- Вопрос 7: Типичные и уникальные формы возникновения государства. Пути формирования государственных органов
- Вопрос 7: Типичные и уникальные формы возникновения государства. Пути формирования государственных органов.
- Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства
Вопрос 7: Типичные и уникальные формы возникновения государства. Пути формирования государственных органов
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства можно отнести то, что:
ü государство существовало не всегда первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течении 1,5 миллионов лет существовала первобытная организация общества);
ü возникло как продукт общественного развития;
ü на определенном отрезке времени;
ü в ходе длительного исторического процесса;
ü под влиянием целого ряда факторов (экологический, религиозный, национальный, психологический, и др.)
ü общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои собственные механизмы и стимулы развития.
Налаживание производства в масштабу общества и социальное расслоение шли как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе формирования того или иного государства какой-либо из них мог иметь и имел превалирующее значение.
Одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (типичная форма государства). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Появление государства было вызвано необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия). Экономика в таком государстве основывалась на государственной и общественной форме собственности, а социальное расслоение населения явилось следствием узурпации не самих средств производства, а управления ими. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно тоже превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
1. Уникальная форма характеризуется:
§ европейским стилем типом производства (Рим, Афины, Греция):
§ влияние экономического фактора в форме свободного рынка, который привел к появлению частной собственности, социальному расслоению общества, возникновению городов-государств.
§ Классово-социальное расслоение общества до образования государства.
§ классовое расслоение общества также после образования государства.
От форм возникновения государства надо отличать пути формирования механизма (аппарата) государства. Эти пути могли быть присущи и уникальной и типичной форме.
Наука выделяет 3 пути:
1. Аристократический (классический). Он характеризуется сохранением воли представителям родовой власти. Они смогли с учетом изменяющегося общества приспособиться, сохранив свои властные полномочия. (Афины).
2. Олигархический. В раннем классовом обществе родовые органы не смогли сохранить свое влияние и трансформироваться в государственные органы, они постепенно сошли с исторической арены. Их место заняли и сформировали органы публичной власти слои населения, ставшие собственниками больших богатств в рыночном хозяйстве. Этот путь ярко проявился в Риме (плебеи сформировали органы публичной власти).
3. Плутократический (военный). Он по своей природе близок к аристократическому. Но здесь органы власти сформировали военачальники. Они передавали свою власть по наследству.
Источник
Вопрос 7: Типичные и уникальные формы возникновения государства. Пути формирования государственных органов.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства можно отнести то, что:
государство существовало не всегда. Первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение 1,5 миллионов лет существовала первобытная организация общества;
возникло как продукт общественного развития;
на определенном отрезке времени;
в ходе длительного исторического процесса;
под влиянием целого ряда факторов (экологический, религиозный, национальный, психологический, и др.)
общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои собственные механизмы и стимулы развития.
Налаживание производства в масштабе общества и социальное расслоение шли как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе формирования того или иного государства какой-либо из них мог иметь и имел превалирующее значение.
Одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (типичная форма государства). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Появление государства было вызвано необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия). Экономика в таком государстве основывалась на государственной и общественной форме собственности, а социальное расслоение населения явилось следствием узурпации не самих средств производства, а управления ими. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно тоже превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
Уникальная форма характеризуется:
европейским стилем типом производства (Рим, Афины, Греция):
влияние экономического фактора в форме свободного рынка, который привел к появлению частной собственности, социальному расслоению общества, возникновению городов-государств.
Классово-социальное расслоение общества до образования государства.
Типичная форма характеризуется:
азиатским способом производства, в основе которого общественное земледелие, обмен продуктами жестко контролируется властью,
государство возникло до расслоения общества
различные формы собственности появились после образования государства
классовое расслоение общества также после образования государства.
От форм возникновения государства надо отличать пути формирования механизма (аппарата) государства. Эти пути могли быть присущи и уникальной и типичной форме.
Наука выделяет 3 пути:
1. Аристократический (классический). Он характеризуется сохранением воли представителям родовой власти. Они смогли с учетом изменяющегося общества приспособиться, сохранив свои властные полномочия. (Афины).
