Голливуд страны советов авторы
«Звезда Рины Зелёной». Рассказывает Полина Агуреева
Рина Зелёная стала популярной ещё в годы НЭПа. На сценах Москвы и Петрограда она танцевала, пела, читала стихи. Пройдут годы, и в нашей стране не останется ни одного ребёнка, который не узнавал бы эту актрису по её голосу. Ведь это черепаха Тортилла! Или Вовка в Тридевятом царстве!
«Звезда Тамары Макаровой». Рассказывает Виктория Исакова
Тамару Макарову одни называли женщиной-загадкой, другие Снежной королевой – отрешенной, холодноватой, но и могущественной! А для студентов ВГИКа она была учителем, любимым педагогом, другом, заботливой «многодетной матерью», которая вывела в жизнь несколько поколений актёров и режиссёров.
«Звезда Янины Жеймо». Рассказывает Аня Чиповская
Янину Жеймо называли Дюймовочкой, маленькой феей. И режиссеры, и критики говорили, что только она может выдержать на экране соревнование с обычными мальчишками и девчонками. А вот Сталин ее недолюбливал, потому что в советском кинематографе должны блистать только красавицы.
«Звезда Аллы Тарасовой». Рассказывает Ирина Пегова
Аллу Тарасову боготворили зрители. Её называли великой, и она была великой! Она родилась в год рождения Художественного театра и всю жизнь была ему верна. Кинематограф открыл её талант миллионам. А сама актриса долгие годы ходила по лезвию ножа, и скрытность поневоле стала второй натурой…
«Звезда Веры Марецкой». Рассказывает Олеся Судзиловская.
С именем Веры Марецкой связаны незабываемые страницы нашего кино. Её называли актрисой героических ролей советского кинематографа. Её любило правительство. Её обожал народ. Она всем казалась своей и производила впечатление невероятно успешной женщины. Про её личные и семейные тайны, невидимые миру слезы говорить было не принято…
«Звезда Валентины Караваевой». Рассказывает Полина Кутепова
Валентина Караваева проснулась знаменитой после выхода на экраны фильма «Машенька» в 1942 году. Этот фильм увидели на фронте и в тылу сотни тысяч людей. Вместе с «Машенькой» солдаты забывали о войне. Они видели нежную, трогательную мечтательницу, верили в её любовь и в то, что такие девушки их дождутся. Но через год в жизни Валентины произошла трагедия….
«Звезда Валентины Серовой» Рассказывает Марина Александрова
Валентина Серова была легендой своей эпохи. Чтобы увидеть ее на экране, зрители штурмом брали кинотеатры. Когда она выходила из своего авто с открытым верхом, на улицах Москвы останавливалось движение! А женщины всего Советского Союза перекрашивались в блондинок, чтобы быть на нее похожими!
«Звезда Любови Орловой». Рассказывает Мария Миронова
Любовь Орлова была мегазвездой двадцатого века. Такой славы не знал ни один советский артист. Её популярность была фантастической. Мужчины представляли себя её возлюбленными и сами в это верили, дамы теряли рассудок, стремясь ей подражать. Кажется, жизнь Любови Орловой была на виду у всей страны. Но это было не так.
«Звезда Елены Кузьминой». Рассказывает Ксения Раппопорт
Елену Кузьмину называли одной из самых загадочных див «советского Голливуда». Она прославилась ещё в эпоху немого кино. В тридцатые годы её имя было на афишах самых громких премьер. Как эта актриса, не умеющая разговаривать перед кинокамерой и стесняющаяся своего собственного голоса, постепенно обретала речь на экране, так и немой кинематограф при её участии становился звуковым!
«Звезда Людмилы Целиковской». Рассказывает Чулпан Хаматова
Людмила Целиковская была кумиром своего поколения. Ее популярность была невероятной! В августе 1941 года на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Антон Иванович сердится». После просмотра фильма солдаты поднимались в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!». Как оказалось, на фронте была нужна ее улыбка….
«Звезда Марины Ладыниной». Рассказывает Валерия Ланская
Марина Ладынина была звездой своей эпохи. Хотя сама иронично называла себя «самой сельскохозяйственной актрисой страны». Ведь именно она играла колхозниц, бригадиров, свинарок! Её героини жили в советских сказках со счастливым концом, и сама актриса была убеждена, что рождена только для счастья! Но однажды её сказка оборвалась….
«Звезда Лидии Смирновой». Рассказывает Александра Урсуляк
С именем Лидии Смирновой ассоциировали золотой век советского кинематографа. Она проснулась знаменитой летом 1940, когда на экраны вышел фильм «Моя любовь». Москва и Ленинград были украшены её портретами. Незнакомые люди улыбались на улицах и называли ее не Лидой, а Шурочкой – по имени героини.
«Звезда Фаины Раневской». Рассказывает Агриппина Стеклова
Фаина Раневская была фантастически популярна, хотя не слишком часто появлялась на экране. Её обожали зрители даже в небольших ролях за феноменальную способность к перевоплощению! Но она так никогда и не полюбила себя в кино! «Деньги я проем, а стыд останется», – любила повторять актриса…
Источник
Грезы для товарища Сталина
В этом смысле неожиданно емким оказался номинированный на премию «Золотой орел» документальный фильм Бориса Караджева «Фабрика грез для товарища Сталина». Он — о частном, кажется, эпизоде развития советского кино, но в нем очевидны трагические противоречия и сущностные конфликты всего советского века. Хотя бы потому, что его участники — ключевые фигуры истории и искусства.
В 30-е годы история страны бежала вскачь: счет шел на дни, сознание не успевало перестраиваться в унисон с «линией партии», вчерашний герой тут же становится преступником. Поначалу революция дала толчок невероятной силы — саморазвитию, мечтам, наукам, искусствам. Страну словно спустили с тормозов, и лучшие умы поверили: настало время! То, что рождалось тогда в культуре, до сих пор живо, фундаментально, классично — в литературе, живописи, музыке, театре, кино. Главный порыв: догнать и перегнать — мы должны быть первыми.
И вот Сталин поручает руководителю кинематографии Борису Шумяцкому послать людей в Америку — учиться технологиям и экономике Голливуда. За первую пятилетку 30-х там побывали режиссеры Эйзенштейн, Александров, братья Васильевы, Райзман, Эрмлер, операторы Тиссе и Нильсен; знакомились с техникой съемки, работы с пленкой, смотрели первый цветной фильм «Бекки Шарп». Автор «Фабрики грез…» нашел хронику этого визита, снятую Владимиром Нильсеном — уникальные кадры встреч в Голливуде. Американский опыт вскоре воплотился в музкомедиях «Веселые ребята» и «Цирк», снятых в стилистике голливудского мюзикла. Картины полюбились зрителям и понравились Сталину: он уже представлял себе, как советское кино во всеоружии мирового технического и творческого опыта понесет в массы идеи мировой революции. Для того нужны были не просто кинофабрики — нужны киногорода, как Голливуд.
Но сила не только в технологиях. Сталину важна смычка государственной идеологии и творческой братии. Пока увлеченность творцов «новым миром» была попутным ему ветром, ему нравились энергичные ленты о достижениях страны Советов. Но рано или поздно их пути должны были разойтись просто потому, что творчество не терпит регулирующих рамок — оно живо только на свободе. И это неминуемо должно было привести к трагическим конфликтам.
Фильм Караджева глава за главой отслеживает извивы очень короткого по времени пути. Интересно следить за «кремлевскими просмотрами»: Шумяцкий скрупулезно, хоть и по памяти записывал высказывания Кобы о показанных фильмах и его постоянные напоминания о советском Голливуде. Сталин торопил. Подбирались площадки для строительства небывало огромной студии (остановились на Крыме), писались тома экономических расчетов. Сотни специалистов трудились над проектом конвейера, готового выпускать до 800 киногрез в год. Съемки, монтаж, озвучание, прокат — все должно было образовать непрерывный цикл индустриального типа. Что было весьма созвучно владевшей умами идее индустриализации всей страны.
И вдруг все оборвалось: уникальный по мощи всплеск национальной эйфории типа «твори, выдумывай, пробуй!», прекрасное ощущение «все могу!» — все это уже через пару месяцев сменится процессами, расстрелами, мечта обратится в национальную катастрофу: первыми поплатятся самые пылкие мечтатели. Впереди война, послевоенная разруха и голод, абсурдная борьба с космополитизмом, когда французскую булку переименовывали в городскую, а недавняя командировка за границу приравнивалась к вражьей вербовке. Так и проект советского Голливуда, шаг за шагом отслеженный фильмом Караджева, внезапно заглох. Почему — загадка до сих пор. В фильме Караджева об этом размышляют эксперты от легендарной Майи Туровской и создателя Киномузея Наума Клеймана до историков Валерия Фомина и Владимира Невежина, киноведов Евгения Марголита и Сергея Каптерева.
