Вариант 1, ЕГЭ по русскому языку
ВАРИАНТ 1 егэ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) началИсь 3) Августовский
2) цемЕнт 4) Эксперт
А2. В каком предложении уместно использовать выражение КАК БЫ (место вставки обозначено многоточием)?
1) Я учусь в лицее и . собираюсь поступать на филологический факультет МГУ.
2) Скоро. откроется книжная ярмарка,
3) Журналист. невзначай упомянул имя известного писателя.
4) Мои одноклассники . предпочитают лёгкую музыку.
A3. В каком предложении есть грамматическая ошибка в образовании формы слова?
1) Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди!
2) В две тысячи восьмом году будет проходить очередная Олимпиада.
3) Таксопарку требуются шофёры, хорошо знающие город.
4) На нашем факультете учатся будущие бухгалтеры.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Спустившись по крутому склону,
1) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.
2) лыжников ожидал последний этап соревнований.
3) получался значительный выигрыш во времени.
4) можно было добраться до посёлка за час-полтора.
А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.
2) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.
3) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.
4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.
Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.
(1)Существует, например, так называемый «эффект ореола». (3)Он проявляется в том, что общее впечатление о человеке влияет на восприятие каждого отдельного свойства его личности. (4)Если общее впечатление благоприятно, то мы склонны только достоинства этого человека. (5)Отрицательные же качества либо не замечают, либо оправдывают так или иначе. (6) … если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже его благородные поступки истолковываются как неприемлемые или своекорыстные.
А6. Какая фраза должна быть первой в этом тексте?
1) Художники эпохи Возрождения хорошо знали, как использовать разные цвета, чтобы добиться того или иного зрительного эффекта.
2) Каждый человек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе.
3) Исследования показывают, что люди редко ошибаются, оценивая личностные качества другого человека.
4) Психологи, изучающие процесс восприятия, установили типичные причины искажения представлений людей о другом человеке.
А7. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 6?
1) И всё-таки 2) И наоборот, 3) Кроме того, 4) Поэтому
А8. Какое слово или сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?
1) существует (в предложении 2)
2) впечатление влияет на восприятие (в предложении 3)
3) склонны видеть достоинства (в предложении 4)
4) не замечают, оправдывают (в предложении 5)
А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями
А10. В каком из перечисленных предложений есть наречие?
A11. Каково значение слова ОРЕОЛ в терминологическом сочетании эффект ореола (предложение 2)?
1) светящийся круг над головой как символ святости
2) репутация, сложившееся мнение о человеке
3) блеск, почет, окружающий кого-либо
4) сияние вокруг светящейся точки
А12. В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
A. Книга Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире» проникнута свойстве..ым писателю светлым юмором.
Б. Я читал ее, испытывая восхищение перед ярким и своеобычным дарованием автора.
B. Спасибо писателю за подарок, который он преподнёс и ю..ому читателю, и тому, кто, читая эту книгу, снова переживает свою молодость.
1 А) 2) А, Б 3) В 4) А, В
А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) п..томки, состр..дание, безотл..гательно
2) раст..рание, патри..тический, т..ряться
3) об..зательный, осв..щение, прод..вец
4) сист..матический, нар..диться, пр..пускной
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..родители, пр..медление, раз..слать 2) и..чезнуть, во..горание, не..гораемый
3) об..ем, ад..ютант, кон..ячный 4) пр..морский, пр..украсить, без пр..крас
А15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) шипы кол..тся, стел..щийся кустарник
2) игрок выбеж..т, прикрепля. мый
3) увид..л, накач..нный мяч
4) отмет..вший, намеч..нный
А16. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?
A. Из-за убежден..и Б.От обязанност..й B. Разогр..вать Г. Налаж..вать
А17. В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?
1) Путнику для дружеского общения с местными жителями н.. нужны никакие особенные премудрости.
2) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н..мало нас не прельщала.
3) Город наш вовсе н.. отличался архитектурными достопримечательностями.
4) Н.. эффектная внешность и н.. поставленный голос делает актёра актёром.
А18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) выделенные слова пишутся слитно.
A. Сверкнула молния, и почти в то(же) мгновенье послышал гром.
Б. Мой брат — заядлый грибник, я то(же) люблю собирать грибы.
Г. На юге страны разводят овец, здесь есть так(же) фруктовые сады.
1) А и Г 2) только Б 3) Б и В 4) Б и Г
А19. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
Далекий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него ( ) и унесся дальше шарить по берегу.
1) Предложение простое, перед И ставится запятая.
2) Предложение простое, запятая перед И не ставится.
3) Предложение сложное, перед И ставится запятая.
4) Предложение сложное, запятая перед И не ставится.
А20. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из числа композиционных соображений.
1, 2, 3 3) 1,2 4) 1, 3
А21. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном предложении.
Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.
1) 1, 2,3, 5 2) 1, 2,4, 5 3) 1,3,4 4) 2, 5
А22. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
1) В течение первых двух недель после переселения Инсарова он не более четырёх или пяти раз посетил Стаховых.
2) Елене понравились прямота и непринуждённость Инсарова и лицо его ей понравилось.
3) Инсаров учился и русской истории и праву и политической экономии.
4) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.
А23. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было.
1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
А24. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.
А25. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.
1) 1,2,3 2) 2,4 3) 1,3 4) 2,3
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.
2) В небольшом зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу, опьяняя южной страстью.
3) При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то стояние, которое испытал, слушая её колоратуру.
4) У почти безголосого тенора Нодена, который тем не менее считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.
А27. Прочитайте текст.
Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов. В некоторых случаях слово расширяет своё значение: слово кров первоначально значило только «крыша», но в сочетаниях типа остаться без крова оно приобретает более широкое значение — «дом», «жилище». В основе подобного рода изменений лежит перенос названия части на целое. В некоторых случаях, напротив, значение слова может сузиться. Так, более древним значением слова порох было «пыль», что подтверждается словом порошок, но в современном русском языке не всякий является порохом, а только тот, который представляет взрывчатое вещество.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Изменения лексического значения слов бывают двух типов: расширение и сужение. Примеры: слово кров приобрело более широкое значение, слово порох — сузило значение.
2) Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов, например расширение и сужение. В основе подобного рода изменений лежит перенос названия части на целое.
3) Есть разные типы изменений лексического значения, например расширение (когда происходит перенос названия части на целое) и сужение.
4) Есть разные типы изменений лексического значения: расширение значения, перенос названия части на целое, сужение значения.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1 –В8, С1.
(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своем письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья,
(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)0твечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
(11)А если бы вдруг и былоОщущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас все вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические мукиКлассики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» — и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. <20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится. » — через много лет печально констатировал Александр Блок. <22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!
(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал.
(30)Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал.
(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал. » Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?! (По А. Алексину)
А28. Укажите, между какими предложениями в тексте должна быть фраза: «Правда, великим была свойственна противоречивость мечтаний и действий».
1) между 14 имежду 18 имежду 19 имежду 24 и 25
А29. Определите стиль и тип речи текста.
1) .художественный стиль; повествование и описание
2) публицистический стиль; рассуждение
3) разговорный стиль; повествование
4) научный стиль; рассуждение
А30. В каком из предложений есть фразеологизм?
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
В1. Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ (из предложения 2).
В2. Из предложения 13 выпишите частицу, омонимичную предлогу.
ВЗ. Из предложений 15-17 выпишите словосочетание, в используется связь ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 12-16 найдите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным. Напишите его номер.
B5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.
В6. Среди предложений 3-10 найдите все сложноподчинённые предложения. Напишите их номера.
В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
. Автор делится своими размышлениями с собеседником-читателем, впечатление беседы создается благодаря такому синтаксическому средству, как_____ (предложения 20, 22). Очень активно используются ______, подчёркивающие логическую связь между предложениями и выделяющие ключевые слова (предложения 13. 16, ,
. Текст читается с интересом и благодаря богатейшей лексике. Обратите внимание, как уместно используются, например, ______ (предложение 18, , ___ (сравните предложения 14 и 24 или 31).
2) устаревшие слова
4) контекстные синонимы
6) сравнительные обороты
8) параллельные конструкции
10) неполные предложения, дополняющие предыдущие (парцелляция)
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник