Горицы вологодской области достопримечательности

Село Горицы Вологодской области: достопримечательности, фото, гостиницы

В России немало монастырей, имеющих интересную историю, но требующих серьезной реставрации. Один из них находится в селе Горицы Вологодской области. Монастырь основан на XVI веке. Сегодня здесь в любое время года много туристов, правда, среди них иностранцев нет. Восстановительные работы в обители всё ещё ведутся, и когда они завершатся, неизвестно.

Гостиницы: Горицы (Вологодская область)

Это совсем маленький населенный пункт, здесь проживает не более шестисот человек. Гостевых домов в Горицах Вологодской области нет. Ближайший расположен на территории парка » Русский север » . Для того чтобы осмотреть достопримечательности села, можно забронировать один из отелей Кирилловского района. Правда, Горицы обычно посещают туристы, направляющиеся в Кирилло-Белозерский монастырь в рамках туристической программы. Любителям самостоятельных поездок по русской глубинке воспользоваться можно услугами следующих гостиниц:

  • » Луманская заводь » .
  • » Русь » .
  • » У озера » .
  • Zvozsky Bereg.

Впрочем, было бы неверно все эти организации отнести к одной категории. » Луманская заводь » — мини-отель. Горицы Вологодской области посещают во время речного круиза. Если запланирована поездка на автомобиле, стоит забронировать номер в недорогом отеле, например в » Луманской заводи » или гостинице, расположенной на территории » Русского севера » .

» У озера » — полноценный гостевой дом. Горицы Вологодской области посещают прежде всего из-за монастыря. В пешей доступности от него гостиниц нет, но, как уже было сказано, посещают село либо во время туристической поездки, либо на собственном автомобиле. В последнем случае не составит труда проехать от города Кириллова, где имеется около десяти гостиниц разного уровня, всего семь километров. К тому же в округе есть немало интересных мест, которые также стоит посетить. Но наша статья о селе Горицы Кирилловского района Вологодской области. А потому расскажем о событиях, которые происходили здесь несколько столетий назад.

Читайте также:  Виртуальное путешествие по выборгу

Девичья гора

Откуда появилось название села Горицы Вологодской области? Скорее всего, от слова » гора » . Местные жители, кстати, произнося название села, делают ударение на второй слог. Первое упоминание этого населенного пункта относится к XVI столетию. Однако тогда он назывался иначе — Девичья гора . И неслучайно, ведь местность здесь довольно холмистая. В окрестностях села несколько гор: Никитская, Маура , Сандырева, Городок, Старое кладбище.

Горицкая слобода

В селе Горицы Вологодской области монастырь был основан в 1544 году. К тому времени здесь уже существовала церковь. Населенный пункт тогда еще современного названия не получил. Именовался он Горицкой слободой. Примечательно, что монастырь упоминался отдельно, то есть не входил в состав поселения. До начала XX века здесь была всего около 60 жилых домов, в которых обитало примерно 250 человек. В селе имелся и магазин, и винная лавка, и пристань. В состав Кирилловского района этот небольшой населенный пункт вошел в 1927 году, после чего исчезло название » Горицкая слобода » .

В советское время

После революции монастырь, конечно, упразднили. Существует множество легенд. Одна из них, например, рассказывает о таинственном событии, которое якобы произошло уже в советские времена.

Монастырь был переоборудован в дом инвалидов. В летние тёплые дни больных выносили на носилках к берегу реки Шексны. Однажды одного из них забыли, но медсестре тут же явился дух погибшей ещё 20-е годы настоятельницы упразднённого монастыря, который погрозил пальцем. Таким образом нежданный призрак напомнил испуганной до смерти сотруднице советского учреждения о ее обязанностях. Говорят, после появления суровой настоятельницы медсестры следили за своими подопечными внимательнее. Но гостья из прошлого здесь появилась уже после войны. А что же происходило в селе в начале сороковых?

Линия фронта остановилась в двухстах километрах к северо-западу, недалеко от устья реки Свирь. Вражеские самолеты довольно часто, особенно в начале войны, пролетали над селом и сбрасывали пропагандирующие листовки. Больше ничего интересного историки нам не рассказывают об этом периоде. Дом инвалидов был открыт в 1946 году. Церкви на Никитской горе к тому времени не было . Ее взорвали большевики ещё в двадцатые годы.

В России сегодня много малонаселенных деревень. В селе Горицы так мало жителей ещё и потому, что в начале шестидесятых некоторые дома оказались затопленными. Произошло это в результате наполнения Шекснинского водохранилища. Холмы, которые находятся в окрестностях монастыря, превратились тогда в небольшие острова.

Село Горицы сегодня

С городом Кирилловом населенный пункт, о котором речь идет в сегодняшней статье, связан асфальтированной дорогой. Построена она была в начале семидесятых. А до этого жителям приходилось в районный центр добираться по грунтовой дороге, которая проходила по другую сторону озера Аристово . Автобусы по этому маршруту ходят с 1965 года.

Пристань построена давно — еще в первое десятилетие царствования последнего российского императора. В 1963 году ее разобрали и построили новую. Пассажирское судоходство в настоящее время прекращено. Пристань принимает только туристические теплоходы. За 2009 год здесь остановилось более шестисот судов.

Круизы

Перед посещением монастыря, история которого изложена ниже, погоду в Горицах Вологодской области на две недели вперед узнавать необязательно. Но желательно поинтересоваться о том, насколько солнечными будут ближайшие дни. Ведь здесь можно не только осмотреть местные достопримечательности, но и искупаться в Шексне , насладиться чарующими пейзажами, подобные которым можно увидеть лишь в русских селениях, отдаленных от давно утративших национальный колорит крупных городов.

Существует прекрасный способ ознакомиться с достопримечательностями Вологодской области и отдохнуть на теплоходе — отправиться в круиз по Волге. Один из таких туристических маршрутов заканчивается в селе Горицы . Местным монастырем программа, конечно, не ограничивается. Туристы посещают также Музей льна и бересты, гору Сандырева , часовню Кирилла и Ферапонта Белозерских.

Горицы Вологодской области: достопримечательности

Помимо Воскресенского монастыря, здесь стоит посетить следующие исторические и природные памятники:

  • Гору Маура .
  • Введенскую церковь.
  • Воскресенский собор.
  • Троицкий собор.
  • Музей льна и бересты.
  • Гору Сандырева .
  • Покровскую церковь.
  • Часовню Кирилла и Ферапонта Белозерских .

Воскресенский и Троицкий собор, а также Покровская церковь расположены на территории монастыря.

Ефросинья Старицкая

Воскресенский монастырь основан родственницей Ивана Грозного. А именно вдовой его родного дяди — Ефросиньей Старицкой. В середине XVI столетия в Кириллове уже был свой монастырь, а в селе Горицы действовала Воскресенская церковь. В 1544 году небольшой деревянный храм при содействии Ефросиньи Старицкой был заменён на каменный. С этого события и начинается история Горицкого монастыря.

Судьба Ефросиньи Старицкой сложилась непросто. После того как муж скончался, ее поместили в темницу. Среди бояр были те, что видели в сыне Ефросиньи подходящего претендента на престол. Ивану Грозному это не понравилось, а потому он приказал свою родственницу отправить подальше — в обитель, ею же и основанную. Правда, пострижена в монахини она была в Первопрестольной, а в село Горицы отправлена уже после.

В обители Ефросинье жилось не так уж и плохо. Княгине разрешено было взять с собой прислугу и ближних советниц. В Горицкий монастырь она также перенесла золотошвейную мастерскую. Некоторые работы, к слову сказать, сохранились до наших дней и находятся в Русском музее.

В 1569 году по приказу Ивана Грозного уничтожили всех представителей рода Старицких. А в октябре княгиню вместе с несколькими монахами утопили в Шексне . По прошествии нескольких дней тело Ефросиньи Старицкой нашли и захоронили на территории монастыря.

Другие монахини

Идея отправлять в монастырь неудобных родственниц и бывших жен Ивану Грозному очень приглянулась. В 1575 году в село Горицы прибыла Анна Колтовская — четвёртая жена царя. Хотя, возможно, она здесь оказалась значительно позже. Известно, что в монашестве она провела большую часть жизни. Ее ссылали и в московские обители, и в вологодские. Какой-то период своей многострадальной жизни она провела в Воскресенском монастыре, но как долог он был, неизвестно.

Позже в Горицы сослали Марию Нагую — еще одну жену Ивана Грозного. Здесь она была известна под именем Марфа . В Воскресенском соборе Мария Нагая возвела придел в память об убитом сыне. В начале XVII столетия среди монахинь числилась дочь Бориса Годунова. Здесь она также оказалась отнюдь не по доброй воле.

Спустя более чем сто лет Великий реформатор отправил в Горицкий монастырь свою прежнюю любовницу — Варвару Арсеньеву. Существует предположение, что в стенах этой обители провела несколько лет и Екатерина Долгорукова — жена императора Александра I.

Известно лишь о знаменитых женщинах, которых привозили сюда насильно. Вероятно, несчастных было немало. В девятнадцатом веке насильственное пострижение в монахини вышло из моды. Обитель в селе Горицы возглавила игуменья Маврикия, которая руководила ею около сорока пяти лет.

В окрестностях обители

Помимо соборов и церквей, названных выше, к монастырю относится водопровод, несколько построек и кладбище. Первые захоронения произведены в 80-е годы XIX века. Погост находится на горе, приобретшей в начале XX века мрачное название «Старое кладбище».

