- Математический турнир смекалистых в 5 классах
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Внеклассное мероприятие по математике. Турнир смекалистых для 5–6-х классов «Математический фейерверк»
- Введение
- I. Вступительное слово учителя
- II. Знакомство
- Квадрат
- Треугольник
- Прямоугольник
- Зигзаг
- III. Игровые этапы
- 13. Ферма (слайд № 15)
- III. Подведение итогов турнира (слайд №18)
Математический турнир смекалистых в 5 классах
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ 5 КЛАССЫ
Цель игры: развитие математического кругозора, мышления, речи,
воспитания интереса к математике, развитие у учащихся навыков
хорошего поведения в обществе, общения, совместной
деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение.
Ведущий 1 (слайд 1)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады Вас приветствовать на нашем математическом
турнире. Мы надеемся, вы поймете, что математика не только
сложная и серьезная наука, но еще и очень веселая и интересная.
Ведущий 2: Чтобы спорилось трудное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы с тобой отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач!
Ведущий 1: Сегодня покажут свои знания и смекалку, волю и мастерство
Ведущий 2 : Поединок судят умудрённые опытом и знаниями члены жюри:
Ведущий 1 : Мы немного отвлечёмся и повеселимся, лучше узнаем таланты
и способности друг друга, подумаем над вопросами и
ответами. Мы хотим, чтобы болельщики проявили
солидарность с командами, а все участники и зрители повысили
свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и
соревнования, в общем, провели время с пользой.
Ведущий 2 : Чтобы всё в игре прошло без заминки,
Ну, конечно, с разминки!
(из каждой команды выбираются по одному человеку, вопросы задаются по очереди)
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
Слово предоставляется жюри. Итоги конкурса «Разминка»
Ведущий 1: (слайд 2)
Первый тур мы начинаем,
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награды.
1.(слайд 3) Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается:
по чему каждая коза пошла? (по земле)
2. (слайд 4) Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он
увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а
каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: много
ли ног было на мельнице ? ( 2)
3. (слайд 5) Что легче: пуд ваты или пуд железа? (одинаково)
4. (слайд 6) Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
5. (слайд 7) Из Москвы в Ростов-на-Дону вышел поезд со скоростью 60 км/ч,
а из Ростова-на-Дону в Москву вышел второй поезд со скоростью
70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент
6. (слайд 8) Когда часы и их отражение покажут одинаковое время? (в 12
часов; в 6 часов)
7. (слайд 9) Сколько на чертеже различных треугольников?
Непростое это дело-
Очень быстро и умело
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри!
(10)
Слово предоставляется жюри. Итоги 1 конкурса. Итоги двух конкурсов.
Ведущий 2: (слайд 10)
Пусть каждый знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
1.(слайд 11 ) В числах стерли несколько цифр и вместо них поставили
звездочки. Определите какое число больше.
2. (слайд 12) Какое число пропущено?
3. (слайд 13) По рисунку определите: сколько стоит арбуз?
( 10 рублей)
Слово предоставляется жюри. Итоги 2 конкурса. Итоги трёх конкурсов.
Ведущий 1: (слайд 14)
Третий тур мы начинаем,
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!
1 конкурс: (слайд 15)
Сосчитай: первый попугай, первый удав, второй попугай,…
2 конкурс: – “ Арифметические загадки”.
Для настоящего капитана важно не только знание, но и сообразительность. В следующем конкурсе капитаны должны будут проявить смекалку. Им предстоит разгадать загадки, содержащие числа. В случае неверного ответа капитану помогает команда, но тогда команда получает уже не 2 очка, а только 1.
Ведущий зачитывает загадки, а капитаны отвечают.
Загадки для капитанов (задаются по очереди)
1. 7 братьев: по возрасту равные, именами разные. (Дни недели.)
2. 5 чуланов, 1 дверь. (Перчатка.)
3. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. (Язык, глаза, уши.)
4. У двух матерей по пять сыновей. (Пальцы рук.)
5. Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли
гвоздей найдут? (скорее всего ничего не найдут)
6. Два сына и два отца съели по 2 яйца. По сколько съел каждый? (по
Слово предоставляется жюри. Итоги конкурса капитанов.
Ведущий 2: (слайд 16)
Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвёртый тур – «Игра»!
Задание для игра «СЛОВА»
(разгадайте слова, переставляя буквы)
(пока команды выполняют свое задание, поиграем с болельщиками)
Ведущий 1: И болельщиков попросим
Мы немного поиграть.
Ведь пора уже ребята,
Вам своим командам помогать!
(Слайд 17): Игра «Ай, да я»
Правило: Считаем до тридцати, вместо чисел, делящихся на три, и в записи
которых есть «три» — произносим: «Ай, да я»
Вопросы для болельщиков
У Саши из 10 ответов 5 оказались правильными, а у Алеши из 5 – три. Чей результат лучше? (Алеши)
Найди треть числа 36. (12)
Какое число делится на все остальные числа без остатка? (0)
Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 ударов? (11 секунд)
В семье у каждого из шести братьев есть сестра. Сколько детей в этой семье? (7)
Сколько горошин может войти в стакан? (нисколько, горошины не ходят)
Бревно распилили на 5 частей. Сколько сделали распилов? (четыре)
Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно, чтобы сварить 5 яиц? (4 минуты)
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
Портной имеет кусок сукна длиной в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (на 7 день)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сумма, т.к. произведение равно 0)
Наименьшее натуральное число? (1)
Какое число никогда не бывает делителем? (0)
Наибольше двузначное число? (99)
Сколько секунд в одном часу? (3600 секунд)
Сколько см составляет 1% от метра? (1 см)
Во сколько раз км длиннее дм? (10000 раз)
Сколько будет трижды сорок и пять? (125)
Какое натуральное число не является ни простым, ни составным? (1)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Ведущий 1: (слайд 18)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Слово жюри. Подведение итогов.
Номер материала: ДБ-1363235
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Внеклассное мероприятие по математике. Турнир смекалистых для 5–6-х классов «Математический фейерверк»
Классы: 5 , 6
Ключевые слова: Турнир по математике
Введение
Турнир смекалистых «Математический фейерверк» – внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов, интересующихся математикой. Мероприятие разработано как одно занятие каникулярной школы для одаренных детей, также его можно провести во время предметной недели по математике.
Цель: создание условий для развития любознательности, логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Развитие умения применять в игре полученные знания.
- Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
- Воспитание выдержки, терпения.
- Воспитание заинтересованности к математике.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, конверты с высказываниями известных математиков, карточки-задания (макет бычьей шкуры), карты для подведения итогов.
Этапы мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас турнир любителей математики. Вы сможете каждый проявить свои знания, смекалку, сообразительность, воображение, наблюдательность. На каждом этапе турнира можно заработать звезду, которые в конце игры можно прикрепить к своей карте. Надеюсь, эта встреча принесет всем нам радость общения.
На экране заставка игры (слайд № 1)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело!
В мир загадок и сложных задач!
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
II. Знакомство
Учащимся предлагается выполнить тест с геометрическими фигурами. Посмотрите на предложенные геометрические фигуры и выберите одну из них. Затем представьтесь и назовите свою фигуру.
Квадрат
Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. Рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может «столкнуть лбами» своих противников.
Прямоугольник
Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.
Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична.
Зигзаг
Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.
Правила турнира: На доске закреплены звезды на обратной стороне которых расположены задания. Учащийся, выполнивший задание первым, забирает звезду себе.
III. Игровые этапы
1. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания «Сложи народную мудрость» (слайд №2). Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.
Ответ: «Ум без догадки гроша не стоит».
2. Загадочный треугольник (слайд №4)
Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.
Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 — 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.
3. Развесели клоуна (слайд №5)
Веселый клоун Нибумбум
Сегодня мрачен и угрюм.
Что огорчает Нибумбума?
— Пример решал он восемь раз!
И каждый раз другая сумма!
Печальный случай … а у вас?
Но при решении не забудьте,
В том – то вся и тонкость смысла!
Одинаковые буквы – одинаковые числа.
Ответ: 2 варианта (57350+57350+57350=172050; 56350+56350+56350=169050)
4. Книгочей (слайд № 6)
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
Ответ: 2 см
5. Разведчик (слайд № 7)
В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108, 18∙9=162, 68: 2=34, 89-32=57.
6. Мастерская (слайд № 8)
Пуговица имеет 4 дырочки. Ее можно прикрепить к ткани, пропустив нитку только через две дырочки. Сколькими способами таким образом можно закрепить пуговицу на ткани?
Ответ: 6 способами.
7. Пути-дороги (слайд №9)
Из Новосибирска и Омска одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175 км.
8. В гости к другу (слайд № 10)
Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. До подъезда и до 1-го этажа ступенек нет. На каком этаже живет Ваня?
Ответ: на третьем.
9. А ну-ка, раздели (слайд №11)
Выясните, делится ли числовое значение выражения 11· 21 · 31 · 41 · 51 – 1 на 10?
Ответ: да.
10. Черный ящик (слайд №12) Задача Дидоны
Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу.
Как она это сделала? Ответ в черном ящике! Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы.
Ответ: Сначала она разрезала ее так, что получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень длинный), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала в последствии великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это было или не так — теперь судить трудно. Но, между прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса, что и значит «бычья шкура».
Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне, такова: какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Или, иначе: какая геометрическая фигура среди фигур с одинаковым периметром имеет наибольшую площадь? (оказывается, круг)
11. Исключи лишнее слово (слайд № 13)
Среди следующих слов: мумас, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).
12. Кулинар (слайд № 14)
Имеются песочные часы на 3 мин.и на 7 мин. Надо опустить яйцо в воду на 4 минуты. Как это сделать? Ответ: одновременно поставить часы. Когда в 3-минутных часах песок пересыплется опустить яйцо в воду до тех пор, пока не пересыплется песок в 7-минутных часах.
13. Ферма (слайд № 15)
Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл — за полтора месяца, а коза — за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза.
14. Острый глаз (слайд № 16)
На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:
Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.
Ответ: г) треугольника.
15. Продолжи ряд чисел (слайд №17)
Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его.
Ответ: 8+13=21
III. Подведение итогов турнира (слайд №18)
Учащиеся прикрепляют свои звезды на карты, тем самым наглядно демонстрируя фейерверк своих достижений.
Теперь давайте вместе подведем итоги нашей игры. Перед вами лежат конверты с высказываниями. Ознакомьтесь с ними, и выберите, какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшнем турнире.
- «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Д.Пойа
- «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». А.П.Конфорович
- «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». Г.Лессинг
- «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Блез Паскаль
- «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». А.Нивен
- «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому». Д.Пойа
- «Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». И.Лафатер
Учитель оглашает результаты, награждает грамотами.
На экране фейерверк в честь победителей.
Используемая литература и материалы
1. Задания конкурса Кенгуру.
2. Абдрашитов Б.М. и др. Учитесь мыслить нестандартно. — М. Просвещение, 1996.
Источник