполне оправданы. Так как, когда мы идём в магазин, нам для того чтобы купить хлеба, не нужно знать о том, в каком году состоялось Бородинское сражение. Производя оплату за проезд, у нас не возникает необходимости вспомнить кто такой маршал Жуков. Для того чтобы убраться в своей комнате, мы не должны знать годы правления императрицы Екатерины Второй.
В жизни, в особенности в бытовых ситуациях, нам абсолютно не нужна история. В профессии, большинству людей не нужна история. Если вы конечно не преподаватель, этого самого исторического предмета.
Возникает логический вопрос, а для чего мы её изучаем?
История нужна человеку, чтобы понять истоки настоящего. Что было до нас, что привело нас к такой жизни. Почему мы живём именно в такой стране, а не другой? Почему уклад России, устроен именно так? На эти вопросы может дать ответы предмет «История».
«Учиться на чужих ошибках» — то самое выражение, которое идеально подходит в данном случае. Изучать политику царей, императоров, президентов, полезно для того чтобы понимать не только как создавались те, или иные законы, и что они приносили государству и населению. Но, ещё и для того чтобы, понять принципы правления: каким образом один человек мог управлять многими, какие уловки использовал для того чтобы держать дисциплину. А это уже немного психологическая сторона, чем политическая.
Сведения о той, или иной исторической личности, может стать неким эталоном, примером для подражания. Тот же полководец, или солдат, совершивший множество подвигов, не может не вызывать гордость.
Историю, можно назвать своего рода «машиной времени». Ведь, можно безо всяких усилий, очутиться в другом столетии, просто взяв в руки учебник по истории.
Ну и наконец, изучая историю, мы расширяем свой кругозор. Становимся на голову умнее того, кто забросил учебник по истории, и просто листает ленту новостей во «Вконтакте».
Никто не призывает знать абсолютно каждую дату, это физически невозможно. Хотя к тому, чтобы знать, как можно больше фактов из истории, нужно стремится. Основные даты, знать мы должны, ведь это показывает наш общий образовательный и культурный уровень.
Источник
История
ПРЕДМЕТ
- ПРЕДМЕТ
- ПОДХОДИТ ЛИ МНЕ ЭТОТ КУРС?
- КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
- ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
- ГДЕ УЧИТЬСЯ?
Как сказал политик и писатель Эдмунд Бёрк по поводу изучения истории, «те, кто не знают историю, обязательно повторят ее». История занимается изучением событий прошлых лет, исторических отношений и ожиданий, которые и сейчас становятся краеугольными камнями современного общества.
Изучение истории в рамках учебного курса позволит студентам постичь широкий диапазон тем от истории древних цивилизаций (таких как греки, египтяне и римляне) до более современных событий (таких как мировые войны, «холодная война», движение суфражисток. Кроме того, история изучает то влияние, которое события в прошлом оказали или оказывают на формирование сегодняшнего мира.
ПОДХОДИТ ЛИ МНЕ ЭТОТ КУРС?
Если Вы увлечены историей, и вместе с тем у Вас острый аналитический ум, в таком случае курс по истории может стать прекрасным для Вас вариантом. Помимо прочего вы должны обладать любовью к чтению и острым умом, у Вас должны быть аналитические способности, позволяющие оценивать основные и вторичные источники, а также оценивать влияние, которое они оказали на ключевые исторические события.
В целом гуманитарные науки, в том числе история, не требуют частого присутствия в университете. Однако это совсем не значит, что история — легкий предмет. Вам предстоит регулярно писать эссе и сдавать экзамены. Вам также предстоит запоминать целые исторические периоды и читать очень много исторической литературы.
Помимо сильной любви к предмету, Вы должны обладать готовностью взять на себя ответственность за самостоятельное обучение. Только так Вы извлечете максимальную пользу из учебного курса.
КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Аналитические навыки, приобретенные во время изучения курса истории, дают возможность выпускникам находить разнообразную работу. Многие решают получить последипломное или второе высшее образование, что позволяет им начать карьеру в сфере журналистики или преподавания права, где знание курса истории очень пригождается.
Но даже если вы не продолжаете обучение, найти работу можно в сфере PR, человеческих ресурсов, продаж и администрирования. В Великобритании средняя зарплата выпускника исторического факультета £19,909. Так что история не только интересный предмет, но и предмет способный обеспечить Вам возможность выбора на рынке трудоустройства. Но, конечно, зарплаты будут отличаться в зависимости от того, что Вы заканчивали и где работаете.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
В Великобритании для поступления в бакалавриат требуется высокий уровень подготовки и высокий балл в аттестате. При поступлении в магистратуру также учитывается балл и наличие степени бакалавра. Но некоторые университеты принимают студентов, которые продемонстрировали аналитические способности в связи с другими предметами. Это могут быть английский язык, английская литература, право или экономика.
В разных университетах разные условия при поступлении. Но если Вы не являетесь носителем английского, Вам нужно будет сдать тест IELTS с минимальным баллом 6.0. Некоторые более престижные учебные заведения требуют балл 6.5.
История занимается аналитикой. Поэтому большую часть оценок Вы будете получать за свои эссе и экзамены. Курс бакалавриата рассчитан минимум на 3 года. Хотя, некоторые учебные заведения дают студентам возможность учиться за границей в течение дополнительного года по программе Erasmus. Это полезно тем, кто изучает зарубежную историю. В Шотландии учебный курс всегда длится минимум 4 года.
ГДЕ УЧИТЬСЯ?
Независимо от того, какой курс Вы выберете, обратите внимание на местоположение Вашего университета. Когда Вы поступаете на курс по истории, местоположение особенно важно, поскольку история местности часто определяет программы по специализации, доступные в стенах вуза. Прежде чем подавать заявление, оцените, какая историческая эпоха интересна Вам больше всего. Выбирайте университет, который может обеспечить Вам наиболее разнообразный опыт в этой области. Если Вы интересуетесь историей средневековой историей Англии, Вам дорога такие университеты как Йорк и Ноттингем, в то время как Ньюкасл и Дарем больше подходят тем, кому интересны времена римских поселений.
Учитывая, что история открывает широкие горизонты для карьерного роста, важно понимать, предоставляет ли университет возможность встретить потенциальных работодателей. Конечно, кажется странным думать о будущем, если Вы еще не решили, где учиться. Но важно помнить, что шансы найти работу зачастую появляются уже во время обучения. Узнайте, помогает ли университет находить подработку или место для стажировки.
В разных вузах разные специализации и программы. Прежде чем подавать заявление, узнайте, какие требования предъявляются к поступающим. Узнайте так же, хватит ли Вам средств на оплату обучения. Если у Вас финансовые трудности, рассмотрите варианты получения гранта или стипендии.
Источник