Гост стандарты разных стран

Международные стандарты, Директивы Евросоюза и российские ГОСТы

Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.

Международные стандарты

Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:

  • здравоохранение;
  • атомная энергетика, радиационная безопасность;
  • противопожарная защита;
  • метрология;
  • энергетика;
  • электрическое и электронное оборудование;
  • охрана окружающей среды;
  • машинное оборудование;
  • обработка информации;
  • материалы;
  • обеспечение и оценка качества и другие.

Тем не менее, существует три наиболее авторитетных международных организации, которые занимаются разработкой и распространением международных стандартов:

  • ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
  • IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
  • ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.

Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается , что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

Директивы Евросоюза

В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.

СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.

Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.

Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.

Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).

Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств — членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином — директивы Евросоюза.

При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.

Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.

На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.

Международные стандарты и ГОСТы

Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.

Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:

  • IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
  • MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
  • NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.

Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

  • принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
  • принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.

Источник

Гост стандарты разных стран

Содержание

ГОСТ (Государственный стандарт) — одна из основных категорий стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

В советские времена все ГОСТ являлись обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТ должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Поскольку после перехода на технические регламенты будут отменены сертификаты соответствия, на котором зарабатывают деньги органы по сертификации, реформа техрегулирования успешно тормозилась с 2002 года Ростехрегулированием.

На официальном сайте Ростехрегулирования открыт бесплатный доступ к ГОСТам и изменениям ГОСТов, вновь принятым за период с января 2006 года по настоящее время (содержит не все тексты), документы представлены в графической копии низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования [1].

ГОСТ имеет силу (если не заменён национальным стандартом) в следующих странах:

Национальные стандарты

Обозначение страна национальный орган по стандартизации
Азербайджан Государственный Комитет по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики
АСТ Армения Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения (Армгосстандарт)
СТБ Белоруссия Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь
Грузия Государственный департамент стандартизации, метрологии и сертификации Грузии (Грузстандарт)
СТ РК Казахстан Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли (Госстандарт Республики Казахстан)
КМС Киргизия Национальный институт стандартов и метрологии Кыргызской Республики (Кыргызстандарт)
SM Молдавия Департамент стандартизации и метрологии (Молдовастандарт)
ГОСТ Р (ГОСТ РФ) Россия Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ)
Таджикистан Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Министерстве экономики и торговли (Таджикстандарт)
ТДЗ Туркменистан Главная государственная служба Туркменистана «Туркменстандартлары» (Главгосслужба «Туркменстандартлары»)
ТСТУ Узбекистан Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгостандарт)
ДСТУ Украина Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины)

Классификация ГОСТов

Популярным классификатором ГОСТ является «Классификатор государственных стандартов СССР» [1] . Под названием «Классификатор государственных стандартов» (КГС) используется и в настоящее время. Классификатор является строго иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки.

Подавляющее большинство действующих ГОСТ имеет обозначение КГС. Приведём первые два уровня классификатора государственных стандартов КГС.

