Главные цели региональной политики экономически развитых странах

Общие цели региональной экономической политики в странах мира

Государственная региональная политика в РФ

Необходимость гос. вмешательства в региональное управление?

Политические факторы могут быть представлены как национальные и конъюнктурные. Национальные факторы обусловлены стремлением государства обеспечить безопасность и независимость страны, территориальную целостность, политическую стабильность.

Конъюнктурные факторы — это использование региональной политики в качестве средства межпартийной политической борьбы. В настоящее время имеет место общая крайняя дифференциация политического климата в регионах.

Социальная справедливость и равноправие граждан — основные социальные факторы, обусловливающие необходимость разработки региональной политики. Государство должно гарантировать определенный уровень жизни населения (минимальные социальные стандарты) независимо от региона проживания. Современную региональную политику следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, коммуникациях, состоянии окружающей среды.

Экономические факторы связаны с необходимостью государственного регулирования регионального развития в целях наиболее эффективного использования факторов производства, перераспределения ресурсных потоков.

Несостоятельность радикально — монетаристских моделей региональной политики очевидна, в настоящее время необходимость государственного вмешательства признается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Динамизм, приоритетность, степень влияния названных факторов могут изменяться в зависимости от условий развития страны, положения регионов. В период экономического роста преобладает влияние социальных и политических факторов, в период кризиса — влияние экономических факторов. При этом необходимо учитывать особенности экономического развития страны, в том числе региональные.

Какое место занимает региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития?

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Является составной частью политики государства, направленной на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются:

административно-территориальные деления (области, края, провинции);

единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе);

В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и территориальном аспектах, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой.

Региональная экономическая политика (РЭП) — это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития.

1). Определяет соотношения движущих сил регионального развития и обеспечения их взаимодействия ( государственного и частного секторов экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2). Определение соотношения общегосударственного и регионального уровня управления экономикой

3)Подъем экономически отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4). Решение национально-экономических вопросов в условиях многонационального государства.

5)Решение проблем урбанизации.

Общие цели региональной экономической политики в странах мира

Экономическая политика — это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупности предпринимаемые государством меры, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

В зависимости от конкретной экономической ситуации цели экономической политики могут и должны меняться, гибко реагировать на фактическое соотношение экономики и ее проблемы.

Можно сформулировать несколько общих целей экономической политики в рыночной экономической системе.

+Цель экономического роста. Это общая конечная цель для каждой национальной экономики в условиях рынка и в условиях переходной экономики. Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения.

Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:

— рост производительности труда;

— достаточный платежеспособный спрос населения и др.

+Цель эффективной занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.

+ Цель роста экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.

+Цель стабильного уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.

+Цель защиты и поддержки конкретного хозяйственного порядка, принципов экономической свободы. Достигается средствами антимонопольной политики, контроля за использованием экономической власти, защиты прав человека и частной собственности. Такая политика вступает в некоторые противоречия с принципами активной государственной экономической политики государственного регулирования.

+Цель социальной безопасности и стабильности. Достигается средствами социального страхования, эффективной занятости, прогрессивным налогообложением личных доходов населения.

+Цель равновесия внешнеторговых операций и платежного баланса, эффективного курса национальной валюты. Достигается средствами экономической политики, политики центрального (национального) банка относительно курса национальной валюты.

Особенности экономического районирования:

— не закреплено законодательно;

— экономический район не является субъектом управления,

— это учетностатистическая пространственная единица;

— экономический район объединяет субъекты по принципу смежности;

основная черта экономического района – специализация.

Терртория Российской Федерации разделена на 11 экономических районов:

1. Северный экономический район (СЭР);

2. Северо-Западный экономический район (СЗЭР);

3. Центральный экономический район (ЦЭР); 4. Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР);

5. Волго-Вятский экономический район (ВВЭР);

6. Поволжский экономический район (ПЭР); 7. Северо-Кавказский экономический район (СКЭР);

8. Уральский экономический район (УЭР);

9. Западно-Сибирский экономический район (ЗСЭР);

10. Восточно-Сибирский экономический район (ВСЭР);

11. Дальневосточный экономический район (ДВЭР).

Источник

Региональная политика в развитых странах

В развитых странах ситуация кардинально отлична. Масштабная региональная политика уже много лет существует во всех развитых странах. Преимущественно она направлена на выравнивание простран­ственных диспропорций в уровне социально-экономического развития, что и официально декларируется государством. Только в ее рамках до­стижение региональных целей и смягчение указанных диспропорций осознанно ставится государством на первый план, и она является наиболее эффективным, хотя и не единственным инструментом вырав­нивания.

Региональная политика является такой же «политикой», как внеш­няя, макроэкономическая, экологическая и т.д., со своей институ­циональной инфраструктурой и законодательной базой. В ее рамках осуществляется перераспределение между регионами огромных средств (до нескольких процентов валового внутреннего продукта страны). При этом региональная политика осуществляется центральными органа­ми власти, ибо только они могут сопоставить ситуацию в различных регионах/ареалах (и «покрыть» всю страну) и решить, какие из них «заслуживают» помощи и в каких размерах.

Для РФ особый интерес представляет опыт стран Западной Евро­пы (и общая региональная политика Европейского Союза). Для Запад­ной Европы характерны большие, чем в Северной Америке, простран­ственные диспропорции. Традиционна для Западной Европы и большая «вера» в регулирующие возможности государства (чем для США). И, наконец, у этого региона и РФ много общего в экономической истории. В развитых странах целенаправленное вмешательство государства в процессы регионального развития, т.е. региональная политика, на­чинается, когда пространственные социально-экономические диспро­порции становятся чрезмерными (что рассматривается как неизбежные негативные последствия деятельности рыночных механизмов). Понятие

«чрезмерные» никак не параметризовано и каждой страной определя­ется самостоятельно, исходя из уровня и истории развития, господству­ющей идеологии, существования «национальных территорий» и т.д.

Региональная политика развитых стран решает, прежде всего, социальные, а не экономические проблемы (правда, действуя только через экономику). Государство вмешивается в ход регионального разви­тия из соображений социальной справедливости, заботясь о реальном единстве страны. Априори полагается, что государство обязано забо­тится обо всех гражданах страны (в том числе и живущих в кризисных районах) и что страна не может быть реально едина при слишком заначительных пространственных различиях в уровне развития и качестве жизни населения.

Лишь очень богатые и относительно внутренне однородные стра­ны (как, например, Нидерланды или Дания) могут позволить себе обходится без «выравнивающей» региональной политики социальной направленности (и то периодами), делая упор на помощи наиболее развитым районам — для усиления их конкурентоспособности на ми­ровых рынках.

Региональная политика не может быть реализована без «позитив­ной дискриминации» кризисных регионов. Им и только им дается от государства дополнительная помощь (в различных видах). И хотя помощь идет от центральных органов власти, все в странах Запада понимают, что в их пользу перераспределяются средства, «изъятые» из более благополучных регионов. Региональная политика, таким обра­зом, предполагает неравенство районов. И сама идея необходимости такого перераспределения средств между регионами не встречает оппо­зиции на Западе (хотя о его масштабах много спорят): предполагается, что оно является разумной платой за единство страны.

Коренной для региональной политики западных стран вопрос — какая институциональная модель будет избрана. Известны случаи со­здания своего рода специализированных министерств региональной политики и ее передачи иным институтам государственной власти. При создании отдельного органа для управления региональной политикой он может распределять «собственные» средства или лишь осуществлять контроль за деятельностью других институтов. Западный опыт сви­детельствует о предпочтительности наличия отдельного государствен­ного органа, ответственного за региональную политику (как DATAR во Франции).

Западный опыт свидетельствует о предпочтительности использова­ния формальных количественных критериев при выделении кризисных территорий. В большинстве случаев нескольких показателей вполне достаточно: душевой валовой внутренний продукт, уровень безработицы, размеры заработной платы и доходов на душу населения. Правда, определенные возможности для учета качественных характеристик ча­сто намеренно оставляются.

Если до середины 70-х годов в развитых странах в качестве таких объектов выделяли весьма обширные территории (вполне сопоставимые с нашими субъектами Федерации), то позднее идет переход к значи­тельно меньшим по площади ареалам, вплоть до отдельных частей городов. Так, в систему региональной политики Европейского Союза входит программа «URBAN». Она направлена на социальное и экономическое возрождение кризисных городов и пригородов в странах Союза. Переход к ограниченным по площади кризисным территориям связан как с попытками сэкономить государственные средства, так и с реально идущей фрагментацией пространства. Весьма благополуч­ные ареалы возникают в классических кризисных районах (например, в Руре или Уэльсе), очаги кризиса — в традиционно благополучных регионах (например, в центральных частях столиц).

Виды помощи, которые может предоставить государство в рамках региональной политики, весьма немногочисленны. Оно может дать что-то ареалу (дотации, льготные займы, создание инфраструктуры) или не взять что-то у него (налоговые льготы). Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая указанные меры, дать ареалу минимум, но достаточный для его развития.

Источник

Региональная политика

Под региональной политикой подразумевается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности государства, недопущении и распада на суверенные территории.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуры хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действительной региональной политики в проведении экономических реформ в России.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование з государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов.

Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реконструкции экономически старопромышленных регионов, крупных городских агломераций, конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экономической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом – немыслимо без активной региональной политики государства.

Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими ре­гионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространст­венно локализованной сферы на кон­кретной территории и с уче­том ме­стных условий. Государственная регио­нальная политика призвана обеспечить дееспособность региональной поли­тики на местах. Объект региональной политики — взаимосвязи и отноше­ния между регионами. Главный региональный интерес России в на­стоящее время должен быть осознан как минимизация негатив­ных проявле­ний территориаль­ной дезинтеграции на уровне субъ­ек­тов Федера­ции, как поддержка местных преобразований, как соз­дание обще­российских условий для того, чтобы ка­ждый субъ­ект Федерации максимально использовал свой внутренний потен­циал и во все меньшей мере претендовал на возможности госу­дар­ствен­ной помощи. Региональные интересы определяются обес­пече­нием полно­кров­ного и сбалансированного существования на дан­ной террито­рии человека, общества и природы, гарантирова­ние их согласо­ванного воспроизводства на базе задействования ре­сурсов и пол­номочий, государственно признаваемых местными.

Совершенно очевидно, что основой региональной политики является реализация экономических целей и задач государственной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экономических стандартов неизбежно «упирается» в финансово-экономические рычаги. Таким образом, предлагаемое ниже структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер.

Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев – и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наиболее развитых стран мира.

Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т.п. Разумеется, типичный обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применение таких лишь частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

Элементами региональной экономической политики являются:

Основными элементами региональной политики являются следующие.

а) налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

б) бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между

в) ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

г) инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

д) структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

е) институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

Социальная политика. В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни моделей общественного производства с точки зрения условий труда быта и отдыха и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения большинства государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровень жизни между различными регионами и типами населений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляет суть региональной социальной политики.

Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношения к региональной социальной политике, требует интегрального подхода, включающего экономические, социальные и иные оценки. В этой в связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам проследования, а по поводу и по конечному результату.

Демографическая политика. Строго говоря, демографическая политика является необходимым ингредиентом социальной политики, однако настолько специфическим, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства как естественное, так и в механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической политики с «разновекторной» направленностью в рамках многонациональных стран (в том числе в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллиций и связана с большими трудностями.

Экистическая политика (поселенческая). Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланироваки – науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждают их правительство и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и т.д.) и административно-правовые санкции.

Обширность территории Российской Федерации подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем, именно в России, с ее обширными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно с экономить колоссальные средства.

Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктующая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возрастающей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа «латания и штопанья дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано кА с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и не одинаковыми возможностями государств регулировать качество окружающей среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной политики становиться императивом.

Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации научно-исследовательских и конструкторских разработок и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в том числе технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров (в том числе утечка мозгов) и т.п.

Структурирование региональной политики может производиться и по другим критериям:

1. по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и т.д.);

2. по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть – по спецпрограммам; целевая, то есть – по конкретным регионам);

3. по средствам (финансовая — помощь, льготы, штрафы и т.д.; административная — разрешения и запреты; инфраструктурная — сооружение дорог, мостов и т.д.);

4. по адресату (региональные власти, фирмы, организации, отдельные граждане) и т. д.

Поскольку региональная политика подразделяет сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления.

Как известно объект любого управления представляет собой нечто такое, по отношению к которому направлено управляющее воздействие субъекта управления.

К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного воздействия труда), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т.д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти (лица физические), так и отдельные учреждения, организации, предприятия (лица юридические).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

Региональное программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешательством в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов. И, наконец, региональное планирование, которое в бывшем СССР связывалось лишь с социалистическими производственными отношениями (планово-централизованной экономикой), означает установление конкретных задач и целей на плановый (планируемый) период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качества жизни населения, инфраструктурной оснащенности в экономическом состоянии среды, остроты национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странах не зависимо от их положения в мировом табели о рангах (даже в странах «большой семерки» региональный довод на душу населения разниться иногда по штатам, провинциям и т.д. на 30-50%). Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Часто возникают проблемы освоения (доосвоения) территорий. Особенно в таких обширных по площади странах, как Канада, США, Австралия, Китай, не говоря уже о России.

Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих.

Это прежде всего:

1. Создание и упрочение единого экономического пространства обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);

2. Относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

3. Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

4. Максимальное использование природных, в том числе ресурсных особенностей регионов;

5. Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями) чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т.п.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996г. « Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоит в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышения на этой основе уровня жизни населения, обеспечения единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической политики, связанные в частности с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплектности и рациональности структуры хозяйства регионов.

В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающие через взаимоотношения «центр-переферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-переферийных диффузий» (развитие «снизу»). Во многом это следствие слаборазвитости, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху» и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.

В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как:

— соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (государственного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т.д.);

— баланс внутренних и внешних фактов и средств регионального развития;

— соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления);

— отношение к задаче оптимизации региональных пропорций, подъему экономики отсталых районов, освоению новых территорий и природных ресурсов.

Источник

Читайте также:  Метро во всех странах мира
Оцените статью