Государственная территория страны включает

Государственная территория

Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с ее недрами (сухопутная территория в пределах границ государства) и водная территория (внутренние воды и территориальное море государства). Воздушное пространство, проходящее по периметру границ государства, является его воздушной территорией. Недра, находящиеся под территорией государства принадлежат этому государству и могут разрабатываться им на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с необходимостью сохранения окружающей среды.

Сухопутное пространство государственной территории может состоять из отдельного земного массива, может быть разделено водным пространством (островные государства) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Вне зависимости от географического расположения все части государственной территории с точки зрения международного права составляют единую территорию государства, находящуюся под его суверенитетом.

К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря.

Воздушная территория государства включает в себя воздушные пространства над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства. Государство осуществляет суверенитет и в этих пространствах, устанавливая в законодательном порядке его правовой режим, в частности правила полетов.

Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах собственной территории осуществлять территориальное верховенство, т. е. власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается власть другого государства, что вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на его собственных, так и на иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в межгосударственных соглашениях.

Читайте также:  Частота сердечно сосудистых заболеваний по странами

Территориальное верховенство – невозможность в пределах конкретной территории одновременного существования другой власти. Любые попытки реализовать в пределах территории государства без его ясно выраженного согласия властных полномочий другого государства будут в соответствии с современным международным правом расценены как вмешательство во внутренние дела такого государства и посягательство на его суверенитет.

Источник

Государственная территория: понятие, составные части. Правовой режим государственных границ

Представляет вместе с тем интерес следующее положение из доклада Комиссии международного права ООН: под территорией в данном случае понимаются «области, над которыми государство осуществляет суверенную власть». Вместе с тем отмечается, что термины «юрисдикция или контроль государства более часто используются в некоторых актах».

В состав государственной территории входят:

сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

— водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

— воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

— воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

— воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

— воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 — 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Существуют и специальные понятия территории, например таможенная территория. В принципе, она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями. Например, в нее не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. Право пользования ими в равной мере принадлежит всем государствам. К таким пространствам относятся открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Учитывая особые климатические условия Северного Ледовитого океана, проблема принадлежности расположенных в нем островов, включая еще не открытые, была решена несколько необычным путем. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, объявившее советской территорией все земли и острова, расположенные к северу от побережья СССР до Северного полюса в рамках его арктического сектора. Исключение было сделано для архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии на условиях Парижского договора 1920 г., к которому в 1935 г. присоединился СССР.

Источник

Международное право

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара с его недрами и воздушным пространством над ней, правомерно находящаяся под суверенитетом соответствующего государства; она состоит из сухопутного (с недрами) водного и воздушного пространства.

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.

К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.

Воздушное пространство — это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды).

Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства; подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного и того же государства; здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Анклав — это часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом. Современные анклавы: Лливия (анклав Испании) находится на территории Франции (пл. около 12 км); на территории Швейцарии находятся итальянский анклав Кампьоне (пл. 2,6 км) и два западногерманских анклава — Бюзинген (пл. 7 км) и Ференахоф (пл. около 1 км); в Нидерландах — бельгийский анклав Барле-Хертог (пл. 8 км). Испанские анклавы Сеута и Мелилья — на территории Марокко. Право доступа государства к своему анклаву осуществляется на основании специального соглашения с государством, на территории которого этот анклав находится.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством; некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования нормами международного права. О правовой природе государственной территории в науке международного права высказываются различные точки зрения; наиболее распространенными из них являются объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Согласно объектной теории территория представляет собой объект (предмет) обладания. Такое понимание территории сложилось исторически, как наследие эпохи феодализма; тогда собственность на землю рассматривалась как источник власти над населением. Территориальное верховенство сводилось к праву публичной собственности государства на его владения.

Появление теории пространственного предела власти государства связано с именем русского юриста В. А. Незабитовского, который решительно выступил против приравнивания государственной территории к объекту обладания. Сторонники новой теории отождествляли территориальное верховенство с правом государства осуществлять власть над людьми, которые проживают в его границах.

В соответствии с современной концепцией российских юристов-международников государственная территория — это пространственная сфера осуществления государственного верховенства. В пределах государственной территории действует исключительно власть данного государства, которое обладает полным и исключительным суверенитетом, иначе говоря, обладает территориальным верховенством, которое неразрывно связано с понятием суверенитета государства.

Таким образом, территория является одним из основных признаков и элементов каждого суверенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Территория государства — это объект публично-правовых полномочий каждого государства, которое устанавливает административно-территориальное деление; организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление; определяет и изменяет режим своих границ; регулирует вопросы гражданства, условия въезда, выезда и передвижения иностранцев; организует охрану и оборону своей территории.

Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. При этом современным международным правом установлены следующие правомерные способы изменения государственной территории:

создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народного голосования о государственной принадлежности определенной территории. Так, В 1961 г. население северного района Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района — за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией;

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории. Например, по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; но Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе;

отторжение территории как санкция за агрессию. Так, после Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. При этом следует иметь в виду, что лишение агрессора части его территории вытекает из факта ответственности государства за международное преступление и должно рассматриваться как мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международному праву также известны аренда, продажа, цессия государственной территории.

Аренда территории — это временное предоставление одним государством другому государству права пользования на договорных началах частью своей территории. При аренде государству-арендатору разрешается пользоваться определенными правами на арендованной территории, и тем самым ограничиваются права арендодателя. Договор об аренде должен отвечать интересам обеих сторон. Арендованная территория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя.

Государства в целом ряде случаев используют аренду чужих территорий для создания там военно-морских и военно-воздушных баз. Оговорка о том, что за государством-арендодателем сохраняется суверенитет над сдаваемой в аренду территорией, — юридическая фикция. Практика показывает, что государства берут в свои руки всю власть над арендуемой территорией (например, аренда США кубинской базы Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа — сроком на 50 лет).

30 марта 1867 г. Россия продала Соединенным Штатам Америки Аляску (вместе с Алеутскими островами) за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей).

Правовым основанием изменения государственной территории является цессия, т.е. уступка, дарение, передача части государственной территории одним государством другому по взаимному соглашению. Цессия происходит путем взаимного обмена равноценными участками государственной территории. Так, 15 февраля 1951 г. между СССР и Польшей был заключен Договор об обмене участками государственных территорий. 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. Советские территории в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, а район; Фирюзы, который органически связан с Ашхабадом, — к СССР. В 1968 г. Франция и Люксембург обменялись территориями в целях уточнения границы.

Если же о принадлежности какой-то части территории возникает спор между двумя или более государствами, то современное международное право выработало один способ его решения — мирное урегулирование. Современное международное право устанавливает, что никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Источник

Оцените статью