Государственное регулирование инвестиционной деятельности: опыт зарубежных стран
В настоящее время устойчивый рост объема инвестиций и их эффективное использование являются не столько тактической, сколько стратегической задачей. Ее успешное решение предполагает всесторонний учет характерной инвестиционному процессу сложной взаимосвязи многих элементов инвестиционной сферы. При этом, как показывает опыт экономически развитых стран, последовательная реализация взаимосвязи микро- и макроэкономического воспроизводства становится возможной лишь с опорой и на рынок как саморегулируемую систему, и на регулирующую инвестиционную деятельность государства.
Соревнование за мировое лидерство возглавляют страны, сумевшие сформировать оптимальную инвестиционную политику и наладившие механизм ее реализации. К их числу относятся, в частности, Япония, США, Германия и другие участники «большой семерки». Для этих стран государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики давно стало нормой и его методы систематически совершенствуются. Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности представляется опыт США, Великобритании, Германии, Японии и Франции. Это те страны, экономические стратегии развития которых могли бы послужить, как нам кажется, наглядным примером для Республики Казахстан.
Главными приоритетами американской инвестиционной политики являются привлечение инвестиций в США, а также стимулирование внешних инвестиций с целью создания дополнительных рабочих мест и восстановления экономики. В этой связи основным приоритетом федерального правительства, органов власти на уровне штатов и на муниципальном уровне выступают максимальная поддержка потенциальных инвесторов и создание эффективных стимулов для инвестирования. В частности, таких как предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов и др.
В силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций в США осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. На федеральном уровне обычно устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления. Работу по привлечению иностранных инвестиций каждый штат строит самостоятельно на основании долгосрочных и краткосрочных программ, которые разрабатываются в соответствии с местным законодательством и с учетом местных особенностей и потребностей. Каждый штат имеет собственные программы по привлечению внутренних и иностранных инвестиций, поскольку в силу сложившейся практики федеральное правительство не играет активной роли при определении целей экономического развития того или иного региона страны. Местные администрации самостоятельно определяют перспективные направления промышленного развития за счет как государственных, так и привлеченных средств [1].
Проводимая в США политика, за отдельными исключениями, обеспечивает предоставление равных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Например, иностранные инвесторы могут свободно вкладывать свои средства в большинство отраслей экономики страны, а также выводить основной капитал и прибыли.
В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций [2].
США целенаправленно развивают международное сотрудничество в инвестиционной сфере. Так, в 2013 году активно проводилась работа по созданию Трансатлантической зоны свободной торговли (TAFTA), или Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP), как зоны свободной торговли между Америкой и Европейским Союзом. Следует отметить, что впервые данная инициатива была предложена в 1990-х годах, а повторно — в 2007 году. И только в 2013 году начались переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Это партнерство потенциально представляет самую большую зону свободной торговли, охватывающую 46% мирового ВВП. Ожидается, что инвестиционное партнерство будет способствовать появлению 400 тысяч новых рабочих мест, а ежегодный прирост ВВП будет составлять 160 млрд. долларов для ЕС и 128 млрд. долларов для США [3].
В регулировании инвестиционной деятельности Германии особое место отводится инвестиционным компаниям, деятельность которых регулируется Законом об инвестиционных компаниях (1970 г.). Эти кoмпaнии являются кpeдитными yчpeждeниями. Поэтому на них pacпpocтpaняютcя вce зaкoнoдaтeльныe нopмы, oтнocящиecя к кpeдитным yчpeждeниям. Схема организации коллективных инвестиций в Германии весьма похожа на схему функционирования траста в Великобритании. Основное отличие заключается в том, что немецкая управляющая компания в обязательном порядке должна быть кредитной организацией и подпадать под сферу действия банковского регулирования и контроля [5].
Во Франции, несмотря на отсутствие специального закона, регулирующего иностранные инвестиции, действует система «предварительного уведомления властей о намерениях продления сроков апробации». Она в основном распространяется на инвесторов из стран, не являющихся членами ЕС, но участвующих в деятельности французской компании. Кроме того, в законодательстве Франции существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями, что объясняется применением более льготного регулирования в отношении последних. Это связано с тем, что, несмотря на значительное упрощение процедуры регулирования иностранных инвестиций, для большинства операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций на территории Франции, по-прежнему требуется предварительное уведомление о намерениях или предварительное разрешение [6].
Основными методами регулирования инвестиционной деятельности в Великобритании, Франции, Германии и Японии выступают:
- регулирование общего объема капиталовложений. Это главный метод управления инвестиционным процессом, осуществляемый через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политику;
- выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, к примеру, с помощью инвестиционного кредита;
- прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов крупнейших корпораций.
Такие страны как Франция и Германия государственную экономическую политику ориентируют на выравнивание региональной экономической дифференциации. То есть помимо отраслевого метода распределения денежных средств используют еще и государственный, поскольку считают его более эффективным.
В Германии в практике регионального инвестирования используется понятие «общественная задача», что соответствует понятию «целевая программа». В новых (восточных) федеральных землях разработаны целевые правила «Улучшение региональной хозяйственной структуры», что способствовало стимулированию инвестиций путем предоставления субсидий на развитие инфраструктуры из федерального и земельных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития.
Во Франции отношения между государством и регионами строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования. Именно так государство оказывает содействие экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций. Затем они вносятся в национальный план государства в качестве приоритета. При этом дополнительные средства стараются выделять наиболее проблемным регионам. Реализация такой политики осуществляется в виде реструктуризации экономики регионов. Для этого с помощью выделяемых инвестиционных грантов оказывается содействие улучшению региональной инфраструктуры и созданию рабочих мест в приоритетных отраслях экономики [7].
Япония и Китай для финансирования наиболее важных структурных проектов в экономике, строящихся преимущественно по отраслевому принципу, активно используют бюджетные средства и различные формы сбережений граждан, находящихся под ответственностью государства.
В Китае кредитование экономики возложено на банковскую систему. Основными видами кредитования являются коммерческое и политическое кредитование. При коммерческом кредитовании процентные ставки по кредитам, а также направления кредитования формируются на основе рыночных принципов. «Политическое кредитование» призвано исполнять роль основного инструмента осуществления государственной экономической политики. Для этого в Китае создано три государственных банка развития. При этом основным источником формирования средств для «политического кредитования» является государственный бюджет [8].
В Японии бюджетный дефицит на всех уровнях, а также государственные предприятия в значительной мере финансируются из сбережений граждан, поскольку главным подписчиком государственных облигаций на первичном рынке и главным покупателем на вторичном является «Бюро доверительных фондов». Бюро управляет государственной пенсионной системой, сберегательными и страховыми вкладами граждан в почтово-сберегательные кассы. Средства Бюро и государственные облигации используются для финансирования крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, в которых частный сектор не имеет прямого коммерческого интереса. Такое финансирование осуществляется через Программу инвестиций и займов, принимаемую парламентом страны ежегодно.
Следует отметить, что сравнительный анализ ряда стран по таким показателям, как наличие созданного агентства по продвижению иностранного капитала в экономику, выполняемые им функции, наличие зон свободной торговли, система взаимосвязей между государственным и частным секторами, меры поддержки иностранных инвестиций и гарантий для иностранных инвесторов, схемы взаимосвязи всех участников в инвестиционном процессе, ограничения сфер для проникновений иностранного капитала в целях безопасности, региональная дифференциация стимулов показали сходную картину в инструментах и методах применяемой политики.
Таким образом, в экономически развитых странах мира, как впрочем, и в Казахстане, на осуществляемую инвестиционную политику и ее нормативно-правовое обеспечение сильнейшее влияние оказывают происходящие в последние годы интеграционные процессы. Это является общей, объединяющей чертой в регулировании инвестиционной деятельности в Казахстане и в зарубежных странах. Однако имеются и некоторые отличия, которые в процессе формирования эффективной инвестиционной модели можно было бы использовать в казахстанских условиях.
1. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений / Пер. с англ.; Под ред. А. Н. Шохина – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 247 с.
2. Foreign Direct Investment Position in the United States. Survey of Current Business, September 2008.- P. 102
3. Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации // www.ved.gov.ru
4. Financial Services Act 1986 // Halsbury’s Statutes. London, 1986. – Р. 167
5. Абрамов А. Опыт немецкого законодательства о депозитарной деятельности // Депозитариум, 1999 г., № 6. – С. 35-44
6. Societes Commerciales, Memento pratique Francis Lefebvre, Editions Francis Lefebvre, 2010
7. Index of economic Freedom // The Heritage Foundation, Washington, 2009 www.heritage.org/Index/pdf/Index09Full.pdf
8. Каменнов П.Б. Китай в XXI веке. Глобализация интересов безопасности / Под ред. Г.Ф.Чуприна- М., 2012. – 258 с.
Источник
Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.07.2016 2016-07-14
Статья просмотрена: 4909 раз
Библиографическое описание:
Филатова, С. Э. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом / С. Э. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32758/ (дата обращения: 27.04.2021).
Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ [3, 4].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ФЗ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). В законе говорится о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания благоприятных условий для инвесторов, налоговых льгот, защиты интересов инвесторов, создания и развития сети информационно-аналитических центров, принятия антимонопольных мер, выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, а также разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета [1].
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ охватывает правовое регулирование и гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Действующее законодательство является прямым источником привлечения инвесторов в регионы РФ, предоставляя гарантии, налоговые льготы, льготы при кредитовании и созданием благоприятных условий для инвестирования [2].
Основная роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ.
Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [3]. В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности.
Можно сформулировать несколько общих принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне:
Необходимость разработки инвестиционной концепции региона, предусматривающую набор альтернатив, многовариантную проработку путей развития за счет инвестиций:
- Мониторинг и анализ инвестиционной деятельности в регионе.
- Разработка инвестиционной политики с учетом направлений инвестиций на основе территориальных (какие районы и города имеют преимущество в инвестициях) и отраслевых (какие отрасли должны развиваться более быстрыми темпами) приоритетов.
- Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии управления инвестиционным процессом в регионе.
Реализация принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса на региональном уровне. Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
В зарубежном опыте имеются различия в стимулировании и регулировании инвестиционной политике на региональном уровне. Для примера можно рассмотреть зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций в Австралию.
Основными нормативно-правовыми актами, посредством которых производится регулирование инвестиционной деятельности в Австралии выступают следующие законы:
- Федеральный закон Австралии «Об инвестициях» от 1975 г. (поправки от 2010 г.), который устанавливает основные приоритеты национальной политики в инвестиционной сфере;
- Акт Австралии «Об иностранных приобретениях и поглощениях» от 1989 г., который регулирует привлечение иностранных инвестиций в экономику Австралии.
Данные документы призваны обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране и равные условия для иностранных инвесторов. В целом, правительство Австралии уделяет большое внимание привлечению иностранных инвестиций и создает для этого комфортные условия, так все обязательные процедуры для открытия бизнеса.
Стоит отметить, что существует формальное соответствие инвестиционного законодательства Австралии правилам международного инвестирования МВФ — это позволяет утверждать, что страна придерживается курса стимулирования иностранных инвестиций.
В современных условиях Австралией широко используется комплекс форм стимулирования инвестиционной деятельности (Таблица 1).
Форма
Содержание
Межправительственные соглашения по поощрению и защите капиталовложений (IPPA)
Сегодня Австралия имеет 22 таких соглашения с развивающимися странами. Подобные соглашения предоставляют режим наибольшего благоприятствования инвестициям двух стран, дают гарантию от национализации и экспроприации вложенных капиталов и содержат механизм разрешения споров.
Соглашения об избежание двойного налогообложения (DTA).
Акцент делается на регионы, с которыми у страны наиболее устойчивые отношения, подписано 44 соглашения.
Соглашения о зонах свободной торговли
Все данные соглашения содержат главы, посвященные инвестициям. Австралия — Новая Зеландия (ANZCERTA); Австралия — Сингапур (SAFTA); Австралия — США (AUSFTA); Австралия — Таиланд(TAFTA); Австралия — Чили (ACIFTA); Австралия — Новая Зеландия и АСЕАН (AANZFTA; Австралия — Малайзия. Самое продуктивная зона — Австралия — США (AUSFTA). Содержит нормы, относящиеся к торговле товарами, взаимному инвестированию (самый высокий порог инвестирования, чем другим иностранным субъектам для входа на рынок), государственным закупкам, стандартам и техническому регулированию, услугам в финансовом и телекоммуникационном секторах, регулированию в областях конкурентной политики, занятости, интеллектуальной собственности и охраны окружающей среды.
Также Австралия активно участвует в переговорах по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства («Trans-PacificPartnershipAgreement», TPP).
Кроме этого в рамках сотрудничества со странами государств Тихоокеанского региона Австралия участвует в работе над созданием нового регионального торгово-экономического соглашения, известного, как «Pacific Аgreement on Closer Economic Relation» (PACER) Plus.
Что касается развивающихся стран, то большинство из них идут по пути развитых стран, активизируя косвенные методы. В то же время присутствует практика применения административных рычагов и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Особенно сильна роль государства в азиатских странах. Кроме того, в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов создаются привилегированные условия для иностранных инвесторов. Достаточно слабо развиты институциональные формы регулирования инвестиционной деятельности.
К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность региональной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. [4]
В общем, можно выделить два метода воздействия на инвестиционную сферу, это — экономические и административные. К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы. Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.
Изучив отечественные и зарубежные инструменты и методы государственного регулирования и стимулирования инвестиционной активности на региональном уровне, можно сделать выводы: в отечественной практике используются в качестве методов государственного регулирования налоговые ставки, субсидированные программы, квотирование, лицензирование, инвестиционной налоговой кредит, то есть, создание благоприятных условий во всех отраслях инвестиционного сектора. Тогда как например в Австралии широко используется метод Соглашений, таких как − Межправительственные соглашения по поощрению и защите капиталовложений (IPPA), Соглашения об избежание двойного налогообложения (DTA), Соглашения о зонах свободной торговли. Тем самым можно говорить о том, что у Австралии существует формальное соответствие инвестиционного законодательства правилам международного инвестирования МВФ — это позволяет утверждать, что страна придерживается курса стимулирования иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественная инвестиционная политика ведется в направлении привлечения инвесторов, создавая для этого благоприятные условия, учитывая специфику и недостатки регионов, тогда как зарубежный опыт показывает, что их инвестиционная деятельность также ведется в направлении привлечения инвесторов, но учитывая инвестиционный климат в стране в целом.
- Застеров П. Экономическая безопасность привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию. Автореферат диссертации.
- Караваев В. Региональная инвестиционная политика// Инвестиции в Россию. — 2012. − № 2. − С. 12–15.
- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ.
Источник