2. Олигархический. В раннем классовом обществе родовые органы не смогли сохранить свое влияние и трансформироваться в государственные органы, они постепенно сошли с исторической арены. Их место заняли и сформировали органы публичной власти слои населения, ставшие собственниками больших богатств в рыночном хозяйстве. Этот путь ярко проявился в Риме (плебеи сформировали органы публичной власти).
3. Плутократический (военный). Он по своей природе близок к аристократическому. Но здесь органы власти сформировали военачальники. Они передавали свою власть по наследству.
Источник
Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства
Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно — в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его преобразования и к переходу на новую ступень развития.
Одни ученые считают, что важную роль в таком переходе к новому качественному состоянию сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половозрастному распределению трудовых функций, существовавшему в первобытной общине. Первым крупным общественным разделением труда было отделение от земледелия скотоводства, вторым — ремесла от земледелия, третьим — обособление специальной группы людей, занимающихся обменом товаров, — купцов.
По мнению других исследователей, родовая организация общества постепенно, эволюционно трансформировалась в государство, сохраняя историческую преемственность и проходя определенные стадии
В современной науке доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, или «азиатский способ производства» (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родо-племенная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную. Частная собственность не играла существенной роли. На этот путь зарождения государства значительное влияние оказали географическое положение, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и эксплуатации их. Восточные государства отличались друг от друга, но имели и много общего. Например, все они были деспотическими монархиями, имели мощный чиновничий аппарат, экономическую основу государства составляла государственная собственность
По другому историческому пути возникло и развивалось государство в Европе, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества.
Исторические исследования показывают, что общинников-земледельцев, которые были основной производительной силой раннеклассового государства, нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабской, ни крепостнической. Общинники имели дело лишь с государством, которому принадлежала собственность на землю и иные средства производства, а не с каким-то определенным лицом — рабовладельцем или помещиком. Таким образом, восточный путь был типичным для возникновения государства.
В качестве примера возникновения рабовладельческого государства основоположники марксизма ссылались на Афины и Рим. Однако современной наукой установлено, что им предшествовали более древние ахейские классовые структуры, схожие по структуре с государствами азиатского способа производства. Отсюда следует, что рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальной формой, а уникальной и присуще лишь конкретной ситуации Древней Греции и Древнего Рима.
Функции государства и права в раннеклассовых обществах
Во-первых, право выполняет важную регулятивную функцию, обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производственную деятельность общества, нормальный экономический оборот, производство, распределение, обмен и потребление продуктов (товаров). Во-вторых, право выполняет охранительную функцию, защищая государственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или социальных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-земледельцев, других членов общества. В-третьих, право выполняет гуманистическую функцию, смягчая противоречия (путем закрепления компромиссов), социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в обществе. В-четвертых, право выполняет идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях. И, наконец, в-пятых, право выполняет важную воспитательную функцию, подготавливая молодые поколения, и не только их, к восприятию правовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, целей существования общества.
Но возникает дискуссионный вопрос о еще одной функции права. Как, например, быть с использованием права для обоснования и обеспечения господства тиранов, государственного, классового насилия, военных захватов и тому подобных антисоциальных действий? Является ли такая направленность права также осуществлением его функций или это что-то отличное, чуждое праву, превращающее его в неправо?
Это один из ключевых вопросов появления права, который по-разному решается в теоретико-правовых школах. Его анализ будет дан ниже, при обзоре теорий о сущности права. Здесь же следует отметить, что право уже на этапе своего возникновения выполняет и функцию оформления (обеспечения, обоснования) государственного, классового насилия, принуждения, приобретая подчас весьма произвольные формы создания и осуществления. Безусловно, юридически оформляется функция насилия – такова реальность правового бытия. Однако эта функция не характеризует основное социальное значение и назначение права, она возникает спорадически в определенных, как правило, экстремальных, внешних и внутренних условиях жизни общества. Ее проявление и появление, результат ненормального взаимоотношения правовой системы и государственной власти, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов.
Иными словами, хотя и функцию оформления «насилия» также нельзя затушевывать, все же основными являются действующие функции, определяющие социальную ценность права, закономерности его появления, те, которые приведены выше: регулятивная (организационная), охранительная, гуманистическая, идеологическая и воспитательная функции.
Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 422 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник