Иван Крузенштерн
Краткая биография
Иван Федорович Крузенштерн родился в семье немецких дворян в 1770 году. После церковной школы поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, но был выпущен досрочно, получив звание мичмана: Россия вела тогда войну со Швецией, и на флот срочно требовались военные специалисты. После нескольких военных кампаний был произведен в лейтенанты. Учился в Англии морскому искусству, вместе с англичанами участвовал в сражении с французскими кораблями у северных побережий Америки.
Крузенштерн первым предложил проект торговли не сухопутным, а морским путем, кроме того, так можно было бы проложить путь во владения Русской Америки. Проект первого российского кругосветного плавания был одобрен императором Александром I и осуществлен кораблями под руководством Крузенштерна и Лисянского с 1803 по 1806 год. Получил чин адмирала. Умер Иван Крузенштерн в 1846 году.
Первое российское кругосветное плавание
История первого кругосветного путешествия россиян началась несколько раньше, чем корабли «Нева» и «Надежда» выступили в поход из Кронштадта. Дело в том, что у России в тот период не было кораблей, способных проделать многотрудный и дальний путь вокруг света. Для того, чтобы приобрести корабли, в Англию отправился Юрий Лисянский, опытный военный моряк, будущий капитан одного из кораблей, «Невы». Английские шлюпы пришли в Кронштадт в 1803 году, где их ждали подобранные команды, снаряжение, грузы и капитан И.Ф. Крузенштерн.
Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) – блестящий русский военный, моряк, капитан, исследователь. Свои записки о путешествии вокруг света он опубликовал в 1812 году и потом лично перевел их на английский язык.
Корабли должны были пересечь Атлантику, пройти вдоль побережья Южной Америки, обогнуть мыс Горн и выйти в Тихий океан, держа курс на Дальний Восток: кроме исследовательских целей, у них была еще одна важная миссия: на борту «Надежды» находился посланник России в Японии, камергер, граф Николай Резанов (будущий герой эпопеи, которая была прославлена в 1980-е годы в рок-опере «Юнона» и «Авось»). После доставки Резанова в Японию и установления дипломатических отношений с этой во многом загадочной для европейцев страной флотилия должна была пройти Индийским океаном и, обогнув Африку, вернуться по водам Атлантики обратно в Кронштадт.
Интересно, что мичманом на корабле «Надежда», совершившим кругосветное плавание, был молодой барон Фаддей Беллинсгаузен. Во время плавания он был произведен в чин лейтенанта.
«Оскорбительная предосторожность, с которой поступают в Японии с иностранцами, довольно известна», – писал в своих путевых заметках Крузенштерн. Это было причиной того, что русские корабли были допущены только в специальную гавань у побережья, но не далее. Безуспешными были переговоры посланника Резанова: японцы так и не приняли их верительные грамоты и отказались от представительства. Зато многие месяцы, которые корабли провели у японских берегов, ожидая решения, дали капитану Крузенштерну возможность для наблюдений за поведением, бытом, порядками в закрытом японском обществе (капитану единственному из всей команды предоставили привилегию жить все это время на берегу). Ему не запрещали также проводить астрономические и другие наблюдения. Все это было положено потом в основу будущей книги Крузенштерна.
Миссия в Японии оказалась неудачной, и далее корабли «Надежда» и «Нева» (под предводительством Юрия Лисянского) пошли разными путями. Граф Резанов получил направление для инспектирования русских поселений на Аляске, куда ушла «Нева». «Надежда» продолжила кругосветное путешествие, взяв курс сначала на север, в Японское море, а затем, достигнув побережья Сахалина, снова повернула на юг, пройдя вдоль Китая и Индонезии, и далее, через Индийский океан и мыс Доброй Надежды. Корабли вернулись в Кронштадт порознь в 1806 году.
Во время долгого пути капитан Крузенштерн показал себя превосходным моряком и блестящим офицером, который заботится о своей команде. В начале XIX века редкое морское путешествие обходилось без заболеваний. Цинга была настоящим бичом мореплавателей. В кругосветном путешествии Крузенштерна не было отмечено ни одного случая этого заболевания, и вообще ни одного смертельного случая – огромная редкость по тем временам: капитан, превосходно знавший все тонкости морских походов, взял на борт достаточное количество таких припасов, как квашеная капуста, клюква, запасался нужными средствами и по дороге, при заходах в порты. Подавая пример команде и другим офицерам, он каждый день занимался гимнастикой, поднимая двухпудовые гири, которые всегда возил с собой. На корабле, кстати, существовала и традиция перед отплытием каждому члену команды погладить спаниеля, любимца капитана, который сопровождал его в путешествиях. После окончания кругосветного вояжа каждый член команды получил медаль.
«Во время дождя употребляют они зонтик. Крепко намазанные помадою лоснящиеся волосы завязывают у самой макушки в пучек… Бороды не стригут, не бреют; но выдергивают волосы щипчиками, чтобы не скоро росли. Сии щипчики вместе с металлическим зеркальцем имеет каждый японец в карманной своей книжке».
И. Ф. Крузенштерн
Перу Крузенштерна принадлежит огромный труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», который включает в себя несколько томов. Интересно, что целый том посвящен только описанию плавания со всеми направлениями ветров, румбами направления движения, астрономическими и гидрографическими наблюдениями, таблицами температур. Кроме того, были опубликованы 104 карты, многочисленные рисунки, сделанные в экспедиции. Этими томами долгое время можно было пользоваться как лоцией. Недаром после опубликования «Путешествия…» в 1809 году оно сразу было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.
За «Атлас Южного моря» и несколько томов «Путешествий…» И.Ф.Крузенштерну в 1847 году была присуждена полная Демидовская премия, самая почетная неправительственная награда России.
Источник
Иван Крузенштерн
Биография
Иван Крузенштерн известен как мореплаватель, первооткрыватель и писатель. Он был членом научных сообществ и зарубежных академий, автором обновленного «Атласа Южного моря», путешественником и директором Морского кадетского корпуса.
Портрет Ивана Крузенштерна
Иван Крузенштерн руководил первым кругосветным путешествием и засвидетельствовал на карте объемную часть побережья Сахалина. Он входил в число учредителей Русского географического общества. Именем этого научного и государственного деятеля назван пролив на Курильских островах, проход между островами в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова, расположенные на архипелаге Туамоту и в Беринговом проливе.
Детство и юность
Настоящее имя адмирала и мореплавателя – Адам Иоганн фон Крузенштерн. Будущий исследователь и представитель старинного немецкого рода Крузенштерн был 7-м ребенком в семье. Мальчик появился на свет в ноябре 1770 года. Его отец – судья Иоганн Фридрих фон Крузенштерн, а мать – Христина Фредерика фон Толь.
Иван Крузенштерн в молодости
Род обрусевших немцев подарил Европе нескольких видных деятелей. Среди них дипломат Филипп Крузий и адмирал Мориц-Адольф Крузенштерн, дядя Ивана. Адам получил новое имя благодаря сверстникам, переделавшим его на русский манер. А мечты о море унаследовал от дяди, чьи истории часто слушал.
Мальчик читал книги о морских сражениях и грезил походами на корабле. Получив образование в городской школе Ревеля, он поступил на обучение в Морской кадетский корпус, расположенный в Кронштадте. Учебное заведение отличалось аскетичными условиями существования для воспитанников, и смириться с ними будущему моряку из дворянской семьи было непросто. Тем не менее, за старания в 1787 году Крузенштерн был произведен в гардемарины.
Флот и экспедиции
Обучение завершилось в 1788 году, так как Россия вступила в войну со Швецией. Юношу отправили на корабль под названием «Мстислав». На этом судне Крузенштерн отличился в Гогландском сражении и Эландском бою. В 1790-м молодой человек получил звание лейтенанта и признание достижений в морских баталиях. В 1793 году вместе с Юрием Лисянским Крузенштерн покинул Россию по назначению руководства и отправился в Англию.
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
Там он прослужил 6 лет. На британском корабле покоритель морей побывал у побережья Северной и Южной Америки, посетил Суринами, Бермуды и Барбадос. Возвращение в Россию в 1799 году ознаменовалось для моряка проектом, связанным с торговлей с Индией. Кругосветная экспедиция виделась путешественнику актуальным вариантом для прощупывания почвы в этом вопросе. Но на свой запрос в Адмиралтействе Крузенштерн получил отказ.
