Буржуазный тип государства и права
Буржуазное (капиталистическое) государство.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Становление буржуазной государственности, в отличие от феодальной, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.
Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, вследствие экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонический (непримиримый) характер.
Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:
I. Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство гарантирует равенство в гражданских правах и не вмешивается в экономическую жизнь общества. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
II. Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма (конец ХIХ в. – первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения.
Начались кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.
На рубеже ХIХ и ХХ столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии. Обществоведы констатируют кризис демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. А во внешней функции – ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. – это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии.
III. В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития. Социальные и политический преобразования в целях преодоления «Великой депрессии» наиболее ярко проявились в «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, окончательным крушением колониальной системы происходили после Второй мировой войны.
На данном этапе существенно меняется экономическая основа общества. Доля государственной собственности возрастает, государство берет на себя роль регулятора экономики страны, сохраняя при этом институт частной собственности.
Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на земле, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства.
Основными источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения и т.д.).
Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом в США, Парламентом в Великобритании и т.д.).
Источник
§ 1. Источники государственного права буржуазных стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути
Нормы государственного права содержатся в нормативных актах. Источниками государственного права являются не все нормативные акты, а только такие, которые содержат государственно- правовые нормы.
Это прежде всего конституции (основные законы). Конституция — главный источник государственного права. Обычно она представляет собой единый акт, но в некоторых странах (Финляндия, Южно-Африканская Республика и др.) состоит из ряда конституционных законов. К числу конституционных относятся также законы, вносящие поправки и дополнения в конституцию.
Следующий вид источников государственного права — органические и обыкновенные законы, содержащие нормы государственного права. Обычно органические законы регулируют какой- либо государственно-правовой институт в целом или все его существенные стороны, а издание таких законов производится на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Таковы избирательные законы, законы о гражданстве и т. д. Обыкновенные законы регулируют отдельные вопросы общественного и государственного строя. Таков, например, закон ФРГ 1965 г. о порядке изменения территории земель, закон Франции 1974 г. о предоставлении избирательного права с 18-летнего возраста и др.
К числу источников государственного права буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, относятся, далее, нормативные акты главы государства (президента, монарха), правительства и отдельных министров, содержащие нормы государственного права. Таков, например, указ президента Индии 1970 г. о повторной национализации 14 крупнейших частных банков в связи с тем, что Верховный суд Индии объявил ранее подобный закон неконституционным. Важными источниками государственного права являются некоторые акты правительства и в странах, освободившихся от колониальной зависимости. Так, актами военных правительств Нигерии было в 1966 г. сначала упразднено, а затем восстановлено и реорганизовано (в 1966 н >1976 гг.) федеративное устройство страны.
Важным источником государственного права, хотя и имеющим сравнительно узкую сферу регулирования, являются парламентские уставы (регламенты). Они определяют главным образом внутреннюю структуру палат и порядок их работы. В отличие от закона регламент обычно принимается соответствующей палатой и не требует утверждения другой палаты и главы государства.
В ряде буржуазных стран (Великобритания, США, Индия и некоторые другие, где до сих пор наблюдается серьезное влияние английской системы права) в качестве источника государственного права используются решения общих судов (судебные прецеденты). В Англии такие решения до сих пор определяют права британских подданных^ полномочия (прерогативы) короны и т. д. В США, Индии, где в отличие от Великобритании существует писаная конституция, основное значение имеют прецедентные нормы (особенно решения верховных судов) по толкованию конституции. В ряде капиталистических стран, где общие суды не вправе давать обязательные толкования конституции, источниками государственного права могут быть решения лишь специальных конституционных или верховных судов (ФРГ, Япония, Италия и др.) по применению конституции.
Почти во всех изучаемых странах источником государственного права является правовой обычай. Это нормы, складывающиеся в практике осуществления государственной власти, играющие роль прецедента, но не получившие законодательного или судебного закрепления. Роль правового обычая в государственном праве, как и в других отраслях права, невелика (за исключением Великобритании, отчасти Новой Зеландии, Израиля), Обычно такие нормы имеют не политическое, а организационное или даже обрядовое значение, но иногда могут играть и определенную политическую роль. Весьма важное значение, особенно в некоторых развивающихся странах, могут иметь акты чрезвычайных органов власти. Так, в Эфиопии в 1974 г. координационный комитет вооруженных сил низложил императора, а Временный военный административный в 1975 г. провозгласил республику.
Источник
4. Буржуазный тип государство и право.
Более трех столетий назад в результате буржуазных революций появились буржуазные государства. Шедший к власти класс буржуазии провозглашал лозунг «Свобода, равенство и братство».
Экономическая основа буржуазного государства на первых порах его развития – капиталистическая частная собственность на средства производства. Здесь все граждане равны перед законом. Но сохраняется экономическое неравенство. Особенности отношений между буржуазией и рабочими в значительной степени зависят от этапа, на котором находится буржуазное государство.
В его развитии выделяют следующие этапы. Первый – период становления буржуазного государства. Это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство непосредственно в экономику не вмешивается. Демократия, законность, парламентаризм дают возможность для выявления общеклассовых интересов и воли. Классовая борьба на этом этапе не достигла еще большой остроты.
Второй этап развития буржуазного государства — период монополистического капитализма.
В 30-е гг. прошлого столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей.
Буржуазное государство, выступая политической организацией всего класса буржуазии, в период своего становления, по мере развития капиталистического общества, существенно сужает свою социальную базу и выражает интересы монополистической буржуазии, начинает активно вмешиваться в экономику, отказываясь от политики «государство – ночной сторож».
Со временем произошло перерастание монополистического капитализма в государственно — монополистический, при котором имеет место сращивание государства с монополиями.
Повышение экономической роли буржуазного государства объясняется тем, что оно становится совокупным капиталистом, т. к., будучи собственником целых отраслей промышленности, проводит государственную политику, используя законодательную, исполнительную и судебную власть.
Соответствующие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Ряд его основных функций вытекает из потребностей всего общества — экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.
Функциональная характеристика современного буржуазного государства заключается в том, что оно, как и любое другое, осуществляет внутренние и внешние функции. Внутри своей страны буржуазное государство осуществляет такие функции, как: охрана капиталистического строя и политическое подавление пролетариата и непролетарских трудящихся масс; экономическое содействие буржуазии в эксплуатации и непосредственная эксплуатация государством (совокупным капиталистом) пролетариата и непролетарских трудящихся масс; идеологическая «обработка» пролетариата и всех трудящихся.
Говоря о форме буржуазного государства, следует подчеркнуть, что формы правления дифференцируются на: 1) конституционные монархии — парламентарная (Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция) и дуалистические (Эфиопия, Иран); 2) республики – парламентарные (Австрия, ФРГ, Италия) и президентские ( США, Франция).
По форме государственного устройства буржуазные государства подразделяются на:1) унитарные (Англия, Франция, Италия, Швеция, Япония); 2) федеративные (США, ФРГ). Причем большинство буржуазных федераций строятся не по национальному, а по территориальному либо национально- территориальному признаках.
Наконец, по форме государственного режима буржуазные государства делятся на демократические и антидемократические.
Буржуазное право – важнейший рычаг, с помощью которого осуществляется воздействие на отношения и институты буржуазного общества. Оно представляет собой систему норм поведения, выражающие, прежде всего, интересы власть имущих, закрепляет угодные господствующему классу порядки как в экономической, так и в других сферах жизнедеятельности буржуазного общества. С помощью права господствующий класс закрепляет частно- капиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательства со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально – политическое господство. Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность. Во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. закрепляется, что право собственности, наряду с другими правами и свободами, выступает как одно из естественных и неотъемлемых прав человека, а также то, что собственность есть право неприкосновенное и священное. Буржуазное право уничтожает сословные привилегии.
Основными формами (источниками) буржуазного права являются нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, юридические обычаи и прецеденты (судебные и административные).
Среди нормативных правовых актов особое место занимают законы – нормативно — правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгресс — США, Парламент – Великобритания, Национальное собрание – Франция, Бундестаг – ФРГ) или путем проведения референдума и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Причины этого следующие:1)конституционные акты выступают не только сугубо юридическими, но и как политические и идеологические;2)конституции закрепляют, создают политико- правовые гарантии и охраняют экономическую, социально- политическую и духовную власть господствующих классов, привилегированное положение общественно – политических институтов капитала; 3)буржуазные конституции фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально – политические и идеологические основы. Наиболее важные принципы организации деятельности политической системы; 4) конституции капиталистических государств призваны способствовать упорядочению и развитию организации буржуазии, повышению их роли и эффективности.
Значительное место в системе источников буржуазного права занимают нормативно – правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти. Это отражает усиление исполнительной власти и относительное ослабление, утраты своего конституционного значения законодательной власти.
Речь идет о делегированном законодательстве, т. е. о совокупности нормативно – правовых актов, изданных в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций.
Причем делегированное законодательство может осуществляться либо формально – юридическим или фактическим путем.
В первом случае издается специальный акт о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству; во втором- законодательные полномочия к исполнительным органам передаются без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегированного законодательства (Конституция Испании 1978 г.).
Практика делегированного законодательства объективно умаляет роль представительных органов в области правотворчества и не в полной мере согласуется с демократическими принципами парламентаризма и конституционализма, провозглашенными на ранних стадиях развития капитализма.
Источник