Главные интегрирующие факторы для стран азиатско тихоокеанского региона

Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В целом процессы развития производительных сил в АТР свидетельствуют о хозяйственное сближение стран и территорий региона. При этом, по подсчетам специалистов, со второй половины 80-х годов эти процессы стали более интенсивными и начали приобретать интеграционных рис.

Важным фактором усиления интеграционных тенденций в Восточной Азии выступает рост экономической взаимозависимости в рамках региона, прежде всего в треугольнике НИК — АСЕАН — Китай, который включает основные страны с новыми рынками.

В странах этого треугольника в 80-е годы — первую половину 90-х гг. существенно возрос удельный вес взаимных торговых и инвестиционных связей и несколько ослабла зависимость от торговли с ведущими индустриально развитыми странами, от притока инвестиций оттуда. Такая тенденция стала прямым следствием роста производственного и инвестиционного потенциалов стран треугольника, расширение ее внутренних рынков, углубление внутрирегионального разделения труда.

Особенно заметным стало падение доли Японии, как в торговле, так и в инвестициях. Ослабление ее позиций в регионе — следствие структурных изъянов японской экономики, в частности многочисленных нетарифных барьеров для импорта и пассивности основной массы фирм в иностранном инвестировании. Вместе с тем для Японии доля Восточной Азии в торговле заметно возрастает.

Вторым главным фактором роста интеграционных тенденций — все большая серьезная озабоченность тем, что по темпам и глубине интеграции Восточная Азия существенно отстает от двух других центров, и это может негативно отразиться на ее экономических перспективах. Действительно, в Северной Америке с 1994 г. действует блок НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, подписанное США, Канадой и Мексикой), а в ближайшие годы, очевидно, будет создан мега-блок ФТАА (Американское соглашение о свободной торговле), что включает Северную и Южную Америку. В Европе произошло значительное распространение ПЬЕС, куда поступила большая группа стран ЦСЄ.

Читайте также:  Как улучшить промышленность страны

В Восточной Азии сегодня многосторонних интеграционных объединений нет. Как ожидается, с 2004 г. начнет действовать АФТА (зона свободной торговли АСЕАН). На двустороннем уровне в январе 2002 г. вступило в силу соглашение о ЗСТ между Японией и Сингапуром. В целом ни масштабы, ни динамика интеграции, здесь пока несопоставимы с американскими и европейскими.

Третий фактор восточноазиатского интеграции — стремительное усиление экономических позиций Китая и вызванная им изменение, что сложилась в регионе, механизма. Устойчивое определение этого механизма — «стая летящих гусей». Лидером-«вожаком» стаи является Япония. Второй ряд составляют азиатские «тигры»; третий — четыре самые крупные страны АСЕАН; четвертый — Китай; пятый — Вьетнам, Лаос. Каждый предыдущий ряд влечет за собой следующие за помощью трансферта технологий и ноу-хау, прямых инвестиций, обеспечения экспортных рынков. При этом эти производства, которые вчера были ключевыми в стране или странах предыдущего ряда, сегодня переходят в страны следующего. Предыдущий ряд идет дальше, развивая производства более высокого технологического уровня. Тем самым обеспечивается динамизм всего региона.

В других восточноазиатских странах этот процесс воспринимается двояко. С одной стороны, немало говорится о китайский вызов (в экономическом смысле). Например, для АСЕАН серьезной проблемой является увеличение отрицательного сальдо в торговле с Китаем. АСЕАН проигрывает Китаю в борьбе за привлечение новых инвестиций. Ряд западных и японских компаний сворачивают производство в странах АСЕАН и перемещают в Китай.

В первой половине 2002 года сумма прямых иностранных инвестиций в шести ведущих стран АСЕАН по оценкам составляла 6,5 млрд. долл. При этом в Малайзии сокращение составляло 80%, а в Индонезии и Филиппинах — около 70%. В Китае эта сумма прямых инвестиций с января по август 2002 года составляла 34,3 млрд. долл., увеличившись за этот же срок на 25,5%.

Китай поглощает все больше не только тайваньский капитал, но и человеческие ресурсы, что объективно приводит к ослаблению экономики острова (в Китае проживают и работают 500 тыс. тайваньцев).

Китайский фактор оказывает влияние на экономику Японии, Южной Кореи. Наплыв в Японию дешевого китайского импорта и перенос в Китай значительной части промышленного производства обусловлен прежде всего большим, по сравнению с Японией, по разным оценкам, двадцати-тридцятикратним разрывом в стоимости рабочей силы. На страницах японской прессы, в выступлениях представителей деловых и политических кругов, все чаще звучит мнение, что с Китаем пора конкурировать на равных, а не относиться к нему, как к развивающейся страны.

Сегодня экономическое положение и перспективы Японии и других восточноазиатских стран в большой степени зависят от того, смогут ли они закрепить связи с Китаем, а именно: расширить экспорт, используя возможности китайского рынка, и повысить свою конкурентоспособность путем переброски в Китай части производств и технологических процессов. Отсюда — объективная потребность в создании варианта регионального экономического объединения, включающего Китай. Такой подход находит в Восточной Азии широкую поддержку.

До второй половины 90-х годов вопрос о создании восточноазиатского экономического объединения почти не затрагивался. Среди главных причин — и основные трудности на пути к интеграции — существенные (более значительные, чем в Америке и Европе) исторические разногласия между странами региона; разница в уровнях их экономического развития; политические проблемы, трудности психологического характера, не говоря уже о территориальные вопросы относительно отношений Японии с Китаем и Северной Кореей.

В Америке и Европе основная роль в продвижении интеграционных процессов принадлежит ведущим экономическим державам. В Восточной Азии, однако, Япония не готова к такой роли ни политически, ни психологически, ни экономически. Роль интеграции должен брать на себя кто другой, — эту роль взяли на себя страны АСЕАН.

Нельзя не учесть и американский фактор. До последнего времени США довольно напряженно относились к идее создания восточноазиатского регионального группировки, появление которого воспринималась в Вашингтоне как угроза собственным экономическим и политическим интересам, тем более, что некоторые восточноазиатские лидеры (премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед) увлекались риторикой, которая подчеркивала неприемлемости для Восточной Азии американской модели и системы ценностей.

На рубеже 80-90-х годов М. Махатхир выступил с инициативой создания Восточноазиатского экономического группы как форума для межправительственных консультаций в середине региона, эта идея не прошла прежде всего именно за противодействия США.

Во второй половине 90-х годов возник такой форум, как «АСЕАН плюс три», АПТ (три — это Япония, Китай и Северная Корея). АПТ ежегодно осуществляет встречи на высоком уровне. В их рамках проводятся трехсторонние саммиты Япония — Китай — Северная Корея. Таким образом, в Восточной Азии основные многосторонние контакты с экономическим вопросам осуществляются через АСЕАН, пока что закрепляет за этой ассоциацией ключевую роль в интеграционных процессах.

В ноябре 2000 года на саммите АПТ в Сингапуре было принято решение создать рабочую группу для изучения вопроса создания загальнорегіональної восточноазиатского зоны свободной торговли. На следующей встрече глав государств и правительств в 2001 году в Брунее группа не представила никакой концепции регионального объединения, сделав заявление, что работа продолжается.

На Сингапурском саммите шла речь о возможных масштабные загальнорегіональні проекты. Главный из них — строительство Трансазіатської железнодорожной дороги от Сингапура до Кунминя. Была выдвинута идея восточноазиатского «информационного пояса», что связывает наиболее передовые в технологическом отношении города от Куала-Лумпура до Сеула. Японская сторона уклонилась от поддержки идеи Восточноазиатского саммита.

Очевидно, именно трудности в создании общерегионального группировки заставили попробовать другой вариант: создание объединений АСЕАН с каждой из трех стран — Китаем, Японией, Северной Кореей отдельно. В ноябре 2001 года стороны объявили о намерении создать зону свободной торговли в течение десяти лет, а в 2002 году начались официальные переговоры. Отношения Япония — АСЕАН должны развиваться в духе откровенного партнерства. Основной принцип этих отношений — «вместе идти вперед». Выделяются три основные сферы сотрудничества. Первая — помощь со стороны Японии относительно осуществления странами АСЕАН экономических реформ, в том числе с учетом опыта современных структурных реформ в Японии. Вторая — глобальные проблемы, прежде всего, борьба с бедностью и предотвращения военных конфликтов. Третья — сотрудничество (развитие разнообразных контактов, в частности, молодежных и культурных).

Среди конкретных предложений, сформированных премьером, — поездка специальной рабочей группы японского правительства по странам АСЕАН для изучения возможностей сотрудничества между вузами; провозглашение 2003 года «годом контактов Японии и АСЕАН» и организация в связи с этим серии мероприятий; проведение совместной конференции по стратегии экономического развития в рамках совместной Инициативы «развития Восточной Азии», возможность создания зоны свободной торговли.

Реально позиция Японии по экономическому сотрудничеству в Восточной Азии определяется несколькими причинами. Во-первых, отсутствует политическая воля активно продвигать идею региональной интеграции. Правительство стремится отложить принятие серьезных решений по східноазіатській интеграции на потом.

Во-вторых, есть проблема либерализации импорта продукции сельского хозяйства и морского промысла. Здесь есть стремление защитить национального производителя. В результате этого в японских правительственных кругах стали говорить о том, что нужно изучить возможности договоров о свободной торговле. В последнее время министерство сельского хозяйства и рыболовства заявляет обратное: при создании ЗСТ не должно быть исключений.

Третья причина. Сегодня зона свободной торговли не ограничивается либерализацией в одной только торговой сфере. Каждая зона является экономическим сообществом со свободным движением товаров и капитала, свободным передвижением людей и т.д. Важное место занимают проекты межгосударственного экономического сотрудничества.

Япония является одним из крупнейших в мире доноров: по размерам официальной помощи развитию (ОПР) она была лидером на протяжении десятилетий и только недавно переместилась на второе место после США. Однако в условиях, когда внутреннее финансово-экономическое положение ухудшается, дефицит госбюджета достиг критической величины, а сама помощь, оказывается, не всегда используется эффективно и часто порождает коррупцию. В этих условиях создание восточноазиатского объединения является неприемлемым.

В сентябре 2002 года по результатам встречи министров экономики Японии и стран АСЕАН в столице Брунея было провозглашено, что они рассмотрели и утвердили подготовленную экспертами доклад, в котором содержится концепция партнерства, включающего «определенные элементы возможностей ЗСТ». В ноябре 2002 года этот доклад одобрена на встрече лидеров Японии и стран АСЕАН.

Япония все больше вовлекается в процесс региональной интеграции, ее активность будет возрастать по мере того, как усиливаются интеграционные связи других стран региона.

Еще один главный участник АПТ — Северная Корея — также проявил интерес к созданию зоны свободной торговли с АСЕАН. Ключевую роль играет АСЕАН, создается зона свободной торговли АСЕАН — Китай, Япония и Северная Корея не могут себе позволить остаться в стороне, и поэтому формируются структуры тесного сотрудничества АСЕАН — Япония и АСЕАН — Северная Корея. Одновременно возникает ряд двусторонних торговых зон Японии с отдельными странами АСЕАН.

Добавим, что возможно создание зон свободной торговли за рамками данной схемы. Так, начинаются консультации по этому вопросу между японскими и тайваньскими экспертами, в связи с чем Китай выразил японской стороне серьезное беспокойство.

В Китае идет поиск различных вариантов. Обратила на себя внимание опубликована в японской прессе статья старшего исследователя китайского Центра по изучению положения страны Ху Ангана, в которой развивается идея создания зоны свободной торговли — Япония — Северная Корея — Китай — Гонконг.

В регионе будет формироваться сеть многосторонних и двусторонних зон свободной торговли. На более длительную перспективу возможно создание восточноазиатского экономического сообщества со своей институциональной структурой. Формирование единого ареала осуществит стимулирующее влияние на экономику стран региона и существенно повлияет на соотношение сил в мировой экономике. О масштабах ареала говорит и то, что его население составляет 2 млрд. человек.

Источник

Интеграционные процессы в АТР: Россия — АСЕАН

Многие эксперты называют XXI век эрой интеграции и объединения. Интеграционные процессы на межгосударственном уровне происходят «путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики» [10]. Региональная интеграция представляет собой один из наиболее весомых факторов современной политической жизни. Если в период с XVII до начала XX века формировались независимые национальные государства, то ко второй половине XX века этот процесс обратился вспять. Национальные хозяйства государств принимают меры к объединению друг с другом. Постепенно между ними образуется «общий рынок», который характеризуется более активным товарообменом, перемещением капитала, людских ресурсов, услуг и информации.

В мире существует ограниченное число государств, стоящих в стороне от региональных или субрегиональных интеграционных процессов. Многие государства отказываются от национального суверенитета в пользу образования интеграционного союза с другими государствами. Поскольку главной движущей силой интеграции является экономика, то, соответственно, ее цель — это повышение экономической эффективности производства. Принимая во внимание происходящие в регионе интеграционные процессы, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) имеет все более возрастающее с геополитической точки зрения стратегическое значение.

Россия не остается в стороне от этих процессов. При всей имеющейся сложности и неоднозначности российско-европейских и российско-американских отношений РФ продолжает играть значительную роль в АТР как в силу географического положения, так и с политической точки зрения. Помимо наиболее значимых игроков региона, к которым, безусловно, относятся США, Китай и Япония, все заметнее на политическом ландшафте АТР становятся страны — члены Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В связи с этим возрастает значение политических отношений и экономических связей России со странами АСЕАН. Международное сотрудничество России и АСЕАН является взаимовыгодным и взаимонаправленным процессом. России есть что предложить своим асеановским партнерам. В свою очередь, партнерство с АСЕАН служит одной из гарантий безопасности России в целом и представляет собой существенную основу экономического развития районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Страны АСЕАН признают тот факт, что российское политическое присутствие и участие в региональных интеграционных процессах — это необходимое условие поддержания баланса сил в регионе, а также устойчивого экономического развития и безопасности стран АТР. Следует особо отметить, что Российская Федерация имеет дружественные отношения со всеми странами региона. Результатом сложившихся доброжелательных международных отношений стало проведение в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке, а также участие российских представителей в работе саммита АТЭС во Вьетнаме в ноябре 2017 года. Помимо участия в этом авторитетном международном форуме, Россия имеет представительство в таких международных организациях, как ЕАЭС (Евразийский экономический союз), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), БРИКС и в ряде других.

АСЕАН, в состав которой входят десять государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, является полноценной международной организацией со своим уставом — Хартией АСЕАН, принятым в ноябре 2007 года. Перед АСЕАН стоит триединая задача поддержания и развития мира в субрегионе ЮВА, ускорения экономического развития стран «десятки», а также сохранения и развития социокультурного уровня стран субрегиона в целом. Страны АСЕАН относятся к наиболее динамично развивающимся индустриальным странам субрегиона ЮВА. Интеграционные процессы происходят не только в международных связях АСЕАН с ее внерегиональными партнерами, но и внутри самой АСЕАН. Наиболее высокая степень региональной интеграции предполагает экономическое выравнивание стран — участниц интеграционного объединения.

Экономически менее развитые государства, к которым относятся Лаос, Камбоджа, Мьянма, — это новые члены, сравнительно недавно вступившие в Ассоциацию. При содействии более развитых государств, таких как Индонезия, Малайзия и Сингапур, их менее развитые в экономическом смысле соседи прилагают значительные усилия по выравниванию экономического и социального уровней, стремясь довести их до показателей образцовых государств АСЕАН.

Кроме повышения эффективности экономики объединяющихся государств, интеграционные процессы обладают весомой политической составляющей. Экономическое укрепление и оздоровление, установление более тесных торговых связей и слияние национальных экономик постепенно снимают необходимость решения споров через военные конфликты и способствуют определению единой внешней политики государственного объединения. Создание подобных интеграционных объединений стало мирной формой геоэкономического и геополитического соперничества на международной арене.

У России, как и у стран АСЕАН, есть свои политические интересы в АТР. Политическими направлениями реализации российских интересов в процессе азиатско-тихоокеанской интеграции следует считать прежде всего уменьшение американского военного присутствия в субрегионе и его замещение развитием экономических отношений со странами АСЕАН. Реализация этих целей представляется возможной в основном через участие России в работе двусторонних и многосторонних альянсов, деятельность которых направлена на поддержание региональной безопасности и экономической стабильности региона. Россия — участница таких значимых диалоговых механизмов, как Совместный комитет сотрудничества Россия — АСЕАН (СКС) и Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК). В сферу задач комитетов входит повышение эффективности внешних связей и разработка совместных мероприятий и программ перспективного сотрудничества России и АСЕАН.

Для реализации экономических программ создан Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация — АСЕАН (ФФДП). Оценку перспективных мероприятий и проектов производит Деловой совет Россия — АСЕАН при содействии Московского комитета АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России. При этом российская сторона не забывает уделять внимание интересам самих стран АСЕАН, реализация которых проходит через программы диалогового партнерства с Россией и ее активной роли в развитии интеграционных процессов АСЕАН.

Россия постоянно подчеркивает значительную роль, которую играет АСЕАН в региональном развитии и интеграционных процессах, которые проходят в АТР. Координация внешнеэкономических связей осуществляется через российское участие в работе Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещаний министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров («СМОА плюс»), а также Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ). Крупнейший в истории наших взаимоотношений Деловой форум по развитию отношений России и АСЕАН прошел в мае 2016 года в Сочи.

Наиболее значимым инструментом политического диалога считаются ежегодные совещания министров иностранных дел России и стран АСЕАН. Очередная встреча министров иностранных дел проходила в Маниле в августе 2017 года. На Деловом и инвестиционном саммите АСЕАН в рамках этой встречи глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил: «Мы видим реальный интерес делового сообщества наших стран к сотрудничеству в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, спутниковой навигации, в сфере высоких технологий, финансовых услуг, практически во всех значимых сферах это возможно. И это тем более логично, что АСЕАН сегодня по объему экономики — шестая экономика в мире и третья в Азии»[6].

На данном этапе показатели международных связей России со странами АСЕАН относительно общемирового объема остаются невысокими. По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), общий объем экспорта России в АСЕАН составлял примерно 1,9% общероссийского экспорта в 2015 и 2016 годах. В стоимостном выражении в 2016 году он сократился по сравнению с предыдущим годом на 13,2%, снизившись с 6,4 до 5,5 млрд. долларов. Наиболее высокие российские экспортные показатели принадлежат Сингапуру и Вьетнаму. Но в 2016 году стоимостные показатели экспорта в эти страны также снизились на 25%. Доля импорта из АСЕАН в общем импорте России составила 4% в 2015-м и 4,4% в 2016-м [9]. Однако общая доля в обороте внешней торговли России со странами АТЭС за период с января по октябрь 2017 года сравнительно с периодом январь-октябрь 2016 года возросла с 29,9 до 30,5% [11].

Экономическое направление международных связей России и стран АСЕАН представляет широкое поле деятельности. Прежде всего здесь следует назвать создание новой энергетической конфигурации: диверсификация географии импорта российских товаров, участие России в совместной работе по созданию правовых основ энергобезопасности, выполнение интернациональных научных исследований и обмен опытом управления в энергетической индустрии. Развитие связей невозможно без развития транспортных и логистических систем, которое предполагает объединение российских железнодорожных путей в единую транспортную сеть, развитие морских портов и повышение общего грузооборота Сибири и Дальнего Востока.

После четырехлетнего перерыва, в 2015 году, возобновились работы по проекту «РЖД» на острове Калимантан в Индонезии. Сроком окончания проекта был установлен 2020 год, а его общая стоимость составит 4 млрд. долларов [9]. Примером динамично развивающихся экономических связей можно считать аграрное сотрудничество с Филиппинами, товарооборот которого значительно увеличился в основном за счет поставок филиппинской стороной тропических фруктов и морепродуктов. На пресс-конференции на полях XII Восточноазиатского саммита Дмитрий Медведев прокомментировал вопрос журналиста «Интерфакса» так: «Поставка зерновых, зернобобовых культур, а также мяса, включая мясо птицы, свинину, говядину, была бы очень выгодна для нас. И в этом смысле мы пока только начинаем эту работу… Нам еще нужно осваивать рынок Филиппин, думаю, это можно будет сделать в ближайшие годы. Во всяком случае, такие намерения есть у обеих сторон» [7].

Значительный интерес представляют и российские высокотехнологичные научные достижения. Их продвижение на азиатский рынок может осуществляться путем создания экспертных групп АТЭС по применению передовых российских разработок в информационных технологиях, геофизике, метеорологии, медицине и т. п. В 2015 году в АСЕАН было реализовано четыре значительных проекта ГЛОНАСС/GPS. С российской стороны проекты курируются ОАО «Российские космические системы» в таких областях, как транспорт, логистика, нанобиотехнология и пищевая промышленность. Широкое распространение в странах ЮВА получила признанная во всем мире российская антивирусная программа Касперского [9]. Повышению интереса и доступности передовых российских технологий может способствовать привлечение экспертов стран АСЕАН для их участия в проведении конференций, семинаров, а также в организации выставок российского НИОКР как на российской территории, так и в самих странах АСЕАН.

Значительный интерес представляет также расширение экспорта продукции российского ВПК и его товаров двойного назначения. Для АСЕАН российское спецоборудование сможет оказать значительную помощь в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, а также в обеспечении мер противодействия терроризму. Традиционно развитые российские отрасли машиностроения могут послужить основой для создания многосторонних инвестиционных проектов по импорту российского промышленного оборудования. Совместные исследования в космической отрасли также могут иметь инвестиционную привлекательность для стран АСЕАН и результироваться в международных проектах космического исследования и запусков спутников гражданского назначения. Примером нашего успешного сотрудничества в этой области может служить реализация проекта «Роскосмоса» по практическому использованию технологий дистанционного зондирования Земли для решения социально-экономических задач [9].

Российская наука, образовательные и культурные связи России со странами АСЕАН также отражают взаимность интересов наших государств. Эти направления должны повышать внимание потенциальных инвесторов к российским НИИ, вузам и научно-производственным комплексам, открывая возможности доступа к российским технической и кадровой базам для проведения совместных исследований. В 2015 году при участии «Росатома» в Таиланде была создана рабочая группа, перед которой были поставлены задачи расширения сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований и обучения. В свою очередь, на территории России реализуются тайские проекты по строительству комбикормового завода на территории Луховицкого района и свиноферм в Московской, Калужской, Курской и Калининградской областях [9].

В данной сфере также есть необходимость углубления российско-асеановских связей: нам следует более активно развивать программы подготовки высококвалифицированных кадров для АСЕАН и шире использовать обмен специалистами и студентами. Этому могут способствовать взаимное культурное проникновение между нашими государствами в форме повышения числа российских туристов и стимулирования турпоездок граждан АСЕАН в Россию.

На пути развития внешнеторговых связей со странами субрегиона ЮВА стоит целый ряд сложностей и препятствий. Одной из главных проблем следует признать недостаточную информированность представителей бизнеса стран Ассоциации об условиях ведения дел в России, что отрицательно сказывается на возможности организации международного сотрудничества. Кроме этого, асеановский рынок обладает высокой конкурентностью, которая осложняет поиск деловой ниши для российских компаний и требует от них предоставления конкурентоспособных товаров и услуг.

Ряд традиционных товаров из России вытесняется местными производителями, как это произошло, например, с продукцией российской химической промышленности — удобрениями и продуктами нефтепереработки. Следующим существенным препятствием служит усложненная процедура отбора и регистрации компаний с государственным участием на территории АСЕАН. Сложные логистические цепи и отсутствие прямых воздушных рейсов в некоторые страны АСЕАН также затрудняют наши торговые отношения [3].

Средством преодоления подобных барьеров может послужить создание зон свободной торговли между Россией и странами АСЕАН. Пример этого — соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом.

Долгосрочным интересам России и АСЕАН соответствуют обеспечение региональной безопасности, использование потенциала ЮВА и АТР для реформирования и развития экономики России, а также утверждение нашего государства как одного из влиятельных центров политической силы в АТР. Добиться этого совсем не просто в новейших условиях возникновения «азиатского парадокса». Его сущность заключается в противоречии между устойчивым экономическим ростом стран АСЕАН и постоянным усилением политической напряженности в АТР. С одной стороны, мы видим впечатляющие темпы ежегодного роста ВВП Вьетнама, Индонезии, Филиппин, Камбоджи, Лаоса, которые достигают от 5 до 8% в год. Но с другой стороны, наблюдаются постоянные обострения противоречий между США и Китаем, идут острые исторические споры между североазиатскими государствами — Японией, Китаем и Южной Кореей, возрастает недоверие между Пекином и Дели, непримирима вражда между двумя Кореями. Искрой для взрыва постоянно является многосторонний спор о принадлежности островов Спратли в Южно-Китайском море.

Следует также упомянуть угрозу подъема религиозного радикализма и террористических движений в странах традиционного ислама, в число которых входят и страны АСЕАН. Политический климат в АТР становится все более суровым. В основе системного кризиса лежит неолиберальная модель глобализации, столь настойчиво внедряемая США в последние десятилетия. Теперь отчетливо ясно, что ее реализация приводит к разобщению государств и цивилизаций. Время постепенного движения к многополярному миру подменяется разобщенностью и борьбой его сторонников [12].

Партнерство России и АСЕАН при наличии политической воли с обеих сторон в состоянии предоставить ответ на вызовы меняющегося мира АТР. Воспринимая друг друга как равнозначных партнеров, Россия и АСЕАН обладают достаточными ресурсами и техническим потенциалом для того, чтобы переломить возникающую тенденцию «войны всех против всех». Экономический диалог в Сочи, обсуждавший перспективы экономического сотрудничества ЕАЭС — ШОС — АСЕАН создает условия для продуктивных решений в этом направлении.

Источники и литература

1. Бажанов Е.П. Роль и место России в международных отношениях в АТР // АТР / Вестник дипломатической академии МИД РФ, 2010.

2. Васильев Л.Е. и др. АСЕАН в начале ХХI века. Актуальные проблемы и перспективы М.: ИД «Форум», 2010.

3. Синицын А.Ю. Диссертационная работа. АСЕАН в политике РФ и США. М., 2014.

4. ASEAN Political-Security Community Blueprint, Jakarta: ASEAN Secretariat, June 2009.

5. ASEAN Social and Cultural Community Blueprint, Jakarta: ASEAN Secretariat, June 2009.

Источник

Оцените статью