Геополитические отношения россии с другими странами

Геополитика России

Россия уникальная страна не только в плане политического, экономического, социокультурного устройства. Это также геополитически уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений народов и территорий прошлого. Многие политические структуры были поглощены Россией и стали частью геополитических векторов, передали на более высокий уровень свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала.

На данный момент Российская Федерация расположена севернее и восточнее своих предшественников – СССР и Российской Империи. Это зона гигантской геополитической катастрофы, когда из-за внутренних и внешних кризисов распалось более крупное, идеологически и экономически враждебное образование. Большая часть страны непригодна для земледелия, остальная часть находится в зоне так называемого «рискованного земледелия», в которой вероятность заморозков достаточно высока. Множество рек и горных целей, особенно на юге и на востоке страны, а также есть хребет, разделяющий западную и восточную часть страны, что является и психологической преградой в осознании страны как «России и чего-то еще за Уралом», и преградой длительное время от экспансии на восток.

В отличие от распространенной версии, будто Россия создавалась с востока на запад, на самом деле формировалась с севера на юг – между государственнической традицией Севера (норманнских конунгов) и духовной церковной традицией Юга – византийской. Постоянному обмену этими традициями способствовали многочисленные реки, которые текут с юга на север. Но геополитическую традицию России подарили монголы – жители юго-востока, стремящиеся к безграничному завершению своей империи. После освобождения Руси от монголо-татар у России появляется традиция экспансии и консолидации, выраженной, хотя и не осознанно, в геополитики России.

Читайте также:  Поиск телеграмм каналов по странам

На севере и на востоке Россия – геополитически завершенное образование, границы которого совпадают с границами береговой линии. И хотя береговая линия традиционно опасное образование, способное впитывать и импульсы Суши и импульсы Моря, в данном случае из-за затрудненного судоходства эти берега не представляют опасности для вторжения из-за океанов. Кроме того, даже если вторжение произойдет, неналаженная инфраструктура не даст достичь вторжению значительных успехов (как в случае интервенции Великобритании во время гражданской войны 1921-23 годов, когда десант высадился в Архангельске).

Основой геополитики является противоборство государств Суши и государств Моря, одни из которых исповедуют традиционное общество, общинность и систему социально справедливого распределения, а другие торговый строй и модернизацию, рыночную экономику и индивидуализм. Это противоборство выражалось в войне Рима с Карфагеном, Крестовых походах, колониальной политике Великобритании, Франции, Испании и Португалии, а своего пика и глобализма достигло в противостоянии СССР и США.

Самое важное то, что в отличие от многих других стран континента Россия оккупировала наиболее важную часть – так называемый « heartland», сердцевину земли и географическую ось истории (по выражению Хелфорда Макиндера). До тех пор, пока какая-либо страна владеет этими территориями, она выступает от имени объединителя Евразии – геополитически законченной территории, «большого пространства». Россия не целиком расположена на территориях хартленда. Земли западнее реки Лена уже располагаются в зонах «береговой линии». А территория хартленда не целиком входит в территорию России: Казахстан, Монголия и ряд других малых стран, граничащих с Россией, расположены на территории хартленда.

Народы, населяющие хартленд, отличаются структурированным и иерархичным обществом, глубокими государственными традициями, идеократией (властью идей), высокими духовными ценностями, своей собственной эсхатологической миссией, традиционализмом. Наилучшая государственная идеология таких территорий – консерватизм, наиболее враждебная – либерализм, который либо принимает своеобразную «национальную» особенность, либо разрушат территории, либо и то и другое одновременно.

Читайте также:  Страны западной европы обладающие минеральными ресурсами

Центр хартленда можно изображен на рисунке красным цветом. Это «центр центра», само основание. Это земли, которые планировал захватить Александр Македонский (и если бы захватил, то выстроил бы боле могущественную и долговечную империю, уже не имеющую ничего общего с Македонией), Тамерлан, Чингисхан. Волею судьбы эти территории большей своей частью принадлежали СССР.

В данный исторический период сердцевина хартленда все еще принадлежит России, что позволяет взять на себя особую геополитическую миссию, несопоставимую, однако, с миссией СССР. Наиболее верными союзниками России, однако, являются страны со сходными установками территорий хартленда – Казахстан, Узбекистан, Монголия, Таджикистан, Беларусь. А те страны, что принимают правила и основы общества противоположного лагеря – стран Моря, внешнего полумесяца – обрекают себя на рост энтропических изменений в обществе и саморазрушение (Грузия, Молдавия, Украина).

Усугубляющим фактором положения Российской Федерации является то, что она зажата между основными центрами силы и геополитическими центрами мира: Европой, Ближним Востоком и Китаем, что позволяет враждебным силам моделировать и провоцировать конфликты на протяженности всей границы России. Вторжение в Афганистан было реакцией на угрозы разместить там ракеты враждебным лагерем, война в Чечне – попытка экспансии радикального ислама Саудовского образца, поддерживаемая Турцией, основой геополитики которой является пантюркизм – сообщество тюркских народов. Выдвижение территориальных претензий Китаем (в том числе и о. Даманский) и конфликт на этой почве. Однако и польза от такого расположения хотя и очевидна, не используется правительством России в полной мере. Речь идет об использовании России как дешевого транзитного коридора между всеми этими центрами.

Между Россией и практически всеми этими центрами идет зона «великого лимитрофа» – пояса стран с нестабильной политической ситуацией, связанной с иными странами экономикой, отсутствием геополитической, цивилизационной и исторической миссии, зона потенциальных беспорядков и хаоса. Многие страны могут в ближайшие сто лет исчезнуть с карты мира (есть угроза распада Украины на западную и восточную, страны Восточной Европы ассимилируются в Евросоюзе, Таджикистан стремительно вымирает от активного употребления наркотиков, в частности героина, идущего из соседнего Афганистана), иные, потенциальные, могут наоборот, появиться (Приднестровье все сильнее осознает свою уникальную роль и далее будет отделяться от Молдавии, курды могут получить автономию, а затем и независимость вероятнее всего на территории Ирака).

На территории лимитрофа постоянно происходят территориальные конфликты, рост антироссийских настроений, активизация исламских фундаменталистов, рост преступности, «цветные перевороты», которые вопреки логике принято называть революциями. Постоянная ротация элит и смена политического курса являются нормальным для стран лимитрофа. Это часть Восточной Европы, которая уже не советский блок, но еще и не Европа, это Кавказские республики, Средняя Азия. Все вместе это один большой пояс, буферная зона между Россией, Европой и Ближним Востоком. Задача многих стран, не заинтересованных в усилении России предпочитают создавать «санитарный кордон» из стран лимитрофа, что выражается в общем антироссийском характере их объединения. Например, структура ГУАМ (Грузия, Узбекистан – последнее время совсем геополитически дезориентированный, Украина, Азербайджан, Молдавия), а также выстраиваемый на его базе Союз стран Балтийско-Черноморо-Каспийского бассейна, имеющий окончательный завершенный вид санитарного кордона, если бы не Белоруссия, «разрывающая» этот кордон посередине.

Внешняя политика России в последнее время нацелена на разрыв санитарного кордона и перевода его потенциала из отрицательного по отношению к нашей стране в нейтральное русло, а также на сближение с Китайским центром силы, усиление взаимодействия на базе ШОС – структуры, призванной обеспечить совместный геополитический контроль России и Китая в Средней Азии, где обе страны имеют свои интересы.

Важным является и геокультурное измерение Российского государства. Россия – это отдельная цивилизация, сложившаяся на основании православной религии. Наряду с другими цивилизациями: католическо-протестанстской (западной), конфуцианской, мусульманской, синтоистско-японской, католико-латиноамериканской, африканской Россия несет свою геокультурную миссию, которая, согласно религиозной трактовке, должна проявится в полной мере в Последние времена.

