- Афанасий Никитин
- Краткая биография
- «Хождение за три моря»
- Путешествие Афанасия Никитина — кратко
- Афанасий Никитин, первый русский путешественник в Индию
- Что известно о купце из Твери
- Цель и маршрут торговой поездки
- Путь по Волге до Каспия
- «Хождение» по Каспийскому морю
- Пешие странствия по Персии
- Путешествие по сказочной Индии
- Какой увидел Индию заморский гость
- Попытка установить торговые отношения
- Почему Афанасий Никитин вернулся домой
- Историческое значение путешествия
- Интересные факты об Афанасии Никитине и его путешествии
- Память об Афанасии Никитине
Афанасий Никитин
Краткая биография
Российский купец и путешественник Афанасий Никитин в XV в. жил в Твери. О нем известно только то, что он сам рассказал в своих знаменитых дневниках, которые вел во время путешествия в Азию: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья ( перс . – море) Хвалисская, второе море – Индийское, дарья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская». Сейчас эти моря называются соответственно Каспийское, Аравийское и Черное.
Читая рассказ Афанасия, становится понятно, что он был тверским купцом среднего достатка, торговал, видимо, в основном в приволжских городах и на Кавказе. А в Индию попал волею случая, «от многия беды» после того, как его корабль разграбили татары.
Путешествовал Никитин с 1468 по 1475 г. Его путевой дневник носит неофициальный характер, он написан живым языком человека, попавшего на чужбину, и сильно отличается от церковной и светской литературы того времени. В нем без труда угадываются черты характера автора. Афанасий Никитин был бесстрашным, искренним и непосредственным человеком, глубоко верил в Бога, тосковал по родине и молился о том, чтобы живым и невредимым вернуться на Русь. Умер он в 1475 г., на обратном пути, недалеко от Смоленска.
«Хождение за три моря»
В 1468 г. Афанасий Никитин отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.
Через некоторое время людей отпустили, но в другой помощи отказали. Разбойники считали: «то, что пришло с моря, – собственность владельца побережья». Теперь возвращение на Русь означало для Никитина долговую яму, и он принял решение следовать дальше на восток: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать». Проведя в Иране более двух лет, Никитин двинулся дальше на юг, ему стало известно, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.
«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою». Из книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»
Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добирался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.
Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.
Афанасий – купец, во всех городах, где он бывает, он внимательно изучает рынки и приходит к выводу, что «для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска… на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».
Никитин путешествует по индийским городам. Его поражает это страна, обычаи ее жителей, и он живо рассказывает о них в своих записках: «простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку…
В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». От наблюдательного русского путешественника не ускользают детали жизни индийцев: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая».
Афанасий постоянно ощущает себя иностранцем на чужбине, убежденный православный христианин, он общается с представителями разных вероисповеданий: мусульманами и индуистами, но остается верен своей религии, старается определить по звездам время православных праздников и постов. На «пятую Пасху» Афанасий решает, что пора возвращаться на Русь. В записках он пишет: «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской». Он тоскует по родине, и, проведя столько лет на чужбине, познакомившись с разными народами и государствами, приходит к выводу:
«А Русь … на этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!»
В январе 1473 г. Никитин отплыл из Дабула на судне, которое после почти трехмесячного плавания, делая остановки в Эфиопии и на Аравийском полуострове, прибыло в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 г. достиг Трабзона. В Феодосии Афанасий зимовал, возможно, в это время он редактировал свои путевые записи, а весной двинулся на север. К несчастью, не доехав до Смоленска, Афанасий заболел и умер. Его дневник «Хождение за три моря» привезли в Москву купцы.
В XVI–XVII вв. эти путевые записки русского путешественника неоднократно переписывали, всего известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. обнаружил Н. М. Карамзин и высоко оценил его. Афанасий Никитин стал первым европейцем, просто и правдиво описавшим средневековую Индию. Его «Хождение за три моря» содержит ценные географические, исторические и этнографические сведения о природе, хозяйстве, населении и обычаях Индии и других азиатских стран. Это – один из ярких образцов жанра путевых очерков и, бесспорно, один из наиболее замечательных памятников русской литературы XV века.
