Калашников Михаил Тимофеевич
Михаил Калашников с юных лет увлекался техникой, изучал принципы работы разных механизмов. В школе интересовался физикой, геометрией, литературой. После окончания 9 класса, Михаил работал в родном селе, а после — в Казахстане на станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги.
В 1938 г. Михаила Калашникова призвали на службу в армию, где он прошел курс механика-водителя танка. После начала Великой Отечественной войны он участвовал в боях как командир танка Т-34, но был тяжело ранен под Брянском и отправлен в госпиталь.
В больничной палате М. Т. Калашникова не покидала мысль о создании нового пистолета-пулемета. Свой шестимесячный отпуск по состоянию здоровья он посвятил работе над проектом нового пистолета-пулемета и вскоре изготовил первый образец. И хотя его первые образы и не были приняты на вооружение, М. Т. Калашников получил ценный опыт, постоянно работал над усовершенствованием своих образцов. В результате, в конкурсе 1947 г. автомат Калашникова победил и был принят на вооружение Советской армии. За разработку АК-47 конструктору была присуждена Сталинская премия первой степени.
В 1948 г. Калашникова командировали на завод Ижевска для серийного выпуска АК-47. Впоследствии на базе этой конструкции Калашниковым были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия. АК-47 принес М. Т. Калашникову всемирное признание. Французская газета «Либерасьон» назвала его изобретением века.
М. Т. Калашников умер 23 декабря 2013 г. в г. Ижевске. За 94 года своей жизни он опубликовал шесть книг, являлся членом крупных научных учреждений России, ему было присвоено множество наград и почетных званий.
Музей М. Калашникова был открыт в родном селе в 2013 г. Его фонд сейчас составляет почти 2,5 тыс. экспонатов.
Источник
Герои нашей страны калашников
К алашников Анатолий Степанович – заместитель командира эскадрильи 637-го штурмового авиационного Тарнопольского полка (227-я штурмовая авиационная Бердичевская дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), младший лейтенант.
Родился 23 октября 1922 года в Казани (ныне Республика Татарстан) в семье служащего. Русский. С 1929 года жил в городе Чистополь, где окончил среднюю школу. С 1938 года учился в аэроклубе. Окончив аэроклуб, работал в нем инструктором-летчиком. Призван в армию в 1941 году Чистопольским райвоенкоматом. Окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов в 1943 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 1 ноября 1943 года. Сражался на 1-м и 4-м Украинских фронтах в качестве летчика-штурмовика в 637-м штурмовом авиационном полку 227-й штурмовой авиационной дивизии.
На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал в Киевской наступательной (3 – 13 ноября 1943 года) и оборонительной (13 ноября – 22 декабря 1943 года) операциях; освобождении Киева; в разгроме фашистских войск и освобождении Правобережной Украины – Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года); Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года); наступательных операциях; освобождении Западной Украины и Польши – Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года); Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях (13 июля – 29 августа 1944 года).
На 4-м Украинском фронте в составе 8-й воздушной армии участвовал в Восточно-Карпатской стратегической наступательной операции (8 сентября – 28 октября 1944 года) – в преодолении Карпат и освобождении Закарпатской Украины; в Западно-Карпатской наступательной операции (12 января – 18 февраля 1945 года) и освобождении южных районов Польши; в освобождении Чехословакии в ходе Моравска-Остравской наступательной операции (10 марта – 5 мая 1945 года) и Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12 мая 1945 года).
К 18 мая 1944 года совершил 107 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 на бомбардирование и штурмовку скоплений войск и боевой техники, стратегических военных объектов, артиллерийских позиций, железнодорожных станций и аэродромов, укреплений противника на переднем крае при поддержке наступательных действий наземных войск. Лично уничтожил 27 танков, 100 автомашин, до 150 солдат и офицеров противника, создал 40 очагов пожара, лично сбил в воздушном бою истребитель противника Ме-109.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, младшему лейтенанту Калашникову Анатолию Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2753).
К концу войны командир эскадрильи старший лейтенант А.С.Калашников совершил более 120 успешных боевых вылетов.
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. С 1960 года подполковник А.С.Калашников – в запасе. Жил в Минске (ныне Республика Беларусь).
Скончался 25 июня 1985 года.Похоронен на Северном кладбище города Минска.
Награжден орденами Ленина (26.10.1944), Красного Знамени (1.02.1944), Александра Невского (11.09.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (29.03.1944; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (19.02.1945), Красной Звезды, медалями.
В Чистополе на здании средней общеобразовательной школы № 1, где учился Герой, установлена мемориальная доска.
За короткий период боевой работы младший лейтенант Калашников проявил себя как один из лучших молодых летчиков-штурмовиков, умело и отважно громящих врага и наносящих ему большие потери.
За время боевой деятельности на 1-м Украинском фронте младший лейтенант Калашников участвовал в операциях по уничтожению танковых и мотомеханизированных частей противника в районах Брусилов, Коростышев, Радомышль в ноябре-декабре 1944 года, в наступательных боях 1-го Украинского фронта по освобождению городов Житомир, Бердичев, Коростышев, Коростень, Брусилов, Радомышль, Белая Церковь; в боях по отражению контрнаступления противника в районе Прилуки, Турбов; в разгроме Корсунь-Шевченковской группировки противника и отражении контрнаступления войск противника, идущей на помощь окруженной немецко-фашистской группировке.
Особенно активно и напряженно младший лейтенант Калашников работал в период наступательных операций наших войск в районе Староконстантинов, Винница, Проскуров, Тарнополь, в боях по уничтожению окруженного гарнизона противника в городе Тарнополь и группировки противника в районе Дудаевцы, Скалат, Чертков, Бучач, а также в боях на Станиславском направлении.
Вступив на боевой путь рядовым летчиком, младший лейтенант Калашников показал отличное летное мастерство и боевые качества отважного летчика-штурмовика и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Получив за время боевой работы богатый опыт штурмовых ударов и маршрутных полетов, младший лейтенант Калашников стал ведущим групп штурмовиков. Из общего количества боевых вылетов, произведенных Калашниковым, в 40 вылетах он был ведущим.
В период контрнаступления в районе Радомышль-Коростень противника, стремившегося прорваться в направлении на Киев, в боях по разгрому танковых и мотомеханизированных сил противника младший лейтенант Калашников получил первую боевую закалку.
25.11.43 года Калашников в группе из 7 самолетов Ил-2 наносит штурмовой удар по крупной колонне танков и автомашин на дороге Хомутец – Брусилов. Мощным огнем пушек и пулеметов и бомбометанием, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, штурмовиками были нанесены большие потери в технике и живой силе противника. Лично Калашниковым было уничтожено 2 танка, 1 автомашина и рассеяно до взвода пехоты противника. Отличные результаты работы штурмовиков в этот вылет по уничтожению танков и автомашин были отмечены в телеграмме командующего армией генерала Москаленко.
4.12.1943 года на этом же участке фронта, действуя парой «охотников» по тылам противника, Калашников в условиях плохой погоды неожиданными смелыми действиями атакует железнодорожный эшелон противника на станции Попельня и, несмотря на сильный заградительный огонь вражеских зениток, создает взрыв эшелона, а на обратном маршруте, обнаружив бензозапрвочную базу противника, поджигает ее огнем пушек и пулеметов.
С начала решительного наступления войск 1-го Украинского фронта на участке Коростышев, Радомышль, Коростень младший лейтенант Калашников активно участвует в штурмовых операциях, поддерживая наступление наших войск и нанося большие потери врагу.
23.12.43 года при выполнении боевого задания в составе 5 самолетов Ил-2 по уничтожению скопления отступающих войск и техники противника младшим лейтенантом Калашниковым была обнаружена колонна танков противника, двигающаяся по дороге Вересы – Городище. Получив по радио сообщение от Калашникова, ведущий атаковал колонну и тремя заходами нанес ей большие потери.
В напряженных боях по ликвидации контрнаступления противника в районе Прилуки, Турбов в январе 1944 года Калашников принимал активное участие.
16.1.44 года Калашников в группе штурмовиков в момент атаки танков противника в боевых порядках, готовившихся к наступлению на наш передний край, был атакован четырьмя ФВ-190. Вместе со своим стрелком Калашников отважно и умело отражал атаки численно превосходящего противника, продолжая выполнять боевое задание. Точно сбросил бомбы на танки противника. Истребители противника непрерывно атаковали самолет Калашникова. Перейдя на бреющий полет, он пушечно-пулеметным огнем вел бой с вражеским самолетом. Вместе с ним тяжело раненый стрелок пулеметными очередями отгонял истребителей противника. Несмотря на повреждения самолета (перебитое управление элеронами, пробитые рули направления и глубины), Калашников под непрерывным огнем противника перетягивает самолет на свою территорию, производит посадку на ближайшем аэродроме для оказания медицинской помощи раненому стрелку и через некоторое время приводит самолет на свой аэродром.
24.1.1944 года в составе группы из 4 самолетов Ил-2 Калашников участвовал в массированном штурмовом ударе по сосредоточению крупных сил противника в населенных пунктах и на дорогах в районе Прилуки, Турбов. При выходе из атаки штурмовики встретились с 15 Ю-87 и 12 истребителями противника Ме-109, Ме-110 и ФВ-190. По команде ведущего Калашников атакует самолеты Ю-87. Стремительной атакой бомбардировщики противника были рассеяны, а с истребителями завязался ожесточенный бой, в результате которого группой было сбито 1 ФВ-190, 1 Ме-110 и 5 Ме-109, что подтверждается истребителями прикрытия 32 ИАП.
29.1.44 Калашников в составе группы Ил-2 производил атаку танков и автомашин. В районе цели группа штурмовиков была атакована истребителями противника в количестве до 20 единиц. На самолет Калашникова напало 2 ФВ-190 и 1 Ме-109. Умело маневрируя и отражая атаки воздушного противника, экипаж Калашникова сбил 1 Ме-109. Несмотря на противодействие истребительной авиации противника, боевая задача была выполнена. Экипажем Калашникова были уничтожены 1 танк. 1 бронетранспортер, создан 1 очаг пожара.
С началом наступления наших войск на участке Винница, Староконстантинов, Проскуров младший лейтенант Калашников участвует в боевых операциях по поддержке наших войск и уничтожению подходящих резервов противника. С развитием наступления он участвует в штурмовых ударах в районах Винница, Проскуров, Ярмолинцы, Староконстантинов, Дунаевцы, Скалат.
Группой, в которой находился Калашников, противнику были нанесены большие потери. С помощью активной поддержки штурмовиков наземные войска прорвали оборону противника и заняли несколько населенных пунктов. Боевые действия штурмовиков поучили высокую оценку Главного Маршала авиации Новикова.
В боях по ликвидации окруженного вражеского гарнизона в городе Тарнополь, ликвидации окруженной группировки противника в районе Чертков, Бучач, Золотники и отражении контрнаступления противника на Тарнопольском направлении младший лейтенант Калащников неоднократно водил группы штурмовиков, нанося ему большие потери. Делая по 3 – 4 боевых вылета в день, Калашников вел напряженную боевую работу в районе Бучач, Подгайцы.
За время работы на 1-м Украинском фронте младшим лейтенантом Калашниковым уничтожено 27 танков, свыше 100 автомашин, создано 40 очагов пожара. уничтожено более 150 солдат и офицеров противника, сбит в воздушном бою 1 самолет Ме-109.
За период с 15 апреля. по 3 мая 1944 года эскадрильей под его командованием произведено 50 успешных боевых вылетов, уничтожено 18 танков, 29 автомашин с грузом и войсками, 4 самолета на земле, 1 склад боеприпасов, 4 точки зенитной артиллерии, создано 13 очагов пожара, уничтожено до 50 солдат и офицеров. Потери эскадрильи за это время – 2 самолета и 1 экипаж.
За произведенные 107 эффективных боевых вылетов, уничтоженную эскадрильей технику и живую силу противника – 18 танков, 29 автомашин, 1 склад боеприпасов, 4 точки зенитной артиллерии, 4 самолета на земле, до 50 солдат и офицеров, лично уничтоженную технику противника: танков – 27, автомашин – 100, солдат и офицеров – 150, созданные 40 очагов пожара, лично сбитый в воздушном бою самолет противника Ме-109, за отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях и над целью, решительные и умелые действия достоин правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 637 штурмового авиационного полка подполковник Басенко
18.5.1944 года
Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)
Источник
Герои нашей страны калашников
Калашников Виктор Васильевич — подполковник в отставке, к концу Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 291-го Неманского ордена Суворова 3-й степени истребительного авиационного полка 265-й Мелитопольской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени истребительной авиационной дивизии 3-го Никопольского орденов Суворова и Кутузова 2-й степени истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.
Родился 29 января 1917 года в деревне Коростово Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Красногорского района Московской области) в семье крестьянина. Русский. Родители скончались в годы гражданской войны. Виктора усыновила и воспитала родная тетка. Окончил школу-семилетку в 1931 году в Москве. В 1932 окончил фабрично-заводское училище. Трудился слесарем и электриком на московских заводах «Мосэлектрик» и «Сплинкер». Одновременно окончил вечернюю среднюю школу и аэроклуб.
В октябре 1938 года призван в Красную Армию Сталинским райвоенкоматом Москвы. На срочной службе служил радистом в авиационном полку в городе Борзя Читинской области. По собственному желанию направлен на учебу в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году. Служил в 168-м резервном авиационном полку ВВС Дальневосточного фронта (станция Завитая Амурской области). В конце 1941 года направлен на переподготовку в Саратовскую авиационную школу, где освоил истребитель Як-7.
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с 7 апреля 1943 года. Весь боевой путь прошёл в составе 291-го истребительного авиационного полка на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Получил боевое крещение в воздушной битве над Кубанью весной 1943 года, где был сбит и покинул самолёт на парашюте 29 мая, но уже 3 июня одержал свою первую воздушную победу. В дальнейшем сражался в Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. За годы Великой Отечественной войны совершил 260 боевых вылетов, в том числе 55 вылетов на разведку позиций противника, в 80 воздушных боях сбил 17 самолетов врага лично. Особенно отличился в период Берлинской наступательной операции, когда с 16 по 29 апреля 1945 года сбил 8 немецких самолётов. А самым успешным днём для аса стал день 18 апреля 1945 года, в который за три боевых вылета он провёл три воздушных боя и сбил 3 вражеских самолета. Представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза в 1945 году, но представление не было реализовано.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подполковнику в отставке Калашникову Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда».
После Победы продолжал службу в ВВС, освоил реактивный истребитель МиГ-15. С февраля 1953 года подполковник В. В. Калашников — в запасе. Жил в городе Москве. Работал художником. Умер 30 августа 2010 года. Похоронен на Бутовском кладбище Москвы.
Полковник (2000). Награждён 3 орденами Красного Знамени (11.05.1944; 14.07.1944; 04.06.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (20.12.1943, 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (22.08.1986), Красной Звезды (13.07.1943), медалями «За отвагу» (1.05.1943), «За боевые заслуги» (20.06.1949), «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», другими медалями.
Биография предоставлена участником Великой Отечественной войны Фёдором Никаноровичем Абрамовым
Источник