Геродот и его путешествия
Одним из великих путешественников древности является Геродот, грек по происхождению. После карфагенского исследователя Ганнона, Геродот был самым знаменитым путешественником древности. Однако Геродот более известен как историк, и его называют «отцом истории», так как он первый написал большое историческое сочинение, доставившее ему широкую известность в древнем мире. Но тем не менее его географические исследования также имеют огромную ценность так как он первый из греков совершил путешествие по всем известным в его время областям и оставил потомству подробное описание этих стран.
Прежде чем говорить о путешествиях Геродота, мы скажем несколько слов о нем самом. Геродот родился в Галикарнасс, малоазиатском городе, за 484 года до нашей эры; он был племянником поэта Паниазиса, стихи которого соперничали то время со стихами Гомера и Гесиода. Гонимый тираном Галикарнаса Лигдамидом, Геродот возрасте двенадцати лет вынужден был бежать из родного города и переселился на остров Самос. Отсюда он по всей вероятности направился сначала в Египет, где посетил Мемфис, Гелиополис и Фивы. В Египте Геродота более всего поразили разливы Нила.
Геродот подробно описывает обычаи египтян, их игры, бальзамирование; далее он составляет историю страны от первого царя Египта, Минеса; он рассказывает о сооружении пирамиды в царствование фараона Хеопса; говорит о лабиринте, построенном у озера Мериса, остатки которого были открыты в 1799 г.; Геродот описывает самое озеро Мерис и две пирамиды, поднимавшиеся над поверхностью его вод; с удивлением рассказывает он о храмах Минервы в Сансе, Изиды в Мемфисе и о знаменитом колоссе из целого камня, над перевозкой которого из Элефантины в Саис работали две тысячи человек в продолжение трех лет.
Выше Элефантипы, -указывает Г еродот,- уже обитают эфиопы. Действительно ли Геродот путешествовал по этой стране? Или же он записал сведения о ней со слов египтян? Неоспоримо, что Геродот плавал к Тиру в Финикию. Там он восхищался двумя великолепными храмами Г еркулеса. Затем он посетил Фазис и пользовался сведениями, почерпнутыми на месте, для составления краткого очерка о Финикии, Сирии и Палестине.
Из этих стран Геродот опускается на юг в Аравию, в страну, называемую им азиатской Эфиопией, т. е. в ту часть Южной Аравии, которую он считает последней обитаемой страной. Затем мы встречаем Геродота в странах, называемых им неопределенно то Ассирией, то Вавилонией. Записки об этих странах Геродот начинает подробным описанием Вавилона, в котором жили цари со времени разрушения Ниневии и развалины которого представляются теперь разбросанными холмиками по обоим берегам Евфрата, на расстоянии 78 километров к юго-востоку от Багдада.
Изучив Вавилон, Геродот отправился в Персию, и так как целью его путешествия было собрать точные сведения о греко-персидских войнах, он и посетил те места, где происходили эти войны, чтобы воспользоваться данными о них на месте. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов, не придававших богам человеческой формы, не воздвигавших им ни храмов, ни жертвенников, а довольствовавшихся исполнением своих религиозных обрядов на вершинах гор. Геродот отмечает их домашнюю жизнь, их отвращение к мясу, любовь к фруктам, страсть к вину, их любознательность по отношению к чужестранным обычаям, их пристрастие к удовольствиям, военные доблести, строгое отношение к воспитанию своих детей, их уважение к праву на жизнь каждого, даже раба, их отвращение ко лжи и к долгам, их презрение к прокаженным, болезнь которых, по мнению персов, доказывает, что «несчастный согрешил против солнца».
Карта мира по Геродоту
Затем неутомимый Г еродот отправился в Мидию, где составил историю мидян, первыми свергнувших иго ассирян. Мидяне основали огромный город Экбатану, который был окружен семью рядами стен. Перевалив через горы, отделявшие Мидию от Колхиды, греческий путешественник проник в страну, прославленную подвигами Язона, и изучил со свойственной ему добросовестностью ее нравы и обычаи.
Геродот, по-видимому, был хорошо знаком с Каспийским морем, он говорит, что «это море — само по себе и не имеет никакого сообщения с другим морем». Каспийское море, по словам Геродота, ограничено на западе кавказскими горами, а на востоке обширной пустыней, населенной особым народом «массагетами». Эти массагеты поклонялись солнцу. Геродот говорит о двух больших реках, впадающих в Каспийское море (вероятно, он подразумевает Урал и Волгу). Ему был известен также большой торговый путь из Европы в Индию, проходивший к северу от Каспийского моря и, по всей вероятности, через долины Оксуса (Аму-Дарьи) и Инда.
С берегов Каспийского моря Геродот отправился через степи, простирающиеся между Каспийским и Черным морями; эту обширную страну Геродот называет Скифией, а ее жителей -скифами. Скифы, по определению Геродота, живут отдельными племенами и занимают все пространство между Дунаем и Доном, т. е. значительную часть Европейской России. Наиболее многочисленными и сильными Геродот называет племя «княжеских скифов», занимавших, берега реки Танаис (Дона). Далее Геродот называет племена скифов-кочевников и скифов-земледельцев. Племена скифов-земледельцев жили по берегам реки Борисфена (нынешнего Днепра). Геродот подробно описывает обычаи скифов и их наружность. Геродот говорит, что скифы были храбры, добродушны‚ беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. К северу от Скифии, по словам Геродота, жили сарматы. Геродот определяет размеры Черного моря, Пропонтиды, Босфора и Азовского моря,. и его определения почти верны. Он перечисляет большие реки, впадающие в Черное море: Истр, или Дунай. Борисфен, или Днепр, Танаис, или Дон.
Из Скифии Геродот прибыл во Фракию, а затем совершил путешествие по всей Греции, посетив те местности, где происходили войны греков с персами, в том числе Фермопильский проход, Марафонское поле, Платею и затем возвратился в Малую Азию, где проехал через все прибрежные страны, исследуя многочисленные колонии, основанные там греками.
Вернувшись на родину, в Галикарнас, Геродот принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 г. до нашей эры он присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из своих путешествий, вызвав всеобщий энтузиазм. Под конец своей жизни Геродот удалился в Италию, в Туриум, где и умер за 406 лег до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.
Источник
Путешествие и открытия Геродота – Странствия по ойкумене
В середине V в. до н. э. закончились Греко-персидские войны. Потерпев несколько тяжелых поражений, персы отказались от военных действий и перешли к выжидательной тактике. А в самой Греции наступило время необыкновенного подъема. Стремительно развивалось хозяйство, торговые отношения с соседями, удивительного расцвета достигли наука и культура. Это был так называемый классический период Древней Греции, когда творили драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид, философы Анаксагор, Демокрит, Протагор и Сократ. А галикарнасец Геродот отправился в длительное путешествие, итогом которого стал монументальный труд «История», включающий множество сведений о природе и населении виденных им стран.
О жизни Геродота известно очень немного. Родился он около 484 г. до н. э. в карийском городе Галикарнас, что на юго-западном берегу Малой Азии (ныне Бодрум в Турции), принадлежал к знатному богатому роду, получил хорошее образование. В молодости Геродот принимал участие в борьбе аристократии против галикарнасского тирана Лигдамида, однако, после того как заговор был раскрыт, покинул родной город и перебрался на остров Самос.
Отсюда он и начал свои странствия. В то время разъезжали главным образом торговые люди. Можно только догадываться, как путешествовал Геродот: он либо ездил с купцами, либо, что вполне вероятно, сам был купцом. Во всяком случае все вопросы, которые должны занимать торговца: маршруты, расстояния, колонии, единицы мер и весов, — его живо интересовали. Свое путешествие он начал с греческих городов Малой Азии, продолжил на Балканах, а затем отправился в основанную выходцами из Милета черноморскую колонию Ольвию, расположенную в устье Гипаниса (Южный Буг). Здесь Геродот прожил некоторое время, изучая загадочную Скифию. Он совершил несколько плаваний вверх по Гипанису до местности, которую скифы называли Эксампей (Священные Пути), побывал в лесах Борисфена (Днепра).
Геродот описывает Скифию как равнинную безлесную страну с холодным климатом, но прекрасными пастбищами. Большое впечатление на путешественника, родившегося в засушливой Малой Азии, произвели полноводные реки Борисфен и Танаис (Дон). Занимался Геродот и этнографическими изысканиями, собирая всевозможные сведения об образе жизни и обычаях скифов. Ученый разделил скифский народ на три больших племени. Это были земледельцы, кочевники и «царские скифы» — сильнейшее племя, занимавшее территорию от Крыма до Дона и считавшее «прочих скифов себе подвластными».
Живо интересовался Геродот и землями, лежавшими к северу и востоку от Скифии. Главным источником информации для него стали греческие колонисты и сами скифы. От них он услышал как вполне достоверные сведения, так и фантастические предания. Во всяком случае то, что касалось территории от Скифии до Уральских гор, было истинной правдой. Геродот узнал о растущих там густых лесах, изобилующих пушными зверями, о племенах иирков и савроматов, о живущих у подножия высоких гор аргиппеях, у которых «как мужчины, так и женщины лысые от рождения (на самом деле они брили головы. — Прим. ред.), плосконосые и с широкими подбородками». И о Крайнем Севере, где полгода стоит кромешная ночь и всегда лежит снег. Но рассказывали путешественнику и о неврах, на несколько дней в году превращающихся в волков, и о рыжеволосых голубоглазых будинах, поедающих шишки, и об одноглазых аримаспах, обитающих в далеких землях, полных золота, которое стерегут грифоны. Геродот все добросовестно записывал: в те времена в чудеса верили не меньше, чем сейчас.
Из Скифии Геродот отправился на южное побережье Эвксинского Понта (Черное море), в Синопскую бухту, а оттуда на восток — в Колхиду (Юго-Восточное Причерноморье), в колонию Фасис. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему сообщили, что это потомки египтян, приплывших очень давно на корабле одного из фараонов. Колхи, которых некогда обворовал соотечественник Геродота аргонавт Ясон, не помнили зла и поделились с любознательным путешественником многими полезными сведениями. Например, о том, что Кавказские горы, вершины которых он видел еще с борта корабля, самые высокие в мире; о том, что за Кавказскими горами находится море Каспий, а за ним живут воинственные массагеты, изготовляющие свое оружие из меди и золота — не потому, что они такие богатые, а потому что у них нет железа.
