Экономическая политика государства.
Государственный бюджет и государственный долг.
Фискальная политика. Налоги.
Показатели экономического развития государства.
Экономические циклы.
1.Цели и функции государства.
Государство – это политический институт общества, который на современном этапе выполняет экономические функции.
Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчение экономических кризисов, сокращение масштаба безработицы, стимулирование экономического роста, устранение нарушений в денежном обращении, конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику.
Цели экономической политики государства:
— обеспечение макроэкономической стабильности: выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста;
— поддержание определённого уровня занятости и повышение жизненного уровня населения;
— стабилизация уровня цен и инфляции;
— проведение политики поддержания равновесного сальдо платёжного баланса;
— регулирование внешнеэкономических отношений с зарубежными странами: государственный долг, валютный курс, торговые отношения;
— регулирование денежного обращения и движения платёжных средств;
— социальными целями является уменьшение неравенства в доходах и социальная защита населения, повышения жизненного уровня населения, производство общественных благ;
Функции государства:
— защита прав собственности и создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции;
— производство общественных благ;
— перераспределение доходов и сокращение социального неравенства;
— обеспечение занятости и естественного уровня безработицы;
— проведение антиинфляционной политики при колебаниях рыночной коньюктуры, а также экономического роста;
— обеспечение национальной экономической безопасности;
— регулирование денежного хозяйства страны;
— формирование законодательной основы экономики, судебная защита граждан и фирм;
— охрана интересов потребителей, контроль за качеством товаров и услуг;
— охрана природных ресурсов и контроль за использованием природных ресурсов;
— контроль за внешней торговлей и валютными операциями, а также защита экономических интересов страны на международной арене;
— сбор и распространение достоверной экономической информации;
2.Экономическая политика государства.
Экономическая политика – это совокупность действий государства по обеспечению нормального функционирования хозяйственного комплекса страны, нормализации денежного обращения, поддерживания экономических отношений с другими странами.
Методы экономической политики:
— правовые: государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночных отношений. Особое место среди них занимает антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса;
— финансово-экономические: налоги, денежная политика (бюджет, кредиты, эмиссия), пошлины;
— экономическое программирование: государство составляет примерные планы развития на некоторый период, которые в условиях рыночной экономики носят рекомендательный характер;
Антимонопольное регулирование:
* установление антимонопольного законодательства:
— охрана и поощрение конкуренции;
— контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке;
— контроль за процессом концентрации производства (слияниями, поглощениями фирм и т.п.);
— контроль над ценообразованием;
— защита интересов потребителей;
— защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса;
* методы антимонопольного регулирования:
— прямые методы: административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке (запретительные меры, экономические санкции, меры уголовной ответственности);
— косвенные методы: финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике (прямое регулирование цен, налогообложение);
* политика содействия конкуренции: налоговые и таможенные льготы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающие на монополизированные рынки);
Государственная политика в области занятости:
— регулирование уровня занятости и устранение негативных последствий безработицы: создание центров занятости в каждом городе и районе, выплата пособий по безработице, помощь безработным найти работу, переобучение новым профессиям, психологическая помощь людям, оставшихся без работы;
— финансовая поддержка тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест;
— налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу менее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»);
Методы государственного регулирования доходов:
— государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы;
— государство использует методы добровольного согласия работодателей и работников;
— введение гарантированного минимума заработной платы;
— защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции, для этого проводится политика индексации – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен;
— социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения: предоставление различных выплат, льгот и компенсаций, поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума, развитие системы охраны труда на производстве, страхование от безработицы (создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций);
Антиинфляционная политика государства:
— политика нейтрализации инфляции: индексация доходов, активная стратегия ликвидации инфляции (увеличение государственных расходов и удешевление кредита приводят к росту инвестиций и дальнейшему росту производства), конфискационная денежная реформа при сокращении бюджетного дефицита;
3.Государственный бюджет и государственный долг.
Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы страны.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, имеющих силу закона (принимается парламентом, и правительство несёт ответственность за его выполнение).
Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации. Он состоит из пяти стадий:
I стадия – составление проекта бюджета Правительством РФ;
II стадия – рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счётной палатой РФ;
III стадия – утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;
IV стадия – исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно (этот период называют бюджетным годом);
V стадия – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течении первых 5 месяцев следующего года);
Доходная часть бюджета:
— налоги с физических и юридических лиц;
— доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества;
— продажа лицензий, концессий, валюты, сырья;
— эмиссия государственных ценных бумаг;
Расходная часть бюджета:
— расходы на содержание государственного аппарата;
— расходы на социальную сферу;
— расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства;
— расходы по представлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживание долгов государства (внутренний и внешний);
— охрана окружающей среды;
— государственное потребление (закупки);
Разновидности государственного бюджета:
* Профицитный бюджет при положительном сальдо, когда доходы превышают расходы;
* Дефицитный бюджет при отрицательном сальдо, когда расходы превышают доходы;
Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами:
— сократить (секвестировать) бюджетные расходы;
— изыскать дополнительные источники доходов (продажа ресурсов, повышение и введение новых налогов);
— организовать эмиссию денег;
— взять заём у населения (облигации, ГКО) или других государств и международных финансовых организаций;
Государственный долг – сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами.
задолженность государства долг гражданам, организациям и
гражданам, предприятиям и правительствам других стран
организациям своей страны
По срокам погашения государственный долг различают как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Международную кредитную политику контролирует Лондонский и Парижский клубы.
4.Фискальная политика. Налоги.
Фискальная политика – это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства – это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства.
Налоги — обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п.1 ст.8 НК РФ).
Сборы – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).
Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров и услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и услуг.
Функции налогов:
— фискальная (аккумуляция средств в госбюджет);
— регулирующая (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);
— контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);
— экономическая (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счёт ослабления налогового бремени);
Принципы налогообложения:
— равномерность, т.е. общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
— определённость, означающая чёткость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;
— простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;
— неотягощённость, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;
Основные виды налогов:
— по субъектам: налоги с юридических и налоги с физических лиц;
— по механизму формирования: прямые, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов), и косвенные, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг (акцизы, НДС);
— по источникам обложения: налоги с заработанных доходов, налоги с дивидендов (плата за землю, за право пользования недрами);
Налоговая ставка – величина налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли).
* твёрдая налоговая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от размера дохода (подушный налог);
* пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера (подоходный налог – 13%);
* прогрессивная ставка – это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода;
* регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода;
В России существует трёхуровневая система налогообложения:
— федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий);
— налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных округов (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду);
— местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вменённый доход);
5.Показатели экономического развития государства.
Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых внутри страны в течение года и только национальными производителями. При расчёте реального ВВП вычитаются потери от инфляции. ВВП также рассчитывается на душу населения.
Валовой национальный продукт (ВНП) – представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определённого времени как на территории своей страны, так и за рубежом.
Чистый национальный продукт – это часть валового национального продукта за вычетом амортизационных отчислений.
Национальный доход – совокупная, вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны. Фактически НД – это сумма доходов всех юридических и физических лиц страны, полученных в сфере производства материальных благ и услуг. НД складывается из заработной платы работников, ренты владельцев земли и других природных ресурсов производства, прибыли предпринимателей и процентных отчислений собственниками капитала.
Дополнительные показатели экономического роста – это производительность труда, рост энергопотребления, объёма грузоперевозок. Качественная сторона экономического роста определяется путём сравнения роста экономических показателей с ростом населения страны.
На микроэкономическом уровне используются другие измерители экономической активности: валовой доход, издержки и прибыль.
Факторы экономического роста:
— экстенсивные (количественные) факторы:
* увеличение числа занятых работников;
* увеличение объема инвестиций при использовании неизменных техники и технологий;
* увеличение объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов;
— интенсивные (качественные) факторы:
* использование новейших технологий и принципиально новой техники;
* повышение уровня образования и квалификации работников;
* повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов;
* улучшение условий труда и производства;
* устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.) и улучшение их использования в рамках возможностей, заложенных в существующем качестве этих ресурсов;
Экономика постоянно развивается, но развитие это происходит волнообразно, циклически.
Цикличность – всеобщая форма развития национальных и мирового хозяйств. Она представляет собой движение от одного устойчивого состояния экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения её отраслевой структуры.
Циклы – периодические колебания экономической активности. Период между двумя одинаковыми состояниями, представляет собой последовательную смену подъёма экономической деятельности падением уровня основных макроэкономических переменных.
Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.
Классификация экономических циклов:
— по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
— по сфере действия: промышленные, аграрные;
— по специфике проявления: нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные;
— по формам развёртывания: структурные, отраслевые;
— по пространственному признаку: национальные, межнациональные;
Факторы цикличности:
— внешние факторы (экзогенные): миграция населения, периодичность географических открытий, научные открытия, периодичность солнечной активности;
— внутренние факторы (эндогенные): периодичность обновления основных производственных фондов, закономерности функционирования кредитно-денежной системы, колебания предложения труда и заработной платы, непредсказуемое поведение фондовых рынков и инвестиционной активности;
Фазы цикла:
Цикличность – естественный, свойственный рыночной системе способ движения, развития производства.
Источник