Государственная служба скандинавских стран

Скандинавская модель управления.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

«Дания. Общие сведения и социально-экономическая модель управления»

Подготовил студент второго курса, группы 2162

Е.А. Доброславская

Санкт-Петербург 2016

Дания, одно из древнейших государств Северной Европы, занимает важную ключевую позицию на перекрестке оживленных торговых путей из Балтийского моря в Северное, с одной стороны, и между Центральной Европой и Скандинавским полуостровом — с другой. Историческое ядро Датского государства составляет большая часть Ютландского полуострова с прилегающими островами, Датский архипелаг (острова Зеландия или Шелланн, Фюн, Лолланн и др. ) и остров Борнхольм. Все эти территории в официальных документах объединяются под названием «собственно Дания».

Помимо того в состав Дании входят Фарьерские острова и Гренландия, пользующиеся внутренним самоуправлением.

Столица государства — город Копенгаген.

Площадь собственно Дании составляет около 43 тыс. кв. км, а населяет ее 5, 12 млн. человек. Это одна из малых европейских стран. По размерам она значительно уступает соседним государствам Скандинавского полуострова, будучи в 10 раз меньше Швейцарии и в 7, 5 раз меньше Норвегии.

Административное деление. В составе Дании — Фарерские острова (в Атлантическом океане) и остров Гренландия (в Северной Америке), пользующиеся внутренним самоуправлением.
Государственный строй. Дания — конституционная монархия. Глава государства — монарх (королева). Глава правительства — премьер-министр.

Население. 5,2 млн. жителей. 98 % — датчане, проживают также немцы, шведы, норвежцы. 70 % живет в городах.

Государственный язык — датский.
Более 90 % датчан принадлежит к Лютеранской Национальной Церкви Дании.

Сухопутная граница Дании с ФРГ протяженностью 68 км пересекает Ютландский полуостров в его наиболее суженной части и не связана с крупными природными рубежами. Остальные границы этой страны проходят по морю. На западе берега омывает Северное море, на севере- пролив Скагеррак, на востоке- проливы Каттегат и Эресунн(Зунд), на юго- востоке — Балтийское море. Наименьшая ширина Эресунна (восточного пролива) всего 4 км, и в хорошую погоду с датского берега можно разглядеть побережье Швеции.

Находясь на полуострове Дания нигде нельзя удалиться от моря более чем на 52 км. Общая длина береговой линии 7300 км, половина этой длины приходится на долю островов (которые занимают 2/5 площади страны); всего насчитывается около 500 островов(400 не имеют постоянного населения), большинство их сосредоточено на востоке страны, у входа в Балтийское море, и объединяются в Датский архипелаг.

Скандинавская модель управления.

Специфика данной модели:

— социальная защищенность – гражданское право каждого человека;

— государство несет ответственность за социальное благополучие своих граждан;

— государство, перераспределяя ресурсы, является основным производителем социальных услуг;

— доля социальных услуг очень высока.

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной шкале.

Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как«слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Активная перераспределительная политика в скандинавских странах решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство использует социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Дании сформировалась скандинавская модель управления. В доказательство этому приведем несколько фактов об этой стране:

· Низкий уровень коррупции. В 2012 году в Индексе коррупции Transparency International, все пять стран Северной Европы вошли в число 11-ти наименее коррумпированных из 176 стран списка.

· Высокий процент рабочих, входящих в профсоюзы. Членами профсоюза являются более 50% рабочих. Для сравнения членство в профсоюзах составляет 12,9 % в Мексике и 11,3 % в США.

· Партнерство между работодателями, профсоюзами и правительством, причем эти социальные партнеры часто договариваются об условиях между собой, а не только через процедуры установленные законом.

· Высокие пособия по безработице и досрочному выходу на пенсию. В 2001 году пособия по безработице были около 90 % от заработной платы в Дании.

· Государственные расходы на здравоохранение и образование значительно выше в Дании, Швеции и Норвегии по сравнению с другими странами ОЭСР.

· Защита права собственности, легкость ведения бизнеса.

· Низкие барьеры для свободной торговли. Это сочетается с коллективным распределением рисков (социальные программы, институты рынка труда), которое защищают от рисков, связанных с экономической открытостью.

· Общая налоговая нагрузка (в процентах от ВВП) является одной из самых высоких в мире, в Дании она составляет около 46 %.

Источник

Тема 6. Скандинавские страны. Швеция, Норвегия.

Основные вопросы темы:

1. История формирования скандинавских государств, цивилизационные и культурные типы народов.

2. Особенности государственного строя стран, их становление и история развития.

3. Исполнительная власть, сравнительный анализ монархических строев.

4. Судебная система данных стран.

5. Местное управление.

6. Государственная служба в скандинавских странах.

7. «Шведский социализм» и его отличительные черты.

1.История формирования скандинавских государств, цивилизационные и культурные типы народов.

Особенности развития Скандинавских стран — Дании, Швеции и Норвегии — были такие:

o страны развивались вне сферы античного мира, а потому сравнительно поздно ощутили влияние развитых феодальных обществ;

o в этих странах длительное время сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства;

o здесь не получили большого распространения личная зависимость крестьян и барщины (Норвегия их вообще не знала)

Замедленное развитие Скандинавских стран в значительной мере объясняется природно-географическими условиями: относительно суровым климатом, преобладанием горного ландшафта с малым количеством удобных для хлиборобс ства земел.

Большую роль играло скотоводство; в лесных областях и на севере — в тундре — были распространены охота на пушного зверя и оленеводство, на побережье занимались рыболовством

Скандинавы издавна были искусными кораблестроителями и мореходами Только в южной части Скандинавского полуострова — области скопом, а также на равнинном Ютландском полуострове (с прилегающими островами) были благоприятные условия для земледелия Там раньше, чем в других областях Скандинавии, стал распространяться двух-и трехпольные возделывание земли плугом с железным лемехомом.

Основную массу населения Скандинавии в раннее средневековье составляли свободные — бонды Это были земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки, имевшие собственное хозяйство и жили или обособленных хуторах (в Нор рвегии и некоторых районах Швеции), или небольшими селами (в Дании и большей части Швеции) В датских общинах практиковались переделы земли Большая семья являлась собственником пахотной земли, которую нельзя было отчуждать, такое владение называлось Одаллем.

Леса, луга и другие угодья оставались в общей собственности жителей всего округа — считались \»общими владениями\» (альмендамы) Процесс классообразования в Скандинавии происходил медленно Большую роль в играли органы местного самоуправления — маркетинг, областные и окружные народные собрания бондов На них вершился суд, решались споры, заключались различные сделки Постепенно усиливался общественное влияние знати Источником ее могущества были прежде стада скота, торговля и особенно богатства, захваченные во время морских походов и набегов викингов Там, где родовая знать имела земельные владения, она эксплуатировала а рабов, пленных, свободных, частично обеднели, которых наделяли земельными участками На Ютландском полуострове и в Скопье, где земледелие играло важную роль, возникали барских именийли панські маєтки.

По мере роста могущества знати, с одной стороны, и подчинения ей части свободных — с другой, углублялся процесс классообразования и возникали предпосылки для образования государства Походы викингов прис покорили этот процесс.

Первые скандинавские короли (конунги), что выделились из родовой знати, в течение длительного времени фактически оставались предводителями племен и племенных союзов время закладывались основы политических объединениях.

В Дании этот процесс начался еще в VIII в, а во второй половине Хет Гаральд Синезубый (950 — ок 986) значительно укрепил королевскую власть

конунг Гаральду Хорошо воло сому конце IX в удалось подчинить себе много племенных округов Норвегии и в начале XI в объединение Норвегии было в основном завершено. Но королевская власть в стране не стала достаточно прочной Король Олаф Гаральдссон (1016-1028) был изгнан из страны и погиб в борьбе против восставших крестьян и знати Норвегию включили в состав большой, но непрочной государства датского короля Кнута Великого (1018-1035), объединившая Данию и Англию Но после его смерти Норвегия и Англия обрела независимостьжність.

