Государственная экономическая политика как механизм социально экономического развития страны

Экономическая политика государства.

Государственный бюджет и государственный долг.

Фискальная политика. Налоги.

Показатели экономического развития государства.

Экономические циклы.

1.Цели и функции государства.

Государство – это политический институт общества, который на современном этапе выполняет экономические функции.

Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчение экономических кризисов, сокращение масштаба безработицы, стимулирование экономического роста, устранение нарушений в денежном обращении, конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику.

Цели экономической политики государства:

— обеспечение макроэкономической стабильности: выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста;

— поддержание определённого уровня занятости и повышение жизненного уровня населения;

— стабилизация уровня цен и инфляции;

— проведение политики поддержания равновесного сальдо платёжного баланса;

— регулирование внешнеэкономических отношений с зарубежными странами: государственный долг, валютный курс, торговые отношения;

— регулирование денежного обращения и движения платёжных средств;

— социальными целями является уменьшение неравенства в доходах и социальная защита населения, повышения жизненного уровня населения, производство общественных благ;

Функции государства:

— защита прав собственности и создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции;

— производство общественных благ;

— перераспределение доходов и сокращение социального неравенства;

— обеспечение занятости и естественного уровня безработицы;

— проведение антиинфляционной политики при колебаниях рыночной коньюктуры, а также экономического роста;

— обеспечение национальной экономической безопасности;

— регулирование денежного хозяйства страны;

— формирование законодательной основы экономики, судебная защита граждан и фирм;

— охрана интересов потребителей, контроль за качеством товаров и услуг;

— охрана природных ресурсов и контроль за использованием природных ресурсов;

— контроль за внешней торговлей и валютными операциями, а также защита экономических интересов страны на международной арене;

— сбор и распространение достоверной экономической информации;

2.Экономическая политика государства.

Экономическая политика – это совокупность действий государства по обеспечению нормального функционирования хозяйственного комплекса страны, нормализации денежного обращения, поддерживания экономических отношений с другими странами.

Методы экономической политики:

— правовые: государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночных отношений. Особое место среди них занимает антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса;

— финансово-экономические: налоги, денежная политика (бюджет, кредиты, эмиссия), пошлины;

— экономическое программирование: государство составляет примерные планы развития на некоторый период, которые в условиях рыночной экономики носят рекомендательный характер;

Антимонопольное регулирование:

* установление антимонопольного законодательства:

— охрана и поощрение конкуренции;

— контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке;

— контроль за процессом концентрации производства (слияниями, поглощениями фирм и т.п.);

— контроль над ценообразованием;

— защита интересов потребителей;

— защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса;

* методы антимонопольного регулирования:

— прямые методы: административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке (запретительные меры, экономические санкции, меры уголовной ответственности);

— косвенные методы: финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике (прямое регулирование цен, налогообложение);

* политика содействия конкуренции: налоговые и таможенные льготы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающие на монополизированные рынки);

Государственная политика в области занятости:

— регулирование уровня занятости и устранение негативных последствий безработицы: создание центров занятости в каждом городе и районе, выплата пособий по безработице, помощь безработным найти работу, переобучение новым профессиям, психологическая помощь людям, оставшихся без работы;

— финансовая поддержка тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест;

— налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу менее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»);

Методы государственного регулирования доходов:

— государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы;

— государство использует методы добровольного согласия работодателей и работников;

— введение гарантированного минимума заработной платы;

— защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции, для этого проводится политика индексации – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен;

— социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения: предоставление различных выплат, льгот и компенсаций, поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума, развитие системы охраны труда на производстве, страхование от безработицы (создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций);

Антиинфляционная политика государства:

— политика нейтрализации инфляции: индексация доходов, активная стратегия ликвидации инфляции (увеличение государственных расходов и удешевление кредита приводят к росту инвестиций и дальнейшему росту производства), конфискационная денежная реформа при сокращении бюджетного дефицита;

3.Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы страны.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, имеющих силу закона (принимается парламентом, и правительство несёт ответственность за его выполнение).

Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации. Он состоит из пяти стадий:

I стадия – составление проекта бюджета Правительством РФ;

II стадия – рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счётной палатой РФ;

III стадия – утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;

IV стадия – исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно (этот период называют бюджетным годом);

V стадия – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течении первых 5 месяцев следующего года);

Доходная часть бюджета:

— налоги с физических и юридических лиц;

— доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества;

— продажа лицензий, концессий, валюты, сырья;

— эмиссия государственных ценных бумаг;

Расходная часть бюджета:

— расходы на содержание государственного аппарата;

— расходы на социальную сферу;

— расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства;

— расходы по представлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживание долгов государства (внутренний и внешний);

— охрана окружающей среды;

— государственное потребление (закупки);

Разновидности государственного бюджета:

* Профицитный бюджет при положительном сальдо, когда доходы превышают расходы;

* Дефицитный бюджет при отрицательном сальдо, когда расходы превышают доходы;

Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами:

— сократить (секвестировать) бюджетные расходы;

— изыскать дополнительные источники доходов (продажа ресурсов, повышение и введение новых налогов);

— организовать эмиссию денег;

— взять заём у населения (облигации, ГКО) или других государств и международных финансовых организаций;

Государственный долг – сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами.

задолженность государства долг гражданам, организациям и

гражданам, предприятиям и правительствам других стран

организациям своей страны

По срокам погашения государственный долг различают как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Международную кредитную политику контролирует Лондонский и Парижский клубы.

4.Фискальная политика. Налоги.

Фискальная политика – это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства – это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства.

Налоги — обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п.1 ст.8 НК РФ).

Сборы – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).

Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров и услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и услуг.

Функции налогов:

— фискальная (аккумуляция средств в госбюджет);

— регулирующая (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);

— контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);

— экономическая (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счёт ослабления налогового бремени);

Принципы налогообложения:

— равномерность, т.е. общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

— определённость, означающая чёткость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

— простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;

— неотягощённость, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;

Основные виды налогов:

— по субъектам: налоги с юридических и налоги с физических лиц;

— по механизму формирования: прямые, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов), и косвенные, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг (акцизы, НДС);

— по источникам обложения: налоги с заработанных доходов, налоги с дивидендов (плата за землю, за право пользования недрами);

Налоговая ставка – величина налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли).

* твёрдая налоговая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от размера дохода (подушный налог);

* пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера (подоходный налог – 13%);

* прогрессивная ставка – это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода;

* регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода;

В России существует трёхуровневая система налогообложения:

— федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий);

— налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных округов (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду);

— местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вменённый доход);

5.Показатели экономического развития государства.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых внутри страны в течение года и только национальными производителями. При расчёте реального ВВП вычитаются потери от инфляции. ВВП также рассчитывается на душу населения.

Валовой национальный продукт (ВНП) – представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определённого времени как на территории своей страны, так и за рубежом.

Чистый национальный продукт – это часть валового национального продукта за вычетом амортизационных отчислений.

Национальный доход – совокупная, вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны. Фактически НД – это сумма доходов всех юридических и физических лиц страны, полученных в сфере производства материальных благ и услуг. НД складывается из заработной платы работников, ренты владельцев земли и других природных ресурсов производства, прибыли предпринимателей и процентных отчислений собственниками капитала.

Дополнительные показатели экономического роста – это производительность труда, рост энергопотребления, объёма грузоперевозок. Качественная сторона экономического роста определяется путём сравнения роста экономических показателей с ростом населения страны.

На микроэкономическом уровне используются другие измерители экономической активности: валовой доход, издержки и прибыль.

Факторы экономического роста:

— экстенсивные (количественные) факторы:

* увеличение числа занятых работников;

* увеличение объема инвестиций при использовании неизменных техники и технологий;

* увеличение объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов;

— интенсивные (качественные) факторы:

* использование новейших технологий и принципиально новой техники;

* повышение уровня образования и квалификации работников;

* повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов;

* улучшение условий труда и производства;

* устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.) и улучшение их использования в рамках возможностей, заложенных в существующем качестве этих ресурсов;

Экономика постоянно развивается, но развитие это происходит волнообразно, циклически.

Цикличность – всеобщая форма развития национальных и мирового хозяйств. Она представляет собой движение от одного устойчивого состояния экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения её отраслевой структуры.

Циклы – периодические колебания экономической активности. Период между двумя одинаковыми состояниями, представляет собой последовательную смену подъёма экономической деятельности падением уровня основных макроэкономических переменных.

Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Классификация экономических циклов:

— по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

— по сфере действия: промышленные, аграрные;

— по специфике проявления: нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные;

— по формам развёртывания: структурные, отраслевые;

— по пространственному признаку: национальные, межнациональные;

Факторы цикличности:

— внешние факторы (экзогенные): миграция населения, периодичность географических открытий, научные открытия, периодичность солнечной активности;

— внутренние факторы (эндогенные): периодичность обновления основных производственных фондов, закономерности функционирования кредитно-денежной системы, колебания предложения труда и заработной платы, непредсказуемое поведение фондовых рынков и инвестиционной активности;

Фазы цикла:

Цикличность – естественный, свойственный рыночной системе способ движения, развития производства.

Источник

Читайте также:  История права зарубежных стран 2014
Оцените статью