  • А Горное дело. Полезные ископаемые
    • А0 Общие правила и нормы по горному делу
    • А1 Углеродистые ископаемые
    • А2 Углеводородные ископаемые
    • А3 Металлические ископаемые (руды)
    • А4 Естественные строительные материалы и камни
    • А5 Прочие неметаллические ископаемые
  • Б Нефтяные продукты
    • Б0 Общие правила и нормы по нефтеперерабатывающей промышленности
    • Б1 Топливо жидкое и газообразное
    • Б2 Масла смазочные
    • Б3 Смазки пластичные
    • Б4 Нефтепродукты промышленного и бытового потребления
    • Б9 Компоненты и присадки к топливу, маслам и смазкам
  • В Металлы и металлические изделия
    • В0 Общие правила и нормы по нефтеперерабатывающей промышленности
    • В1 Шихтовые черные металлы и шлаки
    • В2 Сталь углеродистая обыкновенного качества (рядовой прокат)
    • В3 Сталь качественная и высококачественная (качественный прокат)
    • В4 Изделия из черных металлов для железнодорожного транспорта
    • В5 Цветные металлы и их сплавы. Прокат из цветных металлов
    • В6 Трубы металлические и трубные изделия
    • В7 Проволока и проволочные изделия
    • В8 Литейные отливки различных металлов
  • Г Машины, оборудование и инструмент
    • Г0 Общие правила и нормы по машиностроению
    • Г1 Общие детали и узлы машин
    • Г2 Инструмент промышленный и приспособления
    • Г3 Крепежные изделия общемашиностроительного применения
    • Г4 Машины и оборудование для тяжелой индустрии
    • Г5 Машины и оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и полиграфической промышленности
    • Г6 Машины и оборудование для легкой промышленности
    • Г7 Машины и оборудование для пищевой промышленности и торговли
    • Г8 Машины и оборудование универсального применения
    • Г9 Сельскохозяйственные машины и сельхозинвентарь
  • Д Транспортные средства и тара
    • Д0 Общие правила и нормы по транспорту и таре
    • Д1 Авиация
    • Д2 Автомобили, тракторы и тягачи
    • Д3 Мотоциклы и велосипеды
    • Д4 Судостроение (водный транспорт)
    • Д5 Железнодорожный транспорт
    • Д6 Гужевые повозки
    • Д7 Тара деревянная, бумажная, картонная
    • Д8 Тара металлическая
    • Д9 Тара стеклянная, тканая и вспомогательные материалы
  • Е Энергетическое и электротехническое оборудование
    • Е0 Общие правила и нормы по электротехнике и теплотехнике
    • Е1 Электростанции, подстанции и распределительные устройства
    • Е2 Паросиловое оборудование
    • Е3 Электротехнические материалы и изоляторы
    • Е4 Электрические кабели, провода и шнуры
    • Е5 Аккумуляторы, элементы и конденсаторы
    • Е6 Электрические машины, трансформаторы и преобразователи
    • Е7 Электрические аппараты и арматура
    • Е8 Светотехника и рентгенотехника
  • Ж Строительство и стройматериалы
    • Ж0 Общие правила и нормы по строительству и стройматериалам
    • Ж1 Строительные материалы
    • Ж2 Санитарное, инженерное и противопожарное оборудование зданий
    • Ж3 Строительные конструкции и детали
    • Ж4 Гражданские здания и сооружения
    • Ж5 Промышленные здания и сооружения
    • Ж6 Сельскохозяйственные здания и сооружения
    • Ж7 Гидротехнические сооружения
    • Ж8 Дорожное, мостовое и железнодорожное строительство
  • И Силикатно-керамические и углеродные материалы и изделия
    • И0 Общие правила и нормы по силикатно-керамической промышленности
    • И1 Стеклянные, фарфоровые и керамические изделия
    • И2 Огнеупоры и огнеупорные изделия
    • И3 Углеродные материалы и изделия
  • К Лесоматериалы. Изделия из древесины. Целлюлоза. Бумага. Картон
    • К0 Общие правила и нормы по лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
    • К1 Лесоматериалы
    • К2 Пиломатериалы и изделия из древесины
    • К5 Целлюлоза и полуфабрикаты для бумажной промышленности
    • К6 Бумага и бумажные изделия (кроме канцелярских)
    • К7 Картон и фибра
  • Л Химические продукты и резиноасбестовые изделия
    • Л0 Общие правила и нормы по химической промышленности
    • Л1 Неорганические химические продукты
    • Л2 Органические химические продукты
    • Л3 Коксохимические продукты
    • Л4 Лесохимические продукты
    • Л5 Реактивы и особо чистые вещества
    • Л6 Резиновые и асбестовые изделия
    • Л7 Взрывчатые вещества и пиротехника
    • Л9 Прочие химические продукты
  • М Текстильные и кожевенные материалы и изделия
    • М0 Общие правила и нормы по лёгкой промышленности
    • М1 Кожевенные и валяльно-войлочные изделия
