СРАВНЕНИЯ
Как строить сравнительные
географические характеристики
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
На одной из первых географических олимпиад МГУ (в 1951 г.) было предложено задание — дать сравнительную характеристику Греции и Италии. К сожалению, жанр сравнительной характеристики в географии основательно позабыт — и как форма контроля знаний, и даже как форма изложения материала в учебном тексте. При изучении художественной литературы еще предлагают темы сочинений в этом жанре — сравнительные характеристики Печорина и Онегина, Базарова и Рахметова. В школьной географии же сравнительная характеристика — редкость. Между тем сравнительный метод в географии был и остается одним из очень важных, и научить школьников сравнивать — задача хотя и непростая, но важная и интересная.
Что можно сравнивать
У сравниваемых объектов должно быть что-то общее. Бессмысленно сравнивать город с рекой, климат с растительностью. Чаще всего сравнивают две территории, иногда город с городом, реку с рекой, две горные системы; можно сравнить и более абстрактные понятия — типы климата, типы почв, типы воспроизводства населения. И в пределах этих понятий нужно брать что-то, имеющее ясно видимые общие черты. Скажем, сравнить Россию с США или Канадой можно, с Великобританией — уже очень трудно, слишком разные они по размеру. Можно сравнить две страны, лежащие рядом, но по разные стороны какой-то горной системы, например Норвегию со Швецией; беcспорно, будут общие черты, но будут и существенные различия. Можно сравнить территории, очень друг от друга отдаленные, но в чем-то схожие — хотя бы ту же Норвегию с Чили. Различий будет больше: страны в разных полушариях, одна из них достигает тропических широт, другая заходит за полярный круг, одна страна у подножия высочайших гор, другая — у невысоких. Но обе узкие, протянулись вдоль побережья и отделены от соседей горами, у обеих есть фьордовые берега, обе лежат у берегов морей, богатых рыбой. Нередко общие черты у очень отдаленных объектов найти легче, чем у близких: у реки Конго больше сходства с Амазонкой, чем с Нилом.
Сравнивать можно два географических объекта, два явления, а можно и больше. В дальнейшем будем говорить только о двух объектах сравнения, но помнить, что их может быть и больше.
Цель сравнения
Мы знаем, что географическое положение двух стран сходно, есть сходство и во многих других чертах, но одна из них — богатая, другая гораздо беднее. Почему? Иначе говоря, мы хотим выяснить причину различий.
Другой случай: на реке успешно действует гидроэлектростанция; хотим построить такую же на другой реке, текущей в сходных, но не совсем таких же условиях. Будет ли электростанция работать так же хорошо? Не причинит ли она больший вред окружающей среде, чем первая? То есть наша цель — выявить следствия различий.
Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты. Для многих школьников это может оказаться неожиданным: они делают это лишь потому, что «Анна Иванна велела». Но учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.
Структура сравнения
Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.
Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.
Даже если мы сравниваем территории, то есть даем наиболее привычную для нас характеристику, совершенно не обязательно строго придерживаться общепринятого плана описания: географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и т.д.
Постарайтесь сразу понять, к каким чертам различия или сходства хотели привлечь ваше внимание, предлагая дать сравнительную характеристику. К ним в основном и сводите сравнение. Так, Греция и Италия расположены на близких широтах юга Европы, на полуостровах, в основном гористых. Но Италия — одна из очень богатых стран мира, член Большой восьмерки. Греция не только существенно меньше по размеру и численности населения, но и по душевым показателям в Евросоюзе-15 — один из аутсайдеров. Значит, нужно делать упор на исторические обстоятельства, на природные и современные политические факторы, затормозившие развитие Греции. В упомянутом выше примере Норвегии и Чили географическое положение тесно связано с рельефом, то и другое нужно дать вместе: страны протянулись вдоль морского берега, их границами с материковой стороны служат горы. Основная же разница — Норвегия уходит от 58° широты на 13° в сторону полюса, а Чили — от 56° широты на 38° в сторону экватора. У норвежских берегов море играет отепляющую роль, сглаживая северный холод. У чилийских — холодное течение делает еще более сухим знойный юг.
Сопоставлять широты сравниваемых территорий вполне резонно: от них зависят многие характеристики климата. Сравнивать же долготы бессмысленно не только потому, что невозбранно принять любой меридиан за нулевой, но и потому, что даже в одной, строго фиксированной системе координат долгота сама по себе ничего не значит: мы знаем, что на 20° широты заведомо теплее, чем на 60°, но сказать что-то определенное о долготах 20° и 60° не можем. Сыграет роль другое: на побережье или в глубине континента находится рассматриваемое место; если на побережье, то на западной окраине материка или восточной.
Включайте в характеристику лишь те компоненты географического описания, которые важны для сравнения. Если мы говорим о животноводстве, то, упоминая горные пастбища, совершенно не обязательно говорить о возрасте гор — овцам все равно, щипать ли траву на древних, каледонских горах или на альпийских. Но иногда может выплыть на поверхность и возраст: на герцинском Тянь-Шане есть остатки древних поверхностей выравнивания — сырты, которые служат прекрасными пастбищами, а на более молодом, альпийском Западном Памире, который стадию равнины никогда с начала горообразования не проходил, их нет.
Примеры сравнений разного типа
В качестве примера сравнения территорий рассмотрим полуострова Кольский и Ямал. Оба полуострова расположены на северном побережье России, первый отделяет Белое море от Баренцева, второй вдается в Карское море. На обоих идет интенсивная добыча полезных ископаемых. Главное отличие: Кольский полуостров — часть Балтийского щита, он сложен кристаллическими породами, которые лишь с поверхности слегка припудрены рыхлыми. Ямал же целиком сложен рыхлыми породами. Соответственно рельеф: на Кольском полуострове плато, сложенные коренными породами, есть и низкогорные массивы, высшая точка не достигает 1200 м; Ямал — это равнина, его высшая точка 84 м. Полезные ископаемые Кольского полуострова связаны с магматическими породами: руды железа, никеля, титана, апатит, нефелин. На Ямале — нефть и газ, последний преобладает; на Кольском таких ископаемых быть не может. Хотя оба полуострова на Севере и условия жизни там суровые, есть и существенные различия. Ямал несколько севернее, а главное — восточнее, окружающее его Карское море замерзает, в то время как Баренцево море у берегов Кольского полуострова не замерзает. Многолетняя мерзлота на Кольском полуострове только островная, небольшими участками, Ямал же — весь на мерзлоте, если она растает, полуостров может вообще исчезнуть. Близостью к хозяйственно развитым районам, лучшей транспортной связью с ними и более благоприятными условиями освоения объясняются наличие на Кольском полуострове многих городов и поселков, самый большой город — Мурманск. Ямал заселен еще очень слабо, разведка и добыча газа производятся в значительной мере вахтовым методом; капитально обустраивается только Бованенковское газовое месторождение.
Сравнительная характеристика рек — Амазонки и Конго. Это две самые большие реки в мире по годовому стоку. Они находятся на разных континентах, но в главном их географическое положение сходно: они текут в приэкваториальных областях. Обильные осадки выпадают практически на всей площади бассейна каждой реки. Бассейны у обеих рек большие. Оба эти условия и создают значительный сток. Но бассейн Амазонки превышает бассейн Конго почти вдвое, а сток почти впятеро. Посмотрев на климатические карты, убедимся, что в бассейне Амазонки осадков заметно больше. Причины этого (свободный доступ восточного, пассатного переноса с океана) при характеристике рек можно и не рассматривать, а принять как данное. Бассейны обеих рек довольно изометричны, то есть не вытянуты по длине. Но на физической карте бассейн Амазонки почти весь зеленый, то есть это низменность. С низменным рельефом бассейна Амазонки связано распространение по Амазонке приливной волны на 1400 км. А бассейн Конго, в основной своей части тоже равнинный, приподнят, к океану река спускается, образуя водопады. Это создает затруднения для судоходства. Между тем по Амазонке океанские суда заходят на 1700 км, до Манауса.
Задачи на сравнение климатов печатались в газете много раз*. Вспомним общие и отличительные черты географического положения некоторых пунктов, сравнить которые предлагалось.
Остров Гренландия и антарктическая станция Восток. Почти антиподы, но обе точки — посередине огромных ледниковых щитов.
Уолфиш-Бей и Антофагаста. Разные материки, но совершенно одинаковое положение по отношению к материкам, океанам и морским течениям.
Неаполь и Кейптаун. Средиземноморский климат в разных полушариях.
Джакарта и Колката (Калькутта). На берегах одного океана, но один пункт в экваториальном поясе, другой в субэкваториальном.
Кармакулы и остров Врангеля. Обе станции в пределах русской Арктики, но в ее западном и восточном секторах.
Белен и Кито. Оба на экваторе, но один пункт на уровне моря, другой высоко в горах.
Подчеркнув общие и различные черты географических объектов, можно добиться исключительной выразительности географической характеристики даже тогда, когда сравнение не служит конечной целью. Так, характеризуя Томск, стоит противопоставить ему Новосибирск: Транссиб прошел всего в 60 километрах от Томска, сразу оставив его в невыгодном положении, в то время как благодаря Транссибу появился на свет и фантастически быстро вырос Новосибирск.
Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии, поэтому учить ей в школе нужно обязательно.
Источник
ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»
Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
- планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
- контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
- оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
- сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
- уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
- уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
- умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.
Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.
Образовательная – выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.
Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.
Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.
Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.
ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: урок-практикум.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.
Роль учителя | Роль ученика |
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”). Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы. 2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы? В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе? 3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели). 4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее). После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека? 5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам. Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров Делаем выводы – слушаем результаты работы групп. 6. Швеция – Греция (черты сходства): 1. полуостровные, унитарные государства, 1. разная форма правления, Франция – Польша (черты сходства): 1. материковые страны, унитарные республики, 1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна, Внешние связи с Россией: Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др. 7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран? Итак, на экономическое развитие страны влияют:
8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске) 9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ………. Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.” Спасибо за урок. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1) Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно. Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы. Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение). Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека. Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы. Класс делится на группы:
Представители каждой из групп делают выводы:
Швеция экономически развита сильнее
Польша экономически развита, расположена ближе к России
Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы. Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя. Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”. Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.” Источник |