КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
электронное учебное пособие
|
|
|
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006
Источник
Политико-территориальное устройство стран СНГ
«Анализ конституций стран-членов СНГ показывает, что под государственным устройством чаще всего подразумевается все же политико-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также взаимоотношения его с составными единицами (например, областями, автономными областями и республиками)».[195]
Территориальные вопросы являются одними из самых проблематичных в текстах конституций государств Содружества. Видимо с этим и связано большое внимание, уделяемое территориальной целостности этих государств, их суверенитету.
Например, ст.9 Конституции Беларуси 1994 г. гласит: «Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством».
Как уже говорилось, тексты рассматриваемых конституций не содержат специальных разделов, посвященных государственному устройству. Положения о государственном устройстве содержаться в различных частях конституционного текста. Но чаще всего помещаются в «общих» разделах – «Общие положения», «Основные принципы», «Основы конституционного строя».
По форме государственного устройства все страны Содружества являются унитарными государствами (естественно, за исключением Российской Федерации). Однако, унитаризм в рассматриваемых государствах далеко не одинаков. И это находит свое отражение в конституционных текстах.
Например, Конституция Азербайджана не только провозглашает Нахичеванскую Автономную Республику автономным государством в составе Азербайджанской Республики (ч.1 ст.134), но и устанавливает основы взаимоотношения республики и государства. Это находит отражение в том, что Нахичеванская Автономная Республика провозглашается неотъемлемой составной частью Азербайджанской Республики. Конституция и законы Азербайджанской Республики, указы Президента и постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики обладают обязательной силой на территории республики, а акты самой республики не должны противоречить общегосударственным актам. Даже сама Конституция автономной республики представляется Милли Меджлису Азербайджана Президентом и утверждается Конституционным законом.
В Республике Молдова допускается образований автономий с элементами особого статуса. Так, например, в стране действует Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) от 23 декабря 1994 г. №344-XIII. Преамбула этого закона ссылается на цели удовлетворения национальных потребностей и сохранения самобытности гагаузов, их наиболее полного и всестороннего развития, обогащения языка и национальной культуры, обеспечения политической и экономической самостоятельности, а обращается к тому, что первичным носителем статуса Гагаузии является малочисленный гагаузский народ, компактно проживающий на территории Республики Молдова. Статья 1 Закона провозглашает Гагаузию территориальным автономным образованием с особым статусом как форму самоопределения гагаузов, являющееся составной частью Республики Молдовы.[196]
Территориальные вопросы, получившие отражение в конституционных текстах стран-участниц СНГ, относятся к различным аспектам. Таким как:
— государственной устройство (ст.2 Конституции Казахстана 1995 г.: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления»);[197]
— статус государственной территории (в первую очередь, речь идет о провозглашении суверенитета, распространяющегося на всю территорию государства либо общей характеристике территории – целой, неделимой и т.д.);
— государственная граница (ч.3 ст.11 Конституции Азербайджана – «…Территория Азербайджанской Республики неотчуждаема. Азербайджанская Республика никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию; государственные границы могут изменяться только путем референдума, проводимого по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики среди всего населения Азербайджана, на основе волеизъявления народа Азербайджана….»);[198]
— разграничение компетенции между государством и его территориальными единицами.
Также могут содержаться положения об административно-территориальном делении (например, упоминаемая ст.9 Конституции Беларусь или ст.2 Конституции Туркменистана[199]), а также столице.
Традиционно включаются и положения о структуре государственной территории. Так, ст.11 Конституции Азербайджана «Территория», гласит не только то, что территория Азербайджанской Республики едина, неприкосновенна и неделима, но и то, что «…внутренние воды Азербайджанской Республики, принадлежащий Азербайджанской Республике сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Азербайджанской Республикой – составные части территории Азербайджанской Республики…».
Таким образом, можно констатировать, что зарубежные страны, входящие в состав СНГ, в большинстве своем являются государствами состоящими из простых административно-территориальных единиц. В тоже время некоторые из этих стран являются сложными унитарными государствами, требующими должного правового оформления соответствующих территориальных образований.
Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1765 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Государственное устройство стран снг
1. Форма государственного устройства стран СНГ………………………3
2. Суверенитет границ стран СНГ…………………………………………6
3. Государственная символика стран СНГ……………………………….13
1. Форма государственного устройства стран СНГ
Форма государственного устройства, т.е. внутренняя структура государства, характер взаимосвязей целого и его частей, получает отражение в Декларациях о государственном суверенитете бывших республик Союза ССР, ныне участников СНГ, и конституциях этих государств.