В Швеции долгое время было два королевства: на севере область свеев с центром в Упсале и на юге область племен Гаутамы (йотив) Объединение их под властью королей Упсалы произошло к началу XI в Однако еще в XII в власть шведского короля оставалась очень ограниченной В отдельных областях фактически правила местная знатнать.

Добиваясь укрепления своего положения, королевская власть стремилась опираться на христианскую церковь Но христианизация наталкивалась на сопротивление крестьян и родовой знати, которые видели в сохранении язычества защит ист своей независимости Поэтому борьба против усиления королевской власти набирала время формы борьбы за сохранение язычества Христианская церковь укрепилась в Скандинавии конце X — начале XI в, однако язычество не было окончательно сломлено еще в XII сI ст.

Источник

Государственное управление в скандинавских странах

1 Общая характеристика механизма и системы государственного управления

1.1 Природа государственного управления

1.2 Система и процесс государственного управления

2 Основные черты механизма государственной власти в странах Скандинавии

2.1 Структура административной системы северных стран Европы

2.2 Скандинавский парламентаризм

2.3 Политико-культурная составляющая государственного управления стран Северной Европы

3 Реформирование государственного управления в скандинавских странах

3.1 Реформы государственного и административного управления в северных странах

3.2 Оценка эффективности проведения реформ и их проблемы

Государственное управление — социальный феномен политически организованной цивилизации. В новейшее время, на протяжении всего XX столетия, оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание — его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Актуальность темы заключается в том, что без государственного управления невозможно нормального функционирования государства, т.к. государственное управление является деятельностью исполнительно — распорядительного характера, направленную на исполнение указов, приказов, которые достигаются с помощью юридически властных полномочий.

Россия на данный момент находится в стадии формирования демократической политической системы, срок существования которой, однако, сравнительно невелик. Между тем, в современных условиях прежние градации изменяются, происходит взаимное восприятие различных моделей, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В связи с этим очень большое значение приобретает изучение государственного, политического и конституционного устройства скандинавских стран, опыт которых может быть использован в этом процессе. Отличительными особенностями стран Северной Европы являются: развитые демократические формы и методы государственного управления обществом, относительная экономическая и политическая стабильность, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Скандинавские страны образуют собой область в Северной Европе, называемую также Скандинавским регионом, и состоят из Дании, Норвегии и Швеции, а также связанные с ними территории, которые включают в себя Фарерские острова, Гренландию и Аландские острова. В настоящее время, как правило, понятие «Скандинавия» трактуется расширительно. В него включают не только близкую в языковом плане к скандинавским странам Исландию, но даже и Финляндию, которая ни географически, ни лингвистически не является скандинавской страной. Поэтому сейчас термин «Скандинавия» фактически является синонимом термина «Северная Европа». Пять государств и три автономии региона имеют большое общее историческое прошлое и характерные черты в общественном строе, например, в устройстве политических систем. Политически, скандинавские страны не образуют отдельный субъект, но они объединяются в Скандинавский совет.

Целью данной работы является рассмотрение опыта государственного управления и реформирования государственного управления в скандинавских странах. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

– разобраться, что представляет собой государственное управление;

– рассмотреть структуру административной системы северных стран Европы;

– провести анализ «скандинавского парламентаризма»

– оценить эффективность проводимых реформ по модернизации государственного управления в скандинавских странах.

Объектом исследования данной работе является механизм государственного управления в странах Северной Европы.

Теоретической основой исследования послужили классические труды и современные исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам государственного управления в зарубежных странах.

1 Общая характеристика механизма и системы государственного управления

1.1 Природа государственного управления

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего).[1]

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidia-rius — вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Источник

Читайте также:  Дать оценку ресурсообеспеченности стран разных типов
Оцените статью