Государственное регулирование экономического роста страны

Содержание
  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  2. Государственное регулирование экономического роста
  3. Виды и методы измерения экономического роста, способы его графического представления (линия тренда, кривая производственных возможностей, модель совокупного спроса). Государственная стратегия стимулирования экономического роста, его особенности в России.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Вступление
  6. 1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
  7. 2. Государственное регулирование экономического роста
  8. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:
  9. · стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  10. · увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  11. · глубокая перестройка налоговой системы.
  12. Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.
  13. В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.
  14. Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.
  15. 3. Особенности современного экономического роста в России

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе .

Читайте также:  Судья голос всех стран

На рост производительности труда и уровня жизни населения существенное воздействие оказывает экономическая политика государства. Прежде всего с помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический потенциал страны, и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:
• Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику (например, в Японии, Южной Корее), тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста — увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения. Если общество потребляет меньше, а сберегает больше, оно имеет больше ресурсов для инвестирования.
• Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны. Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Различают два вида иностранных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции — это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются (управляют) иностранцы. Портфельные иностранные инвестиции — это инвестиции в капитал, которые финансируются с помощью иностранцев, например, доход от продажи иностранцам акций и облигаций фирм данной страны, но которые находятся под управлением производителей (резидентов) данной страны. Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу (прибыль иностранных фирм от прямых инвестиций и полученные дивиденды и проценты по ценным бумагам от портфельных инвестиций), зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах.
• Стимулировать образование. Образование — это инвестиции в человеческий капитал. В США, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10%. Образование не только повышает производительность реципиента (т.е. человека, который его получил), оно может обеспечить положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. Это аргумент в пользу государственного образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название “утечки умов”, то есть эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.
• Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок. Со временем знания становятся общественным благом, так, что мы все можем использовать их одновременно, не уменьшая выигрыша (благосостояния) других. Исследования и разработки могут быть простимулированы грантами, снижением налогов и патентами для установления временных прав собственности на изобретения.
• Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены. Даже малейшая возможность политической нестабильности создает неопределенность в отношении прав собственности, потому что революционное правительство может конфисковать собственность, особенно капитал. Это направление политики важно:

  • как институциональная основа для увеличения внутренних инвестиций и особенно для привлечения иностранных инвестиций;
  • для защиты интеллектуальной собственности, что является стимулом роста технологического прогресса.
Читайте также:  Финансовая безопасность это обеспечение финансово экономической стабильности страны

• Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.
• Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность, т.е. количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. Особенно остро проблема темпов роста населения проявляется при анализе изменений человеческого капитала. Высокие темпы роста населения, то есть увеличение доли детей и молодежи, создают серьезные трудности для системы образования, особенно в развивающихся странах.

К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

1) создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

2) организация денежного обращения;

3) поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

4) управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

5) стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

6) обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Вывод

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и рассматривает меры государственного регулирования, которые наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Низкие темпы роста они обычно объясняют неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

Как средство стимулирования капиталовложений ими проповедуется установление низких ставок процента. Кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействию на совокупные расходы.

В отличие от них сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

Обложение подоходным налогом суммы, идущей на выплаты по процентам, приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений.

Снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога.

Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.

Ученые пропагандируют государственное регулирование экономики – индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.

Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.

Список литературы

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=22157

http://be5.biz/ekonomika/etea/10.htm

http://uchebnik-besplatno.com/economics-uchebnik/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomicheskogo.html

По материалам книги Матвеевой Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

Источник

Государственное регулирование экономического роста

Виды и методы измерения экономического роста, способы его графического представления (линия тренда, кривая производственных возможностей, модель совокупного спроса). Государственная стратегия стимулирования экономического роста, его особенности в России.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.04.2013
Размер файла 218,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине «Экономическая теория»

Вступление

Важным показателем для каждой страны является экономический рост, который тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего времени и т.д.

Впервые экономический рост возник в Англии, во второй половине XVIII в., в результате промышленной революции. До этого периода все страны жили очень бедно и приблизительно одинаково. Например, не наблюдалось существенных различий в уровне жизни между Англией начала XVIII и Древним Римом.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе); чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг); трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки); отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

Экономический рост поражает масштабами: с начала XVIII в. реальный доход на одного человека в среднем на земле вырос приблизительно в 10 раз, при этом в развитых странах — еще сильнее. Доход на душу населения различается между странами в 10-30 раз.

Данная тема является очень актуальной, так как для России сегодня, нет более важной задачи, чем переход к стратегии экономического роста. В ситуации почти двукратного сокращения в РФ ВВП экономический рост становиться одной из основных макроэкономических целей. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства. В данной работе я хотела бы рассмотреть сущность экономического роста, а также то, как государство регулирует его.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост в любой стране мира является одной из основных целей макроэкономической политики правительства. Понятие экономического роста связывается с увеличением общего количества благ, доступности к ним все большего количества граждан. Экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы и жизни.

Термин «экономический рост» в литературе имеет множество трактовок, но значение у них — одинаковый.

1. «Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения». (Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог: ТРТУ, 2006.);

2. «Под экономическим ростом страны понимается увеличение количества и качества потребляемых её населением благ, что рассматривается современным обществом как ключевая экономическая и политическая цель.» (Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Т. Ю. Матвеева. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002.);

3. «Экономическая теория под экономическим ростом понимает увеличение объемов общественного производства и расширение производственных возможностей общества». (Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. — Челябинск: ЧГУ, 2002.).

В экономической теории количественной характеристикой экономического роста выступает увеличение совокупного ВВП страны, а также его увеличение в расчете на душу населения.

Графически экономический рост может быть представлен тремя способами:

1. Линия Тренда отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП (рис. 1);

2. Суть экономического роста можно отразить графически с помощью кривой, или границы, производственных возможностей (КПВ) следующим образом. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы:

-производство инвестиционных товаров,

-производство потребительских товаров.

Под инвестиционными товарами подразумеваются средства производства то есть те товары, которые используются для производства потребительских товаров.

К потребительским товарам относятся товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства.

По вертикальной оси отложим производство инвестиционных товаров (ИТ), а по горизонтальной производство потребительских товаров (ПТ) (рис.2).

Все точки, находящиеся на сплошной кривой (КПВ1), представляют собой потенциальный объем ВВП страны. Экономический рост означает увеличение производства продукции. На графике это отражается сдвигом кривой вправо. Точки пунктирной кривой (КПВ2) показывают новый потенциальный объем производства, или, что то же самое, новую границу производственных возможностей экономики страны.

3. с помощью модели совокупного спроса — совокупного предложения (модели АD-АS). Поскольку экономический рост представляет собой увеличение реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо кривой совокупного предложения АS и рост объема выпуска от Y1 до Y2 (рис. 3)

Развитие экономики страны может происходить за счет разных факторов. Экономическая теория выделяет три типа экономического роста:

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

Экономический рост измеряется двумя способами:

· годовыми темпами роста ВВП;

· годовыми темпами роста ВВП на душу населения.

В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:

· коэффициент роста — отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

· темп роста — коэффициент роста, умноженный на 100%;

· темп прироста — темп роста минус 100%.

Если известен среднегодовой темп прироста ВНП (ga — annual growth rate), то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, можно рассчитать величину ВВП через t лет (Yt):

из чего следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен:

Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет.

Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Первыми, кто предложил модель производственной функции, были американские экономисты Ч. Кобб и П. Дуглас. Их модель указывает на функциональную зависимость роста объемов национального производства (Y) от труда (L) и капитала (К), поэтому она называется двухфакторной моделью:

где Y — объем производства,

L — затраты труда,

K — затраты капитала,

A — коэффициент соответствия L и K с учетом экономии на масштабе.

Позднее в 50-е гг. появилась производственная функция Р.Солоу. В ней производственная функция Кобба — Дугласа дополнена еще одним очень важным фактором — техническим прогрессом. Согласно этой функции, при отсутствии технического прогресса экономическая система достигает стабильного состояния, в котором возможно лишь простое воспроизводство.

В современных условиях нельзя не учитывать третий — природный — фактор производства. Поэтому более точной предстает трехфакторная модель экономического роста, в которой учитываются все три фактора производства, а также научно-технический прогресс:

где N — природный фактор,

е — темп научно-технического прогресса.

· численность занятых, в том числе вновь вовлекаемые работники;

· продолжительность рабочего времени, то есть сумма отработанных человеко-часов, в том числе динамика рабочего времени;

· квалификация работников, в том числе ее изменение;

· интенсивность труда, то есть сумма трудозатрат, в том числе ее изменение.

1. Фактор капитала:

· объем основных производственных фондов, его изменения;

· качество средств производства, их производительность, мощность, надежность;

· время использования средств производства, коэффициент сменности оборудования;

· технология производства как способ использования средств производства и отражение в ней технического прогресса.

· сельскохозяйственные, лесные площади, вовлеченные в производство, в том числе их прирост (сокращение);

· объем вовлеченных в экономику полезных ископаемых, его динамика;

· качество природных ресурсов (земельных, лесных, рудных и т.д.);

· качество природной среды, природно-климатические условия.

3. Фактор организации производства, обеспечивающий качественное и количественное соответствие между тремя факторами производства, их загруженность, занятость, интенсивность использования и т.д.

4. Экономическая конъюнктура внутри страны и состояние внешних рынков.

Эти факторы во многом определяют спрос на производимую продукцию, побуждая к расширению производства или, наоборот, к его сокращению.

2. Государственное регулирование экономического роста

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929—1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение — путем их повышения.

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:


· стимулирование НТП и развитие научных исследований;


· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;


· глубокая перестройка налоговой системы.


Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.


В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.


Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:

* Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.

* Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.

* Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.

* Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

* Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

* Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

3. Особенности современного экономического роста в России

экономический рост спрос стимулирование

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.

В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

Её цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данной Концепции для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

· диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год — 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год — 1,3);

· повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам — до 4 раз), а энергоэффективность — в 1,6-1,8 раза;

· высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска — до 25-35% (2005 год — 2,5%);

· активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год — 1% ВВП);

· повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год — 526 доллара США);

· опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников — 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год — 4,6%), на здравоохранение — 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год — 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Анализируя данные анализа социально-экономического развития России за 2008 год сделанные Министерством Экономического Развития и Росстатом, можно сделать некоторые выводы.

Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% — во II, 6,2% — в III, до 1,1% — в IV квартале.

Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов — до 104,5% к уровню предыдущего года (в 2007 году — 120,6 процента).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре — на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале — 2,5%, в декабре — снижение на 4,6 процента.

В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате — на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.

В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Промышленное производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В IV квартале произошло снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% — в основном за счет обрабатывающих производств (снижение на 7,7%). В ноябре и декабре произошел спад промышленного производства — соответственно на 8,7% и 10,3 процента.

Экспорт товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, в 2008 году составил 470,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году — на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

Импорт товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, 2008 году составил 291,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году — на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

По итогам 2008 года объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8% и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 года. В IV квартале объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 23,2%, при этом за декабрь снижение данного показателя составило 6,3 процента.

За январь-декабрь 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) — на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) — на 4,3 п.п.

До октября ежемесячные темпы были достаточно высокими — а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом ранее.

Ведущую роль в повышении уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины 2007 года. В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее высоким по сравнению с другими европейскими странами.

Рост цен в отдельных странах на продукты питания по международной классификации*

В 2008 г. внутренние цены на продовольственные товары выросли на 16,5%, после роста цен на 15,6% в 2007 году.

Выводы из анализа социально-экономического развития России январь-июль 2009 года:

По предварительной оценке Минэкономразвития России, в июле падение ВВП составило 9,3%, в январе-июле — 10,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Продолжается спад строительства и потребительского спроса. В то же время обозначился тренд восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. В результате с исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, рост ВВП продолжается второй месяц подряд — в июле ВВП увеличился на 0,5% по отношению к июню.

По предварительной оценке Росстата, во II квартале 2009 года физический объем валового внутреннего продукта снизился на 10,9% относительно II квартала 2008 года, относительно I квартала 2009 года вырос на 7,5 процента.

В июле продолжилось оживление промышленного производства — спад по отношению к июлю прошлого года снизился до 10,8% (в июне — 12,1%, соответственно), за январь-июль снижение составило 14,2% к соответствующему периоду предыдущего года. Наиболее сильный спад по-прежнему в обрабатывающих производствах — в июле на 14,7% (за период с начала года — на 20,3 процента). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сокращение составило 9% (5,9%), в добыче полезных ископаемых — 1,6% (3,1 процента).

В июле впервые с августа 2006 года произошло снижение производства сельского хозяйства — на 1,3% к июлю прошлого года, за период с начала года прирост составил лишь 0,3 процента.

В июле усилилась тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5,4% к июлю прошлого года, в январе-июле — на 0,9% к соответствующему периоду 2008 года. Вместе с тем с исключением сезонного и календарного факторов отмечается замедление спада: в июне — -3,7%, в июле — -1,6 процента.

Снижение реальной заработной платы составило в июле 5,8%, за семь месяцев — 3,0% к соответствующему периоду 2008 года. При этом по состоянию на 1 августа 2009 г. суммарная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 июля 2009 г. на 9,9% и составила 6478 млн. рублей. С исключением сезонного и календарного факторов реальная заработная плата в июле снизилась на 0,3 процента.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 25,0 млрд. долларов США (52,8% к июлю прошлого года, по сравнению с июнем текущего года — 101,9%), в январе-июле 2009 г. — 151,0 млрд. долларов США (53,1% к соответствующему периоду прошлого года).

Импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 2009 г. 16,0 млрд. долларов США (55,9% к июлю прошлого года и 103,3% к июню текущего года), в январе-июле 2009 г. — 98,3 млрд. долларов США (59,8% к соответствующему периоду прошлого года).

Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, в январе-июле текущего года составил 923,8 млрд. руб., или 4,3% ВВП против профицита в размере 2 118,9 млрд. руб. (9,3% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 3 801,2 млрд. руб., или 70,0% к январю-июлю 2008 г, а расходы бюджета — 4 725,0 млрд. руб., или 132,8% к уровню января-июля 2008 года.

В июле инфляция на потребительском рынке составила 0,6% (так же как и в предыдущие два месяца), но это выше, чем в июле 2008 г. (0,5 процента). С начала года потребительские цены выросли на 8,1% (годом ранее — на 9,3 процента).

На продовольственные товары рост цен в июле начал ускоряться — 0,6% против 0,5% в июне. Без плодоовощной продукции прирост цен на продукты составил 0,2% (в июне — 0,1 процента). На плодоовощную продукцию цены в июле выросли на 3,2% (в июне — на 3,9 процента). Большинство социально-значимых товаров в июле как и в мае-июне продолжало дешеветь, однако темпы замедлились. Продолжился рост цен на бензин — в июле на 7,1 процента.

Источник

Оцените статью