Геоэкономическое положение страны россии
Ключевое значение приобретает вопрос о том, в какой форме и за какое время подойдет Россия к новому стратегическому равновесию, складывающемуся в мире в геополитическом, геостратегическом и геоэкономическом измерениях. Мировой практике известна стратегия: симбиоз военно-промышленного комплекса с ультранационалистически настроенными властными структурами, который использует геополитические и геостратегические приемы решения этой проблемы, т. е. силовые способы достижения стратегических целей. Но в этой ситуации о стабильном развитии – как внутреннем так и внешнем – не может быть и речи. Есть другой подход – достижение этих целей другими средствами – стабильными и эффективными – геоэкономическими. В этой связи наиболее близкой сферой, с которой должна переплетаться безопасность, является внешнеэкономическая. Речь идет о геоэкономике, которая во многом предопределяет зоны национальных интересов и устремлений государств, формирует основу для интеграционных подвижек и альянсов различного содержания, в том числе и военно-политического. Именно эти факторы предопределяют формирование новейшего класса угроз и закладывают необходимость их парирования и защиты национальных интересов.
Единая геоэкономическая платформа разрывает тщательно оберегаемые межсистемные стены, возведенные между внешнеэкономической и внешнеполитической сферами, с одной стороны, и сферой безопасности – с другой. Этот принцип диктует необходимость соединения их в один блок, дает принципиально новые базовые точки отсчета для внесения существенных корректив в политику безопасности – она должна стать отражением геоэкономических национальных интересов России. «Свинчивание» внешнеэкономической доктрины с политикой безопасности является первостепенным стратегически значащим условием вхождения России в стратегическое поле национальных интересов.
Здесь же следует указать на основополагающий тезис геоэкономики, а именно: Россия должна опередить события и успеть прийти к новому геоэкономическому равновесию в качестве сильного партнера, провозгласив свои национальные экономические интересы, спроецировать на геоэкономическом атласе мира стратегические цели, интеграционные альянсы, наметить геоэкономические плацдармы, не позволить «стереть» геоэкономическую «память». Геоэкономическая суть новой политики безопасности и стратегического арсенала ее реализации сводится к следующему: врастание национальной экономики в геоэкономическую систему (включение в мировые интернационализированные ядра) с целью прорыва к полноправному участию России в формировании и распределении мирового дохода, с опорой на высокие геоэкономические технологии и на функционирование в мировом геоэкономическом пространстве.
Эта геоэкономическая основа диктует совершенно новую качественную характеристику политики безопасности, ее трансформацию в новейшую форму. Следует осознать, что традиционные представления о ведении войн с применением только силовых методов уходят в прошлое. На смену им приходят (и они уже ведутся) более опасные и грозные – геоэкономические (внешнеэкономические) войны.
В мире идет структурная перестройка глобальной экономической системы, из глубин постиндустриального мира бросаются все более жадные и алчные взгляды на российские интеллектуальные и ресурсные богатства. Новая воспроизводственная структура мира выстраивается с учетом доступности к сырьевым богатствам России и стран СНГ, и западная военная машина готовится к «защите» такой схемы. При таком взгляде на вещи совершенно по-новому звучит мотивация расширения НАТО на Восток. Сама военная машина – это только верхушка айсберга, его косвенное проявление. Она отражает неумолимые закономерности мировой постиндустриальной модели: техногенная фаза западного мира ищет новые плацдармы, а военная компонента только вплетена в ткань этого процесса. Этого нельзя не учитывать. Геоэкономический подход должен стать одним из центральных направлений формирования политики национальной безопасности.
Под геополитической риторикой США просматривается центральное звено – национальные геоэкономические интересы США, делегированные транснациональным монополиям. При этом военная машина служит инструментом защиты этих интересов. Это ясно вытекает из всех программных стратегических документов США. По сути дела они взяли на вооружение геоэкономический экспансионизм – политическую доктрину, использующую геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, направленной на захват доли национального дохода других стран.
К сожалению, следует констатировать, что в России идея открытости национальной экономики оказалась не подкрепленной адекватными преобразованиями и выработкой соответствующих механизмов функционирования внешнеполитической, внешнеэкономической и военной системы в новых условиях. От такой открытости в значительной мере выиграли преступные структуры. Организованные криминальные группировки, наркомафия стали стремительно глобализоваться, втягивая российскую преступность и «втягиваясь» в Россию. Такая «открытость» в совокупности с отсутствием геоэкономической стратегии объективно поощряет крайние формы экономического сепаратизма со стороны субъектов Федерации, а также некоторых финансово-промышленных групп, подталкивает их к принятию узкоэгоистичных решений. Углубление этого процесса дает нашим стратегическим конкурентам огромные преимущества, создает основу для экономического диктата при решении вопросов общенационального стратегического характера.
Складывающаяся ситуация предопределяет необходимость принятия Россией нестандартных стратегических решений. Стремительно войдя в полосу глубочайшего обновления, «выломившись» из старого структурного монолита, Россия должна стряхнуть политическое и экономическое оцепенение и обветшавшие, устаревшие стратегические установки. В ситуации крайне низкой мобильности производственного фактора, его застойного состояния, социально-экономической напряженности, трудно предсказуемого поведения армии в условиях провала военной реформы необходим стратегический маневр прорывного характера. Вся дальнейшая история России может зависеть от правильности этого маневра, его содержательного наполнения. И здесь требуются нестандартные шаги и политическая воля. Фундамент стратегического маневра и дальнейшего развития России, ее внутринациональных преобразований должен выстраиваться, исходя из глобальных тенденций и противоречий XXI века. Его суть – переход на новые геоэкономические горизонты развития.
Причина внешнеполитических неудач и провалов (сдача зон влияния, неподкрепление внешнеполитических инициатив внешнеэкономическими) лежит в том, что в России сбрасывается со счетов современная глобальная ситуация, которая диктует необходимость пересмотра приоритетов в трех сферах – геополитики, геостратегии, геоэкономики. Центральным приоритетом мирового развития становится геоэкономика. Мир заработал в геоэкономических координатах, «заработал» бесперебойно, жестко и динамично. Новая геоэкономическая парадигма развития предопределяет каркас миропорядка ХХI века. Геоэкономика уже давно в реалиях оттеснила геополитику на второй план, все более сращивается с геостратегией, вплетая военную компоненту в геоэкономические (внешнеэкономические) доктрины. Мир вступил в фазу здорового прагматизма, сформировалась новая картина мира.
Игнорируя геоэкономические реалии, наша внешняя политика догматически провозглашает национальные интересы России, однако, не может реально защитить их. Такую способность может обеспечить только геоэкономика с ее эффективными средствами и методами реализации стратегических целей. Россия должна вцементировать в свою новейшую доктрину внешней политики геоэкономические атрибуты. Геоэкономический подход должен стать центральным стержнем всех структур, имеющих дело с внешней сферой.
Таким образом, Стратегия России в XXI веке может и должна быть основана на новейших геоэкономических подходах. Оставаясь же на уровне сугубо геополитических подходов (без переноса центра тяжести в геоэкономическую сферу), Россия не сможет совершить маневр исторического масштаба и своевременно подойти к новому равновесному (сбалансированному состоянию) мировой системы в качестве признаннового мировым сообществом ведущего участника и партнера по глобальному предпринимательству, а следовательно, будет вечно отбрасываться от мирового дохода
Источник
Геополитическое и геоэкономическое положение России.
В результате развала СССР Россия имеет больше потерь, чем приобретений. Итак, геополитические потери выглядят следующим образом:
· утрачено более 5 млн. кв.км территории (принадлежавшей СССР);
· потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Черному морю;
· в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;
· произошел «сдвиг» всей нашей территории на север и восток;
· потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;
· на новых рубежах России появились страны, слабые экономически и политически;
· последствия ликвидации СССР вылились в попытки конфедерализации России;
· на юге Российская Федерация оказалась буфером между Европой и исламским фундаментализмом;
· на востоке страны образовался «вакуум» по населению (на Дальнем Востоке живет всего 8 млн. человек) при экономической насыщенности и потенциальной ресурсной мощности всех регионов, т.е. Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья и Приморья. Здесь России противостоит третье по силе государство мира — КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка
· Россия получила необустроенные границы;
К плюсам нынешнего геополитического положения России можно отнести следующее:
· Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН;
· в пределах России осталось значительное количество естественных ресурсов;
· здесь сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР;
· сохранились выходы в Черное и Балтийское моря — она имеет хотя бы по одному современному порту;
· На 20,3 тыс. км сухопутных границ России приходится 38,8 тыс. км морских границ.
· страна остается уникальным транзитным коридором через Евразию.
Но, несмотря на все потери, Россия остается обширнейшей трансконтинентальной державой с мощным поясом стран-соседей и переходным положением между Европой и Азией.
Вопрос о роли и значении России в новой системе геополитических координат заслуживает отдельного внимания. Российские эксперты отмечают, что на геополитическое положение России крайне неблагоприятно влияет выбранное направление экономического развития — в качестве «деревни» Нового Севера, откуда тот выкачивает ресурсы: сырье, финансы, высококвалифицированную рабочую силу. Этот путь ведет к постепенной деградации страны, тем более что наши возможности традиционного индустриального развития ограниченны.
Если в начале 1990-х гг. Россия по уровню своего развития еще могла претендовать на членство в клубе постиндустриальных стран, то в начале XXI в. это уже не так, поскольку один из основных ударов постсоветской «шоковой терапии» пришелся именно по высокотехнологичному производству и научному потенциалу. Среди российских геополитиков существует мнение, что наша страна до сих пор сохраняет значение второго сверхдержавного полюса (хотя и сильно ослабленного по сравнению с СССР) в той мере, в какой она одновременно концентрирует и сохраняет четыре вида ресурсов:
· территориальный (крупнейшая в мире государственная территория с ее природными запасами и биоразнообразием);
· коммуникационный (самые развитые в мире системы транспортировки углеводородов и электроэнергии);
· ядерный (самый мощный в мире потенциал межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования);
· космический (Глобальная навигационная спутниковая система — ГЛОНАСС).
Таким образом, Россия еще имеет шанс стать эффективным игроком на геополитической сцене современного мира, если сумеет в исторически короткие сроки восстановить свой геоэкономический потенциал.
Про геоэкономическое положение россии (инфа на 2013 год, перечитывать с учетом нынешних реалий)
В начале XXI века Россия в поиске смыслов проходит тяжкий путь познания современной геоэкономики. В силу нынешних геоэкономических факторов, с учётом возникающих ограничений Россия вынуждена будет пересматривать приоритеты и формировать полуавтономное поведение в мирохозяйственных процессах. Вряд ли стоит уповать на то, что европейская зависимость от российских энергоресурсов будет иметь длительную перспективу. Очевидно, что Европа будет стремиться избавиться от неё, азиатский же энерготрафик России не может сравниться с европейским по экономической эффективности. Поэтому энергоресурсный путь России близок к завершению.
Уже в недалёком будущем судьба России будет в большей степени зависеть от научно-технических идей и разработок, творческих образованных людей, современной инфраструктуры, высоких технологий и инноваций. В первую очередь, это будет связано с оборонно-промышленным комплексом страны и военной организацией государства. Россия обязана обеспечить национальную элементную и технологическую базу ОПК, проводя политику импортозамещения в этой сфере деятельности. Россия обязана завершить тяжело идущую технологическую модернизацию промышленности, провести необходимые структурные и кадровые изменения, тогда она сможет опередить конкурентов. Времени отпущено не более десяти-пятнадцати лет. Сегодня сжатие времени для принятия глобальных экономических решений – условие успеха России.
Взаимодействие России с США и ведущими странами Европы показало нецелесообразность жёсткой привязки нашей страны к Западу, который рассматривает нашу страну, во-первых, как поставщика природных и квалифицированных трудовых ресурсов, во-вторых, как рынок сбыта своих товаров и услуг, в-третьих, как санитарную зону защиты от азиатско-китайского и радикально-исламистского факторов.
Сейчас мировые лидеры – США и Евросоюз – испытывают определённые трудности собственного позиционирования в мире и проблемы развития. На протяжении многих лет они сохраняли своё лидерство благодаря различным факторам, в том числе, распаду СССР и активной реализации новой колониальной политики, которой являются геоэкономика и глобализация. Проводящий курс интенсивной модернизации Китай сталкивается с нарастающими экономическими, экологическими, ресурсными и социальными проблемами. В то же время сильно отставшая в 1990-е годы от мировых держав, но мобилизовавшаяся в последнее десятилетие Россия перераспределила ресурсы на главные направления своего развития и в последние годы добилась весьма впечатляющих успехов. Россия вновь вернулась в число ведущих субъектов мировой политики. Роль России в мире уже стала важной из-за нарастающего геоэкономического противостояния Китая и США. От сильной России сейчас во многом зависят направления мирового развития.
Стратегия развития геоэкономического потенциала России связана с созданием крупного межгосударственного объединения с населением не менее 300-350 млн. человек. Революция в Украине и ее стремление к Евросоюзу ставит серьёзные препятствия на этом пути, требующие решения. Будущее России, как важного игрока на поле геоэкономики, может быть связано с формированием на основе Евразийского Экономического Союза крупного сообщества, как субъекта мировой экономики, с сохранением в орбите своего влияния Украины и подключением крупных региональных игроков – Турции и Ирана. Этот вполне реалистичный вариант при всей его кажущейся парадоксальности позволит создать сообщество в 350-400 млн. человек с полноценным внутренним рынком.
Напомним, что логика современной геоэкономики ведущих стран – не присоединение к себе территорий. Мировые лидеры прирастают быстрым, зачастую виртуальным капиталом, который стал играть доминирующую роль. Характеристики инновационной и креативной экономики показывают высокую оценку фондовым рынкам интеллектуальных нематериальных активов, нарастающий отрыв капитализации от стоимости реальных активов (зданий, сооружений и т.д.).
Мир вступил в эпоху, принципиальная черта которой – возможность экономического доминирования за счёт конкурентоспособных кадров, наукоёмкого производства и инноваций. Современная динамика мирового развития требуют высоких темпов включения новых людей, идей и технологий. Знания прикладного характера, наделённые свойствами товара, подлежащего продаже, стали важным ресурсом управления мировым социально-экономическим развитием. Это означает рыночное признание знаний для инноваций и возможность их капитализации ещё до товарного воплощения.
Источник