Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_otkrytomu_uroku_po_knige_s._lagerlyof.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ
С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
Повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения, такие как игра-путешествие в малых группах, использование ЦОРов.
Активизация познавательной деятельности учащихся; знакомство с широким кругом детских произведений; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности; творческое усвоение школьного учебного материала; развитие культуры речи и информационной грамотности.
I. Организационный момент
II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Ребята, ск а жите, нравится ли вам изучать окружающий вас мир ?
Знаете, шведские школ ь ники обожают такие уроки, потому что у них есть замечател ь ный сказочный и даже чуть-чуть волшебный учебник.
Догадались КАКОЙ? (Книга Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссо на с дикими гусями по Швеции» )
Чтобы нам сформулировать тему урока необходимо внести одно уточнение.
Посмотрите на запись, переставьте буквы таким образом, чтобы можно было её прочесть и сформулируйте тему урока:
КОЗСАЧЯНА СПОЬТЕВ (СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ, жанр произведения)
Ответить на вопрос, что обозначает этот литературный термин, вы сможете, исключив лишнее:
Тема урока внеклассного чтения: сказочная повесть Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями ».
Цели урока-игры: выявить самых внимательных читателей;
определить … данного произведения ( ответить на вопрос : «Чему учит нас
сказочная повесть Сельмы Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями”?
Участники и зрители! Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Внимание! Внимание!
Начинаются испытания!
III. Актуализация знаний
Учитель: что вы можете сказать об авторе данного произведения?
Дети. Автор книги, шведская писательница СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИСА ЛАГЕ Р ЛЁФ, родилась в 1858 году, в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка. Эта усадьба находится в живописной шведской прови н ции Вермланде . Природа, окружа в шая маленькую Сельму, стала частью ее натуры. Уже будучи взрослым человеком, став пис а тельницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала усадьбу в своих произведениях. А еще она расск а зывала в своих книгах о близких, любимых людях: об отце, от кот о рого унаследовала любовь к кн и гам, легендам, преданиям; о б а бушке и тетушке Оттилиане.
В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали больной девочке, ее братьям и сестрам сказки о прекрасных дамах и кавалерах, о злом заводчике, знавшемся с н е чистой силой, о русалках и дом о вых..
Спустя два года умерла бабушка. Ее смер ть была воспринята девочкой как в е личайшая трагедия. Ей казалось, что перед ней захлопнули дверь в прекрасный сказочный мир. Сел ь ма еще больше пристрастилась к чтению. Сельма мечтала стать писательницей, начала писать ст и хи, баллады, сказочные пьесы.
А когда Сел ь ме исполнилось 9 лет, случилось то, на что уже никто не надеялся: стокгольмским врачам удалось вылечить девочку, она снова мо г ла двигаться как все люди. Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить в л и цей в Стокгольме, чтобы подгот о виться к поступлению в учитель с кую семинарию. По окончании семинарии она стала работать учительницей в небольшом г о родке.
В это время одна из шведских газет объявила литературный конкурс, и Сельма отослала пять глав своего первого романа «Сага о Йёсте Берлинге». Она получила за них первую пр е мию, после чего оставила преп о давание и занялась творчеством.
В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую н а зывали «национальным бедств и ем». Сельме Лагерлёф предлож и ли написать новый занимател ь ный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинав с кие легенды и предания. Швед с кая писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.
Этим учебн и ком пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Кн и га переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешес т вие Нильса с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелев с кой премии. За свою жизнь она написала множество книг для взрослых. Есть у нее произвед е ния и для детей: сказки «Подме ныш», «Легенда о Христе». В «Л е генде о Христе» в сказочной фо р ме толкуются библейские сюжеты и предания.
Но сегодня мы с вами будем вспоминать произв е дение, с которым у русских чит а телей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное п у тешествие Нильса с дикими гус я ми». А помогут нам в этом мал ь чик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе ник а ких приключений.
Итак, едем в Швецию! Мы совершим удивительное пут е шествие! «Почему удивительное?» — спросите вы. А потому что пут е шествовать мы будем, передвиг а ясь не по земле, а по воздуху. Мы полетим над Швецией и увидим все, что находится внизу. Увидим столицу Швеции Стокгольм, леса и реки, озера и горные хребты, увидим самую высокую гору этой страны. Но лететь мы будем не на самолете, не на воздушном шаре и не на вертолете. Нет! Мы полетим на гусях. Ведь Нильс путешеств о вал на гусях! Сейчас, отвечая на мои вопросы, вы повторите мар ш рут Нильса.
(Задает ребятам во п росы, а за правильные ответы в ы дает жетоны.)
- Разминка – тестовая работа.
- Заколдованный мальчик.
- Путешествие Нильса.
- Добрые дела Нильса
1. В какой стране жил Нильс?
в Швеции
2. Кто заколдовал Нильса?
гном
3. Куда летела стая диких гусей?
в Лапландию
4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей?
лис
5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой?
город был затоплен
6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
филин
7. Нильс спас Глиммингенский замок .
от крыс
8. Как звали гусыню — предводительницу гусиной стаи?
Акка
9. Орел Горго не нападал на гусей, потому что он .
был приёмным сыном гусыни — предводительницы стаи
10. Кем или чем были бронзовый и деревянный?
памятниками
Проверка (в случае наличия ошибок): см. презентацию
А теперь я хочу пров е рить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена. животных.
Работа в мини-группах (письменно на листах)
- Сирле — белка;
- Мартин — гусь;
- Тирле — бельчонок;
- Эрменрих — аист;
- Смирре — лис;
- Фумле-Друмле — ворон;
- Брумме — медвежонок;
- Горго — орленок.
У: Продолжим наше путешес т вие. Вы готовы дальше отвечать на мои вопросы?
«ОТ kopk и ДО kopk и »
Вы хорошо знаете героев книги. А сможете ли вспомнить, о чем идет речь, если я буду просто зачитывать вам отрывки из текста? Сейчас посмотрим.
- «Неуклюжий, безобразный птенец. Он был покрыт редким пухом, на маленьких крыльях торчком стояли прямые жесткие перья». (Орел.)
- «Очень нескладная птица. Шея и туловище у него немн о гим больше, чем у обыкновенного гуся, а крылья, почему-то огромные, как у орла, ноги, словно две тонкие жерди, вы к рашенные в красный цвет. Клюв длинный-предлинный, а прид е лан совсем к маленькой голове». (Аист.)
- «. Вбивают в землю не с колько жердей,а потом обтяг и вают оленьими шкурами. И называют такие дома. » (Чумами.)
- «Вот между чумами бродят какие-то животные. На головах у них рога. Целое стадо лапл а ндских домашних. » (Оленей.)
- Работа с текстом: заполните пропуски
Как выглядел гном?
На голове — ______________ шляпа, _______________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ____________ бантами, а на _______________ сафьяновых башмачках поблескивают _________________ пряжки.
Во что был одет гном?
- (На голове — широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)
- Кто больше?
- За что гном превратил Нил ь са в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел в ы пускать.)
- Как звали предводительницу гусиной стаи, с которой путешес т вовал Нильс? (Акка Кебнекайсе.)
- Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешес т вия? (Под крылом гуся Мартина.)
- Какой первый подвиг сове р шил Нильс? (Спас гуся от лиса.)
- Чем помог Нильс белке Сирле? (Поднял в дупло бельчонка Ти-ле.)
- Кто жил в Глиммингенском замке? (Совы, дикая кошка, аисты, летучие мыши и филин.)
- Из чего было сделано гнездо аиста Эрменриха? (Из старого к о леса от телеги, прутьев, дерна, мха, пуха.)
- С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (С помощью волшебной дудочки.)
- Что бывает один раз в год на горе Кулаберг? (Великие игрища птиц и зверей.)
10. Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе К у лаберг? (Он был изгнан из своей стаи.)
11. Как звали папу Нильса? (Хольгер Нильсон)
1 2. Какую услугу оказал Нильс медведям? (Предупредил их о поя в лении охотников.)
1 3. Зачем вороны похитили Нильса? (Чтобы он помог им от к рыть кувшин с серебром.)
- Почему морской царь зат о пил город Винетту? (Жители гор о да убивали моряков, морских ж и вотных и птиц, топили корабли, чтобы никто в мире не знал, где н а ходится богатый город Винетта.)
- В какой день недели началась эта история? (воскресенье)
- Что Нильс всегда хранил в кармане? (ножик )
1 7. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превр а титься в человека? (Найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь.)
- Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
- Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
- К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)
- Назовите дату, когда нач а лось путешествие Нильса с дик и ми гусями. (Воскресенье, 20 ма р та.)
- Кто был вожаком стаи диких гусей? (Акка из Кебнекайсе.)
- Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие? (Нильс спас Акку от лиса Смирре.)
- Как Нильс спас селезня Ярро? (Разрезал путы на его крыльях.)
- Что случилось с трехлетним мальчиком Пер Уром? (Он оказа л ся на озере в дырявой лодке. Вершок помог ему выбраться на остров.)
- Как Нильс помирил старого коня с хозяином Ларсом? (Привел коня в сарай.)
- За что были благодарны д и кие овцы Нильсу? (Он заманил трех лис в черную дыру.)
- Как помог Нильс Осу и Матсу перейти озеро в ледоход? (Он летел на спине гуся и напра в лял их.)
- Как Нильс спас от не с частья двух студентов в Упсале? (Помог собрать рукопись.)
- Почему орел Горго не ох о тился на гусей из стаи Акки? (Она его воспитала, была ему как мать.)
- Когда закончилось пут е шествие Нильса? (9 ноября.)
- Чему научился Нильс во время путешествия? (Понимать природу, чувствовать ее красоту, радоваться ветру, солнцу, мор с ким брызгам, слышать голоса л е са, шелест трав, шорох листвы. Узнал историю своей страны. Н а учился никого не бояться, но ост е регаться. Научился дружить.)
1) После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае? (после того как Нильс спас гуся из когтей лиса)
- 2) Какой второй поступок совершил Нильс? (наказал лиса Смирре, надел на него собачий ошейник)
- 3) Где проходил праздник всех зверей и птиц? (на горе Кулаберг)
- 4) Кто плакал в пятой главе? Почему? (аист Эрменрих)
- 5) Как Нильс справился со стаей крыс? (с помощью дудочки)
6) Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного гнома)
7) Чем Нильс открыл кувшин, и что там было? (обглоданной костью) - 8) Какое заклятие и за что наложил морской царь на Винетту?
- 9) Что надо было сделать, чтобы снять заклятье? .«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и. (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)
- 10) Кого спас Нильс от охотников? (медведицу с медвежатами)
- 11) Кто и как помог Нильсу за одну серебряную монету? (Фумле-Друмле – это вожак воронов)
- 12) Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго –орёл, приёмный сын Акки)
- 13) В каком городе жили удачник и неудачник? (Упсале)
14) Кто помог Нильсу поймать Смирре? (собака) - 15) Чем питался Нильс во время путешествия? (орехами)
- 16) После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека?
(После услышанного разговора двух сов о страшной тайне. ) - 17) Как можно было снять заклятье с Нильса? (кто-нибудь по доброй воле захочет стать таким же маленьким)
Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями…
«Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями.
Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь в дневнике у него
поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться»
Чему научился Нильс?
— Это не просто путешествие, это воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
Крохотный памятник Нильсу находится в Старом городе. Городская легенда гласит: чтобы исполнилось Ваше самое сокровенное желание достаточно погладить Нильса по головке и оставить ему сладкую конфетку или денежку.
У. Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнем.
– Только в джунгли мы зашли – налетели комары. (Отгоняют.)
– Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем. (Рычат.)
– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках.)
– Ближе к пальме мы подходим и бананы там находим. (Собирают.)
– Привезем домой скорей, угостим своих друзей! (Поворачиваются друг к другу.)
Источник