Геополитическое расположение страны это
Геополитический статус государства: сущностные характеристики
Фартушняк Лилия Леоновна,
соискатель Уральского государственного горного университета.
Современная геополитическая картина мира отличается от предыдущих сложной системой мировых связей, которые в большинстве своем опровергают старые геополитические схемы прошлого. Классическая геополитика предлагает нам четкие и точные формулировки, стационарные системы геополитических координат, а возникающие периодически конфликты и противоречия не в силах изменить доминантные коалиции сил Моря и Суши, конфигурации «хартленда» и «римленда». Новая, «поствестфальская» мировая геополитическая система разрушает классические геополитические подходы, формирует новые геополитические пропорции и расклады, для объяснения которых необходимы новые, неклассические методы геополитического анализа.
В научной литературе практически отсутствует анализ понятия «геополитический статус». Исследователи различных геополитических школ и направлений косвенно касались вопроса о геополитическом положении государств, но только в рамках доказательства или опровержения своих теорий. Фридрих Ратцель – один из теоретиков геополитики, основоположник политической географии в своем главном труде «Politische Geographie» (Политическая география, 1987) [8], обосновал тезис о том, что сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а процветание зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды. Х. Дж. Маккиндер в своем докладе «Географическая ось истории», опубликованном в 1904 г . в «Географическом журнале» [9] ввел понятие Хартленд ( Heartland ) — сердце мира или «срединная земля», который является наиболее благоприятным плацдармом для контроля над всем миром и обозначает первостепенное положение государства. Таким положением по Маккиндеру, обладала Россия. На политическом уровне это обозначало признание ведущей роли России в стратегическом смысле, а это один из признаков геополитического статуса.
А. Мэхэн выдвинул ряд критериев, которые помогают анализировать позицию или геополитический статус государства, среди которых: географическое положение и открытость морям, конфигурация морских побережий и количество портов на них расположенных, от которых зависит процветание торговли и стратегическая защищенность, протяженность территории, статистическое количество населения, национальный характер и политический характер правления. [5] Основу его теории геополитического положения являло сильное морское государство, каковым он считал США, способное к мировому господству и противостоянию континентальной цивилизации (государства Евразии и в первую очередь – Китай и Россия).
Видный американский геополитик Н. Спайкмен в своих трудах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мира» [10] выделял 10 критериев статуса государства, развив основные критерии Мэхэна, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Среди них: поверхность территории, природа границ, объем населения, экономическое и технологическое развитие, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность и т.д. Если суммарный результат оценки геополитических возможностей государства оказывается не слишком высоким, то это автоматически вынуждает его вступать в более общий стратегический союз, ради глобальной стратегической геополитической протекции.
Геополитическое положение государства – это роль и место государства в системе государств геополитического региона и международного сообщества в целом. Оно определяется его политическим, экономическим, военным, демографическим, интеллектуальным потенциалом. На геополитическое положение государства влияет наличие выходов к морям, уровень развития системы коммуникаций, состояние и запасы природных ресурсов, протяженность морских, воздушных и сухопутных границ, климатические условия, а также уровень включенности межгосударственных отношений. Положение страны можно оценивать на: макроуровне — относительно мировых центров экономики и политики; мезоуровне — относительно крупных регионов и групп государств; микроуровне — относительно соседних стран и отношений с ними.
Понятие «статус» в современной научной литературе имеет неоднозначное определение. В социологии понятием «статус» обозначается положение (или позиция) индивида или группы в социальной системе, которое определяется рядом экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной общественной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» социальный статус. В энциклопедии «Геополитика» статус рассматривается как совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа, общественной или международной организации. [2] Таким образом, статус – это положение в определенной системе общественных отношений, занимаемое данным субъектом в существующей иерархической системе.
Политический статус характеризует мощь государства, его возможности в реализации возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений. Важнейшими элементами такого статуса являются: учредительный характер, территориальное верховенство власти, наличие легитимной властной структуры, существование государственной собственности, единая кредитно-денежная система универсальная международная правосубъектность и т.д.
Любое государство, существующее в геополитической системе, занимает определенное положение, т.е. имеет такой статус, который предполагает наличие политического и правового положения государства в рамках международных отношений. Иначе говоря, геополитический статус – это политико-правовое положение государства или иного политического субъекта в рамках глобальной геополитической системы, которое характеризует его военно-политическую и экономическую мощь, возможности в решении возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений проблем, т.е. – геополитический потенциал. Для определения геополитического статуса необходимо выделить ряд параметров, всесторонне его характеризующих, и являющихся неотъемлемыми и наиболее существенными (ключевыми) его признаками. Они составляют основу существования любого государства. Параметры могут быть базовыми (первичными) и динамическими (вторичными). Первичные параметры геополитического статуса определяются географическим положением, размером территории, климатическими условиями, наличием или отсутствием природных ресурсов, плотностью народонаселения и т.д. Вторичные параметры – это политические, военные, социально-экономические атрибуты государства, которые зависят от политической воли руководства страны, его способности реализовать ту или иную геополитическую стратегию, в основе которой лежат национальные интересы государства и постоянно изменяющейся глобальной геополитической системы. Из огромного ряда различных параметров геополитического статуса государства мы выделим ключевые параметры. Таковых несколько:
1. Территориально-географическое положение. Под территорией сегодня рассматривается пространство с определенным правовым режимом, т.е. часть земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также – космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Она является материальной основой существования государства. Качество территории определяется природными и климатическими условиями, наличием или отсутствием выходов в мировой океан, внутренними водными коммуникациями, запасами природных и, особенно, энергетических ресурсов и способом их освоения, состоянием культуры, экономики, а также качеством управления обществом в целом со стороны политической элиты. Территория составляет стратегический ресурс государства, по значимости превосходящий все остальные ресурсы, так как оказывает влияние на характер и основополагающие параметры интересов государства. [1]
2. Пограничное пространство и состояние границ. Пограничное пространство охватывает примыкающую к государственной границе с внутренней и внешней стороны часть национальной территории на суше, воздушном и водном бассейнах, в пределах которых устанавливается специальный правовой режим и порядок действий, обеспечивающий суверенитет страны и защиту ее национальных интересов. Государственная граница и параметры пограничного пространства являются неотъемлемым компонентом геополитического положения страны.
3. Способность к выживанию, где важной составляющей является состояние народонаселения: его количество и качество. Под качеством необходимо рассматривать физическое здоровье нации, типы воспроизводства, присущие обществу, уровень образования и профессиональные квалификации и т. д.
4. Наличие военно-стратегической мощи , включая эффективно действующий военно-промышленный комплекс, боеспособную армию, наличие или отсутствие ядерного оружия, развитие стратегических технологий. Также важно участие государства в миротворческих операциях, развитая силовая организация, способная обеспечить в глобальном масштабе безопасность государства и нации. Ключевую роль играет наличие военной доктрины, которая содержит формулировку угроз и описывает средства их предотвращения и ликвидации.
5. Степень национальной безопасности государства и нации . Национальная безопасность представляет чрезвычайно сложную многоуровневую функциональную систему, в которой постоянно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов, прежде всего государства, с угрозами этих интересам, как внутренним, так и внешним. [7] Главным системообразующим элементом системы национальной безопасности выступают национальные интересы, затрагивающие существенные потребности общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. [3] Обеспечение национальной безопасности любого государства имеет специфический характер, так как определяется особенностью государственных и национальных интересов, и их реализации. Определенно, в XXI веке новые аспекты безопасности будут играть все возрастающую роль, но при этом, традиционное сохранение баланса сил и военно-стратегический паритет не утратят своей важности. Они сохранят свое значение как основной элемент системы международной безопасности.
6. Степень разработки геополитической стратегии, которая реализуется в системе программных документов государства: конституции, концепции национальной безопасности, стратегии экономической безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического и национального развития страны. В современной геополитической ситуации, Россия находится на перепутье двух стратегий: одна их них определяется современными стандартами западной цивилизации, другая – системой евразийских ценностей. Первая предполагает интеграцию России в мировое экономико-политическое содружество через создание транснационального экономического и политического уклада, вторая – синтез классического либерализма и государственного регулирования, где никоим образом не исключены либеральные ценности рыночной экономики. [6]
7. Способность вносить вклад в развитие международного сообщества, включающая в себя геополитическую активность или пассивность государства и общества, их экономическую и финансовую мощь, степень развитости науки и наукоемких технологий, международную дееспособность и авторитет государства;
Геополитический статус формируется в ходе культурно-исторического развития, определяется фундаментальными факторами существования этноса, географии его расселения, а также «совокупной мощи» государства. В рамках современного мирового порядка государство остается одним из основных акторов геополитики. Однако по совокупному объему мощи государства различаются. Сегодня выделяют четыре основных типа государств – геополитических акторов: сверхдержавы, великие державы, региональные державы и малые государства. Сверхдержава (термин появился во второй половине XX в.) – очень мощное государство, с наибольшим (в некоторых случаях – абсолютным) политическим, экономическим или военным превосходством над большинством других государств, либо обладающее всеми тремя превосходствами одновременно. Сверхдержав не может быть много: в различных условиях развития геополитического миропорядка – одна (Униполь) или две (биполярный мир). Сверхдержавы XX в. (США и СССР) были не только военными, но и идеологическими и экономическими лидерами двух мировых противостоящих друг другу группировок. Их экспансионистская деятельность в различных геополитических пространствах имела абсолютный характер, например, превосходство США и СССР в ядерном оружии в 60-70 гг. XX века. Государства-лидеры несли ответственность за безопасность ориентированных на них групп стран.
Великая держава – государство, реально или постоянно влияющее на мировое развитие в рамках определенной эпохи. [4] Венский конгресс государств-победителей 1815 года кодифицировал статус великих держав. Был создан «Концерт великих держав», куда вошли Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а в последствии и Франция. Геополитическая экспансия такими государствами осуществляется постоянно, но имеет неравномерный характер. Современная великая держава ( World power ) – это государство, реально и постоянно влияющее на систему международно-правовых и международных отношений в рамках конкретного исторического периода. Другими словами, великая держава — это государство, обладающее превосходящей способностью к геополитическому расширению во всех пространствах. Пространственное расширение такими государствами осуществляется постоянно, с той лишь разницей, что не имеет абсолютного, глобального характера и развито неравномерно. В мире существуют государства, которые не обладают превосходящей совокупной мощью, но превосходят многие иные государства по степени развитости конкретного аспекта совокупной мощи. В связи с этим формируются понятия «великая экономическая держава», «великая ядерная держава», «великая морская держава» и т.п., позволяющие выделить конкретный аспект преобладающей мощи данного государства в сравнении с другими государствами.
Термин «региональная держава» появился сравнительно недавно – в новейшей истории. Региональными державами называются те государства, которые обладают реальным влиянием в региональном масштабе в рамках конкретной исторической эпохи, которые по определенным показателям не дотягивают до позиций великой державы. Таковыми, сегодня, являются Иран, Индия, Бразилия, Австралия и другие.
Малое государство – государство, обладающее ничтожной совокупной мощью и влиянием в рамках определенной системы международных отношений. Данный термин применяется к странам, значимость и территория которых даже в региональном измерении невелики.
Обретение и удержание геополитического статуса государством – результат длительного исторического развития. Иногда, уже существующие объективные самобытные характеристики государства позволяют занять ему ведущее место в геополитической стратификации. Но, чаще всего – это накопленный совокупный потенциал и реализация стратегических национальных и государственных интересов, которые определяют тот или иной геополитический статус государства.
1. Гаджиев К. Введение в геополитику: Учебник для студентов вузов./ Гаджиев К. – М: Логос, 2002. – с. 40
2. Геополитика. Популярная энциклопедия. Москва: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002. – с. 544
3. Василенко И. Геополитика. Учебное пособие./ И. Василенко. — М: Наука, 2003. – с. 148.
4. Комлева Н. Коллективная безопасность на современном этапе. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 12. Экологические проблемы современности. // Известия Уральского государственного университета. – 2002. — № 23. – с. 23
5. Петров О. Обстановка в мире и в России. //Национальная безопасность и геополитика России. – 2003. – № 9. – с. 16
6. Экономическая безопасность России. М: Изд-во «Дело», 2005. – с. 71.
7. Явчуновская Р. Геополитические угрозы и вызовы национальной безопасности России.// Власть. -2004, — № 2 – с. 49
8. Friedrich Ratzel, «Politische Geographie», 1887, «Einleitung»
9. Mackinder H . « Geographical Pivot of History » in « Geograghical Journal», 1904.
Источник