Водопровод в монастыре был устроен при игуменье Маврикии. За пределами обители нашли источник, оттуда провели трубы в каменную часовню, сооруженную рядом с Воскресенской церковью. Старинный водопровод действует и сегодня. За пределами монастыря есть несколько построек, которые находятся в плачевном состоянии. В 2015 году обвалилась и одна из стен обители. Реставрация осуществляется, но, согласно отзывам туристов, которые бывали в этих местах неоднократно, восстановительные работы идут вяло, неспешно.

Введенская церковь

Храм не относится к самым старым постройкам села Горицы Вологодской области. Фото Введенской церкви расположено ниже. Построена она была во второй половине XIX столетия. Введенская церковь возникла еще до основания монастыря, но это был другой храм — деревянный. Расположена она за территорией монастыря, долгое время оставалась приходской. Каменную церковь возвели в 1861 году. В советское время ее закрыли позже остальных храмов села Горицы . Она действовала вплоть до начала Великой Отечественной войны, а в 40-е годы в ее стенах разместили тракторный гараж. Возле церкви до пятидесятых годов прошлого века было небольшое кладбище, но после затопления могилы ушли под воду.

Гора Маура

Существует такое предание. Когда-то сюда пришли монахи Кирилл и Ферапонт. Долго осматривали окрестности в поисках подходящего места для нового монастыря. И, наконец, нашли. Правда, не в селе Горицы , а чуть дальше. Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь положили начало целому ряду монастырей, среди которых обитель, о которой рассказано выше.

Воскресенский собор

Это тот самый храм, который был основан еще до начала строительства монастыря. В начале XVI столетия Воскресенский собор представлял собой деревянную постройку. Позже основательница обители заменила ее на каменную. Храм дошел до наших дней без существенных изменений. Он выполнен в типичном для XVI столетия архитектурном стиле. В 1611 году у церкви была пристроена небольшая колокольня, которую отреставрировали в XVIII веке. Спустя еще сто лет здесь появилась трапезная.

Музей льна и бересты

Посетить эту достопримечательность будет небезынтересно любителям старины. Среди экспонатов — орудия производства для создания берестяных и льняных изделий. В здании музея также действуют довольно необычные мастер-классы. Здесь можно обучиться основам берестоплетения, росписи на бересте, гончарному делу и азам других ремесел , не востребованных в современной жизни, но чрезвычайно интересных.

Источник

Горицы: Воскресенский женский монастырь и гора Маура

Горицкий Воскресенский женский монастырь находится всего в нескольких километрах от Кириллова, в небольшом селении Горицы, на берегу широкой и очень красивой реки Шексны. Это – самый известный женский монастырь Вологодского края. Монастырь этот, возможно, не столь знаменит, как Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский, но его история, а особенно — судьбы послушниц, вернее сказать, узниц монастыря, связанные с историческими событиями в стране, — делает его одним из самых интересных мест Вологодской области.

«Обитель женских слез» — так называли Горицкий Воскресенский монастырь, ведь на протяжении долгой истории монастыря, практически со времени его основания в 16 веке, Горицы были местом заключения многих знатных узниц. Сюда ссылали попавших в немилость царских жен и родственниц высокопоставленных лиц, насильно подстригая их в монахини.

Хотя сегодня о тех временах здесь мало что напоминает. Эта древняя обитель, расположенная на самом берегу реки и отражающаяся в зеркале водной глади своими куполами и башенками, дышит покоем и тишиной.

История Горицкого монастыря

Горицкий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Ивана IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место на высоком берегу реки Шексны, в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря. Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. В селе Горицы, в 16 веке упоминаемом в письменных источниках под названием Древняя Гора, на момент основания обители было две деревянных церкви: церковь Воскресения Христова и церковь Введения Богородицы во храм. В 1544 году на месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Именно эту дату и принято считать годом основания монастыря. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь ей впоследствии придется жить узницей-монахиней. Через 20 лет в результате доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи она попала в опалу, пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Дело в том, что Иван Грозный видел в лице князей Старицких серьезную угрозу, ведь Старицкие были близкими родственниками царской семьи, и царь боялся их претензий на престол (про город Старицу и историю Старицкого удельного княжества можно почитать — здесь).

Евфросиния Андреевна Хованская, в браке Старицкая, происходила из княжеского рода Гедиминовичей. В 1533 году она была выдана замуж за удельного князя Андрея Старицкого – младшего сына Ивана III, Великого князя Московского (Иван III был дедом Ивана IV Грозного). Будущему царю Ивану IV Грозному Евфросиния приходилась теткой, хотя и не родной, а её сын Владимир считался одним из возможных претендентов на престол. В результате Евфросиния оказалась в центре конфликта в борьбе за власть.

В известном фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» Ефросиния Старицкая изображена как властная и надменная женщина, коварная интриганка, мечтающая осуществить боярский переворот и посадить на трон вместо Ивана своего единственного сына Владимира (в фильме ее сыграла Серафима Бирман). Сложно сказать, какой Евфросиния была на самом деле. Но энергичной и деятельной — определенно, так как сложа руки никогда не сидела. Основала монастырь, организовала золотошвейные мастерские.

Когда великим князем стал трёхлетний Иван Васильевич, многие считали, что лучше отдать власть его дяде князю Андрею Старицкому. Между ним и матерью будущего царя Ивана Еленой Глинской разгорелся конфликт. В 1537 году князь Андрей был арестован и умер в московской тюрьме. А его жена Евфросиния с маленьким сыном Владимиром на четыре года оказались в заточении. Только после смерти Елены Глинской они вышли на свободу. Тогда Старицкие были восстановлены в своих правах. Вскоре после освобождения в качестве благодарности Богу княгиня Евфросиния и положила начало Горицкому монастырю. Она решила основать новую женскую иноческую обитель, «как тихаго пристанища от мирской суеты и превратностей» — так говорится в летописи Горицкого монастыря, — в Белозерской области, которая всегда была достоянием князей Старицких. И выбрала замечательное место «на левом гористом берегу реки Шексны «в Горах», где в то время существовала уже деревянная Воскресенская, «великаго князя оброчная церковь вместе с Введенского ружною церковью».

Примерно в то же время Евфросиния заводит золотошвейные мастерские. Она сама любила и умела искусно вышивать, знала толк в этом деле, и собирала в своих мастерских самых искусных вышивальщиц.

В марте 1553 года царь Иван Васильевич заболел и находился при смерти. И вот тогда, во время тяжёлой болезни царя, многие бояре видели в сыне Евфросинии Владимире кандидата на московский престол вместо сына Ивана IV царевича Дмитрия. Было опасение, что, если царём станет Дмитрий, которому было всего несколько месяцев от роду, в стране непременно начнётся политическая смута. Придворные разделились на две партии. Вообще до этого времени между двоюродными братьями Иваном IV и Владимиром складывались вполне дружеские отношения, царь Иван IV питал доверие и расположение к Владимиру Андреевичу и его матери Евфросинии Андреевне, и Владимир старался не давать брату поводов усомниться в своей преданности. Иван IV выздоровел, и с тех пор между ним и Старицкими появилось недоверие. Правда, тогда опала не была долгой, а после рождения у царя сына Ивана в марте 1554 года князь Владимир был даже назначен опекуном царевича, главой регентского совета, а в случае кончины царевича — наследником престола.

Но все же недоверие у царя к Старицким осталось. Иван Грозный был подозрителен, Евфросиния была с характером, что еще больше усиливало конфликт. В мае 1563 года на Ефросинию и её сына был подан донос Ивану Грозному, и Старицкие снова попали в опалу.

Обвинённая «в неправде», Евфросиния была насильно пострижена в иноческий чин с именем Евдокия и отправлена в основанный ею Воскресенский Горицкий монастырь. Хотя по другой версии, сама «княгиня Евфросиния била челом государю, чтоб тот позволил ей постричься в инокини, на что и дано ей было царское согласие и разрешение».

Вместе с княгиней были пострижены в монахини ее приближенные боярыни и родственницы. Одной из них была Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича, — в монастыре она получила имя Александра.

В бытовом плане жизнь Евдокии Старицкой, теперь монахини Евдокии, не была чем-либо ограничена: «Поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по её изволению, и для береженья велел у неё в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову».

Опальной княгине было разрешено сохранить при себе прислугу и ближних боярынь-советниц, которым было выделено несколько тысяч четвертей земли в окрестностях монастыря. Кроме того ей разрешалось выезжать из монастыря на богомолье в соседние обители.

Поселившись в монастыре, княгиня стала игуменьей и занялась обустройством обители, превратив ее в довольно прибыльное хозяйство.

Несмотря на то, что в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро.

Золотошвейная мастерская из княжеской усадьбы Евфросинии была переведена в Горицкий монастырь, где княгиня продолжила заниматься своим любимым делом. Она разработала совершенно исключительную объемную и многокрасочную технику рукоделия. В обители в мастерской княгини работали лучшие вышивальщицы. Здесь создавались настоящие шедевры. Это способствовало развитию золотошвейного ремесла в регионе и на весь мир прославляло рукодельное искусство России. Предметы, вышитые Евфросинией и её мастерицами в Горицком монастыре, являются лучшими образцами древнерусского лицевого шитья. Среди них пелена – Спас Великий Архиерей, где Господь предстаёт в епископском облачении; явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, а самыми совершенными были Плащаницы, изображающие положение Христа во гроб. Сохранилось 12 работ Евфросинии Старицкой, они находятся в собраниях Кремля и Русского музея.

Через шесть лет князя Владимира, сына Старицкой, обвинили в еще одном заговоре против царя. По сфабрикованному делу о заговоре Владимир Андреевич был арестован. Его вместе женой и детьми заставили выпить яд.

Вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросиния с сопровождавшими её монахинями. Существуют различные версии этого события. Согласно горицкой рукописи, в октябре 1569 года отряд опричников прибыл в Горицы, и игуменью Евдокию вместе с несколькими инокинями (в их числе была невестка царя Иулиания, в иночестве Александра) опричники утопили в реке Шексне, загнав в воду упряжку лошадей с каретой, в которой сидели монахини.

Тела Евросинии и Иулиании были погребены в Горицком монастыре. Смерть княгини Старицкой породила много слухов и легенд. Практически сразу же началось почитание инокинь-страстотерпиц. Позднее над местом захоронения был возведен величественный Троицкий собор, а внутри собора над их могилой была установлена рака с надписью: «Здесь покоются Великия Княгини: 1. Евфросиния, во иночестве Евдокия. 2. Иулиания, во иночестве Александра. 1569 Октября 15. Сии инокини, по воле Царя Иоанна Васильевича Грознаго, утоплены были в реке Шексне, которая протекает близ Горицкаго монастыря. Именитыя утопленницы плыли против воды и были взяты и погребены с подобающею честию, как царския особы.» Возле захоронения часто служились панихиды и, говорят, неоднократно были явлены чудесные исцеления.

В 2007 году в Горицком монастыре были найдены два женских погребения, которые, предположительно, принадлежат святым княгиням Ефросинии и Иулиании. Начался сбор материалов в Комиссию по канонизации святых РПЦ для установления им общецерковного почитания. (Хотя, есть версия, что гробница инокини Евдокии находилась в Вознесенском соборе Московского кремля, в 1930 году саркофаг перенесли в подвал Архангельского собора).

После канонизации княгини стали почитаться как местночтимые Вологодские святые. Считается, что княгиня Ефросиния помогает женщинам, мечтающим узнать радость материнства. Святые мощи Евфросинии и Иулиании являются одной из наиболее почитаемых монастырских реликвий.

С. М. Прокудин-Горский. Место, где покоятся мощи Вел. кн. Ефросинии и Иулиании. Горицкий монастырь. 1909 г.

Трагическая судьба основательницы монастыря предопределила дальнейшую историю этой обители. С тех пор монастырь превратился в место ссылки и заключения знатных особ женского пола. Сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. Узницами монастыря были две супруги Ивана Грозного, Анна Колтовская и Мария Нагая. Царица Анна, четвертая супруга Ивана Грозного, была пострижена в инокини под именем Дарья. Вместе с инокиней-царицей жила здесь и невестка царя, Феодосия Соловая, в иночестве Параскева, вторая супруга царевича Ивана, сына Ивана Грозного. А последняя супруга царя Ивана Грозного, Мария Нагая, в иночестве Марфа, приказала построить на свой вклад в монастырь каменную церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия Углицкого, ее сына, и каменную колокольню. Здесь же в Горицах томилась в заточении дочь царя Бориса Годунова, юная красавица царевна Ксения, в иночестве Ольга, которая стала наложницей самозванца Лжедмитрия, а потом была им заключена в Горицкий монастырь. В Горицком же монастыре в начале 17 века некоторое время жила княгиня Марфа Черкасская вместе со своим племянником, будущим царем Михаилом — первым из династии Романовых. Возможно, что вместе с отроком Михаилом здесь находилась и мать его, Ксения Романова, в иночестве Марфа, до того, как они переселились в Ипатьевский монастырь в Костроме. Жила в Горицах и несостоявшаяся жена Петра II княжна Екатерина Долгорукова, ставшая жертвой тщеславия своего отца, мечтавшего выдать дочь за царя и возвыситься. А еще бывало, влиятельные мужья отправляли в монастырь нелюбимых и надоевших жен, чтобы жениться снова. Конечно, были здесь и добровольные отшельницы, по своей собственной воле решившие удалиться в монастырь, среди них были инокини, принадлежавшие к богатым и именитым родам.

Горицкий монастырь после кончины его основательницы княгини-инокини Евдокии обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Как уже говорилось, Иван Грозный не только отправлял сюда жен и родственниц, но и жертвовал немалые средства. Его сын, Феодор Иоаннович также благоволил монастырю и даровал обители разные льготы.

Тяжелое время настало для монастыря в 1612 году, когда литовцы и поляки, отогнанные полками князя Пожарского от Москвы, направились к северу, все громя и разоряя на пути. В декабре 1612 года польские и литовские люди подошли к Воскресенскому Горицкому монастырю, «церкви Божии обругали и престолы разорили». В середине 17 века постепенно шло восстановление и строительство, в 1620-х годах был построен новый Введенский храм, стоящий за монастырской оградой.

В 1693 году в монастыре случился страшный пожар, в котором погибла значительная часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство — иконостасы, утварь, облачения, книги — сгорели дотла. Та же участь постигла и все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.

Вообще Кирилло-Белозерский монастырь принимал близкое участие в Горицком монастыре, и, в соответствии с царской грамотой, обязанностью его было охранять обитательниц Гориц. При производстве каких-либо больших строительных работ в Горицах заведование и наблюдение за ними лежало на келаре Кириллова монастыря.

Во главе Воскресенского монастыря стояла игумения. Избрание ее производилось на общем собрании стариц, а утверждение и благословение на должность зависело от Кирилло-Белозерского монастыря и от вологодских архиепископов. Хотя в монастыре было постоянно два священника, не все инокини обращались к ним, как к своим духовным отцам. У многих стариц были духовниками священники из Кирилловского монастыря.

По количеству насельниц Горицкий Воскресенский монастырь превосходил все остальные мужские монастыри Белозерского края и уступал только Кирилловской обители. Число сестер определялось царским жалованьем, положенным монастырю на семьдесят стариц. За 17 столетие их редко бывало меньше семидесяти, а обычно даже больше. Многие инокини происходили от именитых и богатых родов, но рядом с ними жили и простые монахини.

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразный устав в обители. Если в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях монахи жили по традиционному общежительному уставу, в Горицах было иначе: монахини жили по обособленному уставу, то есть каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. Внесши плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась полной ее собственностью. Старица могла свою келью продавать или уступить кому-либо по своему усмотрению. О своем пропитании старицы также должны были заботиться сами. Состоятельные инокини не только имели богатыми кельи в монастыре, но и свои огороды и коровьи дворы. Только в редких случаях, особенно бедным или немощным, по определению собрания всех стариц, выдавалось небольшое вспомоществование.

Сам монастырь находился на содержании государства. Но в 18 веке знатных пострижениц стало меньше, средств на монастырь также выделялось меньше, монастырь испытывал финансовые трудности и пребывал в упадке. Отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию. После церковной реформы, в результате которой монастырские земли были отобраны в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий. К концу 18 столетия монастырь пришел в крайнее запустение.

Лишь в начале 19 века с приходом новой игуменьи Маврикии монастырь начал восстанавливаться и расцветать. Игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), возглавила обитель в 1810 году. Она управляла монастырем в течение сорока пяти лет и смогла высоко поднять и духовную жизнь, и внешнее благосостояние обители. Ее хозяйственные реформы оказали большое влияние на развитие монастыря. Наряду с укреплением духа и хозяйства общины обитель приобрела широкую известность.

Игуменья Маврикия (Мария Матвеевна Ходнева) была дочерью небогатого белозерского помещика Матвея Ивановича Ходнева, она родилась в день Пасхи 8 апреля 1778 года. Когда Марии было 18 лет, умер ее любимый отец, после чего ее мать повторно вышла замуж. В 1801 г. Мария приняла послушание в Горицком монастыре, в 1806 г. была пострижена в монашество с именем Маврикии, а через некоторое время стала игуменьей. Она была очень деятельной и духовно просвещенной монахиней и сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Новая настоятельница ввела для 70 обитавших тогда в монастыре сестер общежительный устав, а вскоре открыла общую трапезную. Она сумела арендовать у мещанского общества г. Кириллова землю под огороды и даже устроить близ монастыря кирпичный завод. Это позволило не только провести необходимый ремонт зданий, но и начать новое энергичное строительство. И насельницы монастыря, и сама игуменья трудились, не боясь никакого дела. Был отремонтирован и покрыт железом соборный храм, к нему была пристроена обширная паперть, притвор перед входом, и ризница для хранения торжественных одежд священников, церковной утвари и драгоценностей. Была построена церковь с больничным корпусом, где лечили бесплатно. Над могилой двух убитых по приказу Ивана Грозного инокинь был сооружен Троицкий собор.

Горицкий Воскресенский монастырь пользовался вниманием и покровительством царских особ. В монастырь нередко приходили богатые дары от императорской семьи и от других высокопоставленных лиц.

Александр I в 1823 году пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, тончайшее художественное произведение в золотошвейном искусстве, поднесенную ему гречанками из фамилии Либериос. Плащаница эта заготовлена была для патриаршей церкви в Константинополе, о чем свидетельствует греческая надпись. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, и надпись, сделанная на первом листе гласит, что 14 марта 1823 года «сие Евангелие пожаловано Императрицей Марией Феодоровной из собственных Ея Августейших рук лично в Ея кабинете, что в Зимнем Дворце Воскресенскаго Горицкаго Девичья монастыря госпоже Игумение Маврикие Ходневой для обители в знак Ея благоволения». Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами, а императрица Александра Феодоровна преподнесла в дар монастырю серебряные сосуды и парчовые ризы.

В последующие годы монастырь продолжал развиваться и до 1917 года был одной из крупнейших женских обителей на севере. В начале 20 века Горицкий монастырь относился к Новгородской епархии, он имел четыре храма и три скита — Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.

С. М. Прокудин-Горский. Горицкий Воскресенский монастырь. Фото 1909 г.

С. М. Прокудин-Горский. Риза, подарок Ивана Грозного Горицкому монастырю. Другие царские подарки, сделанные в 19 веке. Фото 1909 г.

После революции монастырь был действующим еще несколько лет, вернее, на базе монастыря была организована сельскохозяйственная артель «Колос», в которой работали монахини. Но в 1932 году потом монастырь все равно закрыли. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них были арестованы. Нетрудоспособные и престарелые монахини были потоплены на барже в Белом озере, остальные — расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, некоторые были сосланы в лагеря в Якутию.

Говорят, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря, явилась сама Ефросинья Старицкая и предупредила о грядущих бедах.

После Великой Отечественной войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. В Троицком соборе одно время располагался сельский клуб, во Введенской церкви была тракторная мастерская, а в Покровской церкви — контора совхоза. Некоторые церковные здания были переданы музею-заповеднику, а по сути оставлены разрушаться. Воскресенский собор, как памятник 16 века, стали реставрировать, но выделяемых средств было недостаточно, хотя вялотекущая музейная реставрация в какой-то степени охраняла здание от разрушения.

В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю, с этого и началось возрождение обители. Монашеская жизнь в монастыре возобновилась в 1999 году. 6 октября 1999 монастырь официально был признан действующим. Он включен в состав национального парка «Русский Север» и является памятником архитектуры федерального значения. Но возрождается очень медленно. В монастыре постоянно живут 10—20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых увеличивается летом. Монастырь открыт с раннего утра до захода солнца. Вход бесплатный, и, конечно, приветствуются пожертвования.

В Горицах делают остановку круизные корабли, но ненадолго, и большинство туристов на автобусах едут на экскурсии в Кириллов и Ферапонтово. Зато здесь, в Горицком монастыре, сохраняется ощущение тишины и покоя.

Архитектура Горицкого монастыря

В настоящее время на территории монастыря расположены 3 каменных церкви — это Воскресенский собор (1544), Троицкий собор и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме этого в архитектурный комплекс входят жилые корпуса монахинь, колокольня, хозяйственные постройки и ограда с угловыми башенками.


Воскресенский собор — самая старинная церковь на территории монастыря, с которой и начиналась обитель.

Величественный каменный Воскресенский собор был построен в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросинии на месте бывшей деревянной церкви. Храм этот двухэтажный, с шестью приделами, и венчает его пять куполов. В 1611 году инокиня Марфа построила рядом с церковью квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В 18 веке колокольня была полностью перестроена. К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как разница, трапезная и кухня. В храме был четырехъярусный иконостас с иконами, замечательными по своему древнему происхождению и богатому убранству.

В настоящее время собор не действует и нуждается в значительной реставрации.

Воскресенский собор

Троицкий собор был построен в 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии, основательницы монастыря, и ее ближайшей помощницы инокини Александры вместо деревянной часовни. Это трёхпрестольный однокупольный храм в стиле классицизм, с характерными портиками и изящным световым барабаном.

В советское время в соборе находился сельский Дом культуры.

Собор был восстановлен и освящён в 2016 году, хотя говорят, что пол был сделан некачественно, и поэтому служить там невозможно.

Горицкий монастырь. Троицкий собор

Покровская церковь находится в ограде с восточной стороны монастыря — с противоположной реке стороны. Каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь была построена в 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Горицкий монастырь. Покровская церковь

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. Стены 16 века сохранились почти полностью, за исключением выходящего к реке участка. В стенах монастыря расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до второй половины 20 века. С трех сторон в стенах есть ворота, а главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

За пределами монастырских стен на слегка выступающем возвышенном мысу стоит Введенская церковь с колокольней и домом причта. Построена она была в 1861 г. на месте прежней как приходская церковь для жителей села — вне стен монастыря. Рядом с ней располагалось кладбище, которое впоследствии было затоплено при устройстве водохранилища.

В советское время Введенская церковь действовала дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (расстрелян 30 октября того же года), а официально была закрыта в 1941 году. Потом в ней располагался гараж, тракторная мастерская, овощехранилище.

Именно с Введенской церкви началось восстановление обители. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начат ремонт церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Введенская церковь на берегу Шексны

Неподалеку, напротив башенки северо-западного угла монастыря, почти у самой воды, стоит небольшая каменная часовня Иоанна Предтечи. В 1905 году были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи рядом с пристанью. Пристань не сохранилась, а часовня, в связи с искусственным поднятием уровня воды в реке, оказалась на самом берегу.

В монастыре до сих пор действует водопровод, связывающий его с водным источником неподалеку от обители. Монастырский водопровод был устроен в первой трети 19 столетия, при игуменье Маврикии (а до этого воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.


В 19 — начале 20 века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые. Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые.

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём. Со стороны монастыря раньше туда вела широкая лестница, выложенная диким камнем.

Сейчас единого архитектурного ансамбля в монастыре пока нет, идет реставрация обители. Жизнь женской монашеской общины постепенно налаживается, насельницы монастыря ведут хозяйство, здесь есть и огороды, и скотный двор. И все это создает особое впечатление живого, работающего, возрождающегося монастыря.




Гора Маура

Недалеко от монастыря есть еще одно весьма интересное место — это гора Маура, одна из достопримечательностей этих мест. Гора Маура живописно возвышается над водными просторами и лесами. С ее склонов открываются прекрасные виды на реку Шексну и село Горицы, а с другой стороны, когда здесь еще не было высоких деревьев, было хорошо видно Сиверское озеро с Кирилло-Белозерским монастырем, леса, поля и старинные деревеньки. По преданию, именно с этой вершины и увидел преподобный Кирилл Белозерский то место, которое некогда ему было указано в видении для возведения новой обители. А еще на вершине этой горы есть большой камень с выемкой, напоминающей очертаниями след ноги. Если верить народной молве, то на камне чудесным образом запечатлелся след ступни Кирилла Белозерского, поэтому камень почитается как одна из святынь этих земель.

Гора Маура расположена рядом с селом Горицы и в 6-7 км от города Кириллова. Это природный памятник, один из наиболее удивительных объектов природного парка «Русский Север». По своему геологическому происхождению гора представляет собой огромное меловое образование с тремя вершинами высотой от 60 до 184 м, в далеком прошлом принесенное сюда скандинавским ледником. Покрытая густым еловым лесом и цветущими лугами, гора Маура привлекает своей природой, хотя и не такой дикой и первозданной, какой видел ее преподобный Кирилл .

На вершину горы ведет оборудованная экологическая тропа. На стендах, поставленных работниками национального парка, можно прочитать информацию о местной флоре и фауне, почвах и минералах.


Автобусная остановка, откуда начинается экологическая тропа на гору Маура

Начало экологической тропы на гору Маура

Холм покрыт елово-сосновым лесом с большим разнообразием кустарников и трав. Прекрасные луга поражают обилием редких растений. Одних только орхидей на горе насчитывается 10 видов (а в целом в заповеднике — 23 вида). Теплолюбивые орхидеи прекрасно адаптировались к вологодскому климату, столь не похожему на привычные для этих растений тропики. В целом гора представляет собой интересный природный феномен, так как растительность ее южного склона свойственна лугам и полям средней полосы России, а северный склон — лесам притундровой тайги, то есть северу Архангельской области и Карелии.


Экологическая тропа на гору Маура


Воссозданная стоянка древнего человека на горе Маура

Главные достопримечательности находятся на вершине. Необычный камень-валун с отпечатком контура босой человеческой ступни привлекает к себе туристов и паломников. Говорят, что этот след оставлен святым преподобным Кириллом Белозерским.

Вообще, такие камни называют следовиками. Камни-следовики встречаются и в других местах России. Как считают некоторые исследователи, изображения человеческих ладоней и ступней на камнях являются отражением древних славянских культов, посвященных предкам. Есть версия, что камни-следовики были посвящены славянскому богу Велесу.

А некоторые местные жители верят, что на камне след ангела, некогда ступившего на гору. Так или иначе, но легенда наградила камень чудодейственными свойствами: если ступить на отпечаток босой ногой и загадать желание – вскоре оно непременно исполнится. Только желание надо загадывать с чистыми помыслами, абсолютной верой и благоговением перед святыней.

Как уже говорилось, считается, что преподобный Кирилл именно отсюда увидел место, где по Божьему помыслу надлежало поставить монастырь. И именно здесь поведал святому Ферапонту о пришествии к нему Богородицы с посланием и указанием места для строительства новой обители. Хотя сейчас с вершины открывается не такой широкий вид на окрестности, — все заросло густым еловым лесом.

В память о совместной молитве преподобных Кирилла и Ферапонта – основателей святых мест в округе — в 1997 году рядом с камнем был воздвигнут Поклонный крест. А в 2000 году вершину горы украсила часовня с маленькой звонницей, освященная во имя святых Кирилла и Ферапонта Белозерских, на колоколе которой были отлиты лики Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. К сожалению, в 2014-м году, 17 сентября, по трагическому совпадению с днем празднования иконы Неопалимая купина, часовня сгорела от кем-то оставленной не потушенной свечки. Сейчас на вершине горы остался лишь деревянный Поклонный крест в память преподобных Кирилла и Ферапонта, поставленный в честь 600-летия основания монастырей.

Гора Маура считается особым местом, где есть своя особая положительная энергетика, и, что, поднявшись на гору, человек получает прилив энергии и поддержку высших сил.



Эти живописные места всегда вдохновляли художников. Одна из картин И. С. Глазунова «Русский Север», безусловно, написана под впечатлением увиденного со склонов Мауры пейзажа.

Источник

Оцените статью