- Страны, входящие в состав Великобритании
- Как образовалась Великобритания?
- Правительство Великобритании
- Состав Великобритании
- Англия
- Шотландия
- Уэльс
- Северная Ирландия
- Великобритания – страна сочетания наций
- Какая религия господствует в Великобритании?
- Великобритания в Евросоюзе
- Справка об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ и других странах (Великобритания, Германия, Китай, Норвегия, Тайвань, США и Южная Корея)
- Главные выводы
- Содержание
Страны, входящие в состав Великобритании
Какие страны входят в состав Великобритании? Это государство богато историей и культурой, в нем переплетены традиции четырех историко-географических областей, которые отличаются своими религиозными особенностями. Это островное государство имеет много интересных фактов.
Лондонский Тауэр, Англия
Как образовалась Великобритания?
История создания Соединенного Королевства насчитывает несколько столетий. Выгодное географическое положение Британских островов и доступ к Атлантическому океану делали эти земли объектом захватов и междоусобных войн. Эти факторы сыграли важную роль в обеспечении обороны государства.
История становления Великобритании берет начало еще в I веке до н.э., когда практически все земли оказались под властью римлян. Последние положили начало строительству городов и провозгласили христианство. Позднее, в V веке н.э., германские племена захватили острова и вытеснили римлян, дав стране название Англия.
В IX-XI вв. Великобритания регулярно подвергалась нападениям викингов, и в 1066 году остров был завоеван нормандским герцогом Вильгельмом, который позднее стал королем Англии Вильгельмом I. Примерно в это время сформировался английский язык, объединивший в себе скандинавские, немецкие и французские слова.
Англия стремительно развивалась. И в конце XVI века международная торговля стала самым развитым видом деятельности.
Главным конкурентом государства в этой отрасли была Испания, которая в то время вела войну с Голландией. В этой борьбе Англия активно поддерживала Голландию. Позже Британия не раз показывала свои силы в военном вопросе, захватывая и колонизируя новые земли в Австралии, Азии, Америке, Африке и Океании.
Карта колоний Британской Империи
В 1707 году Великобритания состояла из Англии, Уэльса и Шотландии, а через 100 лет к унии присоединилась Ирландия. Но в начале XX века часть Ирландии отстояла свою независимость и вышла из союза, и в составе Соединенного Королевства осталась Северная Ирландия.
В начале XVIII века страна начала стремительно развиваться в экономическом плане. Торговля все так же занимала значимое место. Постепенно Великобритания получила статус великого военно-морского государства, превращаясь в промышленно развитую державу.
В XX веке мир потрясли две войны, в которых Великобритания занимала позицию будущих победителей. Но со временем влияние государства стало меньше, и во второй половине XX века она потеряла часть своих колоний.
Об интересных фактах о Великобритании рассказывается в этом видео:
В 1973 году Соединенное Королевство вошло в Евросоюз, английский язык стал международным. Но позже страну ждал сильнейший экономический спад, в который внесла безработицу миграция африканцев. В последнее время правительство занялось развитием промышленности и науки.Правительство Великобритании
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии находится на Британских островах, расположенных в Западной Европе. От материка острова отделяют два пролива: Ла-Манш и Па-де-Кале. Государство занимает всю часть острова Великобритания, северную часть острова Ирландия и большое количество Британских островов.
Великобритания и Ирландия, политическая карта
Страна занимает площадь в 244 тыс. кв. км. Проживает в Великобритании около 65 млн человек. Столицей государства является Лондон, а его действующим правителем – королева Елизавета II.
Лондон, столица Великобритании
Как известно, Британия является конституционной монархией, правительство которой состоит из правящего монарха и парламента, образующего палату лордов и палату общин. Такое правительство имеет практически неограниченное влияние в вопросах, касающихся населения и территории. Наследуется престол по старшинству. Монархом назначается старший сын или старшая дочь, если в семье нет сыновей.
Состав Великобритании
Страны, входящие в состав Великобритании, следующие:
Англия
Все знают Англию как Туманный Альбион. Здесь почти каждый день моросит дождь. Но правительство Англии заботится об экологии столицы и всей страны. Несмотря на унылую погоду, столица государства, Лондон, является городом с приветливым населением. Его посещает много туристов, ведь здесь есть что посмотреть. Самыми известными достопримечательностями являются Тауэрский мост, Биг-Бен, Британский музей, Вестминстерское аббатство. Букингемский дворец, место проживания королевской семьи, стал доступен для туристов.