Суверенная власть республик ограничивается во внутренних вопросах правом, а во внешних положениями, вытекающими из общепризнанных принципов и норм международного права, общего права СНГ, международных договоров и соглашений этих государств.
По форме государственного устройства все зарубежные страны СНГ являются унитарными республиками. При этом в ряде из них имеются автономные включения (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина). Так, Конституция Азербайджанской Республики от 14 октября 1995 г. устанавливает, что азербайджанское государство — унитарная республика (ст. 6). Одна из целей Азербайджана — обеспечение его независимости, суверенитета и территориальной целостности. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. провозглашает: «Грузия — независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 г. на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 г.».[1]
Конституция Беларуси гласит, что Республика — унитарное демократическое социальное правовое государство (ст. 1). Она обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Такая практика характерна не только для стран Содружества. Унитарными государствами с автономными включениями являются Испания, Канада, Китай и многие другие.
Все среднеазиатские страны Содружества также являются унитарными государствами. Так, Конституция Казахстана от 30 августа 1995 г. провозглашает Республику унитарным государством (ст. 2). Подчеркивается, что «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории» (ч. 2 ст. 2 раздела «Общие положения»).
Кыргызстан провозглашает себя суверенной, унитарной демократической Республикой (абз. 1 ст. 1 Конституции от 5 мая 1993 г. с изменениями и дополнениями от 10 января 1996 г.).[2]
Конституция Таджикистана объявляет Республику суверенным демократическим светским унитарным государством (ст. 1 Конституции от 6 ноября 1994 г.).
Конституция Украины от 28 июля 1996 г. в разделе IX — «Территориальное устройство Украины» — закрепляет принцип единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций (ст. 132). Автономная Республика Крым рассматривается как единица административно-территориального устройства Украины, ее неотъемлемая составная часть (ст. 133, 134 Конституции Украины).
Для суверенных унитарных зарубежных государств СНГ характерны:
1) территориальное верховенство;
2) система легитимных органов государственной власти;
3) единая конституционно-правовая система;
4) единое гражданство;
5) единое экономическое пространство;
6) единая кредитно-денежная система;
7) национальная государственная символика;
8) национальные вооруженные силы;
9) абсолютная международная правосубъектность. Территория является пространственным пределом государственной власти. Территория определяется в государствах СНГ конституцией и специальными актами о статусе государственной границы.
2. Суверенитет границ стран СНГ
Конституции всех стран Содружества подчеркивают, что их территория в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Так, ст. 3 Конституции Кыргызстана гласит: «Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима». Аналогичная норма имеется в Конституции Казахстана:
«Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории» (п. 2 ст. 2 раздела «Общие положения»).
Конституция Азербайджана устанавливает, что территория Республики едина, неделима и неприкосновенна. Внутренние воды Азербайджана, принадлежащий ему сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Республикой — составные части ее территории.
Территория Азербайджана неотчуждаема. Республика никому ни в какой части и форме не передает свою территорию. Лишь по решению парламента Азербайджана путем проведения референдума среди всего населения на основе согласия азербайджанского народа может проводиться уточнение государственной границы.
Территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1921 г. Территориальное единство и неприкосновенность государственных границ подтверждены Конституцией и признаны законодательством Грузии, мировым сообществом и международными организациями (ч. 2 ст. 2 Конституции Грузии). Запрещается отчуждение территории грузинского государства. Изменение государственных границ допускается лишь на основе двусторонних соглашений с соседним государством (ч. 2 ст. 2 Конституции).
Государства СНГ признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Это закреплено Соглашением о сотрудничестве государств СНГ по обеспечению стабильности положения на их внешних границах (1992 г.). Государства СНГ гарантируют открытость границ в рамках Содружества, свободу передвижения граждан и передачи информации.
К специальным актам, регламентирующим статус государственной границы, следует отнести законы, в частности, Закон Азербайджана «О Государственной границе Азербайджанской Республики» от 9 октября 1991 г.; Закон Беларуси «О Государственной границе Республики Беларусь» от 4 ноября 1992 г.; Закон Казахстана «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г.; Закон Украины «О Государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г. и др.[3]
Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории — суши, вод, недр, воздушного пространства (Украина, ст. 1), отделяющая сушу и водную территорию республики, ее недра, морские и воздушные пространства от соседних государств (Азербайджан, ст. 1).
Государственная граница есть пространственный предел действия государственного суверенитета. При установлении и изменении государственной границы, поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании право отношений в приграничных районах (акваториях) государства и на путях международных сообщений, пролегающих на территории государства СНГ, они руководствуются принципами:
— обеспечения безопасности страны и международной безопасности;
— взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
— взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ;
— мирного разрешения пограничных вопросов.
В Законе Украины «О Государственной границе Украины» подчеркивается, что Республика «неуклонно проводит политику мира, выступает за укрепление безопасности народов Украины исходя из принципов нерушимости государственных границ, являющихся отражением территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины» (Преамбула).
В Законе «О Государственной границе Республики Казахстан» закреплено, что исходя из международных принципов территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, государственная граница рассматривается как линия, определяющая юридически закрепленный пространственный предел территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав (ст. 2).
Во всех законодательных актах о государственной границе подчеркивается, что государственная граница неприкосновенна и любые ее нарушения решительно пресекаются.
Законы о государственной границе стран Содружества определяют правила установления и обозначения государственной границы, территориальных и внутренних вод; режим государственной границы; порядок пересечения государственной границы, вылета и посадки воздушных судов; пропуска лиц, транспортных средств и иного имущества через государственную границу; мирного прохода через территориальные воды иностранных кораблей и подводных лодок; порядок захода иностранных невоенных и военных кораблей во внутренние воды и порты государства; правила пограничного и таможенного контроля при пересечении государственной границы; правила хозяйственной деятельности на государственной границе; устанавливают ответственность за нарушение государственной границы. Законодательно регламентируются пограничный режим, права и обязанности службы пограничной охраны; участие государственных органов, общественных объединений и граждан в охране государственной границы.
Под режимом государственной границы понимается порядок ее пересечения; пересечения и пребывания в воздушном пространстве государства иностранных самолетов и иных летательных аппаратов; плавания и пребывания иностранных невоенных и военных кораблей в территориальных водах государства; захода иностранных невоенных и поенных кораблей во внутренние воды и порты государства и пребывания в них; содержания государственной границы; ведения различных работ, промысловой и иной деятельности на государственной границе.
Режим государственной границы определяется национальным законодательством государств Содружества и их международными договорами.
Охрана государственной границы заключается в осуществлении политических, военных, экономических, технических, оперативных и иных мер по недопущению противоправного, насильственного изменения установленного прохождения государственной границы; незаконного использования (освоения) сопредельными государствами или их гражданами приграничных участков территории Республики; по защите на государственной границе интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних посягательств.
Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о государственной границе государств СНГ. Лица, виновные в нарушении государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконном перемещении или попытке незаконного перемещения через государственную границу грузов, материалов, документов и иных предметов, а также в других нарушениях национального законодательства и государственной границы, несут уголовную, административную или иную ответственность. Например, Украина ввела уголовную ответственность за призывы и иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности Украины, или распространение с этой целью материалов с призывами к таким действиям.
В государствах СНГ ведется работа по правовому оформлению границ с сопредельными государствами, их делимитации и демаркации, созданию необходимых условий для охраны государственных границ.
Республика Казахстан, исходя из провозглашенной правопреемственности в отношении бывшего СССР, подтверждает прохождение своей государственной границы, установленной действующими на день вступления в силу Закона «О Государственной границе Республики Казахстан» международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Республики Казахстан и других государств — бывших республик Союза ССР (ст. 2).
При установлении и изменении прохождения Государственной границы Республики Казахстан, поддержании правоотношений с сопредельными государствами, регулировании правоотношений в пограничных районах (акваториях) Казахстана и на путях международных сообщений па территории Казахстана Республика руководствуется целями обеспечения своей и международной безопасности, интересами сотрудничества с сопредельными государствами, принципами мирного разрешения пограничных споров (ст. 2).
Республика Казахстан в Законе о Государственной границе подтверждает, что она координирует установление режима государственной границы и деятельность по ее охране с государствами — участниками СНГ (ст. 2). Подчеркивается, что «законодательство о Государственной границе Республики Казахстан строится на основе международных договоров, соглашений и иных актов, участником которых является Республика Казахстан. В случае противоречия законодательства Республики Казахстан и заключенных Республикой международных договоров действуют международные договоры» (н. 2 ст. 3).
