Главные цели региональной политики развитых стран

Региональная политика в развитых странах

В развитых странах ситуация кардинально отлична. Масштабная региональная политика уже много лет существует во всех развитых странах. Преимущественно она направлена на выравнивание простран­ственных диспропорций в уровне социально-экономического развития, что и официально декларируется государством. Только в ее рамках до­стижение региональных целей и смягчение указанных диспропорций осознанно ставится государством на первый план, и она является наиболее эффективным, хотя и не единственным инструментом вырав­нивания.

Региональная политика является такой же «политикой», как внеш­няя, макроэкономическая, экологическая и т.д., со своей институ­циональной инфраструктурой и законодательной базой. В ее рамках осуществляется перераспределение между регионами огромных средств (до нескольких процентов валового внутреннего продукта страны). При этом региональная политика осуществляется центральными органа­ми власти, ибо только они могут сопоставить ситуацию в различных регионах/ареалах (и «покрыть» всю страну) и решить, какие из них «заслуживают» помощи и в каких размерах.

Для РФ особый интерес представляет опыт стран Западной Евро­пы (и общая региональная политика Европейского Союза). Для Запад­ной Европы характерны большие, чем в Северной Америке, простран­ственные диспропорции. Традиционна для Западной Европы и большая «вера» в регулирующие возможности государства (чем для США). И, наконец, у этого региона и РФ много общего в экономической истории. В развитых странах целенаправленное вмешательство государства в процессы регионального развития, т.е. региональная политика, на­чинается, когда пространственные социально-экономические диспро­порции становятся чрезмерными (что рассматривается как неизбежные негативные последствия деятельности рыночных механизмов). Понятие

Читайте также:  Национальная экономика народное хозяйство страны

«чрезмерные» никак не параметризовано и каждой страной определя­ется самостоятельно, исходя из уровня и истории развития, господству­ющей идеологии, существования «национальных территорий» и т.д.

Региональная политика развитых стран решает, прежде всего, социальные, а не экономические проблемы (правда, действуя только через экономику). Государство вмешивается в ход регионального разви­тия из соображений социальной справедливости, заботясь о реальном единстве страны. Априори полагается, что государство обязано забо­тится обо всех гражданах страны (в том числе и живущих в кризисных районах) и что страна не может быть реально едина при слишком заначительных пространственных различиях в уровне развития и качестве жизни населения.

Лишь очень богатые и относительно внутренне однородные стра­ны (как, например, Нидерланды или Дания) могут позволить себе обходится без «выравнивающей» региональной политики социальной направленности (и то периодами), делая упор на помощи наиболее развитым районам — для усиления их конкурентоспособности на ми­ровых рынках.

Региональная политика не может быть реализована без «позитив­ной дискриминации» кризисных регионов. Им и только им дается от государства дополнительная помощь (в различных видах). И хотя помощь идет от центральных органов власти, все в странах Запада понимают, что в их пользу перераспределяются средства, «изъятые» из более благополучных регионов. Региональная политика, таким обра­зом, предполагает неравенство районов. И сама идея необходимости такого перераспределения средств между регионами не встречает оппо­зиции на Западе (хотя о его масштабах много спорят): предполагается, что оно является разумной платой за единство страны.

Коренной для региональной политики западных стран вопрос — какая институциональная модель будет избрана. Известны случаи со­здания своего рода специализированных министерств региональной политики и ее передачи иным институтам государственной власти. При создании отдельного органа для управления региональной политикой он может распределять «собственные» средства или лишь осуществлять контроль за деятельностью других институтов. Западный опыт сви­детельствует о предпочтительности наличия отдельного государствен­ного органа, ответственного за региональную политику (как DATAR во Франции).

Читайте также:  Совещание с представителями стран

Западный опыт свидетельствует о предпочтительности использова­ния формальных количественных критериев при выделении кризисных территорий. В большинстве случаев нескольких показателей вполне достаточно: душевой валовой внутренний продукт, уровень безработицы, размеры заработной платы и доходов на душу населения. Правда, определенные возможности для учета качественных характеристик ча­сто намеренно оставляются.

Если до середины 70-х годов в развитых странах в качестве таких объектов выделяли весьма обширные территории (вполне сопоставимые с нашими субъектами Федерации), то позднее идет переход к значи­тельно меньшим по площади ареалам, вплоть до отдельных частей городов. Так, в систему региональной политики Европейского Союза входит программа «URBAN». Она направлена на социальное и экономическое возрождение кризисных городов и пригородов в странах Союза. Переход к ограниченным по площади кризисным территориям связан как с попытками сэкономить государственные средства, так и с реально идущей фрагментацией пространства. Весьма благополуч­ные ареалы возникают в классических кризисных районах (например, в Руре или Уэльсе), очаги кризиса — в традиционно благополучных регионах (например, в центральных частях столиц).

Виды помощи, которые может предоставить государство в рамках региональной политики, весьма немногочисленны. Оно может дать что-то ареалу (дотации, льготные займы, создание инфраструктуры) или не взять что-то у него (налоговые льготы). Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая указанные меры, дать ареалу минимум, но достаточный для его развития.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Региональная политика

Необходимость и содержание региональной политики

Регион – часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры, и характеризуется специфическими природно-географическими, демографическими, административными особенностями.

Предпосылки к регулированию региональной экономики:

  • необходимость большего внимания решению социальных проблем, которые лучше решать на региональном уровне;
  • необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социальной и экономической сферы с верхних уровней на нижние;
  • обострение проблемы устойчивости национальной экономики;
  • объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил, распределения трудовых ресурсов и их прироста.

Региональная политика — часть социально-экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, размещение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан.

Государственная региональная экономическая политика – это совокупность организационно-правовых и экономических методов, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны в соответствии с текущими и стратегическими целями.

При разработке региональной политики необходимо учитывать разнообразие регионов, систематизировать различия социально-экономической ситуации и выделять их типы.

Направления региональной политики

Основные направления региональной политики:

  • определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
  • определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
  • подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
  • решение национально-экономических вопросов;
  • решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику, практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

Виды региональной политики

Виды государственной региональной политики:

  • экономическая политика состоит в возможности регионов в самостоятельном развитии на условиях самофинансирования и самообеспечения. В состав экономической политики входят:
    • бюджетная и налоговая политика;
    • планирование, прогнозирование и программирование развития регионов;
    • использование природных ресурсов и особенностей регионов (инвестиционная политика);
    • политика развития региональных комплексов;
    • контрольно-аналитическая деятельность;
  • социальная политика содействует ускоренному развитию социальной и производственной инфраструктуры в тех регионах, где низкий уровень социального обеспечения (прежде всего, в сельской местности);
  • демографическая политика должна стимулировать качественные изменения демографической и социальной инфраструктуры населения, создавать условия для уменьшения смертности и роста рождаемости, оздоровления населения;
  • гуманитарная политика, главной целью которой является духовное развитие общества, его моральное и физическое здоровье. В состав гуманитарной региональной политики входит поддержка учебных заведений, больниц, театров, клубов, т.е. коммунальной собственности;
  • экологическая политика, которая сегодня особо актуальна и осуществляется с целью защиты, охраны и оздоровления окружающей природной среды;
  • научно-техническая политика направлена на определение приоритетов
    развития инвестиционной и инновационной деятельности в регионе и базируется на предварительном изучении и анализе научно-технического комплекса региона.

Принципы региональной политики

Основные принципы региональной политики:

  • правовое обеспечение усиления самостоятельности регионов с четким разграничением полномочий между центральными и местными органами власти;
  • согласование общегосударственных интересов и приоритетов с региональными и местными интересами;
  • учет требований экологической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов регионов и размещения новых предприятий;
  • ликвидация диспропорций в региональной структуре экономики государства, решение экономических и социальных проблем.

Цели региональной экономической политики. Методы и инструменты воздействия на экономическое развитие регионов

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения на рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цели региональной политики:

  • социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры;
  • экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для регионов условиях;
  • экологические цели — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в уязвимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

Экономические цели государственной региональной политики:

  • достижение экономической самообеспеченности областей с учетом общегосударственных интересов и экономических приоритетов с региональными;
  • рациональное размещение производительных сил, реализация преимуществ территориального разделения труда;
  • создание новой системы управления коммунальным сектором экономики;
  • стимулирование поступления финансовых ресурсов, частных инвестиций в наиболее динамичные области, способствующие росту и реструктуризации национальной экономики;
  • активизация развития депрессивных регионов;
  • формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса, способного обеспечить наиболее эффективное региональное развитие;
  • контроль за изменением общественных потребностей, за соблюдением общеэкономических, социальных приоритетов;
  • содействие развитию регионального рынка и потребительского сектора экономики региона;
  • создание различных типов специальных экономических зон как способа стимулирования хозяйственной деятельности в регионе.

Цели государственной региональной политики вытекают из социально-экономической практики прошлого, настоящего и формирующегося будущего страны. Цели региональной политики в основном находят отражение в программах, схемах, концепциях, прогнозах и других документах, разрабатываемых и утвержденных государственными органами на краткосрочную, средне- и долгосрочную перспективы.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

  • создание специальных фондов регионального развития (областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;
  • привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики;
  • компенсацию дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
  • предоставление налоговой скидки «на истощение недр»», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;
  • установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;
  • применение повышенных цен на экологически чистую продукцию; введение санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Элементы механизма государственного регулирования развития регионов:

  • законодательно-нормативная база;
  • бюджетно-финансовое регулирование;
  • государственные прогнозирование и программирование развития регионов;
  • прямое управление регионом (коммунальной и муниципальной собственностью, производственной, рыночной и социальной инфраструктурой и т.д.);
  • социальная защита населения.

Одним из способов регионального регулирования является реализация государственных региональных программ, которые дают возможность наиболее полно согласовать территориальные и отраслевые интересы. Цели разработки государственных региональных программ:

  • активизация хозяйственной деятельности и развитие рыночных отношений в регионе;
  • обеспечение структурной перестройки хозяйственных комплексов;
  • усовершенствование специализации;
  • ликвидация локальных экономических кризисов;
  • решение социальных проблем, развитие социальной инфраструктуры;
  • согласование территориальных и отраслевых интересов.

Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего
региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций. Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет государственных источников.

Формы воздействия на региональное развитие:

  • прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры
    региона;
  • административные меры ограничительного и поощрительного характера.

Инструменты регулирования регионального развития:

  • генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;
  • схемы размещения и развития отдельных отраслей и комплексов;
  • схемы районной планировки.

Прогнозирование и планирование комплексного развития регионов

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и
планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих»» воздействий.

Планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионов – это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

Методы прогнозирования и планирования развития регионов:

  • программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ, в основе которых лежат узловые вопросы, определяющие уровень и тенденции развития в будущем той или иной конкретной стороны регионального хозяйственного комплекса (например, программа поддержки малого предпринимательства). Под комплексными региональными программами подразумеваются такие программы, которые нацелены на сбалансированное развитие региона по целому ряду показателей-индикаторов с целью наиболее полного удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения региона (например, программа комплексного социально-экономического развития области);
  • балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов. Посредством балансового метода обеспечивается увязка ресурсов и потребностей, соизмерение затрат и результатов производства, сбалансированность между наличием и необходимостью материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов с учетом межрегиональных связей;
  • нормативный метод, основанный на активном применении в качестве целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;
  • метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;
  • метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;
  • методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.

Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой
государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.

Система инструментов государственного регулирования социально-экономического развития региона включает в свой состав:

  • генеральную схему развития и размещения производительных сил, представляющую собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу и включающий в себя анализ цели, задачи, предпосылки, проблемы, прогнозы и оценки эффективности изменений в региональной структуре народного хозяйства;
  • прогноз социально-экономического развития региона, являющийся предвидением будущего состояния экономики и социальной сферы той или иной территории. В состав такого прогноза входит набор частных прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных сторон жизни общества (демографическая ситуация, динамика и величина платежеспособного спроса, предложение производственных ресурсов и т.п.), а также комплексный экономический прогноз, характеризующий будущее развитие экономики региона как целостного образования. По времени реализации комплексные прогнозы развития регионов подразделяются на долгосрочные (5–10 лет), среднесрочные (3–5 лет) и краткосрочные (1–2 года);
  • стратегический план регионального развития – управленческий документ,
    который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого плана предусматривает:
  • постановку целей развития региона;
  • определение путей достижения поставленных целей;
  • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
  • определение наиболее эффективных способов использования ресурсов.

Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает в себя:

  • программирование развития экономики региона – разработка и реализация специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и
    средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Программирование отражает активное участие властных структур в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира;
  • разработка и реализация бюджетной системы региона, которая включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет региона
    является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функции органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Регулирующие функции региональных бюджетов бюджетных систем сводятся
к следующему:

  • созданию условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
  • содействию справедливому распределению доходов между группами населения, проживающего на территории региона;
  • развитию деловой активности в регионе путем направления инвестиций в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
  • выравниванию условий предпринимательства в регионе путем развития
    производственной, социальной и рыночной инфраструктуры и др.

Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и регионов является важнейшей функцией государства. Основным прогнозным документом, формирующим стратегию экономического развития страны, является Комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов, в котором определяются главные стратегические цели, на основе которых затем разрабатываются плановые документы, формируется механизм государственного регулирования экономики.

Прогноз состоит из двух частей:

  • анализа социально-экономического развития региона за предыдущий период;
  • прогнозного блока, отражающего специализацию региона в общегосударственном разделении труда, оценку социально-экономического развития и основные направления преобразований в экономике региона (развитие реального сектора экономики, инфраструктуры, сферы обслуживания, культуры, здравоохранения и т.п.).

Благодаря разработке долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов и планов регионального развития решаются проблемы стабилизации экономики, экономического роста, снижения безработицы в регионах, а также выравнивания уровней их социально-экономического развития.

Источник

Оцените статью