«Знать и помнить. Память сердца… Герои моей страны»
“Не ходите на Русь!” –
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” –
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” –
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” –
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания, на примере мужества, героизма и подвигов защитников Отечества во время Великой Отечественной войны
Задачи:
- показать самоотверженность защитников Отечества в Великой Отечественной войне;
- воспитать чувство патриотизма, любви к нашей великой Отчизне, уважения и благодарности к ветеранам, участникам Великой Отечественной войны.
- повышение историко-образовательного уровня молодежи;
- формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания и гражданственной ответственности на основе славного Военно-исторического прошлого России.
Дата 9 декабря для такого праздника была выбрана неслучайно. Императрица Екатерина Вторая именно в этот день в 1769 году учредила новую награду. Ей стал орден Святого Георгия Победоносца. Появление этого ордена стало одним из важнейших событий эпохи ее правления. Данным орденом в те времена награждались воины, которые в бою проявили особую доблесть и отвагу.
Этот орден имел 4 степени отличия, первая из них являлась наивысшей. Согласно данным историков, 4 человека стали кавалерами всех четырех степеней. Кроме того, Екатерина II решила также удостоить этой награды и себя в честь учреждения ордена. В 1807 году по образцу этой награды был учрежден солдатский Георгий. Он представлял собой серебряный знак отличия военного ордена, который предназначался для нижних чинов. В 1856 году он так же был подразделен на четыре степени.
В нашей стране 9 декабря отмечался праздник георгиевских кавалеров. Его отмечали до 1917 года. А после Октябрьской революции этот орден и праздник были упразднены. В советское время эти награды были заменены новыми. В 2000 году, по указу президента РФ, этому ордену был возвращен статус высшей военной награды. В России в этот день принято чествовать настоящих героев.
Эта памятная дата была установлена Госдумой. Авторы данного законопроекта выражали надежду на то, что появление этого нового праздника будет способствовать формированию в современном российском обществе идеалов самоотверженного служения своей отчизне. Эта дата также должна была внести большой вклад в дело патриотического воспитания молодежи.
Первым героем в новейшей истории России, получившим эту награду, стал генерал-полковник Сергей Макаров, а получил он ее в 2008 году. Он был удостоен этой высочайшей награды за мужество, проявленное во время службы в Северо-Кавказском регионе.
В России далеко не все однозначно отнеслись к предложенной дате праздника. И это не стало сюрпризом для инициаторов его создания. Идей и предложений поступило тогда большое количество. Предлагаемые даты были связаны с различными героическими событиями. Однако, в результате, все-таки решено было остановиться именно на дате 9 декабря. Безусловно, россияне, имеющие почетное звание героев, достойны собственного праздника. Ведь они так много сделали для своей страны, рискуя собственной жизнью и думая при этом не о собственном благе, а о благе своего народа.
Можно с уверенностью говорить о том, что этот праздник очень важен для нас. Ведь эта дата объединяет в себе историю воинских подвигов и героев российской армии со дня ее создания и до настоящего времени.
Каждая страна гордится своими героями. Именно на примере этих людей принято воспитывать молодое поколение. Наша Родина является героической страной. Ей пришлось пережить огромное количество войн, и в каждой из них российские воины проявляли себя наилучшим образом, совершая подвиги во имя своей страны. Мы сумели выстоять благодаря их самоотверженности и мужеству. К сожалению, современная молодежь особым патриотизмом не отличается и вряд ли готова на подвиги во имя Родины. Поэтому нам так важны сегодня примеры истинного героизма, которые дает нам этот праздник.
И сегодня мы поговорим с вами о двух совсем юных девушках Марии Поливановой и Наташе Ковшовой, чьими именами названы улицы Москвы, на которых мы живём, учимся, гуляем… Давайте познакомимся с героями войны…
Немало героев взрастила война.
Но мы называем двух.
И нам никогда не забыть имена
Отважных московских подруг…
Это Михаил Матусовский. Строки из его стихотворения, посвящённого Наталье Венедиктовне Ковшовой и Марии Семёновне Поливановой, Героям Советского Союза, снайперам в годы Великой Отечественной войны.
Наташа Ковшова из Уфы. В 1940 году закончила в Москве среднюю школу и пошла работать в научно-исследовательский институт «Оргавиапром», одновременно готовясь к поступлению в авиационный институт.
Маша Поливанова родилась в деревне Нарышкино Тульской области. Окончив там семилетку, вместе с родителями переехала в Москву. Отец и старшие братья работали на заводе. Маша помогала матери вести домашнее хозяйство, ухаживала за младшей сестрёнкой. Потом и сама стала работать. Вначале на бумажной фабрике, а затем перешла в НИИ «Оргавиапром». По вечерам училась. Здесь она и познакомилась с Наташей…
Мирную жизнь прервала война. Гитлеровцы упорно рвались к Москве. Когда начались налёты на столицу, Наташа и Маша стали у себя в институте бойцами групп самозащиты. Маша командовала отделением наблюдения и связи. Её пост на вышке в Рахмановском переулке был самым дальним и опасным, но нередко она одна до рассвета дежурила у телефона. Даже когда кругом выли бомбы и свистели осколки зенитных снарядов, девушка не покидала своего места наблюдения и докладывала в телефонную трубку:
– Пост номер шесть. Дежурная Поливанова.
Как-то, после особенно тяжелой бомбёжки, Наташа спросила подругу:
– А тебе одной на той каланче не страшно, Машенька?
– Не знаю, – ответила та. – Надо, вот и стою.
Девушки записались на курсы снайперов и вскоре, как и многие в те дни тысячи других москвичей, ушли добровольцами на фронт. В октябре 1941 года, в день принятия воинской присяги, Поливанова и Ковшова написали в газету Московского военного округа «Красный воин»: «Этот день останется самым дорогим и памятным в нашей жизни. Мы, советские девушки-снайперы, вместе с бойцами батальона приняли присягу. Каждый воин клялся в своей верности Родине и готовности защищать её, не щадя своей жизни. Преодолевая всё на своем пути, пойдем мы, москвичи, в бой с фашистскими разбойниками. Мы не только отгоним врага от столицы, мы сметём с лица земли коричневых гадов, осмелившихся переступить наши священные границы… Наш девиз: лучше умереть стоя, чем жить на коленях».
В составе 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии народного ополчения Коминтерновского района столицы девушки копали противотанковые рвы на Можайском и Волоколамском направлениях, участвовали в обороне столицы, готовили в своей дивизии снайперскую группу. Сами умели метко стрелять и учили этому однополчан. Дивизия, где служили Маша и Наташа, создала на своём участке фронта неприступную линию обороны и не пропустила врага к столице нашей Родины.
С января 1942 года подруги в составе 528-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии 1-ой Ударной армии уже воевали на Северо-Западном фронте. В своих письмах домой Наташа в то время писала: «Мама моя милая. Мне кажется, что как только наша часть пойдёт в бой, так и покатится обратно поганая фашистская свора. Уж очень все мы ненавидим гадов, а поэтому будем бить и бить их так, как били в 1917, 1918, 1919 годах наши отцы и матери. Вот я и на фронте…
Всего три дня в бою, а уже так много успели. Каждый бой оканчивается нашей победой. Да какой! Немцы удирают как ошпаренные тараканы, бросают всё на свете… Мы заняли уже 6 населённых пунктов и в каждом захватили немалые трофеи: противотанковые пушки, пулемёты, автоматы, целые склады боеприпасов и провианта, лошадей, повозки, машины, велосипеды и прочее… Ненависть моя к проклятому фашистскому зверю всё растёт с каждым днём, с каждым боем, и, несмотря на временные успехи его на юге, растёт уверенность в скором и полном разгроме этого подлейшего отродья. Мы с Машенькой ходим на охоту, и мне удалось сбить ещё 6 гадов, а Машеньке 5.
Вся наша снайперская группа только за месяц уничтожила 245 фрицев. Командование нами очень довольно. Ну а мы, конечно, довольны ещё больше. Ведь это наши ученики действуют. Мы с Машей всё время находимся вместе. Она хорошая подруга, смелая, сообразительная. С ней хорошо в бою».
Бои под Волоколамском, бои в районе Старой Руссы… На счету отважных девушек уже около 300 уничтоженных фашистов. На груди у каждой – орден Красной Звезды.
На фронте Маша узнала, что два её старших брата – командир стрелковой роты Фёдор и механик-водитель танка Алексей погибли, а третий брат, Михаил, лежит в госпитале раненный. В те дни она писала домой: «Сейчас очень трудное время, а надо выстоять. Враг думает, что у нас духа не хватит. А у нас хватит! На фронте у снайперов горячая пора. Вместе с Наташей охотимся в лесах за фашистскими «кукушками». Мы выслеживаем их и истребляем. Пришлось мне и Наташе выдерживать поединки с вражескими снайперами. Дума у всех защитников Родины одна: очистить советскую землю от фашистской погани. Уж я постараюсь отомстить врагу за горе и страдания наших людей. Жизни своей не пожалею».
Фронтовая жизнь ещё больше сблизила Машу и Наташу. Девушки почти всюду были вместе. Об их удивительной дружбе поэт Михаил Светлов писал:
Пополам, как хлеб, делили счастье.
Горести могли, как хлеб, делить.
Легче гору разделить на части,
Чем таких подруг разъединить.
Август 1942 года. Полк, где сражались боевые подруги, вёл тяжелый бой близ деревни Сутоки-Бяково Парфинского (сегодня Старорусского – А. П.) района Новгородской области. Особенно ожесточённым атакам подверглась опушка леса около деревни, оборона которой была поручена автоматчикам и снайперам взвода, где воевали Мария Поливанова и Наталья Ковшова. Когда тяжело ранило командира их группы снайперов, командование на себя взяла Наташа. Атаки следовали одна за другой. По снайперам противник открыл миномётный огонь. Горстка бойцов редела, но не отступала ни на шаг.
Вскоре из них осталось только трое – Маша, Наташа и снайпер Новиков. Потом и его тяжело ранило. Стрелять он уже не мог. Наташа крикнула: – Отползай.… Не могу я тебе помочь. Не могу оставить позицию и… Машу.
Подруги остались на рубеже у опушки вдвоём. У обоих по несколько ран. Патроны на исходе. Девушки поцеловались и приготовили противотанковую гранату.
– Ну вот, – Наташа прильнула к подруге. – Вот, Машенька, и всё! Мы с тобой всегда были вместе. И будем. Прощай.
– Прощай, Наташка.
Когда фашисты подползли совсем близко, раздался, оглушительный взрыв…
Героини шли дорогой чести.
К подвигам их молодость рвалась,
Вместе жили, радовались, вместе.
Встретили свой смертный час!
Это тоже Михаил Светлов… Подруг похоронили в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области. Их именами были названы улицы столицы, городов, где они жили, траулеры-рыбзаводы, бороздившие океанские воды, пионерские дружны многих школ страны.
Имена отважных девушек-снайперов навеки занесены в списки воинской части, где они служили и воевали. Обаятельные образы патриоток показаны в книге Надежды Чертовой «Девушки в шинели». Им посвящались экспозиции в Государственном историческом музее в Москве.
На родине Наташи Ковшовой и Маши Поливановой созданы мемориальные музеи, установлены памятные доски…
После гибели дочери, мама Наташи Ковшовой – Нина Дмитриевна – писала на фронт, в часть, где та воевала: «Отомстите за мою доченьку…
Я гордилась подвигами своей дочери Наташи и её подруги Маши Поливановой».
В том же письме Нина Дмитриевна просила помочь ей усыновить воина, у которого нет близких и которому она могла бы стать матерью. Эти строки читались в каждом взводе, в каждой роте.
Снайпер Пётр Конаков ответил Нине Дмитриевне Ковшовой, что он достойно мстит фашистам за Наташу и что уже убил 53 гитлеровца. В конце письма он написал женщине, которую раньше не видел, что будет гордиться, если она усыновит его. Вскоре пришёл ответ:
«Дорогой сынок! Благодарю тебя за то, что ты хочешь заменить мне погибшую в борьбе с врагом, любимую дочь мою Нату. Благодарю тебя за то, что ты мстишь за неё врагу, что винтовка, выпавшая из рук Наты, снова разит врага. Будь достойным братом Наты. Как бы я хотела быть рядом с тобой, когда ты выходишь на боевой рубеж! Пусть глаз твой будет зорким, как у сокола. – Никогда не давайся в лапы врага на поруганье, – так завещала я своей Нате, провожая её на фронт. – Сражайся до последнего вздоха, но не дай врагу торжествовать над собой. Ты знаешь, как выполнила Ната мой наказ. А ведь она была только маленькой девушкой с мужественным сердцем…Не забывайте о ней и о Машеньке, мстите за них и помните, что победа над врагом была их страстной мечтой. Эту мечту вы должны осуществить, и это будет самым лучшим памятником Нате и Маше. Обнимаю тебя, сынок. Будь счастлив! Жду тебя с победой. Твоя мама»…
Этот день – он – Героев Отечества,
Славный день посреди декабря.
Он для тех, кто спасал человечество,
Свой жизни порой, не щадя.
Он для тех, кто и верой и правдою
Славу Родине нашей снискал.
Он для тех, кто Георгию правнуком.
Не по крови – по удали стал.
Он для тех, кто геройством не хвастался,
Кто Победу одну, но для всех.
Добывал, по оврагам не прятался,
В каждом бое обманывал смерть.
День Героев родного Отечества.
Помни, знай и во веки гордись!
Ветеранам, со славой повенчанным,
Ты за жизнь до земли поклонись.
Источник
Герои страны наша гордость
Автор: Нестерова Оксана Николаевна
Организация: МБОУ «Избердеевская НШДС »
Населенный пункт: Тамбовская область Петровский район с.Петровское
создать условия для формирования чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения, чувство гордости за свою страну, село на примере героических поступков людей в военное время
- формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
- вызвать у учащихся чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
- дать учащимся представление о понятиях «герой», «подвиг»; для уточнения образа героя на примерах из современной жизни;
- развивать умения составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувства гордости и уважения к людям, достойным его.
Оборудование: компьютер, экран, проектор; раздаточный материал (карточки с пословицами, конверты со словами), «Толковый словарь русского языка», магниты; шаблоны звездочек, цветные карандаши, медали Великой Отечественной войны, презентация
Ход классного часа:
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека.
Но героические поступки не совершают случайно».
(Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР)
1.Организационный момент. Мотивация
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело.
Настроенье у нас отличное
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Классный час начинать пора.
Улыбнитесь дуг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи!
(учащиеся сидят полукругом, звучит музыкальная заставка программы «Время»).
Вам знакома прозвучавшая музыка? Заставкой к какой программе она является?
(к программе «Время») (СЛАЙД 2)
А) — Наш сегодняшний разговор тоже будет касаться времени.
— ФОТО на слайде. Кто они? Что их объединяет? (ГЕРОИ, герои определенного времени)
(СЛАЙД 3)
2. Проблемная ситуация.
Б) — Какова тема нашего классного часа?
-Посмотрите на доску! Постарайтесь сформулировать тему из представленных слов! (Герои, время, жизнь)
— Есть ли герои у нашего времени?
— А живут ли герои среди нас?
(Дети отвечают)
Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига,
— Назовите ключевое слово в теме нашего урока? (герои)
Тема классного часа (СЛАЙД 4)
— Какова цель нашего классного часа?
(формирования чувства патриотизма и нравственности, чувство гордости за свою страну, село на примере героических поступков людей в военное время, раскрыть значение слова герой, каким представляется человек, которого можно назвать героем?
3. Разговор с учащимися по теме (СЛАЙД 5)
— Кто такой герой? (Дети высказываются)
Работа в группах
— Для того чтобы понять, правильно ли мы представляем, кто такой герой, обратимся к словарям.
1 группа «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. (СЛАЙД 6 )
Герой — человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Герой — человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
2 группа Словарь Даля
Герой — геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный человек.
3 группа Словарь Ефремовой (СЛАЙД 7)
Герой – тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
4 группа — Работа с компьютеров (источники в интернете)
— Какие слова в толковании слова «герой» вам непонятны?
Храбрость – мужество, решительность в поступках.
Доблесть – мужество, отвага, храбрость.
Самоотверженность — жертвующий своими интересами ради других
(Дети читают):
— Правы ли вы были, когда говорили, кто такой герой?
— Что такое подвиг? (героический поступок) (СЛАЙД 8)
— Почему я его упомянула? (чтобы назвать человека героем, для этого нужны веские основания)
— Приведите примеры таких поступков человека, которые можно назвать подвигом (Дети отвечают)
— Как мы узнаем о героических человеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей, из теле- и радиопрограмм, из Интернета)
— Ребята! В настоящее время существует специальный интернет-проект «Герои России», который рассказывает о подвигах простых людей. (Интернет-Главная страница проекта)
Ребята, как вы представляете себе образ героя? Опишите его 1-2 словами, пользуясь планом. (Слайд 9).
ПЛАН.
1. Каков внешне должен быть герой?
2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?
3. Герои – это люди особой профессии?
4. Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
5. Герои живут в каком–то особом месте?
КАЧЕСТВА ГЕРОЯ
— А какие качества характера необходимы, чтобы стать героем?
(Слайд 10 )
— Обратите внимание на слово — доброта.
-Какое отношение оно имеет к героям? (Злые люди не будут совершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются во имя кого-то или чего-то)
9 декабря в России отмечают — День Героев Отечества (СЛАЙД 11)
Эта памятная дата была установлена в 2007 году, после того как президент РФ Владимир Путин 24 декабря 2007 года внёс изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Россияне, отмеченные почётным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.
День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящён чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращён ордену Святого Георгия в 2000 году. (СЛАЙДЫ 12-13)
С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
(СЛАЙД 14)
Но истинной проверкой патриотизма, силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война.
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги.
Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. 9 мая — это день, когда вспоминают тех, кто погиб за нашу страну. Поздравляют воинов – участников ВОв, которые живут рядом с нами. В народе живёт традиция чтить память погибших воинов. Люди не могут забыть тех, кто похоронен в тысячах братских могил.
В центре села Петровское, в 2005 году, установлена Стела Героев. Здесь ежегодно, 9 мая проходит торжественный митинг, посвященный Дню Победы. (СЛАЙД 15)
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда!
Память! Она связывает нас с трагическим и героическим прошлым, которое затрагивает граждан нашей великой страны.
Наша родная Петровская земля подарила стране семь Героев Советского Союза и двух полных кавалеров Ордена Славы… (СЛАЙДЫ 16-18)
Прошли года, люди стали жить мирно, но были ещё войны, назвали их Афганской и Чеченской
Война в Афганистане продолжались около 10 лет (1979-1989г). Это было уже в наши дни. Эхо этой войны и сейчас тревожат наши умы и сердца. В этой войне много погибло не только жителей Афганистана, но и военнослужащих нашей страны. Это наш спецназ и десантники первыми вступали в бой, рисковали и жертвовали жизнью. Они были молоды и как все хотели счастья. Но обрушилась на их плечи эта непонятная война
На суровой земле афганской
Под чужим неласковым небом
Родилась наша крепкая дружба,
Что в бою выручала не раз.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?
Мужество – это не мода,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»
В этом году 15 февраля отмечалось 30-летие вывода советских войск из Афганистана. Так же в этот день
15 февраля 2019 года для России памятная дата – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День памяти воинов – интернационалистов.
Среди тех. Кто пал смертью храбрых в годы войны в Афганистане, четверо сыновей Петровской земли: Гуреев Сергей Николаевич, Иголкин Александр Валентинович, Миронов Юрий Алексеевич, Стрункин Александр Алексеевич. (СЛАЙДЫ 19-20)
Наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.
Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.
В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная. Вторая часть – подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, кто имеет какие-либо обиды на русских.
В Чеченской кампании Петровская земля потеряла достойных сыновей: капитана Виталия Николаевича Лаптева, награжденного посмертно Орденом Мужества, капитана Пичужкова Алексея Николаевича, кавалера ордена Мужества (СЛАЙД 21)
На войне наблюдался массовый героизм. Люди на фронте и в тылу, не задумываясь, отдавали свои жизни за Победу.
Теперь можно с уверенностью сказать, что герои-защитники Отечества были во все времена
4. Работа в группах.
1 задание
1 ситуация
В одном небольшом городе произошёл такой случай. Жарким июльским днем молодая женщина, пришедшая на пляж, увидела, что в воде, далеко от берега тонет мальчик лет 10-12. Женщина, не раздумывая, бросилась в воду. Она спасла утопающего ребенка.
Дети, прочитав ситуацию, отвечают на вопрос: можно ли считать эту молодую женщину героем и почему?
(Смелость, ответственность, бескорыстие, самопожертвование…)
2 ситуация
Один мальчик решил доказать другому, что он смелый и прыгнул с моста в реку.
Дети, прочитав ситуацию, отвечают на вопрос: можно ли считать этого человека героем и почему?
(Хвастливость, безрассудство, стремление выделиться…)
Где истинный героизм и где ложный?
Приведите примеры истинного героизма в наше время.
(Герои труда, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на АЭС в Японии, работники МЧС, пожарные, космонавты, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие)
Почему именно этих людей мы объединили в одну категорию?
(Жертвуют собой во имя жизни и процветания других людей, во имя процветания своей Родины).
2 задание
Выберите те прилагательные, которые характеризуют черты характера героя. Для этого возьмите 1 конверт.
Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами наделен?
(перечисляют)
Примерные: мужественный, смелый, отважный, , благородный, сильный, рассудительный, патриотичный, закаленный, сообразительный, веселый, рискованный, осторожный.
Перед вами 2 конверт.
В нем вы найдете отдельные фразы, с помощью которых у вас получатся пословицы, воспевающие героя.
— Какие пословицы, воспевающие красоту и мужество героя, у вас получились?
(СЛАЙД 22)
Посмотрите, со словом герой у нас ассоциируется чаще всего мужчина и война. Но я хочу обратить внимание на пословицу:
В жизни каждого человека есть место для подвига.
Давайте задумаемся над ее смыслом. Закройте глаза и мысленно нарисуйте иллюстрацию к этой пословице. Какую картину вы представили? Посмотрите не только на войне можно совершить подвиг и не обязательно он связан с риском для жизни.
— А женщина может быть героем?
— Не только взрослые могут совершать подвиги, геройство проявляют и дети, ваши ровесники, совершая великие поступки. О каких поступках детей-школьников в наши дни вы слышали?
— Но гордиться можно не только героем. Ведь героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей.
— А в ваших семьях, есть люди, поступками, делами которых можно гордиться?
Выставка рисунков
Подведение итога.
Давайте вернемся к теме нашего классного часа «Герои живут рядом»
Герой. Кто он? ( Герой — это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
Сможем ли мы теперь с уверенностью ответить на вопрос — А живут ли герои среди нас?
-Как может выглядеть герой в наше время?
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
В нашей огромной стране героев много. Но все они начинали с малого – с уважения к старшим. Герой, прежде всего, гражданин и патриот. Хочешь стать героем – стань прежде достойным гражданином. Делай жизнь вокруг себя лучше, защищай слабых, борись со злом и несправедливостью, помогай тем, кому требуется помощь, будь сильным. И тогда, рано или поздно, судьба сделает тебя героем.
Составление пословицы (интерактивная доска)
НЕВОЗМОЖНО, ВСЕГДА, БЫТЬ, ЧЕЛОВЕКОМ, ГЕРОЕМ, НО ВСЕГДА, МОЖНО, ОСТАВАТЬСЯ) (СЛАЙДЫ 23-24)
Ребята, давайте сейчас посадим «Аллею героев», тем людям поступками которых можно гордиться. На столах у вас лежат деревья, подумайте и напишите того человека, в честь которого вы посадите свое дерево.
Посмотрите, мы хотели посадить несколько деревьев, а перед нами выросла целая роща. Пусть ее не будет ни в одном городе, ни в одном селе, но она будет в наших сердцах, в нашей памяти. (СЛАЙД 25)
(Во время выполнения работы звучит песня из к/ф «Офицеры» «О героях былых времён»
Рефлексия
-Звездочки. (СЛАЙД 26)
Внимание на экран.
Если люди, о которых мы сегодня говорили, вызвали у вас гордость, то возьмите красную звезду,
(Во время выполнения работы звучит песня С.Михайлова «Герои России моей»)
Запомните, героями не становятся по воле случая, не появляются ниоткуда. Герои живут среди нас.
Петровский район – край, который не уступит по красоте и талантливости людей никакому другому. Преданность делу, ответственность, любовь к своему краю и народу — эти черты характерны для наших земляков. Для нынешнего и грядущих поколений Петровцев они будут примером на долгие годы, нашей гордостью. А у нашего Петровского района — большое и яркое будущее.
Список литературы:
- Матвейкина Т. «Слава земли Петровской», газета «Сельские зори», 7 мая 2014 г.
- Толстова Т. «Потому, что остальным нужно жить…», «Сельские зори», 9 апреля 2014 г.
- Чернышов А.Ф. «Памяти земляка», «Сельские зори», 5 марта 2014г.
- МБУК «Музей истории Петровского р-на»
- Алексеев С.П. Герои Великой Отечественной: рассказы: [для мл. шк. возраста]/ С.П.Алексеев.-М.: Дрофа-Плюс, 2015. — С.62, [1]с.: ил.-(Внеклассное чтение).
- Томилин А.Н. Герои и рыцари/ А.Н.Томилин.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017.-399с.: ил.-(Детская военная энциклопедия).
- Орлова Н.Г. Герои русских былин/ Н.Г.Орлова.-М.: Белый город, 2016.-48С., ил.-(История России в летописях, сказаниях и былинах).
Источник