Гдз экскурсия результаты естественного отбора

Материалы для экскурсии «Результаты естественного отбора»

Экскурсия «Результаты естественного отбора»

Цели: формирование знаний о взаимосвя­зи ритмов в живой и неживой природе, конкретизировать знания о видовом многообразии живых организмов; выявить черты приспособленности к среде обитания у различных ор­ганизмов; продолжить формирование понятия приспособлен­ности организмов к условиям внешней среды как результате действия естественного отбора; закрепить знания о различных формах приспособленности.

Место проведения экскурсии: смешанный лес или лесопарк, расположенные недалеко от школы.

Оборудование: блокнот для записей, рулетка, карандаш, линейка, папка для гербария.

Этапы проведения экскурсии.

1. Характеристика особенностей весеннего комплекса экологических условий среды — биотопа, занимаемого рас­тительным сообществом.

При описании особенностей весеннего комплекса эколо­гических условий среды учащийся должен охарактеризовать следующие факторы: долготу светового дня (долгота дня от­мечается по календарю), сравнить ее с зимним показателем; положение солнца над горизонтом и величину излучаемого им тепла; температуру воздуха, сравнить её с температурой на открытом месте; силу, продолжительность и направление ветров, сравнить силу движения воздуха в лесу и на открытом месте; характер, частоту и продолжительность осадков; влаж­ность почвы в лесу и на открытой местности.

Во время экскурсии сравниваются условия, необходимые для жизни растений, и весенние условия среды.

  1. Описание весенних явлений в жизни растений как результат их приспособления к особенностям весеннего комплекса экологических условий среды.
  2. Изучение видового многообразия сообщества растений в лесу, рассмотрение жизненных форм растений.
Читайте также:  Надувные подушки для путешествий под ноги

В преде­лах площадки для изучения определяется количество ярусов, описывается их видовой состав, подсчитывается общее количество видов. При этом отмечается отношение растений к освещённости: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Количественное участие каждого вида в фитоценозе характеризуется числен­ностью его особей и частотой их встречаемости. Подсчитываются видовое богатство и видовая насыщенность фитоценоза, опре­деляются доминантные (средообразующие) и сопутствующие виды. Увеличение количества ярусов, видового богатства и видовой насыщенности фитоценоза в весенний период объ­ясняется наступлением благоприятных условий, т. е. резуль­татом действия естественного отбора, сохраняющего виды, для которых эти условия среды бдагоприятны.

4. Задание для самостоятельной работы.

Для самостоятельной работы предлага­ется описать, зарисовать или сфотографировать раннецветущее растение, собрать растения для гербария, если они не относят­ся к охраняемым видам. Описать красоту пробуждающейся природы. Найти примеры взаимосвязей растений в фитоценозе с окружающей живой и неживой природой.

Вывод: о сезонности ритмов неживой природы на Земле и приспособленности к этому ритму у живой природы. Следовательно, о разнообразие видов организмов и их приспосо­бленность к среде обитания, что является результатом . .

Отчёт о результатах экскурсии

Цель экскурсии: _____ ___ __ .

Место и время проведения экскурсии: —— .

1. Характеристика комплекса экологических условий среды

2. Описание приспособительных явлений в жизни растений

  1. Результаты изучения видового многообразия сообщества растений ___ _ .
  2. Отчёт о выполнении задания для самостоятельной рабо­ты: .

Источник

Результаты действия естественного отбора. Экскурсия на тему: «естественный отбор и его результаты Результаты естественного отбора экскурсия по биологии 11

Экскурсия на тему: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ»

Цель: познакомить с множеством различных животных и растений, которые могут служить прекрасными примерами самых разнообразных приспособлений к условиям данного биотопа; развивать внимание и наблюдательность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Эволюция — это исторический процесс развития живых организмов от простых форм к сложным, от менее организованных к более организованным, в итоге приводящий к максимальной приспособленности организма к условиям окружающей среды. Как впервые показал великий биолог Чарльз Дарвин, эта приспособленность обусловлена естественным отбором — как главной движущей силы эволюционного процесса, обеспечивающей гармонию вида именно к той обстановке, в которой он живет. В природе существует множество защитных приспособлений у организмов, которые объяснимы только с точки зрения теории естественного отбора, и, наоборот, именно эти косвенные приспособления являются весьма убедительными доказательствами существования естественного отбора.

В наших природных условиях, в окружающих нас биоценозах есть множество различных животных, которые могут служить прекрасными примерами самых разнообразных приспособлений к условиям данного биотопа. Надо только внимательно присматриваться к жизни этих животных, уметь отыскивать их и обладать даром показа этих замечательных проявлений естественного отбора учащимся. А сделать это можно только в процессе биологической экскурсии в природу.

Рассмотрим конкретно примеры разнообразных приспособлений организмов, возникших в эволюции под руководящим действием естественного отбора. В современной биологии классифицируют следующие основные приспособления у животных (по акад. И. И. Шмальгаузену, 1969):

Покровительственные окраски: скрывающая или криптическая; покровительственные рисунок и форма;

расчленяющая окраска, или скрадывающая противотень; предупреждающая окраска, или апосемия;

угрожающая, или устрашающая;

Средства защиты у растений и животных от хищников и вра гов.

4. Взаимные приспособления у растений и животных к перекрестному опылению.

Примеры пассивной защиты у организмов можно показать практически в любом биотопе, но для того чтобы учащиеся увидели их на разных представителях животного и растительного мира, необходимо в процессе такой экскурсии пройти различные биотопы: лес, луг, поле, огород, водоем.

Скрывающая, или криптическая окраска: сходство по окраске и форме с окружающей средой, благодаря которому, организм становится трудно различимым. Например, яйца многих видов пресноводных моллюсков прозрачны; яйца насекомых, откладываемые на кору деревьев и кустарников,- серовато-бурые, а на стеблях и листьях — зеленые. У птиц, гнездящихся на поверхности почвы (ржанок, чибисов, крачек они: серые и бурые, с пятнышками. Если яйца защищены и недоступны для хищника, то чаще всего они имеют белый цвет (рептилии, зарывающие их в почву, и птицы, имеющие закрытые гнезда).

Обратить внимание учащихся на то, что гусеницы многих видов бабочек зеленые , под цвет листвы; или темные, под цвет коры и почвы. В то же время, куколки чешуекрылых — всегда серые или бурые, под цвет почвы и коры.

Когда идешь полевой или лесной тропинкой и внимательно смотришь под ноги, то изредка замечаешь темного по окраске, раздавленного ногой невнимательного предыдущего прохожего жука. Это случается потому, что трудно заметить жужелицу или песчаного медляка, очень сходных по окраске с поверхностью почвы.

С осени и до весны в наших дубняках трудно обнаружить на деревьях гусениц шелкопряда дуболистного. Их бурое плоское тело имеет на брюшке по два дольчатых боковых выроста. Форма тела и окраска делают гусениц незаметными на фоне зимнего ландшафта. То же самое можно наблюдать летом на огороде. Если листья капусты изрешечены дырочками, затянутыми прозрачной пленкой, то их повредили гусеницы капустной моли. А бабочек не видно, потому что, когда они сидят, то формой и окраской напоминают соринку или кусочек выветрившейся древесины. Таким образом, покровительственные рисунок и форма являются разновидностью все той же криптической окраски.

Это хорошо проследить на примере ярко окрашенных в красные тона бабочек-нимфалид. Самая ранне-весенняя бабочка наших мест — крапивница. Ее отлично знают многие школьники, обычно пытаются поймать, но сделать это крайне сложно. В момент опасности бабочка камнем падает вниз, складывает крылышки и становится почти незаметной. Дело в том, что испод крыльев у нее окрашен под цвет травы.

Расчленяющая окраска: оптический обман зрения, когда полосы на теле создают ложный эффект, и на определенном удалении даже крупное животное невозможно обнаружить. Так тигра или зебру очень трудно увидеть издали даже на открытой местности. Но у нас тигры и зебры не водятся, поэтому оптический обман показать на примерах крупных животных невозможно. На помощь приходят насекомые: в мае на цветущих зонтичных с расстояния 1 м мы легко различаем красного с темными продольными полосками клопа — щитника итальянского. Но стоит нам удалпться на 3 м, и оптический эффект обмана тут же срабатывает.

Апосемия: предостерегающая окраска выделяет, казалось бы, совершенно беззащитных животных из окружающей среды и делает их особо заметными. Таковы жалящие пчелы, осы и шмели, выделяющие ядовитые секреты гусеницы, божьи коровки, ядовитые змеи. В этом случае яркая окраска помогает хищникам распознать несъедобное или даже опасное животное и спасает их от бесполезного нападения и даже гибели.

Угрожающая окраска: в этом случае животное окрашено ярко и очевидно заметно для хищника. Но сам рисунок отпугивает его. У гусеницы винного бражника имеются глазоподобные пятна. При опасности она раздувается, принимает угрожающую позу, и птицы принимают ее за мелкую змею. другой бражник глазчатый, а также хорошо известная всем дневная бабочка — павлиний глаз имеют на красных задних крыльях ярко синие пятна. Опытами установлено, что куры и воробьи пугаются, принимая бабочку за голову крупного животного.

Мимикрия: в этом случае наблюдается и ложнопредостерегающая окраска, и рисунок, и форма. Но главное — мимикрия — это имитирующее сходство незащищенного организма с защищенным. Как пример в литературе часто приводится мимикрия Г. Бэтса известный английский зоолог-путешественник, который впервые заметил, что среди ядовитых бабочек-геликонид; летающих в долине Амазонки, встречаются сходные с ними по окраске и повадкам представители другого семейства — белянок. В нашей местности можно показать учащимся не менее яркие примеры: известны жуки, мухи, и бабочки, копирующие ос, пчел и шмелей. В частности, широко распространена муха ильница-пчеловидка, подражающая медоносной пчеле и посещающая вместе с ней цветы; шмелевидка мохнатая подражает шмелю, бабочка-стеклянница напоминает шершня, а пчеложук пчелиный — осу.

Средства защиты у растений и животных от хищников и врагов.

В лесу вы обязательно встретите ежа. Помимо того, что это замечательное животное в изобилии уничтожает грызунов, о чем хорошо знают учащиеся, еж имеет свое средство пассивной защиты многочисленные колючки. Такое же значение играют иглы и колючки у розы, шиповника, акации и многих др. растений. У крапивы, мяты, герани и многих др. травянистых неплохим средством защиты против травоядных животных являются обжигающие волоски, содержащие органические кислоты пли эфирные масла.

В разных группах животного мира имеются сходные защитные образования в виде различного рода панцирей: речной рак, различ ные жесткокрылые , губки, раковины наших пресноводных и наземных моллюсков, панцирь черепахи. Даже под микроскопом у простейших можно показать учащимся раковинных амеб — арцеллу и диффлюгию.

Все перечисленные и ряд др. образований могли развиться только в результате естественного отбора, за счет выживания обладавших более твердыми покровами особей или лучше защищенных форм. Этот вывод все учащиеся должны твердо усвоить.

Взаимные приспособления у растений и животных к перекрестному опылению. Факты взаимного приспособления у растений и животных к перекрестному опылению могут рассматриваться только как доказательства существования естественного отбора. Сегодня очевидно, что возникновение ярких цветковых растений, обладающих сильным и приторным запахом, связано с появлением первых насекомых, начинающих питаться нектаром. Впервые показал разнообразие и глубину взаимных приспособлений цветковых растений и представителей энтомофауны великий Ч. Дарвин: для растений- это обеспечение опыления и, следовательно, размножения; для насекомых — высокое качество пищи, связанное с этим значительное развитие нервной системы и органов чувств. Эволюция опыления цветковых насекомыми шла по пути специализации. Например, цветок шалфея эволюционировал в строении таким образом, чтобы его могли опылять только пчелы и шмели. Такое растение как синяк в нашей местности опыляется исключительно шмелями. У орхидей цветок устроен таким образом, что его способны опылять многи e насекомые. В то же время, у ряда ночных цветковых нектар находится так глубоко, что их могут опылять только ночные бабочки-бражники, имеющие очень длинную сосательную трубочку в ротовом аппарате.

По окончании экскурсии в школьном кабинете биологии состоится содержательная беседа по закреплению материала, собранного во время экскурсии и наблюдаемого в природе учащимися. Кроме того, необходимо создание из полученных в природе объектов соответствующих коллекций, показывающих косвенные результаты естественного отбора в эволюционном процессе.

Выезд из Витебска рано утром. Приезд в Минск .

Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Минску — столице Республики Беларусь. Троицкое предместье — исторический центр старого города со старинными, будто игрушечными домиками XVIII-XIX веков, Верхний город с Ратушей и кафедральным собором Святого Духа. Живописные изогнутые улочки, уютные кафе, дома ремесленников, галереи художников. Костел Св.Девы Марии, торговые ряды, древняя Немига. Остров скорби и слез в излучине реки Свислочь и мемориальный комплекс «Сынам Отечества». Динамичный современный облик Минска. Уникальная знаковая архитектура главной улицы — памятника градостроительного искусства XX века — проспекта Победителей.Площадь Победы и Национальная библиотека, включенные в список наиболее выдающихся архитектурных строений современности.

Обзорная экскурсия по библиотеке. Во время экскурсии можно посетить музей книги (по желанию за доплату), познакомиться с историей, информационными ресурсами, техническим оснащением, технологией обслуживания, архитектурными особенностями и художественным оформлением Национальной библиотеки, ее функциями как информационного центра. Подъем на обзорную площадку, где посетители получают возможность полюбоваться видом г. Минска с высоты более 73 м.

Посещение Ботанического сада в Минске. Сегодня это один из крупнейших ботанических садов Европы, как по составу коллекций, так и по площади. Кроме этого, минский ботанический сад по составу коллекции является одним из лучших на всем постсоветском пространстве.

В Ботаническом саду в Минске насчитывается порядка 10 000 растений со всех уголков планеты, в том числе около 2 000 видов и сортов тропических и субтропических растений. Среди них — кактусы, агава, эвкалипт, бамбук, бутылочное дерево с острова Мадагаскар, пальмы, кипарисы, магнолия, кофейное дерево, апельсины, вечнозелёные жасмины и многие другие.
Ботанический сад в Минске является музеем живых растений под открытым небом. Дендрарий Ботанического сада в Минске славится коллекцией хвойных деревьев. Деревья и кустарники в нём размещены по географическим секторам: Северная Америка, Европа, Средняя Азия, Кавказ и Крым, Дальний Восток и Сибирь. Отдельно выделяются уникальные коллекции многолетних растений из Южной Америки, Кавказа, Австралии, Памира и Южной Европы.

По желанию можно посетить:
— Экологические экскурсии-уроки в Ботаническом саду , с учетом школьной программы «Биология» по следующим темам:
6 класс — «Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами»; «Живые организмы зимой»; «Живые организмы весной в различных экосистемах».
7 класс — «Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений», «Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений».
8 класс — «Видовое разнообразие живых организмов Ботанического сада»
10 класс — «Многообразие сортов растений Ботанического сада».
11 класс — «Результаты естественного отбора».

— Музей природы и экологии Республики Беларусь. Постоянно действующая экспозиция состоит из шести залов, посвященных природе и биоразнообразию Беларуси, а также охране окружающей среды. В Музее природы и экологии вы наглядно проследите эволюцию животного и растительного мира страны и познакомитесь с ее природными богатствами (здесь демонстрируются образцы всех полезных ископаемых, обнаруженных в Беларуси). Однако наибольшее внимание, конечно, тут уделяется белорусской фауне. Рядом с царем местных зверей — зубром — чучела его «подданных»: волков, медведей, диких кабанов, лосей, рысей. вплоть до летучих мышей. Посетители музея познакомятся с обитателями белорусских болот и подводным миром озера Мядель, коллекцией птичьих гнезд и самими птицами — от самой маленькой, королька желтоголового (масса 5,5–6,5 г), до журавлей и «крылатых символов» Беларуси — аистов. Тут же узнают, что крупнейшим европейским местообитанием вертлявой камышевки — глобально угрожаемого вида птиц (т.е. такого, спасти который без специальных мер охраны уже невозможно) являются полесские болота, в которых гнездится более половины мировой популяции этого вида.
Среди других заслуживающих внимания экспонатов музея (а всего их в фондах свыше 40 тысяч) — ребро и лопатка мамонтов, вымерших около 12 000 лет назад, фрагмент черепа шерстистого носорога, уничтоженного человеком еще в Х веке, рог тура, а также уникальная для сухопутной Беларуси коллекция акульих зубов.
Минский зоопарк – уникальный музей живой природы. Коллекция Минского зоопарка в настоящее время составляет более 450 видов животных, около 2,5 тысяч экземпляров. Это экзотические животные и редкие представители фауны Беларуси, около половины из которых, занесены в Международную Красную книгу. В летних и зимних вольерах можно увидеть 10 видов обезьян (есть человекообразные – шимпанзе), полюбоваться на крупных и мелких кошачьих – львов, тигров, ягуаров, леопардов, рысей, пум. Здесь обитают зубры, благородные олени, лоси, яки, верблюды и ламы, муфлоны и винторогие козлы. На естественных заводях, образованных Свислочью, круглый год обитают водоплавающие птицы. Неизменный интерес у посетителей вызывает коллекция хищных птиц, среди которых орланы-белохвосты, белоплечие орланы, степные орлы, канюки, пустельги, а также совы — филины, неясыти, сипухи, полярные и ушастые совы. В павильоне экзотариум можно увидеть более 80 видов фауны Южной Америки: пресноводных и морских рыб, ящериц и лягушек, крокодиловых кайманов, крупных черепах, попугаев ара, капибар, летучих мышей-листоносов, мелких обезьян – тамаринов и капуцинов, ягуаров, пум и многих других.
— Дино Парк — мостик между настоящим временем и доисторической эпохой. Вы сможете перенестись из реальности в мир, который существовал миллионы лет назад и познакомиться с огромными динозаврами. вниманию представлены фигуры динозавров в реальную величину. Реалистичные экспонаты двигаются, издают звуки, моргают и даже дышат. Парк динозавров рассчитан на широкую публику: от самых маленьких до самых старших членов Вашей семьи.
Дельфинарий «Немо» . На представлениях вам расскажут о физиологии и характерах дельфинов, особенностях их поведения. Еще здесь можно многое узнать о морском льве, тихоокеанских дельфинах и северных морских котиках. Минский дельфинарий «Немо» — один из самых современных круглогодичных культурно-оздоровительных центров Европы, который объединил в себе дельфинарий и центр дельфинотерапии. В нем обитают северные морские котики Елочка и Алекс, очаровательные дельфины Геркулес, Вита, Мика и Хьюго, и морской львенок Николас.
Выезд домой. Приезд в Витебск поздно вечером.

Семёнова Наталья Николаевна

ГБОУ «Гимназия № 155» город Санкт-Петербург

Представлен конспект урока по биологии в 11 классе «Естественный отбор в вопросах и ответах», разработанный с целью формирования у учащихся системы знаний о естественном отборе и его роли в эволюции. На уроке используется мозговой штурм, французские мастерские, решение задач, виртуальный эксперимент.

Все присутствующие на уроке могут задавать друг другу вопросы и совместно искать на них ответы. Урок построен на вопросах и ответах.

Знания и умения, полученные на уроке, можно использовать на других предметах.

Конспект урока по биологии в 11 классе как пример математического моделирования «Естественный отбор в вопросах и ответах»

Цель: сформировать у учеников систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции.

Формируемые ключевые компетентности:

  • Компетентность разрешения проблем;
  • Мировоззренческая (развитие понимания ценности жизни, научного мировоззрения);
  • Информационная компетентность (умение извлекать информацию, систематизировать, обрабатывать, делать вывод);
  • Коммуникативная компетентность (умение представлять результаты обработки информации, умение донести информацию до слушателей);
  • Исследовательская (владение методами исследования);
  • Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа);
  • Личностная (рефлексия слабых и сильных сторон своей личности);
  • Организационная (координация деятельности учеников для достижения цели);
  • Социальная (готовность к сотрудничеству).

Ход урока:

Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам обсудить один из важнейших процессов в органическом мире — естественный отбор.
Наш урок будет называться «» в вопросах и ответах.

Правило урока — Все присутствующие могут задавать друг другу вопросы и совместно искать ответы на них.

Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова Дарвина — Нет ничего более невыносимого чем безделье. И я предлагаю начать работу.

Вашему вниманию я предлагаю детский стишок
Есть у меня шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг
Всё знаю я от них
Они по знаку моему
Являются к нужде
Зовут их: Как и Почему
Кто? Что?Когда и Где?

Р. Киплинг

И сегодня мы обсудим следующие вопросы
ЧТО это такое?
КАК он происходит?
ПОЧЕМУ это главный фактор эволюции?
КОГДА возникает борьба за существование?
КТО основоположник эволюционной биологии?
ГДЕ нам найти ответ на все эти вопросы?

Этот стишок и эти вопросы легли в основу Алгоритма нашего урока.

1. Понятие естественного отбора (Мозговой штурм);
2. Формы естественного отбора (Французские мастерские);
3. Факторы эволюции;
4. Количественная характеристика естественного отбора (Решение задач);
5. Механизм действия естественного отбора (Виртуальный эксперимент).

Ответы на вопросы мы сможем найти в книгах, интернете,а главное в совместном диалоге. Кроме этого нам поможет наш гость-сам Чарльз Дарвин.

Главным моим наслаждением и единственным занятием в течении всей жизни была научная работа, которая позволяет забывать или совсем устраняет моё плохое самочувствие.
Ч. Дарвин

Не все знают что кроме книги «Происхождение видов » я ещё написал книгу «Выражение эмоций у человека и животных ». И считаю одной из самых главных и важных эмоций это радость. Пусть сегодня это будет радость познания. Желаю вам сегодня удачи успешной работы и позитивного настроения.

Итак давайте попытаемся дать определение. Что же такое естественный отбор? Я предлагаю вам такое определение. А вы как думаете? Запишите пожалуйста на листах и дополните мою схему. Молодцы! А какие формы естественного отбора существуют?

Выделяют несколько форм естественного отбора.
Какие примеры вы можете привести?

Графики
Формы естественного отбора можно представить в виде графиков.

Какой же вывод сделал Дарвин?
Предполагаемые ответы учеников.

Я сделал вывод:
— это процесс выживания наиболее приспособленных к условиям окружающей среды организмов и гибель неприспособленных. Это основной движущий фактор эволюции всех живых организмов. К такому открытию пришли почти одновременно несколько ученых: В. Уэллс, Э. Блайт, А. Уоллес и Ч. Дарвин. Последний создал на основе естественного отбора целую теорию.

Движущие силы эволюции — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Определив движущие силы эволюции я обратился к анализу процесса размножения организмов. Все организмы оставляют большое, иногда многочисленное потомство. Даже медленно размножающиеся организмы потенциально способны оставить огромное число потомков.

И тогда я сделал вывод: в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии. Так ли это?

Да это так. Этому посвящена целая глава «Быстрое размножение » в книге Перельмана «Живая математика » и я вам докажу это на примере (задача).

А как вы можете проанализировать данные таблицы «Рост численности популяций Альбатроса и Беркута»?

Рассмотрите гистограмму роста численности деревенской ласточки. Во сколько раз численность каждого следующего поколения ласточки больше предыдущего? Какой закономерности подчиняется рост численности? При каких условиях возможен такой рост?
Ответы учеников.

Сравните данные о численности волнистого попугайчика и королевского пингвина. Какие выводы можно сделать?
Ответы учеников.

Противоречия между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни приводят к борьбе за существование. Какой она бывает?

Борьба за существование бывает 3 видов.
Я предлагаю вам привести примеры.
Запишите маркерами на листах и дополните мою схему.

Естественному отбору можно дать математическую характеристику с помощью которой определяется интенсивность гибели особей. Коэффициент естественного отбора и его эффективность. Предлагаю решить задачу.

ЗАДАЧА: Провели эксперимент. На зелёный покров выпустили 2400 особей обыкновенного богомола, имеющих 2 разновидности окраски – бурую и зелёную. Опыт показал что птицы поедают 75% бурых богомолов и 45% зелёных. Произведите расчёт и определите какое количество особей зелёной окраски погибает, т.е. определите коэффициент отбора.

Кто может решить её?
Решение задачи.

Теперь рассмотрим механизм действия естественного отбора приводящего к возникновению приспособлений в популяции вида бабочки берёзовой пяденицы.

Меланизм – это существование темно окрашенных (чёрных) форм
в популяциях животных.
Примеров меланизма множество: темно окрашенные леопарды (чёрные пантеры), хомяки, полёвки, божьи коровки, бабочки-монашенки.

Индустриальным меланизмом называется феномен повышения частоты меланистических форм, связанный во времени и пространстве с интенсивным развитием промышленности. Почему же именно березовая пяденица – «самая популярная бабочка мира »?

  1. Березовая пяденица – это широко распространенный вид.
  2. Березовая пяденица – вредитель березовых лесов.

Однако самая веская причина – хорошая изученность генетики этих насекомых.
Ведь естественный отбор – это не избирательная выживаемость фенотипов, а дифференциальное воспроизведение генотипов в популяциях.

Во второй половине XX в.
– светлые формы встречались в Англии (f. betularia ) и Канаде (f. typica ) в относительно чистых березовых лесах,
– чёрная форма (f. carbonaria ) – встречалась в Восточной Англии (высокий уровень загрязнения окружающей среды),
– темно-серая форма (f. insularia ) – в Южной Англии (умеренный уровень загрязнения).

Обозначения генов, аллелей и соответствующих вариантов окраски:
ген carbonaria : А – черная окраска, а – светлая окраска;
ген insularia : В – темно-серая, b – светлая окраска;
ген-модификатор С, контролирующий межаллельные взаимодействия А и а (полное или неполное доминирование А над а).

Составим схему и сравним новую и прежнюю формы бабочек.

Итак: – это дифференциальное выживание и размножение особей, которые отличаются друг от друга генетически детерминированными признаками .

Более приспособленные к данным условиям среды особи оставляют больше потомков, чем менее приспособленные. Мы можем измерить относительную приспособленность особи долей её потомков среди особей следующего поколения и, следовательно, частотой ее аллелей, которые вошли в генофонд следующего поколения.

Я хочу сказать что. Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы и заключения.
Ч. Дарвин

Какие же общие выводы мы можем сделать?

Здесь вы видите что представляет собой естественный отбор в современном понимании биологов.
Ключевые моменты вы можете записать себе в тетрадь.

И с точки зрения математики.

Я начал с удовольствием следить за жизнью животных и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается естествоиспытателем.
Дарвин

И сегодня я надеюсь вы нашли достойное применение своим математическим и другим знаниям. Предлагаю проверить свои знания в виде теста и письменной работы.

Все проходят к компьютерам.

Спасибо всем за работу.
Домашнее задание — сравнить естественный и искусственный отбор.
Придумайте сами критерии. Составьте таблицу.

Мы проделали большую предварительную работу и плодотворно поработали все вместе сегодня. Теперь мы сможем применить полученные знания и умения и на других предметах и в жизни.

Сегодня мы увидели как важно быть одной командой. Нам удалось изучить практически самостоятельно сложнейший вопрос биологии. Ещё раз спасибо всем за работу.

Сосна — одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Сосну можно увидеть на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах. Но зато в отношении света она очень требовательна и совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Как и другие светолюбивые деревья (береза, лиственница), сосна имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света.

Работа содержит 1 файл

ГУО «Гимназия №14 г. Гомеля»

Результаты действия естественного отбора

А) Сосна — одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это дерево очень неприхотливо к почве. Сосну можно увидеть на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах. Но зато в отношении света она очень требовательна и совершенно не выносит затенения. Это одна из наших самых светолюбивых древесных пород. Как и другие светолюбивые деревья (береза, лиственница), сосна имеет рыхлую, ажурную крону, которая пропускает много света.

Хвоинки ее длинные и узкие, они всегда собраны в пары. Попарное расположение хвои — характерная особенность этой древесной породы. После отмирания обе хвоинки остаются соединенными и опадают вместе.

Зимой хвоинки сосны надежно защищены от высыхания. Каждая хвоинка покрыта снаружи тонкой, но непроницаемой для воды пленкой-кутикулой. Микроскопические клапаны-устьица, во множестве разбросанные по поверхности хвоинки, плотно закрыты. Через них вода также не может испариться. Для надежности каждое устьице «запечатано» воском.

У основания молодых побегов кое-где виднеются плотные светло-желтые грозди так называемых мужских шишечек. Пройдет немного времени, и из них обильно посыплется желтая пыльца. Сосна производит огромное количество пыльцы. Она разносится ветром в сосновом бору, когда деревья «пылят». Необыкновенная расточительность сосны в отношении пыльцы понятна: лишь ничтожный ее процент попадает на так называемые женские шишечки и производит опыление, вся остальная масса погибает. Пыльца сосны разносится ветром и имеет особые приспособления, улучшающие ее «воздухоплавательные» свойства. По бокам каждой пылинки имеется два объемистых мешочка, заполненных воздухом. Они уменьшают удельный вес пыльцы и тем увеличивают дальность полета.

Б) Цвет — маскируется под окружающий ландшафт: зимой — белый (как снег), летом — серый (лес, поле).

Длинные уши — тонкий слух помогает вовремя определить приближение хищника.

Длинные задние лапы — дают возможность спутать след посредством прыжков на большие расстояния.

Строение челюсти (зубы) — позволяют употреблять в пищу кору деревьев и твердые побеги.

А) Видовое разнообразие хищных птиц

Большая белая цапля

Крупная цапля с очень длинной, тонкой и круто изогнутой шеей, длинными ногами и относительно коротким телом (средняя длина тела 85-102 см, масса 1,1-1,5 кг). Размах крыльев 140-170 см. Оперение снежно-белое. В гнездовой период на спине имеются удлиненные рассученные перья (эгретки), несколько заходящие за хвост. Крупнее малой белой цапли в полтора-два раза, в отличие от нее имеет черные пальцы и, в негнездовое время, желтый клюв.

Сова средних размеров (чуть крупнее вороны). Длина тела 34-43 см, размах крыльев 84-110 см. Масса самца 218-450 г, самки 237-430 г. Общий тон окраски серовато-охристый, с многочисленными темно-бурыми пестринами. Оперение брюха, ног и нижней стороны крыльев более светлое, охристо-белое. От внешне похожей на нее ушастой совы отличается очень короткими перьевыми «ушками», черными перьями вокруг глаз и менее испещренными с нижней стороны крыльями. Радужина глаза желтая, клюв и когти черные.

Мелкий соколок с длиной тела 25-34 см и размахом крыльев 50-69 см, массой 160-200 г. У самца верх тела сизый, низ беловато-рыжеватый с продольными пестринами. Самка сверху буроватая, снизу охристая, хвост полосатый. Молодые птицы окраской похожи на самку.

Размерами с галку сова плотного телосложения. Длина тела 21-27 см, размах крыльев 54-65 см. Масса самца 160-240 г, самки 155-250 г. Окраска оперения серовато-бурая со светлыми серыми и охристо-бурыми пятнами на верхней и нижней стороне тела. Перьевых «ушек» нет, ноги до когтей оперены короткими светло-серыми перышками. От похожего на него вида — мохноногого сыча отличается более длинными ногами и меньшей головой, которая из-за формы лицевого диска выглядит как бы приплюснутой. Радужина глаза и клюв желтые, когти черные.

Крупный пернатый хищник, с длиной тела 62-67 см, около 180-190 см в размахе крыльев, массой около 2 кг. Самки немного крупнее самцов. Обликом немного напоминает очень крупного луня. От более мелких канюков и осоедов отличается более крупной головой. Верх тела серовато-бурый, низ белый с редкими темными пестринами, горло и зоб темные, крылья и хвост полосатые. Молодые особи более темные.

Канюк обыкновенный (молодая особь, светлая морфа). Средних размеров птица, длина тела 51-57 см, размах крыльев 110-130 см. Самки, как правило, крупнее самцов. Окраска сильно варьирует, от палевой до тёмно-бурой; птицу легко спутать с близким ей мохноногим канюком (Buteo lagopus) или гораздо более дальним родственником обыкновенным осоедом (Pernis apivorus), который копирует окраску канюка для защиты от ястреба-тетеревятника (Accipiter gentilis). Как правило, молодые особи окрашены более пёстро. Голос у канюков обыкновенных гнусавый, напоминает мяуканье кошки.

Самый мелкий орел Западной Палеарктики, не крупнее обыкновенного канюка (длина тела 50-57 см, размах крыльев 115-135 см, масса около 900 г). Существует две четко разделяемые морфы окраски — светлая и темная, отличающиеся окраской низа тела. У светлой морфы грудь, брюхо и нижние кроющие крыла кремово-белые, контрастирующие с черными маховыми перьями. Хвост светло-серый, постепенно темнеющий к концу. У темной морфы низ тела однотонно темно-коричневый. Верх тела у обеих морф коричневый с просветлением на кроющих крыла. Надхвостье и небольшие пятна у основания шеи возле крыльев белые. При парении крылья держит плоско или слегка аркообразно изгибает книзу. Темную морфу на расстоянии легко спутать с черным коршуном, болотным лунем или осоедом; светлую — со светлыми вариациями канюка и осоеда.

Немного крупнее черного коршуна (длина тела 60-66 см, размах крыльев 155-180 см, масса 1,0-1,2 кг). Оперение менее однотонное, чем у черного коршуна, в целом немного светлее и с преобладанием рыже-коричневых тонов, хвост ярко-рыжий сверху, что заметно издалека. У основания первостепенных маховых снизу большая белая область. Основной отличительный признак красного коршуна — глубокая вырезка на конце хвоста. В полете выглядит более элегантным и менее массивным, чем черный коршун, из-за более длинных крыльев и хвоста.

Б) Разнообразие видов обусловлено положением страны, рельефом, климатом, наличием пищи и в последнее время деятельностью человека.

Вывод: Результаты естественного отбора таковы, что на территории Беларуси огромное разнообразие видов животных и растений.
Каждый организм имеет свой набор индивидуальных адаптаций к условиям окружающей среды и различный уровень организации.

Источник

Оцените статью