Географическое положение стран определяет политику

Политико-географическое положение стран

Политико-географическое положение означает положение определенной страны, района, населенного пункта по отношению к другим районам, проводящим миролюбивую политику, или к очагам международной напряженности, международным союзам, к районам региональных конфликтов, к военным базам.
Это понятие родственно понятию «экономико-географическое положение», так как политика и экономика тесно связаны между собой. Под экономико-географическим положением понимают положение страны, района, населенного пункта относительно торговых путей, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков, а также положение их относительно транспортных путей.

На отдельных этапах истории экономико-географическое положение оказывало заметное влияние на развитие отдельных государств. Так, в свое время считалось, что причиной отсталости Германии является ее удаленность от Атлантического океана, который признается главным путем мировой торговли. По мере развития общественного производства страна становится менее зависимой от природных факторов, поэтому экономико-географическое положение изменяется и зависит от развития транспорта, торговли, международных связей.
Экономико-географическим положением нельзя объяснить отсталость одних стран и процветание других. Например, Япония, изолированная от США и стран Западной Европы, занимает очень видное место в мировом хозяйстве. Но неблагоприятное экономико-географическое положение все же оказывает влияние на развитие страны. Например, страны, лишенные выхода в Мировой океан, несут большие финансовые расходы по транспортировке грузов. Сходные трудности испытывают и островные государства, лежащие в стороне от важнейших морских дорог: Сейшельские острова, Маврикий и др.

Политико-географическое положение — историческая категория, она изменяется во времени. События, происходящие в последние годы в мире, подтверждают это.
Для государства чрезвычайно важно ее политико-географическое положение — геопространственной отношение к политическим объектам, находящимся вне ее и непосредственно влияют на нее. Это влияние может приобретать не только политического характера. Например, положение Греции в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику, которая и определяет характер политических процессов в этой стране. Часто употребляемый термин «геополитическое положение» отражает влияние на политические процессы и структуры государства не только внешнего политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем. Например, положение страны в континентальных условиях очень часто является фактором ее политического стремления к выходу на морские коммуникации и часто делает ее агрессивной.

Оценивая политико-географическое положение государства, необходимо учитывать как ресурсную (отраслевую), так и пространственно-территориальную его составляющие. Физико-географическая составляющая выделяется тем, что географическая среда продолжает играть существенную роль в жизни общества, влияет на эффективность функционирования той или иной страны. Даже мощные государства бессильны перед такими стихийными силами природы, как цунами, землетрясения, наводнения, ураганы, торнадо и т.д.. Качественные земли или другие природные ресурсы, непосредственный выход к незамерзающим морям, климат и рельеф местности, полноводные реки и множество других факторов физико-географической составляющей политико-географического положения были, есть и будут важными для развития, а иногда и самого существования той или иной страны.
Значение экономико-географической составляющей в оценке политико-географического положения все время растет. Все больше стран испытывают потребность в ресурсах развития, они не способны обеспечить по своей территории. И это не только полезные ископаемые или продовольствие, но и трудовые ресурсы. Поэтому открытый доступ к регионам, которые обладают излишками ресурсов социально-экономического развития, становится решающим фактором политико-географического положения. Не менее важным является размещение относительно основных рынков сбыта товаров, производимых в стране.

Постоянно возрастает значение транспортно-географической составляющей (в широком понимании этого термина) политико-географического положения, основными показателями которой является пропускная способность, скорость доставки грузов, стоимость перевозки, информационные и миграционные потоки, их изменчивость в пространстве и времени.

Не менее, а иногда и более важны геополитическая и гео-стратегическая составляющие политико-географического положения государства. Политическая нестабильность, вооруженные конфликты и т.д. надолго «закрывают» определенные страны и даже регионы мира, меняют направление и силу транзитных товаропотоков, разрушают устоявшиеся системы межгосударственных отношений.

Географическое положение может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей у государства, тем центральнее ее положения. Признаки центральности и периферийности географического положения очень часто связывают с категориями его выгодности или невыгодности. Обычно, центральное положение выгоднее периферийное. Многие страны имеют периферийное положение, однако они расположены на судоходном побережье. Следовательно, их положение лучше, чем соседних с ними континентальных государств, близких к «центральных». Среди «окраинных» государств особенно выгодное положение имеют расположенные на побережьях незамерзающих морей. Государство не может омываться морем (например, Великобритания, Шри-Ланка, Исландия, Кипр), быть полуостровной (Дания, Италия, Южная Корея, Турция), выходить на море большей или меньшей своей частью (Египет, Алжир, Румыния, Болгария, Албания ), располагаться на двух морях различных бассейнов (Франция, США, Канада, Мексика).

По пространственным масштабом географическое положение разделяют на глобальное, региональное и соседское. Глобальное положение — это геопространственной отношение государства к мировой экономической и политической систем и их подсистем, в частности групп высокоразвитых стран, стран «третьего мира», стран бывшего «коммунистического блока», в мировых геополитических осей, геостратегических интересов и т.д.. Региональное положение является геопространственной отношением к системе стран и политико-государственных структур того континента, на котором расположено государство. Соседское положение предусматривает геопространственные отношения с государствами, которые граничат с определенной страной. Определяют соседей первого и второго порядка. Непосредственные соседи — это соседи первого порядка, а соседи соседей соседствуют второго порядка. Например, соседями первого порядка для Венгрии являются Украина, Румыния, Хорватия, Словения, Австрия, Сербия, Словакия, а соседями второго порядка является Россия, Беларусь, Польша, Чехия, Германия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Босния и Герцеговина, Албания, Македония , Болгария и Молдова, то есть их почти вдвое больше. Чем больше соседей имеет определенная страна, тем при прочих равных условиях выгоднее ее политико-географическое положение. Это придает этой стране определенные преимущества в выборе близких внешнеполитических и экономических партнеров. В военно-политическом аспекте соседи соседей очень часто являются стратегическими партнерами (например, когда непосредственный сосед проявляет агрессивность). Классическим примером являются отношения «Польша — Франция», между которыми находится Германия: в двух мировых войнах эта пара выступала в одном антинемецкой блоке.

Очевидно, что на глобальном и региональном уровнях в сферу интересов политической географии должны войти изменения, происходящие на политической карте мира (связанные с образованием новых государств, изменениями их государственного строя, государственных границ и т. д.); изменения в соотношении сил основных политических, военных и экономических группировок; важнейшие территориальные аспекты международных отношений, включая географию очагов международной напряженности и военных конфликтов. Быстро развивается и новое направление политико-географических исследований – политическая география Океана. Это объясняется тем, что Мировой океан в наши дни также стал ареной активных политических событий, отражающих изменения в расстановке политических сил и соответственно в разграничении морских акваторий.

Макро-политико-географическое положение страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-политико-географическое положение – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Источник

География. 10 класс

§ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Объекты и основные направления политической географии. Политическая география является одним из важных направлений социально-экономической географии и находится на стыке наук. Поэтому ряд учёных отводит ей самостоятельную роль в географии.

Зародившись в конце XVIII в. как естественная наука, политическая география изучала деление мира на государства, их территорию, взаимное расположение, границы и объясняла политические процессы характером природных условий и ландшафтов.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Известный французский просветитель Шарль Луи Монтескьё считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи обусловливают деспотическое правление. Учёный объяснял это так — для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удалённость места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Поэтому маленькие государства по своей природе должны быть республиками, а большие — подчиняться монарху. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества республиканского правления с силой монархии. Такой формой Монтескьё считал федерацию — пространственно единый союз республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии.

Прав ли был Монтескьё? Аргументируйте свои мнения «за» и «против».

Благодаря работам немецкого географа Ф. Ратцеля (рис. 22), в конце ХIХ в. особенности политического устройства, внутренней и внешней политики разных государств начинают изучать с учётом географического положения, географических условий и культурно-исторических особенностей.

Впоследствии, когда стали принимать во внимание пространственные и региональные особенности развития мира, представления о предмете политической географии значительно расширились.

Политическая география — особая географическая наука, которая изучает пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил.

С развитием науки расширился перечень объектов политической географии (рис. 23).

Основной задачей политической географии является характеристика общей пространственной картины политической жизни страны и совокупности факторов, которые её обусловливают.

Большое количество объектов послужило формированию нескольких самостоятельных научных направлений. Каждое из них динамично развивается в настоящее время (рис. 24).

Источник

Вопрос. Влияние географического положения на формы и политику государства.

Географическое положение того или иного государства, его внешнеполитическая деятельность называется ГЕОПОЛИТИКОЙ, которую можно определить как взаимосвязь и взаимозависимость между политикой государства (внешней и внутренней) и географической средой, в рамках которой эта политика проводится.

Например, остров Мальта в течение многих столетий был целью противоборства сильнейших держав Средиземноморского региона, так как обладание этой «скалой» могло дать возможность установить контроль над всеми морскими торговыми путями в этом регионе.

Расширение территории, или жизненного пространства — отнесение границ как можно дальше от центра, то есть территориальная экспансия, было, действительно, эффективной мерой обеспечения безопасности государства и одним из основных способов наращивания его мощи.

Расширение государственных границ до естественных преград, каковыми могли служить, например, горы, широкие реки или морское побережье, существенно затрудняло вторжение и служило дополнительным (помимо боеспособной армии) фактором их (границ) крепости. Удобный выход к морю также открывал дополнительные преимущества в виде возможности вести морскую торговлю или захватывать заморские территории. Но это порождало и проблему: необходимость иметь достаточно большой торговый флот, с одной стороны, и достаточно эффективные военно-морские силы для его защиты — с другой.

Географическое положение страны могло определить даже направление ее экономического развития и уровень этого развития. Яркий пример: Викторианская Британия — владычица морей, самая промышленно развитая держава мира во второй половине девятнадцатого века вследствие морской торговли и активной эксплуатации заморских владений. Стремление изменить свое географическое положение могло стать краеугольным камнем во внешней и внутренней политике, проводимой на протяжении многих десятилетий. Другой пример: борьба России за выход к Балтийскому и Черному морям и за контроль над черноморскими проливами.

Эти примеры позволяют сделать вывод о том, что не географическое положение определяет внешнюю политику государства, а само государство использует свое географическое положение для формирования и проведения внешней политики, которая в определенный момент наиболее полно отвечает его национальным интересам.

Однако для этого страна должна достичь довольно высокого уровня экономического и военного развития, обладать достаточными природными, людскими ресурсами и производственными технологиями. В противном случае она обречена оставаться заложницей географического фактора.

Источник

Читайте также:  Загс гражданин другой страны
Оцените статью