Источник
Путешествие Афанасия Никитина — кратко
Афанасий Никитин – знаменитый русский путешественник. Запомнился в истории благодаря прозаическому труду «Хождение за три моря», кратко описывающем все его путешествия, продлившиеся около 7 лет. Никитин стал одним из первых европейцев, что посетили Индию, побывав в ней за 30 лет до Васко да Гамы.
Родился будущий путешественник в Твери в семье простого крестьянина. О ранних года его жизни известно очень мало. О юношестве его осталось в истории несколько заметок, утверждающих, что Афанасий стал купцом и пытался заниматься торговой деятельностью. Также известно, что Никитин был человеком глубоко верующим, о чем свидетельствует целый ряд случаев, описанных далее.
Само путешествие началось в 1468 году, когда купец вышел из Твери и двинулся на юго-восток. Дойдя до Нижнего Новгорода, он прожил там две недели в ожидании ширваншахского посла, после чего продолжил вместе с ним речной путь по реке Волге. Судьбоносное несчастье заставило их изменить свои планы. В районе современной Астрахани купцы были ограблены татарами. Без возможности вернуться в родные края, Никитин и другие купцы принимают решение плыть в Дербент. Не доплыв до города, судно потерпело кораблекрушение, после чего весь экипаж был взят в плен кайтагскими правителями.
Добравшись до Дербента, Афанасий нашел там русского посла и обратился к нему с целью высвобождения его из плена, однако его просьбы не увенчались успехом. Хоть Никитин и другие пленные были высвобождены и отпущены, однако, не располагая средствами они не могли вернутся на родину, и поэтому пошли с прошением к ширваншаху с просьбой о финансовой помощи в возвращении. В планы купцов входила коммерческая поездка, однако на месте оказалось, что товары, производимые в Дербенте, не будут пользоваться спросом на Руси. И к тому же, аудиенция русских купцов подверглась опасности со стороны дербентских местных властей.
Хан, правитель города, выдвинул ультиматум, гласивший, что принявши ислам, Афанасий Никитин получит коня, денег и останется жив и свободен. Если же купец откажется, то его жизнь будет отнята. Получив 4 дня на раздумья, Афанасий спасся лишь благодаря счастливому случаю. На помощь Никитину пришли влиятельные знакомые из Персии.
Двинувшись на юг, через Персию, русский путешественник дошел до Индии. В его записях имеется множество записей о его жизни в Индии. Особым культурным феноменом того времени стало его описание всех сфер жизнедеятельности индусов, их традиции и обычаи, экономические и бытовые отношения и, конечно же, семейные и религиозные основы. Сам же Никитин себя чувствовал чужаком, так как местные жители даже никогда не видели людей с настолько белым оттенком кожи, характерным для представителей славянского этноса, и воспринимали его как экзотику, с удивлением и любопытством. Также, судя по его описаниям, на территории Индии присутствовало огромное количество религиозных конфессий, среди которых не было православия.
Заработав достаточно средств для пути домой, русский купец отправился в путь. Пройдя всю Персию, он вышел к побережью Черного моря. Затем добрался до Крыма. Оттуда уже его повел прямой путь на север, в родные края. Но увидеть родину ему было не суждено. Умер Афанасий Никитин на Смоленщине осенью 1474 года. Эта предположительная дата и считается окончанием путешествия.
После его смерти, записки о путешествиях под названием «Хождение за три моря» попали в руки московского дьяка Василия Момырева, который переписал их в несколько летописей таким образом сохранив наследие великого русского путешественника. Позже, в 1818 году, о «Хождении…» стало известно широкой публике, после того, как Н. М. Карамзин опубликовал их в своей «Истории государства Российского».
Источник
Афанасий Никитин, первый русский путешественник в Индию
Афанасий Никитин — предприимчивый тверской купец с жилкой исследователя и неудержимым любопытством. Он добрался до Индии раньше других известных современников. Вышел купец от тверской пристани вниз по Волге, доплыл до Каспийского моря, пешком пересёк Персию, переплыл Аравийское море и высадился на «берег сказочной страны Индостана». Конечно, такой маршрут не пришёл бы в голову ни Васко да Гама, ни Христофору Колумбу. Афанасий, сам того не ведая, опередил знаменитых европейцев почти на четверть века. Русский путешественник «сходил за три моря» и оставил после себя богатую подробностями этнографическую рукопись.
Что известно о купце из Твери
Биография отважного купца из Твери весьма обрывочна. Но все же по известным деталям можно кратко охарактеризовать путешественника.
- Внимательный читатель дневника «Хождение за три моря» без труда сделает вывод, что к 33 годам у Афанасия уже был опыт удачных коммерческих путешествий в заморские страны.
- Он был умён и образован.
- Очевидно, к началу путешествия заработал доброе купеческое имя и безупречную деловую репутацию, поскольку пушной товар для продажи получил в счёт будущей прибыли, в долг.
- Кроме того, торговую поездку к Каспию одобрил и сопроводил разрешающей грамотой глава княжества Тверского — великий князь Михаил Борисович Тверской. Это подтверждает успешность и влиятельность тверского купца на представителей русской знати и власти.
Цель и маршрут торговой поездки
Афанасий поставил себе ясную цель: продать ценную пушнину в далёкой прикаспийской стране Ширване, купить местный жемчуг и с новым товаром вернуться домой. И попутчиков Афанасий нашёл удачно. Как раз в это время плыл вниз по Волге в Ширван Хасан-бек, посол Ширван-шаха. Возвращался домой от московского царя Ивана III со своим караваном.
Пристроить к каравану два своих судна и держаться вместе — было разумным решением, ведь в низовьях Волги располагалась Золотая Орда. Не знал Афанасий, чем закончится это путешествие, и уж точно не помышлял «открывать» Индию. Но обстоятельства сложились иначе.
Такой маршрут прошёл Афанасий Никитин от Твери до Индии и обратно до Смоленска
ЭТО ИНТЕРЕСНО. «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке» имеет в виду царицу того древнего Ширвана, столицей которого был город Шемаха. Сейчас Ширван — часть территории современного Азейрбайджана.
Путь по Волге до Каспия
Весной 1466 г., погрузив товары на ладьи, Афанасий Никитин вышел из родной Твери. Доплыл до Калязина и Углича. Оттуда без препятствий добрался до Костромы. Затем прошёл несложный участок до Нижнего Новгорода. Об этой части путешествия по Волге Афанасий в своём дневнике не пишет никаких примечательных подробностей. Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды — Сарая. Везде имела пропускную силу охранная великокняжеская грамота.
Афанасий испросил благословения у игумена Макария в монастыре Святой Троицы в Калязине. Монастырь затоплен в 1940 г. при создании Угличского водохранилища
В устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где восток торговал с западом. Здесь произошла с караваном первая крупная неприятность. Местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем, пообещали провести несведущих купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.
«Хождение» по Каспийскому морю
Разбойники оставили купцам два корабля и не велели возвращаться назад, чтобы не пожаловались гости местным властям на разбой и произвол. Поневоле Афанасий с товарищами двинулись дальше. По первому морю, Каспийскому, стали держать путь в город Дербент.
Каспийское море в Средневековье называлось Дербентское или Хвалынское
В пути приключилась вторая неприятность. Поднялась на море буря и разбила малую ладью о берег около местечка Тарки (нынешняя Махачкала). Пришлось выйти на сушу. Местные жители, кайтаки, тут же схватили чужеземцев. И туго пришлось бы пленникам, если бы не дипломатический шаг Афанасия Никитина. Дойдя до Дербента на уцелевшей ладье, Афанасий просил ширванского посла Хасан-бека заступиться за товарищей своих, взятых под Тарки. Замолвил посол слово, и отпустили кайтаки путешественников.
Древняя крепость Нарын-кала в Дербенте. В средние века цитадель преграждала путь в Персию
В этом месте дороги измученных приключениями путешественников разошлись. У кого были причины вернуться, те «пошли на Русь». Кто не мог возвратиться из-за долгов, тот остался и «пошёл, куда глаза глядят». Афанасий продолжил путь из Дербента до Баку. В Баку он поселился на некоторое время, чтобы заработать на жизнь.
Развалины дворца ширваншахов в Баку. В этом городе Афанасий останавливался на заработки
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Афанасий Никитин нанялся в Баку на заработки: черпать вёдрами чёрную маслянистую жидкость. Нефтью в то время лечились, как мазью.
Пешие странствия по Персии
Что означает для купца вернуться домой без товара и выручки? Неминуемое бесчестье и долговая яма. Тут-то Афанасию и рассказали о сказочной стране Индии, богатой пряностями и другими невиданными товарами. Афанасий не терял надежды поправить дела и вышел из Баку. Приплыл в город Чапакур на южный берег Каспийского моря и провёл там полгода на заработках.
Персия, историческая область в южном Иране. Сухопутная часть маршрута Афанасия Никитина
Дальше Афанасий пошёл пешком по территории Персии, останавливаясь в некоторых городах по месяцу, чтобы зарабатывать на еду и дорогу. Пересёк горный хребет, солёную пустыню Деште-Кевир и дошёл до острова Ормуз в Персидском заливе, славящегося своим жемчугом.
К 550-летнему юбилею путешествия вышло издание книги «Хождение за три моря» в оформлении художницы Людмилы Юга
Он устал от странствий по хребтам и перевалам Иранского нагорья. И немудрено, ведь от начала путешествия минуло 3 года. Знающие люди рассказали, что индийские султаны ценят породистых жеребцов. Видимо, деньги у Афанасия к тому времени уже были. Потому что он покупает персидского скакуна и садится на парусник, идущий по второму, Аравийскому морю к берегам Индии.
Афанасий Никитин плывёт по Аравийскому морю в Индию продавать персидского скакуна. Художник Людмила Юга
Путешествие по сказочной Индии
Через 25 дней пути Афанасий Никитин высадился в Чауле, что чуть южнее современного Мумбаи. Человек, который ступил на берег загадочной страны, уже не был похож на купца из Твери. Дорожное имущество осталось на разграбленном корабле. Одежду давно пришлось заменить на более подходящую для жаркого и влажного климата. Он пройдёт равнину, плоскогорье и доберётся до Центральной Индии. Будет оседать в индийских селениях, пока четыре месяца день и ночь идёт дождь. Наниматься и работать, чтобы достойно продолжать путь. Незапланированное путешествие по Индии продлится три года.
Какой увидел Индию заморский гость
Очень изумился русский гость нравам и обычаям «индостанцев»: «сельские люди очень бедны», ходят «все наги и босы», а «бояре богаты и роскошны» и ездят «на людях» (на носилках). Поразили его боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к хоботу и клыкам привязаны большие мечи кованые» и «делают на них городки», крепости, за которым прячутся воины с луками.
Одежда, нравы и обычаи «индостанцев» поразили Афанасия, но не вызвали неприязни
Подробно описал Афанасий праздничный кортеж султана с конной и пешей многотысячной ратью, «наряженных в золочёные доспехи», с лошадьми в «золотых сбруях» и слонами в «золотых одеждах». Описал дворец султана в Бидаре, весь в золоте и драгоценных камнях, в который «ведёт семеро ворот». Удивление вызывали у него обычаи местных жителей, их жилища, одежда, еда и религиозные обряды. И сам Афанасий, светловолосый и голубоглазый, невольно становился центром внимания.
Попытка установить торговые отношения
Подолгу жил путешественник в каждом новом городе и записывал всё, что видел. Нигде в его записях не встретишь неприязни, только доброжелательное отношение и интерес. Судя по всему, Афанасий на ходу обучался языкам и легко заводил дружбу со многими «индостанцами». Находил новых спутников и провожатых, которые показывали ему дорогу вглубь страны к знаменитым торговым городам.
Так выглядел восточный базар в средние века
В городе Джуннаре Афанасий пытался продать жеребца, но местный хан давал 1000 золотых монет с условием, чтобы заморский гость стал мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец заключил, что возить товар из Индии на Русь невыгодно. Купить специи можно дёшево, но пошлины на провоз морем будут разорительны. А на море ещё и разбойники. И в торговом городе Бидаре он подтвердил: «На Русскую землю товара нет». Выходит, ничего интересного с коммерческой точки зрения в Индии он не нашёл. В Бидаре Афанасий всё-таки продал жеребца, но остался в минусе, потому что до этого весь год кормил животное и потратил больше, чем заработал.
Почему Афанасий Никитин вернулся домой
Ещё в Дербенте во время крушения у Афанасия погибли все церковные книги. В чужеземной стороне Афанасий, как мог, придерживался христианских постов и праздников. Держался за веру, как за якорь среди множества религий и богов. Видел, что есть земли обильные, где «всё есть и всё дёшево». Есть земли засушливые, есть богатые жемчугом. Но пришёл к выводу, что нет другой такой земли, подобной Руси и, в конце концов «надумал пойти на Русь». Вариант остаться жить в Индостане Афанасий Никитин не рассматривал.
