Государственное регулирование экономики стран мира

Государственное регулирование экономики стран мира

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах имеет огромное многообразие. Изучение опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах позволяет выявить наиболее эффективные методы воздействия на провалы рынка.

Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения.

Тем самым государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции.

Сегодня можно выделить две обобщенные модели регулирования экономики — западную (американскую) и японскую.

Западная (реактивная) модель основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма.

Японская (проактивная) модель ориентирована на превентивные действия, компенсирующие определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации социально-экономической политики.

Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы ХХ века государственный сектор экономики претерпел существенные изменения, наблюдается тенденция снижения государственных расходов.

Однако государственные инвестиции в экономику от общего объема капвложений и по сей день в экономически развитых странах достигают огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1 /3, Австрии и Франции — свыше 40%. На средства государства, выступающего в качестве заказчика на производство продукции частного сектора, ведутся фундаментальные научные исследования.

В США на одну только хлопковую отрасль приходится 3 млрд долл. субсидий, что вызывает снижение мировых цен на хлопок и делает неконкурентоспособной продукцию из стран Западной Африки.

Выплаты фермерам, на которые уходит половина бюджета ЕС, оказывают понижающее воздействие на мировые цены на молочные продукты и пшеницу. Связано это, прежде всего, с масштабами субсидирования: фермер ЕС получает от государства 2 евро в минуту, а, к примеру, в Швейцарии сельскохозяйственная продукция дотируется на 60%, в Японии субсидии производителям риса в 7 раз превышают затраты на его производство, что делает неконкурентоспособным экспорт риса из Таиланда.

В Китае отменен сельскохозяйственный налог, существовавший около 650 лет, и фермеры теперь работают фактически в режиме «особой экономической зоны».

В мае 2006 г. в Великобритании была издана получившая широкую известность книга Д. Уильяме «50 фактов, которые должны изменить мир», где приводится сравнение субсидирования выращивания коров в экономически развитых странах. Так, содержание каждой коровы в Евросоюзе субсидируется из расчета 2,5 долл. США в день, а в Японии — по 7,5 долл.

В итоге низкие ввозные пошлины на сырье и необработанные товары и высокие — на готовую продукцию стимулируют развивающиеся страны на экспорт сырья и консервируют их отсталость.

Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются: в Китае государственный сектор дает свыше 1/2 ВНП, Франции — 1/3, Италии — 39-42%, Финляндии — 17,6%, Нидерландах — 5,4%, Великобритании — 2,7%.

Госсектор в основном представлен в крупнейших предприятиях базовых отраслей: электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении и т.д.

Группа «Тамсон», с 75%-ным участием государства, занимает 4-е место в мире по производству бытовой электроники, группа «Аэропасьяль», с 82,2%-ным участием государства, — 3-е место в Европе по производству аэрокосмического оборудования. На долю государственной компании «Электрисите Франс», в которую входят 54 АЭС, приходится 90% производства электроэнергии и 95% электроснабжения.

В Италии крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии, а в Великобритании госсектор доминирует в угольной и ядерной энергетике.

Источник

Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран (Научные труды №16)

Дата публикации
Среда, 10.11.1999

Авторы
В. Ступин Т. Хохлова А. Шадрин В. Новиков М. Давыдовская

Серия
Научные труды

Институт государства очень давно находится под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго.

Содержание

1. Введение 5
2. Болгария 14
2.1. Введение 14
2.2. Государственный сектор 17
2.3. Финансы и банковское дело 22
2.4. Инвестиции 27
2.5. Внешняя торговля и торговый режим 30
2.6. Социальная сфера 35
2.7. Заключение 36
3. Франция 39
3.1. Введение 39
3.2. Участие государства в производстве 40
3.3. Экология 53
3.4. Структурная политика 58
3.5. Протекционизм 75
3.6. Регулирование финансовой сферы 87
3.7. Регулирование трудовых отношений 91
3.8. Дерегулирование и реформа государственного управления 94
3.9. Заключение 98
4. Чили 100
4.1. Участие государства в производстве 100
4.2. Экология: нормы, стандарты, санкции 104
4.3 Структурная политика 104
4.4. Регулирование институтов финансового рынка 112
4.5. Социальная политика 117
4.6. Политика занятости 126
5. Соединенные Штаты Америки 129
5.1. Введение 129
5.2. Участие государства в производстве 134
5.3. Экология: нормы, стандарты, право, система санкций 137
5.4. Финансовый рынок 142
5.5. Конкурентное право 146
5.6. Политика занятости 152
5.7. Социальные гарантии 155
5.8. Органы государственного регулирования 158
6. Новая Зеландия 161
6.1. Введение 161
6.2. Участие государства в производстве 164
6.3. Реформа системы государственного управления 168
6.4. Экология 172
6.5. Внешняя торговля 173
6.6. Иностранные инвестиции 174
6.7. Регулирование институтов финансового рынка 176
6.8. Конкурентное право 180
6.9. Политика занятости 183
7. Заключение 186
7.1. Использование опыта зарубежных стран 186
7.2. Целевые государственные программы 189
Библиография 194
Болгария 194
Франция 195
Чили 197
США 198
Новая Зеландия 199

Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран
Москва 1999
Авторский коллектив: вступление и заключение – В. Ступин, раздел 2 – Т. Хохлова, раздел 3 – А. Шадрин, разделы 4 и 6 – В. Новиков, раздел 5 – М. Давыдовская
Редакционная коллегия: Н. Главацкая, К. Ларина, И. Устинова
Компьютерный дизайн: А. Астахов
ISBN 5-93255-010-4
Настоящее издание подготовлено по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

Источник

Виды и модели государственного регулирования экономики

Основные виды регулирования — экономический либерализм, экономический дирижизм и несколько моделей ГРЭ.

Экономический либерализм (лат.- свободный) — система социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму.

Экономический дирижизм (лат. — руководящий) предполагает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.

Существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

-от географического положения;

-от наличия природных ресурсов;

-от исторических условий развития;

-от традиций населения и его обычаев;

-от уровня развития производительных сил;

-от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

-наличие многообразных форм собственности;

-преобладание свободных цен на товары и услуги;

-развитая система свободной конкуренции;

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

-малый удельный вес государственной собственности. В конце 2010 года государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США -10 %, в то время как в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

-минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост количества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные программы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государства — сократилась;

-всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство обеспечивает в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

-резкая дифференциация на богатых и бедных;

-большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

-приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:

-высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономики;

-составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г. Перед тем как произошло «японское чудо», был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 30 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

-широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

-незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

-социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

-сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;

-Германия одна из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

-в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

-различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцати трехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние 110 лет валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 2008 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов составили дотации домашним хозяйствам и предприятиям. В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собственной внутренней логики политического механизма принятия решений». Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы — индикативное планирование. Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 2008 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 26 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:

-планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка;

-в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

-регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесячно проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспортеров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые устанавливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики правительство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокращалась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция, правительство решило бороться с инфляцией путем повышения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне — и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как основных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находящейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет налогов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повышенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при формировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейшего развития деревни — по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Венгрии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии — с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдвинул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствования, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать прямые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено созданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагается осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэкономического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %. Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.

8. Уровень государственного регулирования экономики в различных странах.

Во всех национальных моделях общественно-экономических систем государство регулирует экономику.

Наиболее развитые системы государственного регулирования экономики сложились в странах Западной Европы (прежде всего, в Скандинавских странах, Франции, Германии, Нидерландах, Австрии и Испании), в Японии и других странах Юго-Восточной Азии – Южной Корее, Сингапуре, Малайзии. Вместе с тем, США, Канада, Австралия, где частный капитал обладает особенно сильными позициями и где не наблюдалось серьезных социально-экономических потрясений (последствия Второй мировой войны, формирование и распад блока стран социализма), характеризуется гораздо более низким уровнем государственного регулирования. Вместе с тем, и в этих странах голь государства возрастает в решении задач структурной политики, при нарастании социальных проблем, росте инфляции.

По мнению специалистов, уровень государственного регулирования наиболее ясно характеризуется долей ВВП, перераспределяемой через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. В Японии и США этот показатель составляет 35-40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде – около 50%, в Швеции и Норвегии свыше 65 %.

Уровень государственного влияния в экономике страны характеризуется и таким показателем, как доля государственной собственности. Так, по оценкам специалистов, в государственном секторе стран Европейского Союза работает более 10% всех занятых, на него приходится примерно 13% вновь созданной стоимости и почти 20% капиталовложений.

Границы государственного сектора весьма подвижны. Их расширение идет по разным направлениям: вследствие увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых предприятий, благодаря проведению актов национализации. (Франция – 1936 г., 1945 г., 1985 г., в результате чего государственный сектор французской экономики стал одним из самых крупных в Западной Европе).

В современном мире велика роль государства в инновационном развитии экономики, для которого приоритетным является венчурное предпринимательство. Венчурный капитал – это инвестиции в инновационные высокорисковые проекты (организации, ценные бумаги и т. п.) с возможностями относительно быстрой и высокой результативности.

Оно приобретает стратегическую важность для любой страны, претендующей на статус экономически развитой. Оценка инновационности российской экономики в сравнении с экономиками наиболее развитых стран мира показывает отставание от мировых лидеров: Германии – в 30 раз, Японии – в 17 раз. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, в России ежегодные вложения в НИОКР составляют около 4 млрд. долл. в год, как в Индии и Бразилии (для сравнения, в млрд. долл. – в Южной Корее – 14, в Китае – 16, в США — 677).

Источник

Читайте также:  Какие страны шенгена открывают границы
Оцените статью