Шотландия
В 2012 году в Шотландии произошел референдум. Согласно его результатам, Шотландия в составе Великобритании решила остаться. Страна известна виски, килтом и волынкой. Просторы государства лежат на 787 островах. Столицей страны является Эдинбург. Государство имеет не только тысячелетние традиции и богатую историю, насыщенную войнами, но и обворожительную природу. Величественные замки, горный дух и скалистые берега делают Шотландию популярным местом для туристов. Шотландцы отличаются своенравным темпераментом, они независимы и неординарны, общительны и дружелюбны, но не станут открываться незнакомому человеку.
Уэльс
Княжество Уэльс занимает небольшую территорию в западной части острова Великобритания с населением в 3 млн человек. Столица Уэльса – Кардифф. Страна представляет собой край удивительных пейзажей и величественных средневековых замков, которых здесь несчетное количество. Говоря о красоте местности, невозможно передать словами всю уникальность архитектуры. Этот исторический район Великобритании известен своими сырами, нежной говядиной и ягнятиной, популярны здесь и морепродукты.
Северная Ирландия
Северная Ирландия известна как крупный европейский студенческий центр и обладает насыщенной культурой. Столицей Ирландии является Белфаст, город, известный как строитель лайнера «Титаник». Среди достопримечательностей Северной Ирландии можно выделить Дорогу Великанов, национальные парки Оксфорд, Гленариф и Кэббл, замок Куле.
Ратуша в Белфасте
Великобритания – страна сочетания наций
Этнический состав Великобритании имеет довольно пестрый характер для европейского государства. В связи с тем, что на Британские острова были совершены многочисленные нападения со стороны континентальной Европы, римляне, норманны, саксы и датчане заняли низменную местность, выгнав коренное население в горы и на запад и север острова.
Поскольку Британские острова были колониальным государством, состав населения здесь заметно изменился. Сюда произошла миграция выходцев из Азии, Африки и Карибских островов. Китайцы, пакистанцы, индийцы и африканцы разбавили этнический состав.
Еще в Средневековье в Великобритании формировались три основные этнические общины, которые были представлены англичанами, шотландцами и валлийцами. Особую роль в политической сфере страны всегда играми взаимоотношения между этими коренными народами.
Национальный состав Великобритании не так многообразен, как этнический. После Второй мировой войны на Британские острова произошел наплыв рабочих из европейских стран, составлявший 1 млн человек. Кроме того, ежегодно страну заселяют 50 тысяч европейцев и азиатов, которые приезжают сюда в поисках работы.
Из 65 млн человек господствующую часть занимают англичане с численностью около 53 млн. Преимущественно они проживают в Англии, небольшая часть англичан занимает Уэльс и Шотландию.
Второе место по численности занимают шотландцы, которые представлены 6 млн человек. Большая часть кельтов проживает в северо-западной части острова Великобритания и многочисленных северных островов.
Ирландцы составляют 1,5 млн человек населения Британских островов, а валлийцы – 1,2 млн. Другие нации Великобритании насчитывают около 3 млн человек.
Какая религия господствует в Великобритании?
Ни одному европейскому государству не присуще такое количество религий, как Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии. Хотя в стране всего две государственные церкви, англиканская в Англии и пресвитерианская в Шотландии, религиозный состав довольно разнообразен. Уэльс и Северная Ирландия не имеют государственной религии.
Королева Великобритании Елизавета II. Также и глава англиканской церкви.
Также широкое распространение получили христианство, Римско-католическая церковь, индуизм, иудаизм, буддизм, ислам и сикхизм. Помимо этих религий, в стране действует более 200 сект. Среди британцев есть и убежденные атеисты.
В Великобритании много верующих жителей. Каждый гражданин государства имеет право самостоятельно выбрать религию. Кроме того, любой англичанин вправе причислять себя к любой религии, даже если он будет единственным ее представителем.
Христианство является доминирующей религией, ее исповедуют около 70% населения, которое преимущественно принадлежит к англиканской церкви. Около 2 млн человек являются мусульманами, 650 тыс. – индуистами, 320 тыс. – иудеями, 200 тыс. – буддистами. 20% населения Британских островов относят себя к атеистам.
Церковь занимает важное место в жизни каждого британца. Поэтому в школах обязательным предметом является изучение религии, а уроки начинаются и заканчиваются молитвой. Помимо распространения религии в образовательных учреждениях, в Великобритании действуют воскресные школы. Но родители имеют право освободить детей от изучения этого предмета.
Страна не содержит церковь, но финансирует ее с целью восстановления исторических памятников. Стоит учесть, что денежные средства направляются не только в христианские церкви.
Великобритания в Евросоюзе
После окончания Второй мировой войны европейские государства стали объединяться в союзы. Первые попытки попасть в сообщество Великобритания совершала в 70-х гг. прошлого столетия, когда Европейское экономическое сообщество состояло из Франции, Германии, Италии и стран Бенилюкса.
Великобритания в ЕС
На тот момент экономика Британии была подорвана, и многие представители держав, входивших в ЕЭС, выражали свое недовольство по поводу ее вступления. В 1973 году Британские острова все-таки стали частью союза. Позже сообщество ввело единую валюту – евро.
За все время членства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в ЕС несколько раз происходили конфликты между Лондоном и Брюсселем. В 2011 году отношения между партнерами снова накалились, что привело к референдуму о выходе Британии из Евросоюза. Но тогда за проголосовали только 10% граждан. Тем не менее Великобритания в составе ЕС имела свои привилегии.
Летом 2016 года в Великобритании прошел очередной референдум по поводу членства в ЕС. Поддержали идею 52% населения.
Юридически референдум ни к чему не обязывает, но и не может быть проигнорирован министром.
Почему Великобритания решила пойти на такой шаг? С одной стороны, государство находится на острове обособленно, но с другой – страна является частью Европы. Поскольку коренное население Британских островов всегда стремилось к независимости, становится понятным, что Лондон не желает зависеть от Брюсселя.
Что произойдет с Великобританией после выхода из ЕС? Сторонники утверждают, что такой шаг только укрепит экономику государства, создав новые рабочие места и подписав выгодные контракты с другими странами. Противники уверяют, что это решение кардинальным образом изменит экономическую сферу, поскольку 52% товаров реализуется в Евросоюзе, что значительно затруднит экспорт.
Советуем посмотреть видео: выход Великобритании из ЕС.
Кроме того, большой процент населения может потерять работу, а Лондон лишится своего влияния на мировой арене. Итак, Великобритания показалась нам с другой стороны, полной загадок и тайн. Со своими исторически сложившимися традициями, многочисленными музеями и достопримечательностями страна вдохновляет и побуждает желание посетить ее. Каждая историко-географическая область Британских островов – это уникальная местность и история.Источник
Справка об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ и других странах (Великобритания, Германия, Китай, Норвегия, Тайвань, США и Южная Корея)
Подготовлено д.м.н. Г.Э. Улумбековой 27 июня 2020 г.[1]
Главные выводы
Сегодня в РФ полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе борьба с эпидемиями, оказались рассредоточенными по трем ведомствам (Роспотребнадзор, Минздрав России, ФМБА). Соответственно нет вертикали управления во главе с профильным ведомством — Минздравом России, как это было в советское время и до 2012 г. в РФ. Более того, Минздрав России не участвует в разработке санитарных норм и правил по охране здоровья населения. Роспотребнадзор одновременно занимается контролем качества потребительских товаров и услуг, что ослабляет его нацеленность на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Естественно, такая ситуация приводит к дублированию функций, размыванию ответственности за результаты, неэффективному расходованию средств и невозможности координации действий из единого профессионального центра при возникновении эпидемии.
В результате в РФ сложилась неблагоприятная обстановка со смертностью и заболеваемостью инфекционными болезнями, а также с состоянием инфекционной службы. В РФ в 2018 г. стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от инфекционных болезней был в 3,5 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС (близких к РФ по уровню экономического развития), а в возрасте от 30 до 44 лет — в 16 раз выше. При этом СКС от инфекционных болезней с 2012 по 2017 г. вырос на 10%, 90% смертей — в трудоспособном возрасте. Первичная заболеваемость туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами в 5 и более раз выше, чем в странах ЕС. Такая ситуация напрямую связана с сокращением ресурсов инфекционной службы: обеспеченность инфекционными койками с 1990 по 2018 г. сократиласьв 2,6 раза, обеспеченность врачами-инфекционистами с 2010 по 2018 г. — на 18%. Все это никак неотражалось в ежегодных докладах Роспотребнадзора о санитарно-эпидемиологической ситуации в РФ (напротив, рапортовалось об успехах), соответственно, необходимые меры не принимались.
Во всех рассмотренных странах службы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая надзор,подчиняются Министерству здравоохранения. Это позволяет осуществлять единую политику в сфере охраны здоровья населения, в том числе защиты от эпидемий. В этой группе стран (искл. Китай) санитарный надзор за продуктами питания и лекарствами осуществляется отдельными организациями, а защита прав потребителей и надзор не входят в зону ответственности названных служб. В Китае, Тайване и Южной Корее, которые показали лучшие результаты в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, в структуре службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения имелись специальные организационные центры с выделенным финансированием, которые как раз и обеспечили их готовность и быстрое реагирование при возникновении эпидемии.
Содержание
- Основные понятия
- История развития санитарно-эпидемиологической службы в РФ
- Функции Роспотребнадзора
- Смертность и заболеваемость инфекционными болезнями в РФ в сравнении с развитыми странами, мощности инфекционной службы
- Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в разных странах
1. Основные понятия
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно ФЗ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечивается снижением вредного воздействия факторов среды обитания на человека (до установленного уровня) и созданием благоприятных условий для его жизнедеятельности.
Международные санитарные правила ВОЗ[1] определяют санитарно-эпидемиологический надзор как систематический и непрерывный сбор, обработку и анализ данных медико-санитарного назначения, своевременное распространение медико-санитарной информации для оценки и принятия необходимых ответных мер в области общественного здоровья.
В большинстве стран обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется службами общественного здоровья («public health»), которые занимаются предотвращением распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний. Понятие «общественное» («public») означает, что принимаемые меры направлены преимущественно на популяцию в целом, в отличие от оказания индивидуальных медицинских услуг.
На сайте Центра по контролю и профилактике заболеваний США (Center of Disease Control and Prevention — СDС) обозначены 10 основных функций службы общественного здоровья[2]:
- мониторинг состояния здоровья населения и определение проблем в этой сфере;
- диагностика и исследование проблем со здоровьем населения и факторов риска, влияющих на него;
- информирование, обучение и расширение знаний населения в вопросах охраны здоровья;
- управление вопросами охраны общественного здоровья на региональном и муниципальном уровне;
- разработка планов и программ по охране здоровья населения;
- подготовка нормативных актов, направленных на охрану здоровья населения и снижение возможных рисков для здоровья;
- осуществление координации между службами охраны общественного здоровья и оказанием медицинской помощи;
- подготовка кадров и повышение их квалификации в этой сфере;
- оценка эффективности, доступности и качества служб индивидуальных и общественных услуг по охране здоровья;
- проведение научных исследований и внедрение инноваций.
В РФ сегодня функции службы общественного здоровья, включая вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, разделены между тремя основными отдельными ведомствами — Минздравом России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА).
2. История развития санитарно-эпидемиологической службы в РФ[3]
В cоветское время санитарно-эпидемиологическая служба находилась в структуре Министерства здравоохранения под управлением Главного государственного санитарного врача в должности заместителя министра. Она была ведущим звеном профилактической деятельности советского здравоохранения, успехи которого были неоспоримы во всем мире.
В СССР история службы началась 15 сентября 1922 г., когда был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики», в соответствии с которым была создана сеть санитарно-эпидемиологических станций.
В 1933 г. была дополнительно организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой. В 1963 г. постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
В 1991 г.принят закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и впервые на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в этой сфере. Этим законом санитарно-эпидемиологическая служба была выведена из подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления и финансирования из федерального бюджета, изменено наименование учреждений — Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В 1996 г. служба снова вошла в структуру Минздрава России как Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В 1999 г. был принят новый ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», включивший в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
9 марта 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был создан Роспотребнадзор, которому были переданы часть функций Министерства здравоохранения РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства по антимонопольной политике. Для справки: Государственная инспекцияпо торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) была образована в 1993 г. при Комитете РФ по торговле, с тех пор многократно переходила из подчинения одного ведомства к другому. При этом Роспотреднадзор остался в структуре Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В 2012 г. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 г. № 636 Роспотребнадзор был выведен из структуры Минздрава России и подчинен Правительству РФ. Функции и полномочия этого ведомства утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 № 428).
3. Функции Роспотребнадзора
Согласно ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
- федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления;
- проведения социально-гигиенического мониторинга;
- проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов;
- принятия мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
- принятия мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В РФ большинство этих функций в соответствии со своим Положением[4] выполняет Роспотребнадзор (централизованная служба). Он разрабатывает и утверждает государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, организует и осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляет санитарно-гигиенический мониторинг, устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); проводит научные исследования в этой сфере. Роспотребнадзор также осуществляет выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование и надзор в сфере защиты прав потребителей (другими словами, контроль качества потребительских товаров и услуг). Организацию федерального санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет Главный государственный санитарный врач РФ, он же возглавляет Роспотребнадзор.
В структуре Роспотребнадзора имеются: 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии в регионах, 29 НИИ, 12 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля. Всего в органах и организациях службы работает около 110 тысяч специалистов.
Часть выполняемых Роспотребнадзором функций, а также ряд других полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет Минздрав России. Среди них профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, проведение медицинских осмотров, диагностика и лечение инфекционных заболеваний, подготовка и повышение квалификации санитарно-гигиенических кадров, а также научные исследования в этой сфере.
Следует отметить, что в РФ есть сегодня еще несколько ведомств и учреждений, которые связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения — МВД России, ФСИН России, ФСБ России и ФМБА.
ФМБА занимается вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и имеет в своей структуре учреждения, занимающиеся научными исследованиями в этой сфере, в том числе разработкой вакцин. При этом ФМБА, которое ранее всегда находилось в структуре Минздрава России, сегодня ему не подчиняется ( Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Одновременно с этим ФМБА забрало в свое подчинение два учреждения, которые ранее также были в структуре Минздрава: Центр медицины катастроф (ФГБУ «ВЦМК «Защита» ФМБА России) и Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью (Постановление Правительства от 28 марта 2020 г. N 771-р).
В результате таких перестановок научные исследования в части разработки вакцин оказались в трех разных ведомствах: в Роспотребнадзоре (Государственный Научный Центр Прикладной Микробиологии и Биотехнологии, Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии “Вектор”, Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт и др.), Минздраве России (Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи) и в ФМБА (Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток).
Поставка вакцин, необходимых для реализации Национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, гепатитами B и C, осуществляется Роспотребнадзором, а их применение происходит в системе Минздрава России.
Борьбой с социально значимыми заболеваниями также занимаются в разных ведомствах: с туберкулезом — в системе Минздрава России, с ВИЧ/СПИД — в Роспотребнадзоре (в Федеральном научно-методическом центре по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии). Причем оказание медицинской помощи этим пациентам происходит в системе здравоохранения. Мониторинг заболеваемости и смертности от инфекционных болезней ведется и в Минздраве, и Роспотребнадзоре. Как следствие, зачастую возникают серьезные разночтения в его трактовке[5].
Таким образом, на сегодняшний день получилось, что важнейшие функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе борьба с распространением инфекционных заболеваний и эпидемиями, оказались рассредоточены по трем ведомствам и не подчиняются профильному министерству, которое непосредственно отвечает за охрану здоровья граждан — Минздраву России. Такое положение неизбежно приводит к дублированию функций, неэффективному расходованию и без того дефицитных ресурсов и к невозможности координации профессиональных действий из единого центра при возникновении чрезвычайных ситуаций. И все это происходит на фоне неблагоприятной обстановки с распространением инфекционных болезней и смертностью от них.
4. Заболеваемость и смертность от инфекционных болезней в РФ в сравнении с развитыми странами, мощности инфекционной службы[6]
Сегодня в РФ сложилась неблагополучная ситуация с заболеваемостью инфекционными болезнями и смертностью от них. В РФ в 2018 г. стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от инфекционных болезней был в 3,5 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития. Причем в возрасте от 30 до 44 лет в РФ этот показатель был в 16,3 разавыше, чем в «новых-8» странах ЕС, и почти в 28 раз выше, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 55,4; 3,4 и 2,0 случая) (рис. 1).
Рис. 1. СКС от инфекционных заболеваний в возрасте 30–44 года в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
Более того, в РФ с 1990 по 2017 г. СКС от инфекционных болезней вырос в 1,7 раза ипродолжает расти, причем сегодня 90% всех умерших по этой причине — граждане трудоспособного возраста.
На этом фоне первичная и общая заболеваемость инфекционными болезнями снизились. Это говорит о том, что в РФ большинство инфекционных заболеваний своевременно не выявляются и недостаточно лечатся, что напрямую связано с сокращением ресурсов, определяющих мощности инфекционной службы. Так, обеспеченность инфекционными койками с 1990 по 2018 г. сократилась в 2,6 раза, а фтизиатрами — в 1,7 раза, а обеспеченность врачами-инфекционистами с 2010 по 2018 г. сократилась на 18% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика общего коэффициента смертности от инфекционных болезней, обеспеченности инфекционными койками, врачами-инфекционистами и врачами-фтизиатрами в РФ
Первичная заболеваемость туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами, которые вместе составляют 90% в структуре смертности от инфекционных болезней, в 5 и более раз выше, чем в странах ЕС.
На этом фоне в ежегодных отчетах Роспотребнадзора (Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году») докладывается об улучшении ситуации. Например, в Отчете за 2018 г. написано: «В 2018 г. по сравнению с 2017 г. отмечено снижение заболеваемости по 34 формам инфекционных и 12 формам паразитарных болезней (в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снижение произошло по 29 и 11 соответственно)».
В этом же Докладе даются совершенно необоснованные оценки состояния здоровья населения трудоспособного возраста в РФ и прогнозов смертности среди этой категории. Так, написано: «Достигнуто улучшение приоритетных показателей здоровья работающего населения: сохранилась тенденция снижения доли острой профессиональной патологии …, а также тенденция к снижению инвалидизации вследствие приобретенного профессионального заболевания».
На самом деле показатели здоровья населения трудоспособного возраста в РФ катастрофические — СКС в 3 раза выше, чем в странах ЕС[7]. Доля инвалидов трудоспособного возраста среди впервые выявленных инвалидов стабильно высока и составляет 44% (по сравнению с 1990 г. она выросла на 16%). А большинство случаев профессиональной патологии, по данным акад. РАН Н.Ф. Измерова, с профессиональными рисками не связываются и, соответственно, как профессиональное заболевание не регистрируются.
Представленные в Отчете прогнозы по улучшению ситуации со здоровьем населения РФ ничем не подкрепляются. Мониторинг внутрибольничных инфекций, который также осуществляется Роспотребнадзором, не сопоставим с международными данными. Так, в РФ в 2018 г. в медицинских организациях было зарегистрировано только 27 тыс. случаев инфекционных осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), а в США при одинаковом уровне госпитализаций — в 26 раз больше (722 тыс. случая), что говорит об отсутствии единых методик учета и недовыявлении этих случаев в российских стационарах.
Таким образом, анализ данных по мониторингу смертности и заболеваемости от инфекционных заболеваний и состояния здоровья населения РФ Роспотребнадзором ведется некорректно и в недостаточном объеме. Как следствие, внимание к серьезным проблемам не привлекается и должные меры не принимаются.
- Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в разных странах
Для оценки структуры и функций служб санитарно-эпидемиологического благополучия населения были выбраны США, Великобритания и 5 стран, которые показали относительно хорошие результаты в борьбе с эпидемией новой коронавирусной инфекции Covid-19. В Европе это Германия и Норвегия, в Восточной Азии — Китай, Тайвань, Южная Корея. Свод данных представлен в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что наряду с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия эти службы занимаются и другими вопросами охраны общественного здоровья — предотвращением и контролем распространения неинфекционных заболеваний и санитарным просвещением населения (большинство стран); борьбой с социально-значимыми заболеваниями (Тайвань, Китай); проведением биомедицинских исследований (Китай, Южная Корея); стратегией развития здравоохранения и охраны здоровья (Норвегия, Великобритания).
Во всех 8 странах службы, занимающиеся вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подчинены Министерству здравоохранения. Ни в одной из этих стран названные ведомства не занимаются защитой прав потребителей и надзором на этом рынке. Санитарный надзор за качеством пищевых продуктов, как правило, осуществляется отдельными организациями (инспекциями), которые во многих странах находятся в структуре министерств здравоохранения. В ряде случаев это происходит одновременно с контролем качества лекарств (в РФ эту функцию осуществляет Росздравнадзор).
В 2003 г. в результате опыта, приобретенного в борьбе с эпидемией SARS, в странах Восточной Азии были созданы специальные подразделения в структуре описанных ведомств. Например, в Южной Корее — Центр готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере общественного здоровья ( Center for Public Health Emergency Preparedness and Response ), в Тайване — Национальный командный центр по борьбе с эпидемиями. Все они получили необходимое финансирование. Во время эпидемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 именно эти центры занимались организацией всех мероприятий, а также сбором и мониторингом данных.
Табл. 1. Службы, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в разных странах
Страна
Название службы
Подчинение
Перечень основных функций
Источник