География сравнить характеристики стран

СРАВНЕНИЯ

Как строить сравнительные
географические характеристики

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

На одной из первых географических олимпиад МГУ (в 1951 г.) было предложено задание — дать сравнительную характеристику Греции и Италии. К сожалению, жанр сравнительной характеристики в географии основательно позабыт — и как форма контроля знаний, и даже как форма изложения материала в учебном тексте. При изучении художественной литературы еще предлагают темы сочинений в этом жанре — сравнительные характеристики Печорина и Онегина, Базарова и Рахметова. В школьной географии же сравнительная характеристика — редкость. Между тем сравнительный метод в географии был и остается одним из очень важных, и научить школьников сравнивать — задача хотя и непростая, но важная и интересная.

Что можно сравнивать

У сравниваемых объектов должно быть что-то общее. Бессмысленно сравнивать город с рекой, климат с растительностью. Чаще всего сравнивают две территории, иногда город с городом, реку с рекой, две горные системы; можно сравнить и более абстрактные понятия — типы климата, типы почв, типы воспроизводства населения. И в пределах этих понятий нужно брать что-то, имеющее ясно видимые общие черты. Скажем, сравнить Россию с США или Канадой можно, с Великобританией — уже очень трудно, слишком разные они по размеру. Можно сравнить две страны, лежащие рядом, но по разные стороны какой-то горной системы, например Норвегию со Швецией; беcспорно, будут общие черты, но будут и существенные различия. Можно сравнить территории, очень друг от друга отдаленные, но в чем-то схожие — хотя бы ту же Норвегию с Чили. Различий будет больше: страны в разных полушариях, одна из них достигает тропических широт, другая заходит за полярный круг, одна страна у подножия высочайших гор, другая — у невысоких. Но обе узкие, протянулись вдоль побережья и отделены от соседей горами, у обеих есть фьордовые берега, обе лежат у берегов морей, богатых рыбой. Нередко общие черты у очень отдаленных объектов найти легче, чем у близких: у реки Конго больше сходства с Амазонкой, чем с Нилом.
Сравнивать можно два географических объекта, два явления, а можно и больше. В дальнейшем будем говорить только о двух объектах сравнения, но помнить, что их может быть и больше.

Цель сравнения

Мы знаем, что географическое положение двух стран сходно, есть сходство и во многих других чертах, но одна из них — богатая, другая гораздо беднее. Почему? Иначе говоря, мы хотим выяснить причину различий.
Другой случай: на реке успешно действует гидроэлектростанция; хотим построить такую же на другой реке, текущей в сходных, но не совсем таких же условиях. Будет ли электростанция работать так же хорошо? Не причинит ли она больший вред окружающей среде, чем первая? То есть наша цель — выявить следствия различий.
Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты. Для многих школьников это может оказаться неожиданным: они делают это лишь потому, что «Анна Иванна велела». Но учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.

Читайте также:  Разведанные запасы нефти странах мира

Структура сравнения

Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.
Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.
Даже если мы сравниваем территории, то есть даем наиболее привычную для нас характеристику, совершенно не обязательно строго придерживаться общепринятого плана описания: географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и т.д.
Постарайтесь сразу понять, к каким чертам различия или сходства хотели привлечь ваше внимание, предлагая дать сравнительную характеристику. К ним в основном и сводите сравнение. Так, Греция и Италия расположены на близких широтах юга Европы, на полуостровах, в основном гористых. Но Италия — одна из очень богатых стран мира, член Большой восьмерки. Греция не только существенно меньше по размеру и численности населения, но и по душевым показателям в Евросоюзе-15 — один из аутсайдеров. Значит, нужно делать упор на исторические обстоятельства, на природные и современные политические факторы, затормозившие развитие Греции. В упомянутом выше примере Норвегии и Чили географическое положение тесно связано с рельефом, то и другое нужно дать вместе: страны протянулись вдоль морского берега, их границами с материковой стороны служат горы. Основная же разница — Норвегия уходит от 58° широты на 13° в сторону полюса, а Чили — от 56° широты на 38° в сторону экватора. У норвежских берегов море играет отепляющую роль, сглаживая северный холод. У чилийских — холодное течение делает еще более сухим знойный юг.
Сопоставлять широты сравниваемых территорий вполне резонно: от них зависят многие характеристики климата. Сравнивать же долготы бессмысленно не только потому, что невозбранно принять любой меридиан за нулевой, но и потому, что даже в одной, строго фиксированной системе координат долгота сама по себе ничего не значит: мы знаем, что на 20° широты заведомо теплее, чем на 60°, но сказать что-то определенное о долготах 20° и 60° не можем. Сыграет роль другое: на побережье или в глубине континента находится рассматриваемое место; если на побережье, то на западной окраине материка или восточной.
Включайте в характеристику лишь те компоненты географического описания, которые важны для сравнения. Если мы говорим о животноводстве, то, упоминая горные пастбища, совершенно не обязательно говорить о возрасте гор — овцам все равно, щипать ли траву на древних, каледонских горах или на альпийских. Но иногда может выплыть на поверхность и возраст: на герцинском Тянь-Шане есть остатки древних поверхностей выравнивания — сырты, которые служат прекрасными пастбищами, а на более молодом, альпийском Западном Памире, который стадию равнины никогда с начала горообразования не проходил, их нет.

Читайте также:  Не родись красивой все страны

Примеры сравнений разного типа

В качестве примера сравнения территорий рассмотрим полуострова Кольский и Ямал. Оба полуострова расположены на северном побережье России, первый отделяет Белое море от Баренцева, второй вдается в Карское море. На обоих идет интенсивная добыча полезных ископаемых. Главное отличие: Кольский полуостров — часть Балтийского щита, он сложен кристаллическими породами, которые лишь с поверхности слегка припудрены рыхлыми. Ямал же целиком сложен рыхлыми породами. Соответственно рельеф: на Кольском полуострове плато, сложенные коренными породами, есть и низкогорные массивы, высшая точка не достигает 1200 м; Ямал — это равнина, его высшая точка 84 м. Полезные ископаемые Кольского полуострова связаны с магматическими породами: руды железа, никеля, титана, апатит, нефелин. На Ямале — нефть и газ, последний преобладает; на Кольском таких ископаемых быть не может. Хотя оба полуострова на Севере и условия жизни там суровые, есть и существенные различия. Ямал несколько севернее, а главное — восточнее, окружающее его Карское море замерзает, в то время как Баренцево море у берегов Кольского полуострова не замерзает. Многолетняя мерзлота на Кольском полуострове только островная, небольшими участками, Ямал же — весь на мерзлоте, если она растает, полуостров может вообще исчезнуть. Близостью к хозяйственно развитым районам, лучшей транспортной связью с ними и более благоприятными условиями освоения объясняются наличие на Кольском полуострове многих городов и поселков, самый большой город — Мурманск. Ямал заселен еще очень слабо, разведка и добыча газа производятся в значительной мере вахтовым методом; капитально обустраивается только Бованенковское газовое месторождение.
Сравнительная характеристика рекАмазонки и Конго. Это две самые большие реки в мире по годовому стоку. Они находятся на разных континентах, но в главном их географическое положение сходно: они текут в приэкваториальных областях. Обильные осадки выпадают практически на всей площади бассейна каждой реки. Бассейны у обеих рек большие. Оба эти условия и создают значительный сток. Но бассейн Амазонки превышает бассейн Конго почти вдвое, а сток почти впятеро. Посмотрев на климатические карты, убедимся, что в бассейне Амазонки осадков заметно больше. Причины этого (свободный доступ восточного, пассатного переноса с океана) при характеристике рек можно и не рассматривать, а принять как данное. Бассейны обеих рек довольно изометричны, то есть не вытянуты по длине. Но на физической карте бассейн Амазонки почти весь зеленый, то есть это низменность. С низменным рельефом бассейна Амазонки связано распространение по Амазонке приливной волны на 1400 км. А бассейн Конго, в основной своей части тоже равнинный, приподнят, к океану река спускается, образуя водопады. Это создает затруднения для судоходства. Между тем по Амазонке океанские суда заходят на 1700 км, до Манауса.
Задачи на сравнение климатов печатались в газете много раз*. Вспомним общие и отличительные черты географического положения некоторых пунктов, сравнить которые предлагалось.
Остров Гренландия и антарктическая станция Восток. Почти антиподы, но обе точки — посередине огромных ледниковых щитов.
Уолфиш-Бей и Антофагаста. Разные материки, но совершенно одинаковое положение по отношению к материкам, океанам и морским течениям.
Неаполь и Кейптаун. Средиземноморский климат в разных полушариях.
Джакарта и Колката (Калькутта). На берегах одного океана, но один пункт в экваториальном поясе, другой в субэкваториальном.
Кармакулы и остров Врангеля. Обе станции в пределах русской Арктики, но в ее западном и восточном секторах.
Белен и Кито. Оба на экваторе, но один пункт на уровне моря, другой высоко в горах.
Подчеркнув общие и различные черты географических объектов, можно добиться исключительной выразительности географической характеристики даже тогда, когда сравнение не служит конечной целью. Так, характеризуя Томск, стоит противопоставить ему Новосибирск: Транссиб прошел всего в 60 километрах от Томска, сразу оставив его в невыгодном положении, в то время как благодаря Транссибу появился на свет и фантастически быстро вырос Новосибирск.
Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии, поэтому учить ей в школе нужно обязательно.

Читайте также:  Цикорий где растет страны

Источник

ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»

Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
  • планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
  • контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
  • оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
  • сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
  • уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
  • уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
  • умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.

Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.

Образовательная выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.

Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.

Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.

Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.

ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.

Роль учителя Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).

Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.

2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?

В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?

3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).

4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).

После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?

5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.

Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров

Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.

6. Швеция – Греция (черты сходства):

1. полуостровные, унитарные государства,
2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение,
3. ресурсы минеральные, рекреационные,
4. национальный состав однороден, христианство,
5. много иммигрантов.

1. разная форма правления,
2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции,
3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие,
4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные
концерны,
5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии,
6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.

Франция – Польша (черты сходства):

1. материковые страны, унитарные республики,
2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение,
3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные,
агроклиматические),
4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов,
5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли,
6. много достопримечательностей,
7. импорт топлива, металлов.

1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна,
2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов,
3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура);
4. транспортная система развита лучше во Франции;
5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.

Внешние связи с Россией:

Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары

Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.

7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?

Итак, на экономическое развитие страны влияют:

  • Географическое положение страны
  • Природно-ресурсный потенциал
  • Качество трудовых ресурсов
  • История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
  • Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
  • Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом

8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)

9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….

Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”

Спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)

Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.

Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека

Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).

Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.

Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.

Класс делится на группы:

  • 2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
  • 2 группы сравнивают Францию и Польшу;
  • 1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией

Представители каждой из групп делают выводы:

  • Греция комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)

Швеция экономически развита сильнее

  • Франция экономически более развитая страна + комфортно для отдыха

Польша экономически развита, расположена ближе к России

  • Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией

Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.

Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.

Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”

Источник

Оцените статью