Где находится штаб квартира организации стран экспортеров нефти опек

(ОПЕК, Организация стран-экспортёров нефти)

Организация стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания организации, цели и задачи, страны, входящие в ОПЕК

Информация об Организации стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания и развития, цели и задачи организации, страны входящие в ОПЕК

Содержание

ОПЕК — это международная межправительственная компания, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной компании являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота. ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Штаб-квартира ОПЕК.

Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

Читайте также:  Географические особенности населения стран африки

Подробно ОПЕК

Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары. Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

поставщиковь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды, купрума, серебра, бокситов, фосфатов, мяса, сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, какао, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (компания стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК (фирма арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое сырье).

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

ОПЕК в 1960–1970-е:

Путь к успеху

Компания была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и Роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х

Тенденция к ослаблению

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Рис. 1. Динамика мировых цен на сырую нефть в 1970–1980-е, долл. за баррель.Составлено по: Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М., 2005

Рис. 2. Динамика доходов стран ОПЕК от экспортирования черного золота в 1970–1980-е, млрд. долл.Составлено по: Amuzegar J. Managing the Oil Wealth. Organisation of the countries-exporters of oil’s Windfalls and Pitfalls. L., N.Y., 2001

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри. Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами черного золота, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефтепродуктов. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении добычи крови земли.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти и нефтепродуктов, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше черного золота, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Подробная история создания ОПЕК

Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополистов, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить компании монополистов свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики черного золота на мировой рынок—республика Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали фирму стран—экспортеров черного золота (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в фирмы Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Карапоставщики января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства черного золота. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов. Инициатором создания компании была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополистов. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополистов назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и республики Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров черного золота, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт черного золота в США.

Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей черного золота было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополиста с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок черного золота продолжал пополняться новыми крупными производителями черного золота, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от черного золота, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания фирмы в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от черного золота, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет черного золота, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной рыночной ситуации и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополистов, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров черного золота во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные организации, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (Роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю выгоды нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в компании, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и фирмы в целом.

Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления черного золота в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта черного золота в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополистов, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире черного золота, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспортирования черного золота в капиталистическом мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, республики Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополистов. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополистам систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от черного золота путем, как определенного перераспределения доходов организации, так и повышения цен на нефть. Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные участники компании, а также республика Венесуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений. Стремление монополистов противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые» за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополистов и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

—повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;

— отмена старой системы снижений цены;

—унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.

Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) договора. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные организации среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).

Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день:

Источник

Оцените статью