Главные объекты политической карты страны

География

§ 21. Государство — главный объект политической карты

Что представляют собой территория государства и его границы? Каковы основные формы правления государств? Какое отношение к географии имеет форма государственного устройства?

Территория и границы государства

В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.

Читайте также:  Показатели интеллектуального потенциала страны

• ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ.

Формы правления

В мире существуют две главные формы правления (или государственного строя) — монархическая и республиканская (рис. 32). Разумеется, монархическая форма правления самая древняя, достигла расцвета в Средние века и Новое время. В начале XXI в. в мире насчитывалась 31 монархия (2 — в Океании, 3 — в Африке, 14 — в Азии, 12 — в Европе).

Рис. 32. Формы государственного устройства и правления стран мира

Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии. В первом случае власть монарха практически не ограничена (Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ и др.), во втором — лимитируется либо национальной конституцией (конституционная монархия), либо парламентом (парламентская монархия). К абсолютному большинству европейских монархов применимо широко известное выражение: «Царствует, но не правит».

Монархия — форма государственного правления, при котором передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, эмира и т. д.), а также государство с такой формой правления.

Редко разновидностью монархии является абсолютная теократическая монархия, т. е. такая форма правления, при которой в руках духовенства сосредоточены одновременно и духовная, и светская власть. Например, король Саудовской Аравии одновременно совмещает верховную законодательную, исполнительную и судебную власть с обязанностями духовного главы религиозной общины мусульман-суннитов. К теократическим монархиям относятся Бруней и Ватикан.

Республика (от лат. respublica — общественное дело, государство) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, а также государство с такой формой правления.

Республиканская форма правления также возникла в древности, однако массовое распространение она получила лишь в периоды Новой и особенно Новейшей истории. Республики бывают президентские и парламентские. В президентских республиках полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. Примерами таких стран являются США, Бразилия, Аргентина, Иран, Пакистан и др.

В парламентских республиках главой исполнительной власти, т. е. главной фигурой в государстве, является глава правительства. К таким республикам относятся ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Вопрос о том, какая форма правления для государства более предпочтительна, является не столь важным. Важно другое — как гарантируются гражданские права населения в той или иной стране, каков характер национальной конституции, как она соблюдается и др.

• ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ И МОНАРХИЧЕСКАЯ.

Формы государственного устройства

Они имеют непосредственное отношение к географии, так как отражают территориальную организацию государств, их политико-административное устройство. Различают два главных типа такого устройства: унитарное и федеративное.

Слово «унитарный» происходит от латинского unitas, что означает «единство». Таким образом, оно подчеркивает единство государства и подразумевает высокую степень внутренней однородности и связанности его отдельных частей. К унитарным относится подавляющее большинство стран мира (Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия, Белоруссия, Япония, Египет, Турция и др.).

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой страна не имеет в своем составе автономий и располагает одной конституцией, одним правительством, единой судебной властью и т. д.

Слово «федеративный» происходит от латинского слова foederatio, означающего «союз, объединение».

Таким образом, федеративное государство — союзное государство, состоящее из государственных образований — республик, штатов, земель и т. д. В таком государстве действуют единая конституция, единые федеральные органы государственной власти. Вместе с тем члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Для федерации характерно разделение сферы компетенции между союзными органами власти и органами власти входящих в нее субъектов. Союзные законы обязательны для исполнения на всей территории федерации.

Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой отдельные территориальные единицы, составляющие государство, обладают определенной юридической и политической самостоятельностью.

Федеративными государствами являются Россия, ФРГ, США, Канада, Индия, Бразилия и др.

В начале XXI в. в мире явно доминируют унитарные государства, в то время как федеративных насчитывается менее трех десятков.

• ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ ВСЕ СТРАНЫ ДЕЛЯТСЯ НА УНИТАРНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ. В МИРЕ ПРЕОБЛАДАЮТ УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА.

Запомните:

Анклав. Территориальные воды. Прилегающая морская зона. 200-мильная экономическая зона. Делимитация и демаркация границ. Монархия. Абсолютная монархия. Теократическая монархия. Республика. Унитарное государство. Федеративное государство.

  • 1. Пользуясь политической картой мира и приложением учебника, ответьте на следующие допросы: а) в какой части света расположено наибольшее количество монархий? Покажите их; б) чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные — в Европе?
  • 2. Как проводятся морские границы?
  • 3. Какие существуют формы правления в современных государствах? Почему не вполне корректен вопрос о том, какой государственный строй лучше?
  • 4. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?
  • 5. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства I почему?
  • 6. Выберите верный ответ.

К унитарным государствам относятся:

а) Япония; б) Индия; в) Финляндия; г) США.

К федеративным государствам относятся:

а) Бразилия; б) Венгрия; в) Россия; г) Франция.

  • 8. Установите соответствие:

1) монархия; 2) республика;

а) США, Аргентина; б) Испания, Дания; в) Франция, Бразилия; г) Бахрейн, Катар.

  • 9. Приведите примеры двух-трех европейских стран, чьи государственные границы и территории в XX в. претерпели большие изменения. Чем вы это объясните?
  • 10. Как вы считаете, почему на политической карте республик гораздо больше, чем монархий?

Источник

ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. — М, 2004. — 125 с.

2. Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. — М, 2003. — 312 с.

3. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. — М, 2004. — 302 с.

4. Жеребцов А.В. — М, Физкультура и труд. — 2006. — 211 с.

5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М, 2003. — С-Пб, 2004. — 114 с.

5. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. — М.: Высш. школа, 2005. — 212 с.

6. Коростелев Н.П. От А до Я. — М, 2004. — 432 с.

7. Коц Я. М. Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 117 с.

8. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. — С-Пб, 2005. — 122 с.

9. Ленсгафт П.Ф. Избранные сочинения. — М.: «Педагогика», 2004. — 535 с.

10. Лещинский А.В. Берегите здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. — 214 с.

11. Минх А.А. Общая гигиена. — М, 2004. — 333 с.

ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА

Независимые государства. Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская ко­лониальная империя и меньшая по размерам — французская. Были колонии и у других государств — Нидерландов, Бельгии, Португа­лии, Италии, Испании, Германии, США и Японии.

Бурный рост национально-освободительных движений, крушение колониальной системы им­периализма после Второй мировой войны кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне Второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. их стало 81, а в на­стоящее время суверенитетом обладает уже более 190 стран.

Суверенитет государстваозначает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающей всякую иностранную власть. Он подразумевает также неподчинение властям иностранных государств в сфере междуна­родного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

властных полномочий президентами, парламентами, судами и в целом функционирование политической

системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их

партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автоно­мии в рамках существующих ныне границ.

Иногда же речь идет не просто о создании автономии, а о получении государственной независимости той или иной территорией. Например, на территории республик бывшего СССР (Приднестровье и или Приднестровская Молдавская Республика, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Гагаузия, Крым и др.).

Одни из непризнанных государств имеют собственную территорию, но не имеют статуса суверенного и признанного мировым сообществом государства (например, остров Тайвань — Китайская Республика).

Другие признаны многими странами в качестве государственного образования, но при этом не имеют практически своей территории (Палестина).

Третьи признаны лишь отдель­ными странами или региональными организациями, где имеют свои представительства (Западная Сахара — Сахарская Арабская Демократическая Республика и др.). В этих непризнанных государствах живут и работают люди. Они могут иметь свои правительства и конституцию и существовать длительное время (как, например, Тайвань).

В качестве территорий, где имеются проблемы и население бо­рется за отделение в Азии, выделим следующие. Это — Курдистан (территория этой горной области в Юго-Западной Азии не имеет фиксированных границ и входит частично в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии); Горный Бадахшан в Таджикистане; пакистанская провинция Белуджистан; область Читтагонг в Бангладеш; индий­ские штаты Пенджаб, Джамму и Кашмир; северные области Шри-Ланки;Южный Йемен; Тибет и Синьцзян (Уйгуристан) в Китае и др.

На американском континенте самые известные «неспокойные» регионы: канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас и др. Есть такие регионы и на африканском континенте. Приве­денные примеры свидетельствуют о том, что сепаратистские идеи пользуются в разных регионах мира известной популярностью. Но, к сожалению, они часто приводят к вооруженным конфликтам, в результате которых гибнут мирные люди.

Несамоуправляющиеся территории. В прежние времена сущест­вовали огромные колониальные империи. Но во второй половине XX в. большинство колоний (а также протекторатов, доминионов, подопечных территорий) получили независимость.

Колония— страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управ­ляемая на основе специального режима.

Протекторат(лат. ргоtесtог — покровитель) — одна из форм коло­ниальной зависимости, при которой протектируемое государство со­храняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия.

Кондоминиум (.лат. condominium -, вместе — владе­ние) — совладение, совместное осуществление верховной власти над одной и той же территорией двумя или несколькими государствами (с 1899 г. по 1956 г. — англо-египетским совладением был Судан).

Подопечные территории — зависимые территории, управление которыми было передано ООН какому-либо государству («опека международная» — система управления, осуществляемая от имени и под руководством ООН). Так, до получения этими территориями независимости Каролинские и Маршалловы острова были во второй половине XX в. под опекой США, а часть Каролинских островов — ост­рова Палау — находились под опекой ООН.

И ныне, наряду с суверенными государствами, в современном мире имеется около 30 несамоуправляющихся территорий. Это колонии, официально включенные в список ООН, а также территории, которые, по утверждению управляющих ими государств, являются: «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными» с ними государствами или территориями.

Сгатус «ассоциации» или «свободного присоединения» к другому государству подразумевает внутреннее самоуправление и определенную самостоятельность в области внешней политики. Так статус свободной ассоциации с США имеют следующие государства: Пуэрто-Рико, Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов, Республика Палау, Федеративные Штаты Микронезии.

Вопрос о предоставлении независимости всем современным колониям (несамоуправляющимся территориям) сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют какой-либо другой интерес. Например, десятки военно- воздушных и военно-морских баз США, Франции и Великобритании и размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане.

На ряде атоллов проводятся испытания атомных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т.д.

Владения Великобритании:Гибралтар; Виргинские (Британские) острова; Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Маль­винские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины); Бермудские острова (Атлантический океан) и др.

Владения Франции: «заморские департаменты» — Французская Гвиана (Южная Америка), Гваделупа и Мартиника (Карибское море), остров Реюньон (Индийский океан, около Мадагаскара) — управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством; остров Кергелен (Индийский океан). «Заморские тер­ритории» — остров Новая Каледония; Французская Полинезия: острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др. (Океания).

Владения Нидерландов: о. Аруба; Антильские (Нидерландские) острова: Бонайре, Кюрасао, Саба и др. (Карибское море).

Владения США:Виргинские острова (американская часть Виргин­ских островов, находящихся в северной части архипелага Малых Ан­тильских островов, Карибское море); Пуэрто-Рико — с 1952г. государст­во, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа — «неинкорпорированная (неприсоединенная) территория» США (Океания); военные базы на островах Тихого океана: Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания). «Ассоциированные» с США государства — Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова, Республика Палау (Океания).

Регионы конфликтов в современном мире. Образование и развитие государств — сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, со­циальных, экономических, этнических. Специалисты по между­народным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре более 200 объектов, по которым имеются споры различного характера: территориальные, этнические, религиозные, погранич­ные, в том числе несколько десятков таких, где существует острая конфликтная ситуация.

Продолжается спор между Испанией и Великобританией о су­веренитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за владения Фолкленд­скими (Мальвинскими) островами, расположенными около берегов Аргентины. В середине 1990-х годов военные действия были на границе между Перу и Эквадором (территориальный спор).

До сих пор не определен статус Западной Сахары (до 1976 г. яв­лявшейся колонией Испании в Западной Африке). После многих лет вооруженной борьбы за власть различных политических группировок и основной из них — Фронта ПОЛИССАРИО — в стране с 1991 г. в Западной Сахаре практически установилось перемирие. Но проведение референдума («самоопределение» или «власть Ма­рокко») под эгидой ООН постоянно откладывается.

В 1947 г. согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был отменен мандат Великобритании на управление Палестиной. На территории этой страны было решено создать два суверенных государства: арабское и еврейское, а также установить международный режим для Иерусалима.

В 1948 г. было создано Государство Израиль (Государство Палестина образовано не было). Государство Палестина было провозглашено лишь в ноябре 1988г. (на сессии Национального совета Палестины — Палестинский парламент в изгнании) в границах

арабских территорий, оккупированных Израилем с 1967 г. (пространство арабской Палестины составляют два несмежных между собой ареала — Западный берег реки Иордан и сектор Газа). Ныне палестинским землям предоставлен статус — Палестинская национальная автономия (ПНА). В 2005 г. было принято решение о переселении израильтян, проживающих на палестинских землях. Тем не менее ситуация в регионе далека от разрешения. По-прежнему имеют место вооруженные столкновения между израильтянами и евреями, гремят взрывы, гибнут мирные люди в результате террористических актов.

Многие десятилетия сохраняется напряженность в районе Тайваньского пролива. Правительство Китайской Народной Республики (КНР) неизменно рассматривает остров Тайвань как неотъемлемую часть своей страны (островную провинцию) и обещает применить силу, если тайваньское руководство официально провозгласит независимость этой территории. Доктрина руководства КНР предполагает мирное воссоединение с этой островной провинцией при предоставлении ей высокой степени автономии.