Геродота более всего заинтересовали сведения о Каспии. Ведь он, как и все ученые греки, наивно полагал, что Каспий — залив океана. Позже, во время своего путешествия в Персию, в столичный город Сузы, Геродот встретил людей, которые бывали на Каспии, и узнал от них, что это на самом деле огромный замкнутый водоем.
Вернувшись домой, Геродот систематизировал собранные материалы, отдохнул и снова отправился в путь — по Малой Азии и Месопотамии. Побывал он и в Африке: сначала в Египте, где поднялся вверх по течению Нила, потом на территории современной Ливии — не только на побережье, но и в пустыне. Кроме того, он путешествовал на Кипр, во Фракию и Македонию. А затем написал «Историю» — девять книг, на страницах которых рассказал о Греко-персидских войнах, о природе стран, окружающих Грецию и Персию, о народах, живущих в этих странах, и об их обычаях. Исследовав большую часть ойкумены (известного древним грекам мира) и узнав со слов собеседников о ее окраинах, Геродот представил читателям собственное видение мира. Основываясь на сведениях о путешествии финикийцев вокруг Ливии (Африки), Геродот справедливо заключил, что последняя окружена океаном со всех сторон, «кроме того места, где она примыкает к Азии». Он был первым, кто правильно определил статус Каспия, назвав его внутренним водоемом (Гирканским морем). Правда, Геродот преуменьшил его размеры, да к тому же придал ему вытянутость по широте. Северная и восточная границы Европы греку были неизвестны.
Есть в представлениях Геродота и довольно смешные с современной точки зрения ошибки. Так, он считал Европу равной по длине Азии и Африке вместе взятым. Африка же у него в несколько раз меньше, чем на самом деле. Возможно, представляй он себе ее истинные размеры, то вряд ли поверил бы, что финикийцам удалось обойти материк. Нил и Дунай у Геродота текут параллельно друг другу — с запада на восток. Меотида (Азовское море) казалась историку почти столь же большой, как Черное море. Однако многие из этих ошибок вполне простительны. Вспомним, что живший много позже александрийский географ и астроном Клавдий Птолемей, располагавший гораздо более обширными сведениями, чем Геродот, считал, будто Индийский океан окружен со всех сторон сушей — Африкой и Азией. И что эта ошибка на 1,5 тыс. лет задержала открытие морского пути в Индию. Традиционно считается, что главной целью Геродота было донести до потомков подробности великой войны: якобы для этого он и предпринял грандиозное путешествие «по местам боевой славы». Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что описание войны — всего лишь прием, позволивший автору объединить совершенно разные по теме материалы, «склеить» их в одно цельное повествование.
«История» была восторженно встречена современниками Геродота. Но не всеми. Его называют отцом истории (а еще географии и этнографии), но мало кто помнит, что прозвище дал Цицерон, и вот в каком контексте: «У Геродота, отца истории… можно найти бесчисленные вымыслы». Договорились до того, что Геродота стали именовать отцом лжи. Многие по-прежнему относятся к великому греку не как к объективному исследователю, а как к выдумщику-беллетристу.
В «Истории» описан весь Старый Свет — известный, неизвестный, а иногда и фантастический. Необходимо учесть, что Геродот во многом находился в плену мифов, и в этом смысле занимает место между Гомером и учеными-рационалистами. Полноправные действующие лица его сочинения — боги и герои. Он, пожалуй, искренне верил в то, что измеренный им след на скале в долине Днестра принадлежал Гераклу. Как о реальном событии писал он о похищении финикийцами богини Ио — между прочим, подруги Зевса. Все, что находилось на краю ойкумены или просто выходило за пределы понимания Геродота, он объяснял с помощью мифа.
Многие ошибки историка происходят, скорее всего, от невнимательности. Часто путаница вызвана противоречиями в сведениях, которые дали ему собеседники. Геродот сам порой признавался, что не смог получить достоверной информации. Так, например, о землях, лежавших к северу от Скифии (в нашей средней полосе), он писал: «Об областях севернее страны, с которой я начал этот рассказ, никто ничего определенного не знает…
Впрочем, я расскажу в точности и как можно обстоятельнее все, что мне, хотя и понаслышке, довелось узнать об этих северных странах». Иногда, делая соответствующую оговорку, он пересказывал истории, в которые сам не верил. Как ни странно, позднейшие археологические находки и этнографические исследования подтвердили, что многие из этих «нелепых» рассказов — чистая правда.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Главный герой: Геродот
Время действия: Середина V в. до н. э.
Маршрут: От греческих городов Малой Азии до Восточной Европы и юго-восточного Причерноморья, а затем по Малой Азии, Месопотамии и Северной Африке
Цель: Рассказ о Греко-персидских войнах, о природе стран, окружавших Грецию и Персию, их народах и обычаях
Значение: Описание всего известного древним грекам мира (ойкумены)
Источник