Но это только версии. Какие закулисные силы здесь работали, какие подковерные интриги вершились — уже никто не узнает. Мастера, вошедшие теперь в легенды, друг на друга исправно стучали. Энтузиаст и строитель советского кино Шумяцкий пытался гнобить Эйзенштейна — единственного нашего режиссера с мировой славой. Много сил для дискредитации проекта приложили асы сатирической прозы Ильф и Петров: съездив в США, они в книге «Одноэтажная Америка» охарактеризовали голливудский конвейер как «моральную эпидемию, не менее вредную и опасную, чем скарлатина или чума» — конечно, советским людям он глубоко чужд. С другой стороны, Сталин осудил эту попытку опорочить «полезную идею», назвал писателей склочниками. Есть сомнения в реалистичности самой затеи делать восемьсот идеологически выдержанных картин в год. Это близко к истине: уже через полтора десятилетия тот же Сталин потребует от кино снимать «меньше, да лучше» — придет пора малокартинья, когда в пустых павильонах «Мосфильма» заведутся летучие мыши, а в кинотеатрах будут годами крутить «Мичурина», «Пржевальского», «Жуковского», «Адмирала Ушакова».
Это был непримиримый конфликт между дерзкой мечтой и советской реальностью, вольным полетом фантазии художника — и системой, где торжествовала угрюмая подозрительность. Мечта рождала шедевры, оставшиеся в золотом фонде мирового кино. Но судьба грезы о «фабрике грез» — история о том, что и самые патриотические мечты в условиях диктата опасны: эта реальность рождена, чтоб Кафку сделать былью. Как и заметил великий острослов Вагрич Бахчанян.
Дни, когда документальные фильмы на экранах — редкие дни. Сейчас такой праздник: в Москве и Екатеринбурге проходит фестиваль документального кино «Артдокфест». Время встреч с реальными героями. Время думать.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Источник
Янина Жеймо в «Голливуде страны Советов»
Янина Жеймо была настоящей звездой своей эпохи. Фильмы с ее участием многие поколения помнят с детства. Накануне 8 марта телеканал «Россия – Культура» представляет цикл программ «Голливуд Страны Советов», в котором современные актрисы рассказывают о легендарных предшественницах.
«У Янины Жеймо была удивительная судьба в кино», – говорит Аня Чиповская. – «Про нее даже сочинили шуточное стихотворение:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Янина Жеймо вошла в историю кинематографа как «лучшая Золушка всех времен и народов». Фильм вышел на экраны в 1947 году. Это была ее предпоследняя роль в кино. На тот момент актрисе исполнилось 38 лет.
Родители Янины Жеймо – цирковые артисты, отец вывел девочку на арену, когда ей было около трех лет. А свою первую роль она сыграла в 1934-м в немом фильме «Разбудите Леночку!». Актрисе было 25, а ее героине – вдвое меньше.
Дочь Янины Болеславовны вспоминала: «Принимая приглашение сыграть ребенка, мама всегда проверяла: примут ли ее дети за свою. Перед съемками фильма «Разбудите Леночку!» она переоделась в одежду двенадцатилетней девчонки и отправилась в парк играть с мальчишками в лапту. Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, ну, и в конце концов, отмутузили ее за несколько неудачных подач».
«Играть мам и бабушек у актрисы не получилось. Но получилось это прожить», – рассказывает Аня Чиповская.
Программа «Звезда Янины Жеймо» в эфире телеканала «Россия-Культура» – 2 марта в 23:20 (повтор 4 марта в 15:50, 8 марта в 17:20).
Пресс–служба телеканала «Россия К»
Источник
Голливуд Страны Советов // Документальный сериал о знаменитых актрисах советской эпохи. Все серии
Звезда Рины Зелёной. Рассказывает Полина Агуреева.
Рина Зелёная стала популярной ещё в годы НЭПа. На сценах Москвы и Петрограда она танцевала, пела, читала стихи. Пройдут годы, и в нашей стране не останется ни одного ребёнка, который не узнавал бы эту актрису по её голосу. Ведь это черепаха Тортилла! Или Вовка в Тридевятом царстве!
Звезда Тамары Макаровой. Рассказывает Виктория Исакова.
Тамару Макарову одни называли женщиной-загадкой, другие Снежной королевой – отрешенной, холодноватой, но и могущественной! А для студентов ВГИКа она была учителем, любимым педагогом, другом, заботливой «многодетной матерью», которая вывела в жизнь несколько поколений актёров и режиссёров.
Звезда Янины Жеймо. Рассказывает Аня Чиповская.
Янину Жеймо называли Дюймовочкой, маленькой феей. И режиссеры, и критики говорили, что только она может выдержать на экране соревнование с обычными мальчишками и девчонками. А вот Сталин ее недолюбливал, потому что в советском кинематографе должны блистать только красавицы.
Звезда Аллы Тарасовой. Рассказывает Ирина Пегова.
Аллу Тарасову боготворили зрители. Её называли великой, и она была великой! Она родилась в год рождения Художественного театра и всю жизнь была ему верна. Кинематограф открыл её талант миллионам. А сама актриса долгие годы ходила по лезвию ножа, и скрытность поневоле стала второй натурой.
Звезда Веры Марецкой. Рассказывает Олеся Судзиловская.
С именем Веры Марецкой связаны незабываемые страницы нашего кино. Её называли актрисой героических ролей советского кинематографа. Её любило правительство. Её обожал народ. Она всем казалась своей и производила впечатление невероятно успешной женщины. Про её личные и семейные тайны, невидимые миру слезы говорить было не принято.
Звезда Валентины Караваевой. Рассказывает Полина Кутепова.
Валентина Караваева проснулась знаменитой после выхода на экраны фильма «Машенька» в 1942 году. Этот фильм увидели на фронте и в тылу сотни тысяч людей. Вместе с «Машенькой» солдаты забывали о войне. Они видели нежную, трогательную мечтательницу, верили в её любовь и в то, что такие девушки их дождутся. Но через год в жизни Валентины произошла трагедия.
Звезда Валентины Серовой. Рассказывает Марина Александрова.
Валентина Серова была легендой своей эпохи. Чтобы увидеть ее на экране, зрители штурмом брали кинотеатры. Когда она выходила из своего авто с открытым верхом, на улицах Москвы останавливалось движение! А женщины всего Советского Союза перекрашивались в блондинок, чтобы быть на нее похожими!.
Звезда Любови Орловой. Рассказывает Мария Миронова.
Любовь Орлова была мегазвездой двадцатого века. Такой славы не знал ни один советский артист. Её популярность была фантастической. Мужчины представляли себя её возлюбленными и сами в это верили, дамы теряли рассудок, стремясь ей подражать. Кажется, жизнь Любови Орловой была на виду у всей страны. Но это было не так.
Звезда Елены Кузьминой. Рассказывает Ксения Раппопорт.
Елену Кузьмину называли одной из самых загадочных див «советского Голливуда». Она прославилась ещё в эпоху немого кино. В тридцатые годы её имя было на афишах самых громких премьер. Как эта актриса, не умеющая разговаривать перед кинокамерой и стесняющаяся своего собственного голоса, постепенно обретала речь на экране, так и немой кинематограф при её участии становился звуковым!
Звезда Людмилы Целиковской. Рассказывает Чулпан Хаматова.
Людмила Целиковская была кумиром своего поколения. Ее популярность была невероятной! В августе 1941 года на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Антон Иванович сердится». После просмотра фильма солдаты поднимались в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!». Как оказалось, на фронте была нужна ее улыбка.
Звезда Лидии Смирновой. Рассказывает Александра Урсуляк.
С именем Лидии Смирновой ассоциировали золотой век советского кинематографа. Она проснулась знаменитой летом 1940, когда на экраны вышел фильм «Моя любовь». Москва и Ленинград были украшены её портретами. Незнакомые люди улыбались на улицах и называли ее не Лидой, а Шурочкой — по имени героини.
Звезда Фаины Раневской. Рассказывает Агриппина Стеклова.
Фаина Раневская была фантастически популярна, хотя не слишком часто появлялась на экране. Её обожали зрители даже в небольших ролях за феноменальную способность к перевоплощению! Но она так никогда и не полюбила себя в кино! «Деньги я проем, а стыд останется», любила повторять актриса.
Документальный сериал о знаменитых актрисах советской эпохи.
Источник