Они открывали Землю!
Путешественники
Вы здесь
География в Китае
География в Китае
Все то время, когда в Древней Греции и Риме, затем в христианской Европе и среди мусульман, а также в Скандинавии люди знакомились с Землей как местом своего обитания и пытались изучить ее, существовал еще один центр географических знаний. Речь идет о Китае. В общем, европейский и китайский миры оставались изолированными, лишь постепенно открывая для себя друг друга. Но известно несколько удивительно схожих представлений и методов изучения, которые, казалось бы, предполагают наличие контактов, пусть не прямых и намеченных лишь пунктиром.
Для тех, кто погружен в изучение истории западного мира, важно иметь в виду, что начиная примерно со II в. до н. э. и вплоть до XV в. у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний (Needham, 1963: 117). Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного удобней шестидесятиричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая.
Китайские философы отличались от древнегреческих в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не персонализировались от природы, поскольку рассматривались как ее часть. Они отрицали божественную силу, предписывающую законы и создавшую Вселенную для человека по предопределенному плану. В Китае не считали, что после смерти жизнь продолжается в райских кущах или на кругах ада; умершие поглощаются всепроникающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды. Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму, но оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания.
Чтобы проиллюстрировать эту особенность, Джозеф Нидхэм приводит следующую притчу:
«Во время своего путешествия на восток Конфуций встретил двух подростков, споривших между собой, и спросил их о причине их спора. Один из них сказал: «Я думаю, что восходящее Солнце ближе к нам, чем полуденное». Другой отвечал: «А я считаю, что восходящее и заходящее Солнце дальше от нас, а полуденное ближе». Первый продолжил: «Восходящее Солнце большое, как верх колесницы, а полуденное – не больше тарелки. А то, что выглядит большим, должно быть ближе к нам, то же, что меньшим,– дальше от нас». Но второй парировал: «Заходящее Солнце холодное, а полуденное – жаркое, а то, что жарче, то должно быть ближе к нам». Конфуций не сумел разрешить их спор. Тогда оба мальчика засмеялись над ним и с презрением сказали: «И почему только люди считают Вас таким ученым?» (Needham, Ling, 1959: 225–226)
Огромная разница в ориентированности культуры древних греков и китайцев станет сразу же ясной, если попытаться представить, что смог бы в этой ситуации ответить спорщикам Сократ. Но это вовсе не означает, что китайцев не интересовало то, что находилось вне привычного для них мира. Работа в области географических познаний, проделанная китайцами, выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями наблюдательного плана и практическими приложениями, чем выработкой теории.
Работы в области географии
В Китае эти работы были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Так, например, велись систематические наблюдения за состоянием погоды с XIII в. до н. э. Содержание самых старых фрагментов географических описаний представляет обзор природных ресурсов и поставляемой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая в V в. до н. э. В них описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из провинций (Needham, Ling, 1955: 500). Во II в. до н. э. китайские инженеры уже делали точные замеры количества илистых наносов, влекомых реками. Во 2 г. н. э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежит производство бумаги, печатание книг, использование дожде- и снегомеров для измерения количества осадков, и компаса для нужд мореходства.
Заметно продвинулись китайцы в понимании природных процессов. Примерно в IV в. до н. э. ими был раскрыт смысл круговорота воды. Почти в то же самое время, когда Платон размышлял о последствиях вырубки леса в Аттике, китайский философ Э-Цзы, живший двумя столетиями позже Конфуция, указывал на то, что лес, однажды вырубленный на горных склонах, уже не сможет там восстановиться, если не будет прекращен выпас крупного и мелкого рогатого скота (Glacken, 1956: 70).
Китайцы многое знали и о разрушительной деятельности водных потоков, стекающих с гор, и об образовании речных пойм. Тогда же, когда Авиценна высказал свои мысли об эрозии (денудации) гор, китайский ученый Чэн-Хао пришел к тому же выводу (1070 г.). Вот что писал он о резко выраженном горном хребте с острыми вершинами и крутыми склонами:
«Рассматривая причины появления этих форм, я думаю, что (в течение столетий) горные потоки, низвергающиеся вниз, смыли весь песок и всю землю, обнажив скальные породы. Если поглядеть вверх, стоя на дне ущелья, то стенка обрыва кажется вертикальной, но когда вы находитесь на одной из вершин, то другие вершины оказываются на одном уровне с той, на которой вы стоите. Это справедливо по отношению ко всем уровням вершин вплоть до самых высоких.
. Теперь Великая река (то есть Желтая, Хуанхэ). (и некоторые другие) грязная и переполненная наносами. На западе провинций Шэньси и Шаньси реки текут в узких ущельях в сотни футов глубиной. Понятно, что ил и мелкий песок год за годом выносились этими реками на восток и таким образом вещества, слагавшие целый континент, могли быть рассеяны. Эти выводы должны быть безусловно верными» (Needham, Ling, 1959: 603–604).
Географические сочинения китайских авторов подразделяются по Нидхэму на восемь групп: (1) труды, посвященные изучению людей, которые мы могли бы отнести к географии человека; (2) описания районов Китая; (3) других стран; (4) рассказы о путешествиях; (5) книги о реках Китая; (6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; (7) краеведческие работы, включающие описание районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; (8) географические энциклопедии. Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий и их изменению (Needham, Ling, 1959: 508).
Китайские географические исследования и открытия
Географические открытия китайских путешественников часто не принимаются во внимание европейскими авторами, занимающимися историей географии. В далекие путешествия за пределы Китая отправлялись либо послы императора, либо миссионеры и купцы.
Самым ранним свидетельством китайских путешествий служит книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н. э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н. э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука; из-за плохой сохранности их переписали в конце III в. до н. э. Они известны под названием «Путешествия императора Му», правление которого приходилось на 1001–945 гг. до н. э. Император Му, говорится в них, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от колес своей колесницы в каждой стране. История его странствий, как и гомеровская «Одиссея», полна удивительных приключений и безусловно приукрашена писавшим, но содержит такие детали, которые вряд ли могли быть плодом фантазии. Император побывал в поросших лесом горах, видел снег, много охотился. На обратном пути он пересек обширную пустыню, настолько безводную, что ему пришлось пить лошадиную кровь. Можно не сомневаться в том, что в очень древние времена китайские путешественники удалялись на значительные расстояния от долины Вэй Хэ – центра развитой культуры (Mirsky, 1964: 3–10). Открытие средиземноморских цивилизаций приписывают географу Чжан Цяню и относят к 128 г. до н. э. (Sykes, 1961: 21; Needham, 1963; Mirsky, 1964: 13–25; Thomson, 1965: 177–178). В его книге описывается путь через внутренние районы Азии до Бухары, который затем вел к Персии и побережью Средиземного моря. По этому пути постоянно шли купеческие караваны, и, по-видимому, торговые связи с западными странами установились задолго до «официального» открытия Запада. Китайцы привозили персики, миндаль, изюм, абрикосы, шелк и, конечно, шелковичных червей, а сами покупали люцерну, пшеницу и виноградную лозу.
Вообще существовало множество китайских путешественников, чьи достижения достойны быть запечатленными в истории географических открытий. И все же среди наиболее известных из них был буддийский монах Сюань-Цзан (Sykes, 1961: 24–30). В VII в. н. э. он нашел в себе силы пересечь на пути в Индию высочайшее, обдуваемое всеми ветрами Тибетское плато и самые высокие в мире горы. После нескольких лет обучения в центрах буддизма он возвратился в Китай с большой коллекцией буддийских реликвий и манускриптов, привезенной им на вьючных животных. Его считают китайским открывателем Индии (Mirsky, 1964). В том же столетии другой буддийский монах И-Цзин достиг Индии морем, сделав сначала восьмимесячную остановку на Суматре в 671 г. Вернувшись в Китай, он привез с собой более 10 000 свитков буддийских текстов на санскрите, которые он намеревался перевести на китайский язык (Sykes, 1961: 30). Несколькими столетиями позже, в 1220 г., еще один китайский путешественник (Чан Чунь) пересек пустыни Центральной Азии, преодолев нескончаемые тяготы и трудности пути, и наконец в Самарканде встретился с вождем монголов Чингизханом. В 1287–1288 гг. христианский монах несторианского толка Раббан Бар Саума совершил паломничество из Китая в Рим. Узнав, что папа умер, а новый еще не избран, он отправился через Геную в Париж и Бордо, чтобы повидать королей Франции и Англии. Представьте себе изумление французов XIII столетия, оказавшихся в роли «открываемых» христианином из Китая. В 1288 г. он возвратился в Рим, и, получив благословение нового папы, пустился в обратный путь, в Пекин. Это случилось всего за несколько десятилетий до путешествия братьев Поло в Китай. В 1296 г. еще один китайский путешественник Чжоу Такуан посетил Камбоджу и в подробностях описал обычаи этой страны.
Исследовали китайцы и моря. Не сохранилось ни одного письменного свидетельства того, что они выходили на просторы Тихого океана, хотя китайские экспедиции побывали в Японии и на Тайване. В XIII в. китайские купцы плавали на своих джонках на Яву и острова Малайского архипелага и даже в Индию. Марко Поло встречал их в Персидском заливе в порту Ормуз. Но основные исследования были проведены китайским флотоводцем Чжэн Хэ между 1405 и 1433 гг. Он возглавлял семь экспедиций, каждая из которых располагала целым флотом судов. Благодаря им были открыты регулярные морские торговые пути между Явой, Суматрой, Малайей, Цейлоном и западным побережьем Индии. Побывал он также в Персидском заливе, Красном море, проплыл вдоль восточного побережья Африки, расположенного южнее экватора; в восточном направлении он плавал до острова Тайвань. На борту судов его последней экспедиции (1431–1433 гг.) в Китай прибыли послы более чем из десяти стран. Не исключено, что один из кораблей был послан им к северному побережью Австралии (Hsieh, 1988).
Картография
Китайцы были искусными изготовителями географических карт. Чжан Хэн, живший во II в. н. э., вероятно, первым в Китае стал использовать градусную сетку, но карты его не сохранились. Есть, однако, ссылки на него, где говорится, что он «набросил сеть [координат] на небеса и Землю и таким образом исчислил их» (Needham, Ling, 1959: 538).
«Отцом китайской картографии» был Бэй Сю, назначенный китайским императором на должность министра общественных работ в 267 г. н. э. Он создал карту части территории Китая на восемнадцати шелковых свитках. Для составления основы карты он произвел съемку местности путем измерения нескольких базовых линий и определения пунктов, удаленных от этих линий, способом перекрестного визирования, то есть так же, как это делали египтяне задолго до него. При вычерчивании на карте рек, береговых линий, горных хребтов и нанесении городов и других объектов в качестве основы он использовал прямоугольную сетку перпендикулярных друг к другу линий, проведенных в направлении юг–север и восток–запад. Этот ли ученый, или Чжан Хэн, или кто-либо еще, живший намного раньше их, заимствовал идею использовать триангуляцию для определения местоположения объектов и сеть пересекающихся линий для картографических изображений у греков, а, может быть, через их посредство у египтян? Это вполне вероятно, хотя точно не установлено. Нет ничего невозможного и в том, что многие из этих методов были измыслены много раньше, чем где бы то ни было, именно в Китае, а затем проникли на запад подобно тому, как это случилось с десятичной системой исчисления.
Два великолепных экземпляра китайских карт были вырезаны на камне в 1137 г.; сведения, помещенные на них, по всей вероятности, получены до 1100 г. (Needham, Ling, 1959: 547–549). Одна из них – «Карта Китая и стран варваров» – включает территорию от Великой Китайской стены, что проходит севернее Пекина, до острова Хайнань на юге, а также горы Центральной Азии на западе. Другая, под названием «Карта путей Ю Великого», показывает примерно ту же территорию, причем изображение крупных рек и побережья от залива Бохайвань до северного берега Шаньдунского полуострова и острова Хайнань выглядит даже более точным. Ни на одной из этих карт не показан остров Тайвань. Обе они, как и другие китайские карты, ориентированы на север.
Список литературы
- Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва : Прогресс, 1988. – 672 с.
Источник
Путешествия древних китайцев
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:40, реферат
Краткое описание
Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. В середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане зарождается цивилизация Древнего Китая. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова.
Содержимое работы — 1 файл
Путешествия древних китайцев.docx
Путешествия древних китайцев
Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. В середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане зарождается цивилизация Древнего Китая. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.
Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.
О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.
Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.
В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.
Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни.
Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры.
Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сыма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.
Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских языках. Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М., 1950).
Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем. Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет.
Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.
Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.).
В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.
Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес – «указатель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».
Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было огромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населявшие полуостров Индостан.
Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, познание мира, оздоровление, образование. Уже в I в. до н. э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.
Источник