Государство, состоявшее в военных отношениях с Францией, не располагало финансами, а сам первооткрыватель был никому не известен. Просьба мореплавателя была удовлетворена в 1802 году по инициативе вышестоящего начальства, руководствовавшегося интересами Александра I.
Шлюпы «Надежда» и «Нева»
Экспедиция Крузенштерна и Лисянского длилась 3 года, с 1803-го по 1806-й. По выстроенному маршруту прошли корабли «Надежда» и «Нева». Судна вышли из порта Кронштадта и попали в Атлантический океан, затем обошли мыс Горн, исследовали Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В путевом журнале Крузенштерн отмечал интересные факты, особенности географии посещенных мест и описания побережья, культуру и экономику земель, где он побывал.
Главой экспедиции официально числился посол Николай Рязанов. Вместе с гостем корабля Федором Толстым он доставил немало хлопот Крузенштерну. Эксцентричный граф Толстой довел ситуацию до того, что его высадили на Камчатке. Рязанов же подал жалобу на Крузенштерна в Петропавловске-Камчатском, и ее удовлетворили.
Научная и государственная деятельность
Вернувшись из кругосветного путешествия, Крузенштерн посвятил себя иному направлению в работе. С 1811 года он служил инспектором классов Морского кадетского корпуса и параллельно вел научную деятельность. Исследователь подготовил инструкцию для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Иван Федорович сделал в Англии все необходимые закупки, подготовив руководителя, Отто Коцебу, к плаванию, а сам взял отпуск для написания «Атласа Южного моря». К нему Крузенштерн подготовил сборник комментариев, разъясняющих его труды.
Адмирал Иван Крузенштерн
В 1827 году мореплаватель стал директором Морского кадетского корпуса и занимал эту должность 16 лет. Его также приняли в состав Адмиралтейств-совета, а спустя год и в члены Московского университета. Крузенштерн внес неоценимый вклад в развитие морского и исследовательского дела. Благодаря его инициативе в кадетском корпусе появились новые дисциплины, а библиотеки пополнились актуальными материалами и пособиями для изучения. Был открыт офицерский класс.
Биография научного деятеля и адмирала прочно связана с морем. Даже уехав в 1842 году в свое имение, он продолжал вести активную деятельность, учредив с компаньонами Русское географическое сообщество.
Личная жизнь
Иван Федорович Крузенштерн был завидным женихом. В 30 лет он влюбился в Юлию фон Таубе дер Иссен, которая была моложе поклонника на 10 лет. Сирота и несравненная красавица была облагодетельствована вниманием офицера, так как не имела приданного. Союз мог не состояться, так как родственники прочили девушку в супруги богатому помещику, основательно подходящему к жизни, а не живущему морем путешественнику.
Иван Крузенштерн
Личная жизнь Крузенштерна сложилась удачно. Между ним и его избранницей вспыхнули взаимные чувства, и, несмотря на все преграды, 14 сентября 1801 года состоялось венчание. Спустя год супруга родила Крузенштерну сына Отто, которого в семье звали Николаем. Это событие совпало с назначением мужчины руководителем кругосветной экспедиции. Начальство возлагало на Ивана Федоровича большие надежды. Покинув семью, Крузенштерн в утешение жене назвал один из кораблей «Надеждой».
Впоследствии у Юлии и Ивана появились еще 5 детей: Александр (урожденный Юлиус), Павел (Пауль), Платон (Эмиль) и 2 дочери, Юлия и Шарлотта. Все вместе они жили на мысе Асс, в эстонской усадьбе, относившейся к ансамблю Ляэне-Вирумаа. Сыновья адмирала стали воспитанниками Царскосельского лицея. Каждый выстроил интересную карьеру и стал гордостью отца.
Памятник Ивану Крузенштерну
Иван Федорович очень любил домашних животных, его спаниель часто становился спутником адмирала в путешествиях. Ритуал почесывания ушей любимца якобы приносил удачу в плавании.
Крузенштерн был патриотом и щедрым человеком. Несмотря на скромное состояние, треть его он пожертвовал на создание ополчения во времена Отечественной войны 1812 года.
Смерть
Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.
Могила Ивана Крузенштерна
Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.
Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.
Ледокол «Иван Крузенштерн»
Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.
Источник