Очень сложные отношения складываются на протяжении многих десятилетий у Индии с соседним Пакистаном. В прошлом эти го­сударства трижды сталкивались в ожесточенных войнах (1947—1949; 1965 и 1971 гг.), унесших в общей сложности около 40 тыс. человече­ских жизней. Военный конфликт между Индией и Пакистаном в Кашмирском районе Каргил в конце 1990-х годов эксперты называют четвертой индо-пакистанской войной. Ведется спор по поводу границ (штат Джамму и Кашмир и др.). Период сравнительной нормализа­ции отношений вновь сменился обострением давнего спора. В 2002 г. ситуация настолько обострилась, что даже представители крупней­ших держав мира делали попытки ее урегулировать.

С 1991 г. сохраняется напряженная обстановка на Балканском полуострове. Распад на несколько государств Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) и межэтнические столкновения в Словении, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Ма­кедонии, в Сербии и Черногории переросли в сложный междуна­родный конфликт.

Очень большое число конфликтов и территориальных спором происходит на африканском континенте. Корни конфликтных ситуаций в Африке лежат в колониальном прошлом. В результате разделаконтинента в XIX в. 44% государственных границ проходят в данном регионе по меридианам и параллелям, 30% — по прямым и дугообразным линиям и только 26% — по естественным географическим рубежам, обычно совпадающим с границами расселения этнических групп. Колониальные границы складывались по воле случая. Родственные народности племена оказались расчлененными на несколько колоний. Так, например, сомалийцы, проживающие в северо-восточной Африке, оказались на территории Британского, Итальянского и Французского Сомали, в северо-восточных районах Кении, а часть — в составе Эфиопии.

Таким образом, население большинства африканских государств отличается пестрым этническим составом, что не способствует политической стабильности. Лидеры африканских государств признали границы, унаследованные от колониального прошлого. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства (ОАЕ, ныне преобразованная в Африканский союз) во избежание пограничных конфликтов приняла следующее решение: провозгласила принцип территориальной целостности независимых государств. Тем не менее, в регионе по-прежнему возникают территориальные споры и этнические конфликты. Этнические общности в ряде стран стремятся к территориальному единству и воссозданию своей этнической микрогосударственности (об этом свидетельствуют события в Руанде, Судане и ряде других государств). Правительства некоторых стран стремятся насильственным путем изменить государственные границы (агрессия Сомали против Эфиопии). Осложнены отношения из-за территориальных споров между Алжиром и Морокко, Алжиром и Тунисом, Тунисом и Ливией, Нигером и Бенином, Буркина-Фасо и Ганой, Гвинеей и Либерией, Мали и Мавританией, Гвинеей и Сенегалом и др. Некоторые из этих конфликтов к настоящему времени более или менее урегулированы, другие — могут разгореться вновь.

Рейтинг нестабильных стран. Американский Фонд Мира опубликовал в 2007 г. очередной рейтинг нестабиль­ных стран, которые находятся под угрозой распада. При составлении рейтинга эксперты просмотрели десятки тысяч статей мировых и региональных СМИ. 146 стран мира оценивались по 12 критериям, которые были объединены в социальный, экономический и полити­ческий блоки. Самыми стабильными в современном мире признаны Скандинавские страны — Норвегия, Швеция и Финляндия.

Из двадцати восьми стран мира, в наиболее вероятной степени подверженных распаду и занимающих первые места в списке рис­ка, находятся 15 африканских государств и 13 азиатских (в т. ч. две республики СНГ — Узбекистан и Киргизия).

Лидером по количеству нестабильных стран является Африка. Согласно исследованию самым «слабым звеном мира» является Судан. Это государство Африки постоянно лихорадит из-за противоборства арабского и негроидного населения, наиболее четко проявляемого в самой западной суданской области. В списке также Кот-д’Ивуар, Зимбабве, Чад, Сомали и Гвинея.

В Азии нестабильность отмечается в первую очередь в Ираке, Па­кистане и Афганистане. Пестрое иракское общество, разделенное на суннитов, шиитов и иракских курдов, никак не может прийти к компро­миссу. Не прекращаются также этнические и религиозные разногласия в стране. Похожая ситуация разворачивается в Афганистане — южные и восточные провинции страны контролируют лояльные движению «Талибан» пуштуны, а северные провинции — таджики и узбеки, опи­рающиеся на поддержку солдат войск НАТО. В Юго-Восточной Азии самой нестабильной страной является Мьянма (Бирма).

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 42 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью