- Форма правления в странах Латинской Америки — Конституционное право зарубежных стран (Имашева Е.Г.)
- Энциклопедический справочник «Латинская Америка» Список президентов стран Латинской Америки. Аргентина
- Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки
- Особенности президентских республик Лат. Америки
Форма правления в странах Латинской Америки — Конституционное право зарубежных стран (Имашева Е.Г.)
В системе государственного управления современных стран Латинской Америки ведущая роль управления принадлежит президенту и правительству, которое традиционно возглавляет сам президент.
В латиноамериканских странах форма правления государством отлична от обычной президентской здесь она сверхпрезидентская (суперпрезидентская).
Суперпрезидентская форма правления основана на очень широких полномочиях президента, которые закреплены в конституции. Президентские права не только существуют в теории, но и подкреплены реальной возможностью их осуществления. Во всех странах Латинской Америки конституционно закреплена власть президента как главы государства. Президент одновременно является главой правительства, возглавляя кабинет министров, и верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Суперпрезидентская форма правления латиноамериканских стран предполагает полное подчинение президенту всей законодательной власти.
Такая форма правления является фактически независимой даже на практике. При такой форме правления, президент является полноправным властителем страны, он не контролируется ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной отраслями власти. В таких странах президент выбирается на основании принципа прямых выборов избирателями без промежуточных инстанций. Суперпрезидентсткая форма правления ограничивает вероятную возможность переизбрания действующего президента непосредственно на последующий срок.
Для президента конституцией установлены границы ответственности, при установлении факта нарушения конституции или действующих законов страны, президент отстраняется от занимаемой должности.
Основные функции президента:
- надзор и контроль над деятельностью кабинета министров;
- исполнение обязанностей председателя правительства на его заседаниях;
- устанавление повестки дня заседания кабинета правительства;
- принятие решений по всем основным вопросам деятельности правительства.
Структура парламента двухпалатная, он называется Национальным конгрессом.
Основные полномочия парламента:
- принятие конституций, законотворческая деятельность;
- утверждение государственного бюджета и распределение финансов;
- избрание должностных лиц и контроль их деятельности;
- судебные полномочия;
- ведение внешней политики государства;
- право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, для одобрения подобных мирных договоров необходимо квалифицированное большинство в 2/3 числа голосов от всего состава законодательного органа власти страны плюс одобрение президента.
Источник
Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Список президентов стран Латинской Америки. Аргентина
Список президентов стран Латинской Америки. Аргентина
Список президентов стран Латинской Америки. Аргентина
От низложения вице-короля (22 мая 1810) до провозглашения независимости (9 июля 1816): май — декабрь 1810 — Временная правительственная хунта Ла-Платы («Патриотическая хунта»), председатель Корнелио Сааве́дра;
декабрь 1810 — сентябрь 1811 — Временная правительственная хунта Ла-Платы («Большая хунта»), председатель К. Сааведра;
сентябрь 1811 — октябрь 1812 — Первый триумвират (Хуан Хосе Пасо, Мануэль де Саррате́а, Фелисиано Чиклана);
октябрь 1812 — январь 1814 — Второй триумвират (Антонио Альварес Хо́нте, Х. Х. Пасо, Николас Родригес Пенья);
январь 1814 — январь 1815 — верховный правитель Хервасио Антонио де Поса́дас;
январь — апрель 1815 — верховный правитель Карлос Мария де Альвеар;
апрель — май 1815 — верховный правитель Хосе Рондо́;
май 1815 — апрель 1816 — верховный правитель Игнасио Альварес Тома́с;
апрель — май 1816 — верховный правитель Антонио Гонса́леc Балька́рсе;
май — июль 1816 — верховный правитель Хуан Мартин де Пуэйрредон.
Объединённые провинции Ла-Платы: от провозглашения независимости (9 июля 1816) до образования Федеративной Республики Аргентины (24 декабря 1826): июль 1816 — июнь 1819 — верховный правитель Х. М. де Пуэйрредон;
июнь 1819 — февраль 1820 — верховный правитель Х. Рондо;
февраль — май 1820 — губернатор Буэнос-Айреса * Мануэль де Сарратёа;
май — июнь 1820 — губернатор Ильдефонсо Раймундо Ра́мос Мехи́я;
июнь — июль 1820 — губернатор Мигель Эстанислао Соле́р;
июль — сентябрь 1820 — губернатор Мануэль Дорре́го;
сентябрь 1820 — временная хунта;
сентябрь 1820 — апрель 1824 — губернатор Мартин Родри́гес;
апрель 1824 (формально — с мая 1824) — январь 1825 — губернатор Хуан Гуальберто Грегорио Лас Эрас;
январь 1825 — февраль 1826 — президент Х. Г. Г. Лас Эрас;
февраль — декабрь 1826 — президент Бернардино Ривадавия.
Федеративная Республика Аргентина (Аргентинская конфедерация провинций):
декабрь 1826 — июль 1827 — президент Б. Ривада́вия;
июль — август 1827 — президент Висенте Ло́пес-и-Пла́нес;
август 1827 — декабрь 1828 — губернатор Буэнос-Айреса ** М. Дорре́го;
декабрь 1828 — апрель 1829 — губернатор Хуан Гало Лавалье;
апрель — декабрь 1829 — губернатор Хуан Гало Лавалье;
апрель — декабрь 1829 — губернатор Хуан Хосе Виамонте;
декабрь 1829 — декабрь 1832 — губернатор Хуан Мануэль де Росас (Ортис де Ро́сас);
декабрь 1832 — июнь 1833 — губернатор Хуан Рамон Гонса́лес Балька́рсе;
июнь 1833 — октябрь 1834 — губернатор Х. Х. Виамо́нте (номинальный губернатор; фактически — власть диктатора Х. М. де Росаса);
октябрь 1834 — апрель 1835 — губернатор Мануэль Висенте де Ма́са (номинальный губернатор; фактически — власть диктатора Х. М. де Ро́саса);
апрель 1835 («избран» в марте 1835) — февраль 1852 — диктатор Х. М. де Росас;
февраль 1852 (формально — с мая 1852) — февраль 1854 — временный правитель конфедерации (с сентября 1852 без Буэнос-Айреса) Хусто Хосе де Уркиса.
Президенты Аргентинской конфедерации провинций (со столицей в г. Парана);
февраль 1854 — март 1860 — Х. Х. Де Уркиса;
март 1860 — ноябрь 1861 — Сантьяго Де́рки;
ноябрь 1861 — апрель 1862 — Хуан Эстебан Педерне́ра.
Губернаторы (генерал-капитаны) и правительства независимого Буэнос-Айреса (сентябрь 1852 — апрель 1862);
сентябрь — октябрь 1852 — Мануэль Гильермо Пи́нто;
октябрь 1852 — март 1853 — Валентин Альсина;
март — июнь 1853 — М. Г. Пи́нто;
1861 — апрель 1862 — Хуан Эстебан Педерне́ра.
Губернаторы (генерал-капитаны) и правительства независимого Буэнос-Айреса (сентябрь 1852 — апрель 1862);
сентябрь — октябрь 1852 — Мануэль Гильермо Пи́нто;
октябрь 1852 — март 1853 — Валентин Альси́на;
март — июнь 1853 — М. Г. Пи́нто;
июнь — июль 1853 — хунта (триумвират);
июль 1853 — май 1857 — (до мая 1854 — временный губернатор) Пастор Облига́до;
май 1857 — ноябрь 1859 — В. Альсина;
ноябрь 1859 — май 1860 — Фелипе Льявальо́ль;
май 1860 — апрель 1862 (формально — до октября 1862) — генерал Бартоломе Митре.
Единое государство Республика Аргентина («Аргентинская нация»). Президенты: апрель 1862 (официально с октября 1862) — октябрь 1868 — генерал Б. Ми́тре;
октябрь 1868 — октябрь 1874 — Доминго Фаустино Сармьенто;
октябрь 1874 — октябрь 1880 — Николас Авельянеда;
октябрь 1880 — октябрь 1886 — генерал Хулио Архентино Ро́ка;
октябрь 1886 — август 1890 — Мигель Хуа́рес Сельма́н;
август 1890 — октябрь 1892 — Карлос Пельегри́ни;
октябрь 1892 — январь 1895 — Луис Са́энс Пе́нья;
январь 1895 — октябрь 1898 — Хосе Эваристо Урибу́ру;
октябрь 1898 — октябрь 1904 — генерал Х. А. Ро́ка;
октябрь 1904 — март 1906 — Мануэль Кинта́на;
март 1906 — октябрь 1910 — Хосе Фигеро́а Алько́рта;
октябрь 1910 — август 1914 — Роке Саэнс Пенья;
август 1914 — октябрь 1916 — Викторино де ла Пла́са;
октябрь 1916 — октябрь 1922 — Иполито Иригойен;
октябрь 1922 — октябрь 1928 — Марсело Торкуато де Альвеа́р;
октябрь 1928 — сентябрь 1930 — И. Иригойен;
сентябрь 1930 — февраль 1932 — генерал Хосе Феликс Урибуру;
февраль 1932 — февраль 1938 — Агустин Педро Ху́сто;
февраль 1938 — июнь 1940 — Роберто Марселино Ортис;
июнь 1940 — июнь 1943 — временный президент Рамон Касти́льо;
июнь — июль 1943 — военная хунта во главе с генералом Артуром Росо́ном;
июль 1943 — февраль 1944 — генерал Педро Пабло Рами́рес;
февраль 1944 (формально — с марта 1944) — июнь 1946 — генерал Эдельмиро Фарре́ль;
июнь 1946 — сентябрь 1955 — генерал Хуан Доминго Перон;
сентябрь 1955 — военная хунта;
сентябрь — ноябрь 1955 — генерал Эдуарде Лона́рди;
ноябрь 1955 — май 1958 — генерал Педро Эухенио Арамбу́ру;
май 1958 — март 1962 — Артуро Фрондиси;
март 1962 — октябрь 1963 — временный президент Хосе Мария Ги́до;
октябрь 1963 — июнь 1966 — Артуро Умберто Ильиа;
июнь 1966 — «Революционная хунта»;
июнь 1966 — июнь 1970 — генерал Хуан Карлос Онгани́я;
июнь 1970 — Совет командующих;
июнь 1970 — март 1971 — генерал Роберто Марсело Левингсто́н;
март 1971 — Совет командующих;
март 1971 — май 1973 — генерал Алехандро Агустин Лануссе;
май — октябрь 1973 — Эктор Х. Ка́мпора (в июле — октябре 1973 обязанности главы правительства исполнял Р. Ластири);
октябрь 1973 — июль 1974 — генерал Х. Д. Перон;
июль 1974 — март 1976 — Мария Эстела Мартинес де Перо́н;
март 1976 — военная хунта (глава — генерал Хорхе Рафаэль Видела);
29 марта 1976 — март 1981 — генерал Х. Р. Виде́ла;
март — декабрь 1981 — генерал Роберто Эдуарде Вио́ла;
декабрь 1981 — временный президент вице-адмирал Карлос Альберто Лако́сте;
декабрь 1981 — июнь 1982 — Леопольдо Фортунато Гальтие́ри.
* С 11 февраля 1820 по 23 января 1825 центральные государственные институты в Объединенных провинциях Ла-Платы отсутствовали, ведущее положение в стране принадлежало губернаторам провинций Буэнос-Айрес.
** С 15 августа 1827 по 4 февраля 1852 центральные государственные институты в Федеративной Республике Аргентине отсутствовали, ведущее положение в стране принадлежало губернаторам провинции Буэнос-Айрес.
Источник
Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской Америки
В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль принадлежит президенту и возглавляемому им правительству. Президентская власть фактически определяет функционирование не только системы государственных органов, но и всей политической системы этих стран.
Страны Латинской Америки, заимствовав определенные черты американской модели, сконструировали свою собственную модель президентства: формально основываясь на разделении властей, фактически не подтверждена аналогичной системой «сдержек и противовесов», поскольку законодательная и судебная отрасли власти значительно слабее и фактически бесправнее по отношению к исполнительной. Указанные черты вывели данную форму правления за рамки обычной президентской республики, обозначив как бы особую «сверхпрезидентскую» или «суперпрезидентскую» республику.
Форма правления в странах Латинской Америки закрепляется в текстах основных законов страны – конституций.
«Суперпрезидентская» форма правления – это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслями власти система государственного управления, основной чертой которой являются гипертрофированные президентские полномочия.
Президент осуществляет руководство исполнительной отраслью власти, возглавляет всю национальную систему обороны и др.
В абсолютном большинстве латиноамериканских стран президент является главой правительства, возглавляя кабинет министров. Кабинет министров не носит конституционного статуса; его состав, порядок формирования, ответственность и способ функционирования устанавливаются обычно на основе политической практики главой правительства – президентом.
Структура законодательных органов:
1) однопалатные законодательные органы образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются Национальная или Законодательная ассамблея. Часто на практике они выступают в роли откровенного придатка сильной президентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай);
2) двухпалатные – Национальный конгресс (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Порядок формирования законодательных органов власти по принципу всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном, но обязательном голосовании.
Председатели палат обладают значительными полномочиями не только по руководству палатами, но и по осуществлению всей законодательной процедуры. В странах с однопалатной организацией законодательного органа его председатель практически полностью контролирует не только сам законодательный процесс (регулируя даже продолжительность сессий, назначая докладчиков и постоянные комитеты), но и политический характер принимаемого законодательства.
Латиноамериканские законодательные органы (каждая из палат) имеют свою комиссию по работе палаты, в которую входят председатель палаты, его заместители, а также руководители парламентских фракций или блоков. Большую роль в структурной организации палат играют постоянные комитеты.
Источник
Особенности президентских республик Лат. Америки
1) В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран (президент, правительство, национальный конгресс) ведущая роль традиционно принадлежала и принадлежит президенту и возглавляемому им правительству. Президентская власть фактически определяет функционирование не только системы государственных органов, но и всей политической системы этих стран.
Латиноамериканская модель, формально также, как и США, основываясь на разделении властей, фактически не подтверждена аналогичной системой «сдержек и противовесов», поскольку законодательная и судебная отрасли власти значительно слабее и фактически бесправнее по отношению к исполнительной, чем это закреплено американской моделью. Указанные черты вывели данную форму правления за рамки обычной президентской республики, обозначив как бы особую «сверхпрезидентскую или суперпрезидентскую» республику.
2) Фактором, значительно усиливающим полномочия президента в «суперпрезидентской» республике, являются его обширные чрезвычайные полномочия, которые могут быть эффективно использованы практически в любых критических ситуациях
3) Эта форма правления предусматривает принцип прямых выборов президента избирателями без каких-либо промежуточных органов или инстанций (Не как в Президентской республике США, например)
4) Латиноамериканские конституции наделяют президента обширным объемом полномочий и возлагают на него определенные обязанности. Являясь главой государства, президент осуществляет руководство исполнительной отраслью власти. Президент возглавляет всю национальную систему обороны, организует ее, регулирует увольнение и призыв на службу в вооруженные силы страны. Ему же предоставлено право объявлять состояние войны и подписывать мирные договоры по уполномочию конгресса. Ряд конституций предоставляют право президенту принимать чрезвычайные меры в области экономики и финансов, если это диктуется национальными интересами
5) В области экономики президенту могут быть также предоставлены полномочия по одобрению планов национального экономического развития, регулированию установления тарифов, сборов и т. д.
6) По существу стало политической традицией, когда президент выступает в роли инициатора «чрезвычайного» законодательства
7) В абсолютном большинстве латиноамериканских стран президент является главой правительства, возглавляя кабинет министров. — сам кабинет министров, просто исполнитель воли президента, который сам нифига не решает и имеет скорее консультативный характер (с) Баглай. шутка
8) В странах Латинской Америки довольно своеобразные взаимоотношения президента с законодательными органами власти, резко отличающиеся от аналогичных взаимоотношений в США. Суть этих взаимоотношений всегда состояла в откровенном контроле исполнительной власти в лице президента и правительства за деятельностью национального конгресса. Прежде всего, президент в латиноамериканских странах активно воздействует на законодательный процесс путем направления в конгресс специальных посланий. Помимо направления конгрессу специальных посланий в функции президента может входить издание специальных законодательных декретов.
9) Следует отметить одну специфическую особенность некоторых латиноамериканских конституций, которые запрещают президенту покидать государственную территорию без специального, официально оформленного разрешения законодательного органавласти, когда выезд президента за границу без официальной санкции конгресса рассматривается как халатное оставление им своего высокого государственного поста.
10) Широчайшие полномочия во внешней политике — является полноправным представителем своего государства и не нуждается в наделениии какими-либо полномочиями.
Президент и правительство в странах Латинской Америки
В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран (президент, правительство, национальный конгресс) ведущая роль традиционно принадлежала и принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.
Президентская власть по факту определяла функционирование системы гос. органов и всю политическую систему.
Институт президентства в этих странах специфичен: заимствованы определенные черты американской модели, но, по сути, латиноамериканская модель существенно отличается. Она так же основывается на разделении властей, но фактически не подтверждена системой «сдержек и противовесов», т.к. законодательная и судебная власть значительно слабее и бесправнее по отношению к исполнительной. Это все происходит из=за особенностей социально-экономического характера этого государства.
Так, была создана особая форма правления – сверхпрезидентская или суперпрезидентская республика, при которой глава государства не ограничен в своих полномочиях. Сейчас форма правления – президентская республика, при которой глава государства становится контролируемым органом.
1) Право законодательной инициативы традиционно принадлежало Президенту и Правительству; теперь впервые законопроекты Президента могут не получить одобрение (как правило, процедуру принятия затягивают; оппозиция усилилась и поступает хитро: предлагает до сотни поправок, и пока их рассматривают, законопроект может потерять свою актуальность);
2) Четко определяется, кто будет осуществлять полномочия Президента в случае его отъезда заграницу (вице-президент или по решению парламента);
3) Возможен отказ Парламента в визите главы государства в другую сторону (e.g. президент Мексики Винсенте Фокс);
4) Возможно отстранение Президента от должности путем импичмента (Парагвай – Фернандо Луго, Бразилия – Карлос Перес; Эквадор – Гуттьерес (за умственную неспособность руководить государством). Многие Конституции детализируют основания ответственностипрезидента: измена родине, вмешательство в президентские, парламентские, местные выборы, роспуск конгресса страны, препятствие в деятельности суда по избирательным делам.
Зачастую контроль осуществляется и за главой государства, и за правительством; eg Перу: фактически переходят к смешанной республике, как во Франции. *Правительство несет ответственность не только перед главой государства, но и перед парламентом. Но это скорее исключение из правил. Парламент может быть однопалатным (Ассамблея) и двухпалатным (Конгресс).
Полномочия Президента
1. Руководить исполнительной властью;
2. Верховный главнокомандующий
3. Возглавлять национальную систему оборону, организовывать ее, регулировать увольнение и призыв на службу в вооруженные силы;
4. Объявлять состояние войны и подписывать мирные договоры;
5. Осуществлять помилование и смягчать наказание;
6. Награждать от имени нации;
7. Принимать чрезвычайные меры в области экономики и финансов, вводить чрезвычайное положение.
Очень часто Конституции некоторых стран Латинской Америки запрещают избирать Президента страны на второй срок подряд, чтобы не произощло установление диктатуры.
В этих странах действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
В абсолютном большинстве латиноамериканских стран президент является главой правительства, возглавляя кабинет министров. Кабинет министров не имеет конституционного статуса; его состав, порядок формирования, ответственность и способ функционирования устанавливаются обычно на основе политической практики главой правительства – президентом. Традиционно кабинет министроврассматривается самим президентом и трактуется латиноамериканскими исследователями как сугубо рабочий орган при президенте, своеобразный аппарат “помощников” президента.Такое откровенно приниженное положение кабинета министров призвано подчеркнуть главенствующую роль самого президента в системе государственных органов. Политическая практика предполагает назначение в состав кабинета министров доверенных лиц президента, своеобразную раздачу государственных постов для тех деятелей его партии, которые в большей мере способствовали его победе на выборах.
Президенту принадлежит руководящая роль в делах правительства: он осуществляет надзор за деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях, определяет повестку дня заседания кабинета и решает все основные вопросы деятельности правительства. При принятии правительственных решений мнение президента является определяющим. Ему принадлежит право координировать деятельность министров и возглавляемых ими министерств и других исполнительных органов, разрешать спорные вопросы между ними, заслушивать отчеты министров. Министры руководят своими ведомствами в соответствии с общей политикой правительства и конкретными указаниями президента. Министры, хотя это и не зафиксировано в законодательстве, обязаны беспрекословно подчиняться главе правительства, строго выполнять любые его указания. В случае несогласия с мнением президента министр либо должен отказаться от своего мнения, либо уйти в отставку. По сути дела, исполнительная властьв латиноамериканских странах полностью концентрируется в руках президента, члены кабинета министровфактически не обладают никакой самостоятельностью, а сам кабинет выполняет лишь функции консультативного органа при президенте.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 831 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник