Государственное регулирование экономической безопасности страны

Государственное регулирование экономической безопасности россии

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХАРЧЕНКО Дмитрий Леонидович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва — 2006

Работа выполнена на кафедре политической экономии и международных экономических отношений Российского государственного социального университета

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Руднев Виктор Дмитриевич

Официальные оппоненты: засл. деятель науки РФ, доктор

экономических наук, профессор

Воробьев Юрий Федорович

кандидат экономически наук, доцент

Гуськова Марина Федоровна

Ведущая организация: Московский авиационный институт

Защита состоится «25» октября 2006 года в 14 час. на заседании

диссертационного совета Д 212.341.03 по экономическим наукам в Российском государственном социальном университете по адресу: 129256, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, кор.2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета (РГСУ) по адресу: 129256, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, кор.3, библиотека, научный зал.

Автореферат разослан «25» сентября 2006г.

Ученый секретарь диссертационного Совета,

доктор экономически наук, профессор Маяцкая И.Н.

  1. I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема экономической безопасности становится чрезвычайно актуальной. И это во многом обусловлено растущей глобализацией мирового хозяйства. Поэтому очень важно определиться за счет каких факторов ее можно обеспечить, учитывая, что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности. Важнейшим фактором, на наш взгляд, является экономическая роль государства. В России в период проведения так называемых рыночных реформ отказ от государственного регулирования экономики и преувеличение роли рыночного саморегулирования привели к затянувшемуся экономическому и трансформационному кризису, а вместе с этим и к ослаблению не только экономической, но и национальной безопасности России.

Мировая практика показывает, что государства, не способные обеспечить экономическую безопасность, нередко попадают не только в экономическую, но и политическую зависимость от развитых стран. В этих случаях, по словам В.В.Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций».1

Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности. На наш же взгляд, это узкое понимание данной проблемы, так как криминализация экономики – это всего лишь следствие «провалов» рынка и государства в сложившейся экономической системе. С позиций экономической теории экономическую безопасность нельзя обеспечить только правовыми методами. Необходимо исследовать механизмы действия экономических законов и использовать их в решении всего комплекса проблем, способствующих созданию системы эффективного обеспечения экономической безопасности, отвечающей требованиям ХХI века.

Поиск решения проблем обеспечения экономической безопасности российской экономики требует совершенствования государственного регулирования, особенно в контексте глобализации. Все вышеизложенное делает избранную тему актуальной для научного исследования с позиции перспектив экономического развития России.

Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку научных проблем экономической роли государства в рыночной экономике внесли зарубежные и отечественные экономисты: Л.И. Абалкин, В.М. Агеев, А.И. Алтухов, Борисов Е.Ф., А.В.Бузгалин, Ю.Ф.Воробьев, С.Ю. Глазьев, А.Е. Городецкий, Т.Ю. Горькова, А.Г. Грязнова, М.Ф.Гуськова, Г.П. Журавлева, Л.А.Иванченко, А.Илларионов, В.Я.Иохин, В.Д.Камаев, А.А.Кочетков, А.Г. Куликов, С.В. Любимцева, С.П.Макаров, В.И. Новичков, Р.Г. Нургалиев, Ю.М. Осипов, Н.Н Пилипенко, А.А.Пороховский, В.А.Савин, В.К. Сенчагов, Д.Е.Сорокин, А.И. Страхов, В.Л. Тамбовцев, К.А.Хубиев, В.В. Шлыков и др. Исследованию прикладных проблем государственного участия в регулировании экономики посвящены работы Н.А.Волгина, В.И. Кушлина, В.Д Руднева, А.В. Сидоровича, С.В. Степашина, Ф.Ф.Стерликова, В.Н Щербакова и др. Проблемы государственного предпринимательства и его роли в обеспечении экономической безопасности раскрываются в работах А.А. Грунина, Э.П.Дунаева, В.Е.Савченко, А.К. Сапора, В.А. Шахового и др.

Среди западных ученых в разработку конкретных проблем экономической безопасности внесли значительный вклад А. Вестинг, Дж. Гэлбрейт, С. Гудвин, В. Кейбл, Р. Кейли, Дж. Кейнс, X. Молл, Л. Олви, П.Самуэльсон, Я. Тинберген, Ф. Хэмпсон и др.

Однако при исследовании данной проблемы с позиции экономической теории еще мало внимания уделяется анализу сущности, характерных черт, классификационных признаков, функций, форм экономической безопасности и ее соотношению с национальной безопасностью, концептуальных основ формирования системы экономической безопасности в современных условиях, влияния государственного регулирования на повышение уровня экономической безопасности России, особенно в контексте глобализации.

Неразработанность вышеперечисленных вопросов и необходимость поиска новых государственных подходов к обеспечению экономической безопасности в условиях глобализации и предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи диссертации. Целью исследования является разработка основных направлений государственного регулирования экономической безопасности России и обоснование рекомендаций, направленных на совершенствование роли государства в системе экономической безопасности в условиях рыночной экономики в контексте глобализации.

Для достижения постановленной цели определены задачи исследования:

• определение соотношения таких понятий как безопасность, экономическая и национальная безопасность в социально-экономической системе;

• анализ сущности, характерных черт и классификационных признаков экономической безопасности как экономической категории;

• уточнение системы показателей экономической безопасности;

• выявление изменений государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в результате проводимого курса рыночных реформ в России;

• обоснование приоритетов социальной и демографической политики в стратегии экономической безопасности современной России;

• разработка направлений по совершенствованию государственного регулирования экономической безопасности в условиях глобализации;

Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, по поводу совершенствования роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования, развития и совершенствования государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных отношений. В диссертации широко используются общенаучные методы диалектического, исторического, системного, функционального и сравнительного исследований, а также инструменты макро-, мезо- и микроэкономических уровней анализа и положения, отраженные в монографиях и официальных документах.

Информационно эмпирической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации (1993 г.), Федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, справочно-статистические материалы Росстата РФ, обзоры экономической политики, подготовленные Бюро экономического анализа (БЭА), материалы монографий и периодической печати, информационные и аналитические материалы научно — исследовательских учреждений, информационных агентств, а также некоторые сайты Internet.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнены сущность, характерные черты, классификационные признаки, функции, формы экономической безопасности и ее соотношение с национальной безопасностью;

— разработана воспроизводственная классификация экономической безопасности и расширена традиционная трактовка структуры потребностей за счет нового ее элемента — потребности в безопасных товарах и услугах;

— обоснована новая система показателей (индикаторов) экономической безопасности на основе системы национальных счетов (СНС);

— раскрыто влияние курса рыночных преобразований на потерю экономической безопасности по многим направлениям;

— разработаны основные направления совершенствования государственного регулирования в системе обеспечения социально-экономической и демографической безопасности современной России в условиях глобализации;

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором и положения выносимые на защиту.

— экономическая безопасность выступает как всеобщая категория социально-экономического развития, целевое назначение которой меняется под влиянием изменений отношений собственности: в условиях господства государственной формы собственности экономическая безопасность создается за счет средств государственного бюджета и выступает как государственная экономическая безопасность; в условиях господства частной формы собственности экономическая безопасность создается за счет средств частного капитала и выступает как частная экономическая безопасность; в условиях господства смешанной формы собственности экономическая безопасность отражает интересы частного капитала и государства и выступает как смешанная экономическая безопасность; с учетом способа управления экономикой экономическая безопасность рассматривается как централизованная и рыночная экономическая безопасность;

— исходя из воспроизводственного анализа экономической безопасности, предложено выделить 2 новых типа экономической безопасности: 1) ресурсная, или факторная, т.е. такая безопасность, которая через воспроизводство материальных ресурсов формирует экономическую независимость, устойчивость и динамическое развитие экономики, и 2) потребительскую – безопасность, которая способствует безопасному воспроизводству людских ресурсов, что позволяет расширить известную пирамиду потребностей А. Маслоу за счет такой ее составляющей как потребность в безопасных товарах и услугах;

  • оценку экономической безопасности предложено производить по таким показателям СНС, как: ВВП (в рыночных ценах), валовая добавленная стоимость, чистые налоги, оплата труда наемных работников, валовая и чистая прибыль, валовой и чистый национальный доход, чистые текущие трансферты, располагаемый доход, валовые и чистые сбережения;
  • в условиях глобализации первостепенное значение для России приобретает проблема возрождения России как великой державы, упрочения экономической безопасности страны на основе укрепления всесторонней экономической интеграции со странами СНГ развитие вертикальных российских транснациональных корпораций.
  • основными направлениями обеспечения экономической безопасности являются развитие инновационного типа воспроизводства, ориентированного на всестороннее развитие человека, совершенствование государственного регулирования экономической безопасности;
  • в процессе экономических реформ Россия утратила положение великой державы, потеряла технологическую, структурную, научно-техническую, продовольственную, социальную и демографическую безопасность.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений государственного регулирования экономической безопасности с целью укрепления социально-экономических позиций России в мировой экономике. Выполненное исследование существенно дополняет ранее разработанные положения относительно анализа государственного регулирования обеспечения экономической безопасности с позиции экономической теории. Данное исследование можно рассматривать как личный вклад соискателя в развитие экономической теории по избранной проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных отношений, что способствует формированию условий для высоких темпов экономического роста и укреплению экономической безопасности страны на перспективу. Полученные результаты исследования могут быть использованы государственными органами при разработке прогнозов и государственных программ в области обеспечения экономической безопасности, а также как учебный и учебно-методический материал при преподавании в вузах по курсам: Экономическая теория, Национальная экономика, Мировая экономика и Экономическая безопасность для студентов разных форм обучения и при разработке спецкурсов по избранной теме.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, нашли отражение в выступлениях на международных конференциях в РГСУ, РГТЭУ, Института правовой экономики и других вузах. Отдельные теоретические положения, выводы и рекомендации данного исследования использовались в практической деятельности фирмы «Ресурспрофстрой», о чем свидетельствует акт об их внедрении.

Публикации.

Основное содержание диссертации отражено в 5 авторских публикациях, общим объемом 2, 5 п.л.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения (6 наименований). Работа изложена на 192 страницах, содержит 6 рисунков, 6 таблиц, 2 схемы. Список использованной литературы включает 210 наименований, в том числе 19 иностранных источников.

Структура диссертационной работы отражает предмет, цель, задачи, логику и результаты исследования и построена следующим образом.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования экономической безопасности

1.1. Основные направления обоснования экономической и национальной безопасности в социально-экономической системе

1.2. Экономическая безопасность и ее место в макроэкономическом анализе

1.3. Системы угроз и индикаторов экономической безопасности

Глава II. Влияние курса рыночных реформ на экономическую безопасность России 2.1.Экономические последствия проводимого курса 2.2. Потеря социальной и демографической безопасности

2.3. Необходимость повышения экономической безопасности России в условиях глобализации

Глава III. Основные направления достижения экономической безопасности России

3.1. Переход к инновационному типу воспроизводства: инновация и конкурентоспособность как важные ресурсы обеспечения экономической безопасности

3.2. Всестороннее развитие человека

3.3. Совершенствование государственного регулирования экономической безопасности

Список использованной литературы

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрываются актуальность темы исследования, степень ее изученности, обосновываются приоритет решения проблем в совершенствовании роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в контексте глобализации мировой экономики, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов выполненной работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования экономической безопасности» исследуются основные направления обоснования экономической и национальной безопасности в анализе социально-экономической системы, место экономической безопасности в макроэкономическом анализе, а также система индикаторов экономической безопасности.

В словарной трактовке под «безопасностью»2 понимается отсутствие опасности для какого-то объекта или субъекта со стороны кого-либо или чего-либо, т. е. такое состояние, когда полностью исключена опасность любого вида.3 Термины же «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» появились во второй половине ХХ века. В России проблемы национальной и экономической безопасности стали глубоко исследоваться в связи с принятием Закона Российской Федерации «О безопасности» 05 марта 1992 года, где впервые было определено государственное понятие «. безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. ». В Конституции Российской Федерации были закреплены правовые основы обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства. Первым концептуальным документом в определении роли и значения экономической безопасности стала «Государственная стратегия экономической безопасности (Основные положения)», которая была утверждена и введена в действие Указом Президента РФ №608 от 29 апреля 1996 года, где впервые: 1) дана классификация угроз экономической безопасности; 2) определены критерии и параметры экономической безопасности; 3) разработаны направления экономической политики, институциональных преобразований и механизмов, необходимых для полного устранения угроз экономической безопасности, либо для максимального снижения их воздействия.

Источник

Читайте также:  Число охотников по странам
Оцените статью