Музыка. 4 класс
Тезаурус
Бас-профундо – очень низкий, самый низкий мужской голос.
Гимн – торжественная хвалебная песня. Государственный гимн – главный музыкальный символ страны.
Капелла – в средние века место в католической церкви, где помещались музыканты. Впоследствии это слово стало обозначать группу музыкантов, находящихся на службе у вельможи, или в концертной организации (филармонии и т.п.).
Концерт – большое музыкальное произведение обычно для одного солиста с сопровождением оркестра, в котором солист словно соревнуется с оркестром. Чаще всего композиторы сочиняют концерты в трёх частях, хотя иногда встречается и другое количество частей.
Опера – большой музыкальный спектакль, в котором все события выражаются с помощью музыки и пения. Весь оперный спектакль сопровождается звучанием оркестра.
Партитура – нотная запись музыки для ансамбля или оркестра музыкальных инструментов или для хора, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.
Прелюдия – небольшая пьеса, обычно проникнутая единым настроением. Первоначально комозиторы сочиняли прелюдии как пьесы вступительного характера для подготовки слушателей к звучанию другой, более сложной музыки. Но впоследствии это название композиторы стали давать и небольшим самостоятельным инструментальным сочинениям различного характера.
Романс – сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением.
Увертюра – инструментальное вступление перед каким-либо спектаклем (оперой, балетом), либо самостоятельное оркестровое произведение, нередко относящееся к программой музыке.
Хор – большой коллектив певцов. Хор, как правило, исполняет многоголосную музыку. Для этого певцы делятся на несколько партий в зависимости от высоты голосов.
Источник
Музыка. 4 класс
Конспект урока
Урок 1. Музыка любви к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Гимн Отечества – история изменений в XX веке.
- Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор и пианист.
- Судьба Рахманинова как зеркало русской истории XX века.
Глоссарий по теме
Бас-профундо – очень низкий, самый низкий мужской голос.
Гимн – торжественная хвалебная песня. Государственный гимн – главный музыкальный символ страны.
Капелла – в средние века место в католической церкви, где помещались музыканты. Впоследствии это слово стало обозначать группу музыкантов, находящихся на службе у вельможи, или в концертной организации (филармонии и т.п.).
Концерт – большое музыкальное произведение обычно для одного солиста с сопровождением оркестра, в котором солист словно соревнуется с оркестром. Чаще всего композиторы сочиняют концерты в трёх частях, хотя иногда встречается и другое количество частей.
Опера – большой музыкальный спектакль, в котором все события выражаются с помощью музыки и пения. Весь оперный спектакль сопровождается звучанием оркестра.
Партитура – нотная запись музыки для ансамбля или оркестра музыкальных инструментов или для хора, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.
Прелюдия – небольшая пьеса, обычно проникнутая единым настроением. Первоначально комозиторы сочиняли прелюдии как пьесы вступительного характера для подготовки слушателей к звучанию другой, более сложной музыки. Но впоследствии это название композиторы стали давать и небольшим самостоятельным инструментальным сочинениям различного характера.
Романс – сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением.
Увертюра – инструментальное вступление перед каким-либо спектаклем (оперой, балетом), либо самостоятельное оркестровое произведение, нередко относящееся к программой музыке.
Хор – большой коллектив певцов. Хор, как правило, исполняет многоголосную музыку. Для этого певцы делятся на несколько партий в зависимости от высоты голосов.
Рахманинов, композитор, пианист, патриотизм, эмиграция, Октябрьская революция, Великая Отечественная Война, концерт для фортепиано с оркестром, романс, вокализ.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Сергеева Г.П. «Музыка» 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2018. – С. 6-13.
- Государственный гимн Российской Федерации: Прошлое и настоящее (плакат 420х594). — М.: Музыка, 2014. — 1 с.
- Н. Брянцева. Детство и юность Рахманинова
Открытые электронные ресурсы:
На уроке мы познакомимся с историей изменения государственного гимна нашей страны, а также узнаем факты из творческой биографии русского композитора С. В. Рахманинова. Научимся узнавать мелодии его произведений. Сможем понять, почему композитор, уехав из России, навсегда остался патриотом своей Родины.
Основное содержание урока
В ХХ веке Россия пережила много сильных потрясений. В 1917 году произошла революция, затем по стране прокатилась гражданская война. В годы Великой Отечественной Войны весь народ поднялся на защиту Родины от фашистов. Отчаяние, разруха, голод… но и героизм, смелость, военные и трудовые подвиги; страшные потери, но вместе с тем — энтузиазм великих строек, полёты в космос – таким сохранился ХХ век в памяти нашего народа.
Эти грандиозные события затронули каждую семью, отразились на судьбах целых поколений. Музыка и музыканты также не остались в стороне. Бурную историю XX века можно проследить даже по истории изменения государственного гимна.
До революции гимн Российской империи назывался «Боже, царя храни!» (слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова).
Авторы гимна «Боже, Царя храни!»
Композитор Алексей Федорович Львов
(1798 – 1870)
Поэт Василий Андреевич Жуковский
(1783 – 1852)
В этом гимне воспевался государь, которого испокон веков на Руси называли «Царь-батюшка», шли к нему на поклон как к защитнику и покровителю. Этот гимн звучал на военных парадах и торжественных приёмах. Исполнением «Боже, царя храни!» артисты императорских театров могли завершить оперный спектакль. Мелодия гимна была настоль популярна, что Пётр Ильич Чайковский включил её как музыкальную цитату в финал своей торжественной увертюры «1812 год». Гимн «Боже, царя храни!» оставался официальным музыкальным символом Российской империи вплоть до 1917 года.