Российская культура и российское общество формировалось на формате взаимодействия славянских и тюркских народов. Это сложный синтез с элементами заимствований и трансформаций, а также собственным пониманием культурного кода (именно из-за этого произошла Великая Схизма и разделение церквей на западную и восточную в 15 веке.

Хотя до сих пор нет точного определения цивилизации, а равно и соотношений «цивилизация – религия», «цивилизация – культура» и «цивилизация – этнос», теория Сэмюеля Хантингтона о столкновении цивилизаций до сих пор считается актуальной, так как культурологические платформы, как и платформы тектонические постоянно движутся и либо накладываются друг на друга, создавая разломы, либо расползаются в стороны, создавая разломы и культурологический вакуум. Этот вакуум и наложения происходят в зоне лимитрофа, откуда и культурное измерение нестабильности. Страны лимитрофа находятся по всему периметру Российской федерации кроме тех мест, где она является геополитически законченной, а также между Россией и Китаем, где решены все территориальные споры. А значит конфликты на религиозной, этнической, политической, социальной почве происходят по периметру России, создавая угрозу национальной безопасности.

Если нарисовать круг, в него вписать квадрат, а в квадрат вписать Россию, то места, где квадрат соприкасается с кругом, будут находиться в тех уголках России, через которые она осуществляет экономическое взаимодействие с другими геополитическими игроками. В этом еще одна особенность современного транзитного и импортно-экспортного положения России.

Таких областей четыре: северо-западная, разделенная Карелией на две части – Петербургскую и Мурманскую (ориентированны на Северную и Западную Европу, в частности Германию, Францию, Норвегию), юго-западная, Кавказская (ориентирована на Грузию, Армению, Азербайджан и далее в Иран), юго-восточная, разделенная на три части Охотским морем и проливом Лаперуза на Петропавловско-Камчатскую, Сахалинскую и Континентальную (ориентирована на Японию, береговую густонаселенную территорию Китая, страны азиатско-тихоокеанского региона) и северо-восточную, наименее активную, с центром в Анадыре (ориентирована на США и Канаду). Именно эти области обеспечивают наиболее интенсивный товарооборот с экономическими партнерами России.

Кроме этого существует мощная железнодорожная сеть (однако явно недостаточная для современных торговых операций), расположенная в зоне расселения славянского населения – европейская часть древней Руси и южные территории Сибири и Дальнего Востока, то есть, в сердцевине хартленда. Её наличие имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны и экономической роли, которую может взять на себя страна, если сможет изыскать средств на модернизацию экономики, армии и банковской системы.

На данный момент основой российской геополитики являются нефтяная труба, этнические противоречия русского и нерусского населения в странах лимитрофа по периметру России, которые не полностью использованы, а также распространение и нераспространение ядерного оружия, а также собственное его наличие для позиционного давления на иные центры силы. Это не самые лучшие факторы, так как в мире в основе своей геополитики другие игроки отказываются от ядерных и этнических инструментов и переходят к неядерному силовому, идеологическому и экономическому инструментарию. Однако во внутренней геополитике России все еще много вопросов.

Если ограничить геополитику России её границами как если бы Россия была островом, а границы совпадали бы с границами береговой линии и были бы законченными, то можно бы было найти интересные закономерности и пути решения ряда национальных, религиозных и социальных проблем руководствуясь исключительно геополитическим инструментарием. Однако это уже иной вопрос.

Источник

Геополитические итоги 2020 года

С одной стороны, мы видим обострение всего, что составляло геополитику долгие годы.

А с другой – совершенно новые вызовы, как в международной политике, так и в отношениях между странами. Причем и то, и другое развивалось в каком-то почти радикальном направлении.

Всё было слишком. Необычайно кардинально, чересчур интенсивно, без обычных для геополитики чередований периодов всплесков и затиший. То старое, что составляло основу долгие годы, вдруг обострялось, а новые тенденции – затухали. И наоборот, осложнялось и бурлило то, что возникло совсем недавно, в последние годы, а тускнело и теряло силу – прошедшее. В целом международные отношения в 2020 году поражали своей разнонаправленностью.

Я понимаю, что было бы верным «сыграть школьного учителя» и просто выставить оценку работе министерств и ведомств, занимающихся проблемами отношений между странами. Взять и «записать в их дневник» что-то наподобие «отл.» или «неуд.». Однако сделать это практически невозможно просто потому, что однозначной школьной оценки на некоторые итоги их работы выставить сейчас не представляется возможным.

Например, как расценить итоги военного конфликта в Нагорном Карабахе? Какой оценки заслуживают наши действия в Белоруссии во время ареста 33 богатырей? Какой критерий тут главный? Оценивать по итогам, по тому, чем закончились те или иные события, или по тому, как работали министерства и ведомства в ходе тех событий? А может, по тому, как повлияли эти факты современной истории на дальнейшее развитие отношений между странами?

Наверное, единственно правильная оценка работы тех, кто занимается глобальными вопросами геополитики в России, должна звучать так: министерства и ведомства работают достаточно квалифицированно и профессионально, что позволило сохранить и даже усилить позиции Российской Федерации в мире. Роль России (как одного из глобальных игроков в мировой политике) не уменьшилась, а выросла.

Пандемия стала катализатором всех процессов в мировой политике

Несколько слов необходимо сказать о том, как изменился мир из-за пандемии коронавируса.

Как бы мы ни относились к этой глобальной проблеме человечества, следует признать, что появление этой угрозы всему человечеству оказало огромное влияние на международные отношения не только на региональном уровне, но и глобально. Пандемия существенно изменила политический и экономический порядок в мире.

Является ли короновирус одной из причин обострения политических разногласий между странами? Однозначно да. А взвинчивания экономических отношений между государстваи? Разумеется, да. А осложнения военного противостояния стран? Тоже да.

В то же время, является ли коронавирус причиной улучшения отношений между странами? Опять да. Стала ли пандемия стимулом для развития международных отношений? И снова да. Разработка вакцин от коронавируса, которая изначально рассматривалась как чисто коммерческий проект, способный принести баснословные прибыли, сегодня стала фактором, способным существенно изменить взаимоотношения между государствами.

Уверенность в том, что единственно прогрессивным политическим строем является капитализм, а лучшей страной мира – США сразу после того, что именно продемонстрировали американцы в борьбе с новой болезнью и того количества смертей, что сегодня имеют Соединенные Штаты, разрушена. Коммунистический Китай и «тоталитарная» Россия продемонстрировали гораздо лучшие показатели в борьбе с этой внезапной угрозой.

В целом пандемия позволила изменить многие подходы в вопросах сотрудничества стран. Вспомните недавние репортажи из Аргентины об отправке и прилете самолета из России. Даже со скидкой на эмоциональность аргентинцев это выглядело грандиозно. Это было событие национального масштаба. Россия предоставила Аргентине первую партию вакцины – 300 тысяч доз.

А теперь представьте себе отношение народов (именно народов, а не только аргентинцев) Южной Америки к России сегодня. США, которые при всей своей мощи, прямо заявили о том, что плевать хотели на всех и не дадут вакцину пока не привьют собственных граждан. И Россия, открыто высказавшаяся о существующем недостатке мощностей для производства, но, тем не менее, уже посылающая вакцину в другие страны.

Постепенно мир приходит к пониманию того, что современное мироустройство – это не противостояние политических систем, не конфронтация морали и культуры. Это ещё и солидарность и взаимопомощь. Это приятие разнообразия культур и цивилизаций. Осознание существования различных ценностных систем. Признание права на существование разнообразных моделей общественного развития и разных моделей социального устройства общества.

Геополитика России в различных регионах мира

Наверное, стоит начать с того, что стало главной причиной всех потрясений, которые происходили в прошедшем году.

Мне кажется, такой причиной было разочарование в однополярности миропорядка. Прежде всего, отрезвление политических и экономических элит. Наконец-то пришло понимание того, что однополярное устройство мира влечет за собой диктатуру одного государства.

Этакий государственный эгоизм, когда все остальные страны (вне зависимости от политического, экономического, культурного и прочего развития) априори находятся в зависимости от решений президента и правительства одной-единственной страны. Когда именно в угоду этому единоличному лидеру принимаются политические решения, а экономика стран ориентируется так, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования для фирм этой ведущей державы.

Когда те, кто посмел перечить США, становятся мировыми изгоями, с которыми никто не имеет права вести какие-то дела. Даже в том случае, когда это сотрудничество очень выгодно. От санкций и изоляционизма не гарантирован никто. Вспомните санкции США по отношению к своим союзникам. Естественно, политической и экономической элите развитых государств это не нравится.

Сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что в большинстве стран сегодня более популярны идеи национального суверенитета, равноправия стран, независимости внутренней политики, баланса интересов и т.п. Проще говоря, политики многих государств теперь стали сторонниками приоритета интересов их собственного государства над остальными.

Американцы не выдержали бремя мирового лидерства. Сегодня это уже очевидно всем. Глобальный лидер оказался не готов контролировать региональных лидеров и геополитические процессы по всему миру. Отсюда и усиление давления на своих вассалов в Европе и других частях света. Отсюда же заигрывание с Индией. Американцы на всех площадках говорят о каких-то правилах международной жизни, но при этом с легкостью любые нормы меняют, если дело касается их собственной страны.

При этом американцы упорно игнорируют Россию. И Китай. Создают некий информационный вакуум вокруг успехов этих стран. В какой-то мере эта тактика пока действует. Визуально имидж России (как варварской и неразвитой экономической тоталитарной страны) сохраняется. Однако многочисленные прорывы, как это случилось в Сирии, как это происходит сегодня с вакциной от коронавируса, успешно разрушают этот миф.

Геополитически мы сегодня выигрываем у США. Не претендуя на мировое лидерство, мы постепенно внушили миру мысли о том, что в глобальной политике существуют не только американцы. Следует признать, что огромную роль в этом играет и то, что РФ и КНР сегодня вынужденные союзники. То, что Вашингтон не признает силу Пекина, толкает китайцев к развитию отношений с нами. И, по сути, вассалы США сегодня вынуждены считаться с этим (РФ и КНР) союзом.

Даже то, что в международных отношениях США усиленно продвигают идеи противостояния именно двум странам, России и Китаю, говорит о том, что американцы считаются с нашими странами. «Двойное сдерживание» – это и есть признание многополярности современного мира.

Я не могу сегодня уверенно сказать о том, что миропорядок рушится окончательно.

Но то, что нас признали лидерами мировой политики, внушает некоторую уверенность в правильности нашего курса. Более того, то, что другие ведущие государства мира, в частности государства ЕС, это лидерство тоже признают, говорит о том, что сам процесс формирования полицентричного мира уже не остановить.

США утрачивают свои лидерские позиции.

Китайская Народная Республика

Мне часто попадаются материалы о том, что главным событием последнего времени следует считать обострение отношений между США и КНР. Действительно, если раньше мы видели вполне адекватное разделение труда между этими странами (американцы – технологии и комплектующие, китайцы – сборка), которое в конечном итоге вылилось в торгово-экономическое и технологическое состязание, то сегодня уже можно говорить о военно-стратегическом противостоянии.

Но почему-то мало кто говорит об истоках этой конфронтации. Мне кажется, причина состоит не столько даже в бурном развитии экономики КНР, сколько в самой концепции сосуществования государств, которую проводит Пекин. Китай сознательно отказывается от парадигмы мирового или даже регионального превосходства. Лидеры данного государства исходят из того, что в глобальной политике не может быть иерархических построений.

Схожесть подходов к мировому устройству очень помогает нам в работе с китайцами. При решении любых вопросов обе стороны учитывают интересы обоих государств. И это притом, что и мы, и китайцы достаточно жесткие переговорщики.

В целом отношения с КНР достаточно стабильны и дружественны. И Россия, и Китай сегодня вполне самостоятельные, независимые государства, способные противостоять глобализму, насаждаемому США.

Европейское сообщество

Как ни парадоксально, но говорить о самостоятельной политике Европы сегодня невозможно. За годы вассального подчинения США Европа потеряла способность вести самостоятельную политику. Причина тут, хоть это и выглядит смешно, в существовании самого ЕС. Равноправие, которое царит в этом объединении при решении глобальных вопросов, мешает даже европейским тяжеловесам вести самостоятельную внешнюю политику.

Главной проблемой отношений с Европой в 2020 году стала непредсказуемость решений. Сегодня никто не может предсказать действия европейцев в дальнейшем. Даже тогда, когда вроде бы уже подписаны и ратифицированы соглашения. Причина такой непредсказуемости кроется в политике суверена Европы. Действующий президент США так же хаотично ведет международные дела.

Как мне кажется, главной проблемой в отношениях с Европейским союзом, является существование блока НАТО. Альянс сегодня является проблемой стратегической стабильности Европы. Американцы прекрасно понимают, что прямо противостоять России опасно. А вот «зажечь очередной мировой костер» в Европе, а потом просто объявить себя нейтральными, вполне в их стиле.

Прекрасно вписывается в такой сценарий отказ от Договора РСМД, отказ от СНВ-3. Ведь именно эти договора во многом обеспечивают, прежде всего, безопасность Европы. Даже отказ от Договора по открытому небу можно называть ещё одним кирпичиком в дело дестабилизации Европы.

Попытки Германии и Франции вести самостоятельную внешнюю политику сегодня выглядят довольно неуклюже. Поэтому до смены президента в США говорить о каких-то серьезных действиях в Европе нет необходимости.

При этом забывать ЕС тоже нельзя. Евросоюз разрывают внутренние проблемы. Политические элиты стремятся сохранить, как они это называют,

Ту систему, которая существует сейчас. Но, посмотрите, что сегодня творится в европейских столицах. Процветает национализм, даже нацизм. Молодежь поражена правым или левым популизмом. В целом там в обществе господствует евроскептицизм.

Так что, в ближайшем будущем вполне возможен процесс если не распада, то трансформации ЕС.

Россия и региональные конфликты

Мы привыкли к тому, что наши военнослужащие помогают сирийскому народу изгнать террористов с их земли. Если в начале операции в Сирии СМИ пестрили сообщениями о боях, о нападениях на колонны, о террористах-смертниках, то сегодня интерес во многом к этой теме потерян. Как ни странно это звучит, но это лучший показатель работы российских ВКС и ССО.

Сегодня в США уже слышны высказывания о том, что русских из Сирии пора вытеснять. Как пора заставить президента Асада отказаться от власти. К власти в США опять вернулись демократы, следовательно, Вашингтон постарается вернуть Соединенные Штаты в эпоху Барака Обамы. А ведь именно во времена Обамы наблюдалось серьезное противостояние между военными РФ и США.

Прошедший год серьезно укрепил наши позиции в Сирии. Так что сегодня мы имеем возможность не только противостоять противнику, но и самим уничтожать террористов. Об этом знают и американцы и турки, и террористы. Значит предстоит много работы нашим дипломатам. Но в целом, Россия в Сирию пришла надолго. И теперь уже сложно будет нашим геополитическим противникам.

Не менее сложным было разрешение конфликта в Нагорном Карабахе. Причем сложность момента заключалась, прежде всего, в том, что оба государства, участвующие в этом конфликте, находятся в зоне наших интересов. Более того, с одним из этих государств у нас договор о взаимной военной помощи, ОДКБ. При этом согласно международным законам и решению Совбеза ООН, вторая сторона действовала законно.

В результате работы российских дипломатов, сотрудников спецслужб, военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств, удалось остановить войну и посадить за стол переговоров противоборствующие стороны. Успешно локализована попытка Турции расширить собственную зону влияния в регионе. Более того, в результате переговоров Россия получила возможность создания постоянно действующей военной базы в Нагорном Карабахе.

Не менее сложным является затянувшийся конфликт на Украине. Россию часто упрекают в том, что мы не признаем республики. Много раз в СМИ звучали прямые обвинения в том, что именно мы виноваты в тех жертвах, которые несет Донбасс. Как же просто было бы решить этот вопрос простым признанием новых республик с последующим вхождением их в состав России. По той же схеме, что была применена в Крыму.

Те, кто действительно интересуется Донбассом с начала гражданской войны, кто знаком со взглядами на эту проблему командиров ополчения в 2014–2015 годов, прекрасно понимают, о чем я пишу. Далеко не все командиры поддерживали идею вхождения в РФ. Точно так же, население Донбасса было разделено в этом вопросе достаточно радикально. И даже сейчас, после шести лет войны, единого мнения по этому вопросу нет. Кто-то говорит о 70 % или о 50 %, или даже о реальных 40 % сторонников данной идеи.

Другой пока не решенный вопрос – это вопрос о принадлежности районов Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем Украины. Периодически я слышу от некоторых политологов выражение

но их голоса быстро стихают под потоком рассказов об ужасах войны. Так что с этим делать? Там теперь уже не Донбасс?

Признание ЛДНР в существующих границах фактически означает отказ от других районов Донбасса, отказ от русскоязычных областей Украины, отказ от поддержки русских на Украине. А если рассматривать вопрос с геополитической точки зрения, то и отказ от Украины, как государства. Окружающее пространство не заканчивается кончиком собственного носа.

То, что происходит сегодня на Донбассе, вполне разумная и продуманная политика. Раздача паспортов желающим, гуманитарная помощь, сдерживание украинских ястребов прямым заявлением о военной помощи ЛДНР в случае обострения конфликта – это и есть то, что необходимо сегодня народу Донбасса. Народ должен сам решить свою судьбу. Выдавать заявления пророссийской части населения за мнение всего народа глупо и, в случае реализации крымского сценария, грозит крупными неприятностями для России.

Немного о перспективах

Я специально не затрагивал те регионы, где пока спокойно. Формат статьи не позволяет посмотреть на всё. Но обозначить некоторые проблемы все же можно.

Сегодня нам следует обратить внимание, прежде всего, на наших ближайших соседей, на бывшие советские республики и бывшие страны социалистического лагеря. Те тенденции, о которых я говорил выше, касаясь европейских стран, уже проглядываются и там. Разброс политических взглядов, деятельность наших противников в информационной сфере, непрофессионализм политиков и прочие факторы создают почву для переворотов.

Причем, перевороты могут там организовываться не только силовые и кровавые, но и тихие, вроде бы демократические. Пример такого, правда, неудачного переворота в прошедшем году мы увидели в Белоруссии. Чуть ранее такой переворот был совершен в Армении. Прямо сейчас это происходит в Молдавии. Брожение началось в некоторых азиатских государствах.

Но в целом, повторюсь, итоги работы нашего МИДа, нашего МО, наших спецслужб и других министерств и ведомств по укреплению позиций России в мире, думаю, удовлетворят всех. Да, мы не так сильны экономически. Да, мы окружены кольцом, мягко говоря, недружественных государств. Да, НАТО стоит у наших границ. Но все это последствия разрушения СССР и тогдашней политики предательства национальных интересов на самом высоком уровне.

Россия вышла из тени. И уже никто не сомневается в её величии. Уже никто не сомневается в том, что она – глобальный игрок в мировой политике и ни один серьезный вопрос без России уже решить нельзя.

Профессионализм тех, кто занимается геополитикой в России, бесспорен. Наверное, нет в мире человека, который не знает таких фамилий как Путин, Лавров, Шойгу.

В заключение хочу поздравить всех, кто работает над тем, чтобы наша страна стала уважаемой в мире, чтобы нас ценили и принимали на самом высоком уровне в любом уголке мира, чтобы Россия была могучей во всех смыслах державой, с наступающим Новым 2021 годом!

Пусть следующий год станет продолжением ваших побед и добавит таких же свершений в будущем.

Источник

Оцените статью