К тому времени Персия оказалась в междоусобной войне. Дорога, которой он пришёл, сделалась опасной. Тогда сторговался он за два золотых и сел на корабль. И месяц плыл по Аравийскому морю до Ормуза. Дальше он двигался на северо-запад через древний Иран (Персию), не приближаясь к охваченному войной побережью. Путь его прошёл через Сирию, Турцию и Грузию.
Феодосия (Кафа), развалины крепости. Здесь стоит памятник Афанасию Никитину
Так дошёл он до прибрежного города Трапезунда, чтобы пересечь третье, Чёрное море. Удалось это не сразу. Дважды отчаливал корабль от пристани, но сильный ветер сносил его и заставлял вернуться в гавань. 15 дней пережидали мореплаватели непогоду.
Наконец, по Чёрному морю подошёл корабль к Балаклаве, Гурзуфу, а потом к Кафе (Феодосии). По Днепру с попутным торговым караваном доплыл герой до Киева, а затем достиг Смоленска. Возможно, Афанасий простудился в дороге и ослабленный путешествием организм не выдержал нагрузки. В 1472 г. Афанасий Никитин умер, не дойдя до Смоленска. Из имущества при нём было только несколько исписанных его рукой тетрадей.
Историческое значение путешествия
Товарищи Афанасия передали рукопись дьяку великого князя в Москву. Князь определил её как ценный документ, велел переписать и включить в летописный свод. Позже Николай Карамзин, работая в архивах над «Историей государства Российского», найдёт эту летопись, и сочинение «Хождение за три моря» станет широко известным.
Повествование о хождении за три моря честное и очень личное. Без литературной мишуры и ложного героизма. В нем есть пример духовной стойкости, веротерпимости и патриотизма.
Это всё, что привёз купец из заморских стран. Не создал Афанасий Никитин торговых связей со страной за тремя морями, но привёз ценное историческое знание о средневековой Индии. Его путешествие совершалось с познавательной и дружественной целью, в отличие от других европейцев, пришедших открывать эту землю позднее.
Интересные факты об Афанасии Никитине и его путешествии
Несмотря на то, что «Хождение за три моря» написано более 500 лет назад, изучать его весьма интересно и поучительно. Современные читатели найдут много любопытных фактов о самом путешественнике. Вот некоторые из них:
- Отправился в путь в 33 лет, возвращаясь на Родину, умер в 39 лет. Всего провёл в чужедальних странах 6 лет.
- Начал «хождение» в 1466 году из Твери, закончил в 1472 году в Смоленске.
- Афанасий перевёл свое имя на местный манер и звался Ходжа Юсуф Хоросани.
- Был способен к языкам и общался без переводчиков.
- Три моря — это Каспийское, Аравийское и Чёрное.
- В 2021 г. исполнится 555 лет с начала путешествия.
Место, где Тверца впадает в Волгу. Отсюда началось путешествие за три моря
Память об Афанасии Никитине
Русский купец совершил свое путешествие более 5 столетий назад. Но и по сей день в России и в Индии сохраняют память о нем.
- В 1997 году Банк России отчеканил монету «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию» достоинством 2 рубля.
- В 2003 г. памятник Афанасию Никитину открыли в Индии. Первоначально идею предложил президент РФ. Деньги на монумент дала Тверская областная администрация, а индийский городок Ревданда выделил участок земли из общественной собственности на его установку.
- С 2008 г. памятник Афанасию Никитину существует и в Феодосии.
- Путевая рукопись Афанасия Никитина вдохновила режиссёра Василия Пронина и его индийского коллегу Ходжу Ахмада Аббаса. Они сняли кинокартину на основе исторических фактов «Хождения за три моря». Фильм вышел на киностудии «Мосфильм» в 1958 году.
- В старинном городе Твери есть набережная Афанасия Никитина, где с 1955 года стоит памятник путешественнику. Рядом, на стыке двух рек, где Тверца впадает в Волгу, началось это знаменитое путешествие. Чугунная ладья рассекает волны, отважный купец выпрямился во весь рост, в руке у него бумага от Тверского князя, а на поясе дорожная сума.
Памятник Афанасию Никитину на набережной его имени в Твери
Источник