    • М2 Пушно-меховые изделия
    • М3 Швейные изделия
    • М4 Трикотажные изделия
    • М5 Галантерейные изделия
    • М6 Ткани хлопчатобумажные и штучные изделия
    • М7 Ткани из лубяных волокон и штучные изделия
    • М8 Ткани шерстяные и штучные изделия
    • М9 Ткани шелковые и штучные изделия
  • Н Пищевые и вкусовые продукты
    • Н0 Общие правила и нормы по пищевой промышленности
    • Н1 Мясные и молочные продукты
    • Н2 Рыба и рыбные продукты
    • Н3 Мукомольно-крупяная продукция и хлебопекарные изделия
    • Н4 Сахар, кондитерские изделия и крахмало-паточные продукты
    • Н5 Плодоовощные продукты
    • Н6 Маслобойные и жировые продукты
    • Н7 Вина и напитки
    • Н8 Табачные изделия
    • Н9 Вкусовые, консервирующие и склеивающие вещества
  • П Измерительные приборы. Средства автоматизации и вычислительной техники
    • П0 Общие правила и нормы по приборостроительной промышленности
    • П1 Приборы для измерения давления, объема, расхода, уровня, времени и механических величин
    • П2 Приборы для измерения температуры
    • П3 Приборы для электрических и магнитных измерений
    • П4 Оптические и оптико-механические приборы, световые и электронные микроскопы
    • П5 Приборы, инструменты и устройства для линейный, угловых, профильных и пространственных измерений
    • П6 Приборы для определения состава, состояния и свойств веществ
    • П7 Регулирование, автоматика и телемеханика
    • П8 Средства вычислительной техники и автоматизированные системы управления
    • П9 Электронные измерительные приборы и устройства
  • Р Здравоохранение. Предметы санитарии и гигиены
    • Р0 Общие правила и нормы по здравоохранению
    • Р1 Аптекарские и парфюмерно-косметические товары
    • Р2 Оборудование и инструмент медицинских учреждений
    • Р3 Ветеринарные средства, инструмент и оборудование
    • Р6 Лекарственно-техническое сырьё
  • С Сельское и лесное хозяйство
    • С0 Общие правила и нормы по сельскому и лесному хозяйству
    • С1 Полевые культуры
    • С2 Технические культуры
    • С3 Плодовые и ягодные культуры 66
    • С4 Овощные культуры и цветы
    • С5 Пчеловодство
    • С6 Шелководство
    • С7 Животноводство
    • С8 Звероводство. Охота и рыбоводство
    • С9 Лесное хозяйство и агролесомелиорация
  • Т Общетехнические и организационно-методические стандарты
    • Т0 Общетехнические и метрологические термины, обозначения и величины
    • Т1 Математика
    • Т2 Астрономия
    • Т3 Физика и механика
    • Т4 Геодезия и картография
    • Т5 Система документации
    • Т6 Система классификации, кодирования и технико-экономической информации
    • Т7 Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда (оргтехника)
    • Т8 Государственная система обеспечения измерений
    • Т9 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий
  • У Изделия культурно-бытового назначения
    • У0 Общие правила и нормы по культурно-бытовому обслуживанию
    • У1 Посудо-хозяйственные товары
    • У2 Предметы домашнего обихода
    • У3 Писчебумажные и канцелярские принадлежности и книги
    • У4 Музыкальные инструменты
    • У5 Оборудование, инвентарь и принадлежности театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры. Игрушки
    • У6 Предметы физической культуры и спорта (оборудование, инвентарь, одежда, обувь и снаряжение)
    • У7 Зоологическая продукция (зоотовары)
    • У8 Фотохимические материалы
    • У9 Кинематографическая и фотографическая аппаратура
  • Ф Атомная техника
    • Ф0 Общие правила и нормы по атомной технике
    • Ф1 Источники ионизирующих излучений
    • Ф2 Приборы для измерения ионизирующих излучений и радиоизотопные приборы
    • Ф3 Радиационная техника
    • Ф4 Радиационно-защитная техника
    • Ф5 Материалы, применяемые в атомной технике
    • Ф6 Ядерные установки и их составные части
    • Ф7 Вспомогательное оборудование атомной промышленности
  • Э Электронная техника, радиоэлектроника и связь
    • Э0 Общие правила и нормы по электронной технике, радиоэлектронике и связи
    • Э1 Радиотехнические материалы
    • Э2 Элементы радиоэлектронной аппаратуры
    • Э3 Аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения
    • Э4 Аппаратура записи и воспроизведения информации
    • Э5 Аппаратура и оборудование связи
    • Э6 Машины электронные вычислительные, устройства и приборы к ним
    • Э7 Технологическое и контрольно-испытательное оборудование для изготовления и контроля качества изделий радиоэлектроники

