Правовой статус и функции
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
- утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
- принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
- организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
- для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
- осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
- организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Источник
Центральный банк — регулятор финансовой системы России
Центральный банк неслучайно принято называть «главным банком» страны. Он является регулирующим органом и ключевым институтом финансовой системы России. Центробанк непосредственно влияет на экономические показатели, которые важны для каждого из нас. Достаточно назвать процентные ставки по вкладам и кредитам, спасение проблемных банков, курсы валют, страхование жизни и имущества, пенсионная система. В этой статье мы подробно разберем, как регулятор выполняет свои функции и что полезно знать об этом обычному клиенту.
Какие функции выполняет Центральный банк
Структура управления Центробанка включает председателя, членов Совета директоров и начальников управлений. В каждом регионе России есть подразделения регулятора — территориальные управления, а также расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые обрабатывают потоки наличных денег. Туда свозят наличность банки и инкассаторы.
Перечислим основные задачи, которые выполняет Центральный банк:
- развитие финансовой системы страны и поддержание её устойчивости;
- контроль и надзор за участниками финансового рынка — коммерческими банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами, брокерами, потребительскими кооперативами и др.;
- контроль за инфляцией;
- регулирование оборота в России иностранных валют и криптовалют;
- эмиссия национальной валюты и регулирование объема денежной массы;
- финансовые операции Российского государства на внешнем рынке;
- распоряжение золотовалютными резервами Российской Федерации.
Каждая функция Центрального банка выполняется одним из 27 профильных управлений и департаментов.
Центральный банк России государственный или нет
На банковских форумах нередко встречается вопрос: можно ли считать Центробанк государственным? Давайте попробуем в этом разобраться .
Центральный банк действует на финансовом рынке подобно коммерческой структуре. Он покупает и продает ценные бумаги, торгует иностранной валютой, получает доход от кредитования коммерческих банков. По Федеральному закону № 86 о Центральном банке Российской Федерации, он не зависит от правительства и проводит собственную кредитно-денежную политику. Формально это юридическое лицо, наделенное уставом, капиталом и имуществом. Центробанк не обязан финансировать бюджетный дефицит страны или регионов. Более того, он не имеет права выдавать даже кредиты на эти цели. Таким образом, не совсем правильно считать ЦБ государственным.
Если же смотреть на контрольные функции Центрального банка, то в этом качестве он выступает как государственное ведомство. ЦБ работает в тесном взаимодействии с министерствами и другими государственными структурами. Правительство является заказчиком экономических прогнозов, продает через Центральный банк государственные облигации федерального займа (ОФЗ). Также инфраструктура банка используется для проведения финансовых операций, бюджетных платежей и расчетов государственных органов и субъектов Федерации. Хотя ЦБ и не подчиняется законодательной власти в лице Думы и Совета Федерации, но председатель Банка России ежегодно выступает перед ними с отчетом. Получение прибыли не является целью деятельности главного банка страны. К тому же она почти в полном объеме поступает в бюджет.
Итак, отвечая на вопрос о том, является ли ЦБ государственным органом или независимой структурой, мы приходим к выводу что он — не то и не другое. Центральный банк имеет особый статус финансового регулятора и проводит самостоятельную политику в рамках своих полномочий.
Что такое ключевая ставка и как она влияет на экономику
Ключевая ставка существует во всем мире и служит для регулирования процентов по кредитам, доходности депозитов, влияния на курс национальной валюты и инфляцию. Определение этого важного показателя является прерогативой Центрально банка. Многие из нас привыкли к названию «Ставка рефинансирования», но с 1 января 2016 года она была объединена с ключевой ставкой. Её значение отражает стоимость кредитов, которыми центробанк рефинансирует коммерческие банки.
Кредитование банков происходит через особый вид аукциона — РЕПО. Денежная ликвидность распределяется на конкурсной основе под залог ценных бумаг в виде векселей, облигаций и депозитарных расписок, выпускаемых банками. Таким образом, на аукционе распределяются займы с гарантийным обеспечением. Это позволяет наполнять банковскую систему денежной ликвидностью. В случае образования на балансе банков свободных средств, ЦБ привлекает их к себе на депозит. От этих операций у Центрального банка образуется процентный доход, который частично идет на содержание регулятора, но большая часть поступает в казну. Таким способом ЦБ оказывает влияние на объём денежной массы в экономике. Значение ключевой ставки во многом определяет уровень инфляции и темпы экономического роста.
Одним из главных последствий изменения ключевой ставки для коммерческих банков и их клиентов является доходность депозитов, стоимость потребительских и ипотечных кредитов, а также возможности финансирования бизнеса. Ключевая ставка в настоящее время имеет тенденцию к постепенному снижению. Решение об изменении ставки принимается на заседании Совета директоров ЦБ, как правило, 3-5 раз в год с шагом 0.25-0.5 процентных пункта. Ожидаемый уровень ключевой ставки по итогам 2018 года – от 6 до 6.5% годовых. Проверить ставку ЦБ на сегодня можно на главной странице официального сайта www.cbr.ru.
Почему нельзя понизить ключевую ставку сразу на несколько пунктов, обеспечив тем самым экономику и население дешевыми кредитами? По идее авторов подобных предложений, это будет стимулировать экономический рост через развитие отечественного бизнеса и потребительский спрос со стороны населения. Центральный банк в этом вопросе занимает умеренную позицию и придерживается взвешенного подхода. За последние несколько лет российская экономика уже не раз испытала на себе закономерность: резкое и необоснованное понижение ставки чревато обрушением курса рубля. При этом понижение ставки совершенно необязательно приводит к автоматическому удешевлению банковских кредитов.
Коммерческие банки всегда закладывают в стоимость кредитования риски, связанные с невозвратом займов. Если экономическая ситуация в стране нестабильна, уровень доходов населения снижается, а для бизнеса не создано благоприятных условий, банки не станут выдавать дешевые кредиты себе в убыток.
Давайте определим, какую практическую пользу может извлечь читатель из наблюдения за изменением ключевой ставки ЦБ.
- Прежде всего, вы можете прогнозировать направление, в котором пойдет курс рубля. Чем больше снижается ключевая ставка ЦБ РФ, тем лучше для курса рубля и наоборот. Если вы страхуете свои сбережения от обесценивания, вам стоит спланировать валютную диверсификацию по принципу «не клади вся яйца в одну корзину». Все помнят, как в конце 2014 — начале 2015 года курс доллара вырос почти в два раза.
- Повышение ключевой ставки, особенно если это происходит резко, создает плохие условия для банковского бизнеса, а также для всех российских компаний, ориентированных на внутренний рынок и рублевый спрос населения. Повышение ставки – вынужденная мера, призванная снизить риск высокой инфляции. Это делает невыгодными валютные спекуляции, когда банки и частные инвесторы берут в кредит рубли и меняют их на иностранную валюту.
Кроме ключевой ставки, есть еще один способ балансировки финансовой системы — валютные интервенции. Центральный банк проводит их с целью поддержания или ослабления курса национальной валюты. Если он покупает на открытом рынке доллары, это увеличивает спрос на иностранную валюту и ведет к ослаблению рубля. Это выгодно экспортерам, которые получают за рубежом валютную выручку и продают её на российском рынке за рубли. Когда необходимо поддержать рубль в интересах отечественных производителей, ЦБ «выбрасывает» на рынок миллиарды долларов. Это приводит к сокращению валютных резервов, необходимых для стабильности финансовой системы. Во время валютных кризисов 2008 и 2014 годов регулятор истратил на это большую часть резервов. С тех пор Центральный банк отказался практики масштабных валютных интервенций, имеющих целью «спасение» национальной валюты. Рубль отпущен в «свободное плавание», но ничего катастрофического с ним не произошло. Наоборот, в 2016-2017 годах он даже немного укрепился. Это доказало эффективность независимой денежной политики, проводимой Центральным банком.
Надзорные функции ЦБ в банковском секторе
В сфере банковского надзора Центробанк выполняет ключевые функции. Это то направление деятельности, которое особенно интересует вкладчиков проблемных банков. Перед регулятором банковского сектора стоят следующие задачи:
- контроль за безналичными и наличными операциями;
- выполнение требований закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма»;
- внешний аудит отчетности и правил бухгалтерского учета;
- выдача, приостановка действия и отзыв лицензий;
- санация проблемных банков (докапитализация с целью финансового оздоровления);
- организация выплат вкладчикам обанкротившихся банков и застрахованным клиентам негосударственных пенсионных фондов;
- контроль соблюдения обязательных требований к собственному капиталу банков, норм резервирования на случай возможных потерь и др.
В 2013 году в должность председателя Центрального банка вступила Эльвира Набиуллина. Одновременно с этим были заметно расширены полномочия Центрального Банка, который приобрел статус мегарегулятора. С тех пор под надзором ЦБ оказались не только банки, но и небанковские финансовые организации: страховщики, инвестиционные компании, фондовые биржи и брокеры, негосударственные пенсионные фонды и др. В мае 2017 года Центральному банку было доверено проведение санации банков. Таким образом, в ведении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) остались только выплаты вкладчикам банков, лишенных лицензии.
Ужесточились требования Банка России к кредитным организациям. Самой жесткой карательной мерой, применяемой к банкам, является отзыв лицензии и ликвидация финансового учреждения. Число отзываемых Центробанком лицензий стало расти с 2013 года и достигло пикового значения в 2015 (87 банков) и 2016 (93). Соблюдение обязательных нормативов стало контролироваться более жестко, возросло количество аудиторских проверок.
Главной причиной «закручивания гаек» стало ухудшение финансовых показателей российских банков. Сказалось введение в 2014 году санкций, из-за чего коммерческие банки лишились доступа к дешевым кредитам на Западе. Также повлияло вступление в силу международного банковского протокола Базель III, по которому ужесточились требования к достаточности собственного капитала. В 2017 году лишений лицензии стало меньше (47). Но во втором полугодии произошли огромные по масштабам события, связанные со спасением трех игроков рынка. Два из них входили в десятку крупнейших и в список системно значимых банков. У всех на слуху санация самого большого в России частного банка Открытие, затем БИН банка и Промсвязьбанка. Во всех трех банках введена временная администрация и внешнее управление. После завершения финансового оздоровления Центральный банк организует выпуск акций санированного банка. Они будут предложены инвесторам на открытом рынке.
Санация не затрагивает интересов обычных вкладчиков. Отделения в обычном режиме работают с клиентами, выдаются кредиты, обслуживаются карты. Отдельно стоит сказать, что иногда в ходе мероприятий по финансовому оздоровлению не удается оградить от потерь частных инвесторов. Риски держателей ценных бумаг, в отличие от депозитов, не застрахованы. Примером могут послужить еврооблигации Открытия, обязательства по которым на сумму почти миллиард долларов были списаны как безнадежные.
Если вы хотите проверить информацию об интересующем вас банке, вы всегда можете сделать это на официальном сайте регулятора в разделе «Информация по кредитным организациям» по этой ссылке.
К сожалению, вмешательство мегарегулятора, поддерживая стабильность финансовой системы, приводит и к побочным последствиям. Почти 70% банковского сектора уже перешло в собственность госбанков. В десятке крупнейших банков остался только один частный (Альфа банк). На спасение только Открытия, БИНа и Промсвязьбанка потребуется более триллиона рублей. Деньги на эти цели Центробанк берет не из казны, а из специального Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Фонд пополняется за счет реализации активов и имущества проблемных банков внешним инвесторам. Ими чаще всего оказываются банки с государственным участием. Передача банков в государственные руки в условиях кризиса во всем мире является вынужденной и временной мерой. Однако в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Снижение конкуренции в банковском секторе с большой вероятностью означает ухудшение качества обслуживания и сокращение выбора банковских продуктов.
Заключение
Центральный банк решает важные задачи мегарегулятора банковского сектора. Особый статус независимого органа позволяет ему проводить самостоятельную кредитно-денежную политику. Самой сложной на сегодняшний день является функция «санитара» и «спасателя» проблемных банков. Знание того, как устроена банковская система и какую роль играет в ней Центробанк, поможет читателю разобраться в непростых финансовых процессах и ситуациях. Для лучшего восприятия затронутой в статье темы, предлагаем посмотреть короткое учебное видео.
Источник