Октябрьская революция изменила в нашей стране очень многое. Революционеры свергли царя, установили новую власть. И, конечно, изменили гимн государства. Сначала «Рабочая Марсельеза» (1917-1918), а затем «Интернационал» (1918 -1944) выполняли функцию официального гимна молодой Советской республики. Обе эти революционные песни сочинены французами. С русским переводом они зазвучали на улицах Москвы и Петрограда, укрепляя боевой дух рабочих и солдат. Под звучание «Интернационала» создавался Союз Советских Социалистических республик – СССР, начинались грандиозные стройки тридцатых годов…
И лишь к концу Великой Отечественной Войны по приказу Сталина был объявлен конкурс на создание нового Государственного гимна Советского Союза. Так появилась мелодия Александра Александрова на стихи Сергея Михалкова и Габриэля эль-Регистана.
Иосиф Виссарионович Сталин
Слова гимна несколько раз менялись. Ваши бабушки и дедушки помнят такой вариант:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!
С распадом Советского Союза в девяностые годы этот гимн, казалось, безвозвратно ушёл в прошлое.
Михаил Иванович Глинка
Новым музыкальным государственным символом страны стала мелодия «Патриотической песни» Михаила Ивановича Глинки. Существовавшие на тот момент слова показались не очень подходящими. И официально было утверждено инструментальное звучание гимна….
Но как же быть простому человеку, не музыканту, если он, испытывая гордость за свою страну, хочет спеть гимн Отечества. И тогда было решено вновь вернуться к мелодии советского гимна, сочинив к ней новые слова, отражающие главные ценности современной России.
Писателю Сергею Михалкову на тот момент было уже 87 лет. Но он вновь предложил самый удачный текст.
Гимн Российской Федерации звучит на военных парадах и спортивных состязаниях, в скромных школьных классах и на грандиозных всероссийских фестивалях. Эта музыка вдохновляет на подвиги и заставляет сильнее биться сердце каждого патриота России.
Авторы современного Гимна Российской Федерации
Александр Васильевич Александров
Поэт
Сергей Владимирович Михалков
(1913- 2009)
ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Подлинное значение великих исторических событий становится понятно только со временем, намного позже. А людям, которые живут в эти годы, нужно принимать решения, строить свою судьбу ещё не зная, к чему приведут происходящие события. Многие выдающиеся деятели культуры – писатели, поэты, музыканты – не поняли и не приняли Октябрьскую революцию 1917 года. Среди них был и великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Родился Рахманинов в Новгородской губернии. Музыкальные способности Серёжи проявились очень рано. В 9 лет мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории. Но систематические занятия давались ему с трудом. Уроки он частенько прогуливал и крайне медленно продвигался в постижении музыкальных премудростей.
со своими воспитанниками.
Второй слева –
Серёжа Рахманинов
Так продолжалось до тех пор, пока игру
Серёжи Рахманинова не услышал его родственник – Александр Зилоти – молодой, но уже очень известный пианист. Зилоти посоветовал перевести
Рахманинова в Москву, к чудо-учителю Николаю Звереву. Известный педагог организовал в своем доме частный пансион для одарённых учеников, которых в шутку называли «зверятами».
В условиях строжайшей дисциплины Николай Сергеевич занимался с каждым из них по несколько часов в день. Эта школа затем стала основой поистине блистательных исполнительских успехов для многих его воспитанников. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», — так говорил впоследствии о своем учителе Сергей Рахманинов.
Вскоре Рахманинов стал настоящей звездой Московской консерватории. Публика непременно собиралась в зале, если становилось известным, что на ученическом вечере будет играть Серёжа Рахманинов…
Здание Московской консерватории
Окончил консерваторию Рахманинов с большой золотой медалью. На выпускной экзамен он представил одноактную оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы», которую написал всего за 17 дней. П. И. Чайковский, принимавший экзамен у молодого композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал её к постановке в Большом театре.
Рахманинов закончил консерваторию по двум специальностям: и как композитор, и как пианист. Фортепиано всегда оставалось его любимым инструментом. Именно для него он создал лучшие свои произведения: прелюдии, этюды-картины, концерты. Одно из наиболее известных его сочинений – концерт № 2 для фортепиано с оркестром.
Музыкальные темы сочинений Рахманинова подсказаны образами горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких далей, мощью и буйной удалью её стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы. Рахманинов писал:
«Я — русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка».
Исконно русская напевность слышна в вокальных сочинениях Рахманинова –
вокализе, романсе «Сирень», и многих других.
Накануне 1917 года Рахманинов уже был настоящим кумиром публики, любимейшим композитором и пианистом. Казалось, что впереди у него много новых сочинений, ещё более блестящие концерты, слава, почёт… Но Октябрьская революция резко изменила все творческие планы. Гибель самодержавия, разрушение всех жизненных устоев стали для последнего русского композитора-романтика настоящей трагедией. И Рахманинов вместе с семьёй покинул Россию — уехал в неизвестность, практически без средств к существованию…
Более четверти века прожил он на чужбине, в США. Его концерты в Америке имели феноменальный успех. Но жестокие законы музыкального бизнеса заставляли его вести изнурительную концертную жизнь. Первые годы эмиграции Рахманинов практически не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. ». После длительного перерыва первое сочинение в эмиграции он написал лишь 10 лет спустя.
Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. Значительную часть своих гонораров он использовал для материальной поддержки земляков за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. во время тяжёлых боёв начавшейся Великой Отечественной Войны Рахманинов направил более четырёх тысяч долларов в фонд помощи Красной Армии со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Разбор типового тренировочного задания
По какой специальности Сергей Васильевич Рахманинов закончил консерваторию?
Разбор типового контрольного задания
Расположите фамилии русских композиторов под их портретами
Источник