Три уровня классификатора размещены в Викитеке.

С 1 октября 2000 года КГС заменён Общероссийским классификатором стандартов ОК 001—2000 [2] . Этот классификатор построен на основе Международного классификатора стандартов ISO. Однако КГС до сих пор используется в качестве основы многих информационно-поисковых систем стандартов. Он является также основным для межгосударственной системы стандартизации стран СНГ.

В этой системе продолжает использоваться аббревиатура «ГОСТ», тогда как для ГОСТ, принимаемых только в России, применяется наименование «ГОСТ Р». Код самого ГОСТ состоит из номера и года утверждения стандарта, разделённых дефисом. Номер в основном определяется последовательностью принятия и лишь изредка несет смысловую нагрузку. Например, ГОСТ с номером, содержащим префикс «2.», относится к Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), «4.» — к Системе показателей качества продукции (СПКП) и т. д.

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разработан ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству. Он представляет собой полный текст Международного классификатора стандартов (МКС), принятого ИСО.

ОКС входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Классификатор предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам.

Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы.

Классификатор представляет собой иерархическую трёхступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок и имеет следующую структуру:

На первой ступени (раздел) классифицируются предметные области стандартизации, имеющие дальнейшее деление на второй и третьей ступенях классификации (группа, подгруппа). Раздел классифицируется двузначным цифровым кодом. Код группы состоит из кода предметной области и трёхзначного цифрового кода группы, разделённых точкой. Код подгруппы состоит из кода группы и собственного двузначного кода, разделённых точкой. Например:

Примеры кодов некоторых групп стандартов:

Публикация ГОСТов в Интернете

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» [3] , а также в соответствии с решением суда города Санкт-Петербург от 20 февраля 2006 г. [4] , обязанность публиковать на своем официальном сайте все тексты государственных стандартов и общероссийских классификаторов возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Ростехрегулирования), однако данный орган не выполняет свои обязательства и продолжает распространять официальные тексты стандартов на платной основе.

Судебный пристав, обязанный по исполнительному листу проконтролировать исполнение судебного решения, прекратил исполнительное производство после получения от Ростехрегулирования заверения, что все исполнено и тексты ГОСТов опубликованы. Проверять верность слов судебный пристав не посчитал необходимым. В связи с этим Институт Развития Свободы Информации обратился в суд за признанием незаконным решения судебного пристава о прекращении исполнительного производства.

17 мая 2007 года Институт развития свободы информации (ИРСИ) получил отказ в удовлетворении своей жалобы на действия пристава в Мосгорсуде. Основная цель всех исков — добиться от Ростехрегулирования публикации полных текстов национальных стандартов на его официальном сайте. [5] Работа по данному делу продолжается до сих пор. [6]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 966 [7] внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 500 [8] , утверждена новая редакция «Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» и единой информационной системе по техническому регулированию.

Источник

Оцените статью