Установлено, что государственная граница может быть изменена исключительно путем заключения международных договоров. Пограничные вопросы с сопредельными государствами решаются на основе взаимности и добрососедства, в соответствии с национальными законами о государственной границе, другими актами и межгосударственными договорами стран Содружества.
Статус государственной границы требует установления войсковой охраны и погранично-таможенного контроля.
Государственную границу и морские экономические зоны стран Содружества охраняют собственные Пограничные войска и Пограничные войска СНГ. Совместная охрана границ в странах Содружества осуществляется на основе договорных отношений. Примером может служить Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о совместной охране Государственной границы Туркменистана; Договор между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией от 29 марта 1996 г. и другие общие акты СНГ.
Страны Содружества исходят из признания государственной независимости, суверенитета и территориальной целостности государств — участников СНГ и обязуются не предпринимать на государственных границах и в морских экономических зонах действий, наносящих ущерб политическим, экономическим и иным интересам других государств — участников СНГ. Установление и изменение режима государственных границ осуществляется по взаимной договоренности с сопредельными государствами с учетом интересов стран Содружества.
Все государства Содружества имеют систему легитимных органов государственной власти. Это всенародно избираемый Президент — глава государства и нередко одновременно глава исполнительной власти; высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В государствах, имеющих в своем составе национально-государственные образования, общие принципы организации государственной власти регламентируются парламентом страны и Президентом.
Все страны Содружества имеют единую конституционно-правовую систему, которая включает в себя три группы актов:
1) международного права;
2) общего права СНГ;
3) национального конституционного законодательства. В тех странах, которые имеют в своем составе национально-государственные образования, в единую конституционно-правовую систему входят и акты национально-государственных образований (конституции этих государственных образований, избирательные законы и др.).
В унитарных государствах существует одно гражданство. Однако в республиках, имеющих в своем составе национально-государственные образования, могут существовать два уровня единого гражданства, например гражданство Узбекистана и Каракалпакстана. Однако национально-государственное образование может иметь гражданство при условии признания его статуса как государства.
Унитарное государственное устройство предполагает единое экономическое пространство. Никакие административно-территориальные единицы или национально-государственные образования в составе стран Содружества не имеют права устанавливать таможенные барьеры для свободного перемещения товаров и услуг.
Все страны Содружества имеют свою денежную единицу: в Армении — драм; Азербайджане — манат; Беларуси — зайчик; Грузии — купон; Казахстане — тенге; Кыргызстане — сом; Молдове — лей; Туркменистане — манат; Украине — гривна и др.
3. Государственная символика стран СНГ
Необходимым атрибутом суверенной государственности является официальная государственная символика — государственный герб, флаг, гимн, столица и государственный язык.
Практически все страны СНГ изменили изображение официальных эмблем государства — государственного герба и флага. Описание изображения государственных символов и порядок их использования устанавливается специальными законами. Государственный флаг республики поднимается над резиденцией президента, зданиями парламента, правительства, министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, конституционного суда, верховного суда, высшего арбитражного суда, прокуратуры республики.
В Казахстане Государственный флаг Республики вывешивается также на здании Национальной академии наук Республики, маслахитов (муниципалитетов), местных исполнительных органов, а также на зданиях дипломатических и торговых представительств, консульских учреждений Республики за рубежом.
Государственный флаг находится в рабочем кабинете президента республики, залах заседания парламента (его палат), бюро палат парламента, правительства, во время сессий органов местного самоуправления; в залах заседания конституционного суда (Конституционного Совета Казахстана), верховного суда, его коллегий и других судов республики, а также в помещениях торжественной регистрации рождений и браков.
Государственный флаг вывешивается на зданиях, где проходят международные форумы с участием президента республики, председателя парламента (председателей палат парламентов), премьер-министра республики и его полномочных представителей, если это предусмотрено нормами международного права и международными договорами республики.
Государственный флаг поднимается:
— на морских судах, судах внутреннего плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся президент республики, председатель парламента (председатели палат парламента), премьер-министр республики;
— в качестве кормового флага на судах, зарегистрированных в установленном порядке;
— на военных кораблях и судах республики — согласно воинским уставам;
— в воинских соединениях и частях вооруженных сил (республиканской гвардии) — при принесении присяги;
— на зданиях государственных органов и организаций в день национальных праздников республики.
Изображение государственного флага помещается на воздушных судах республики.
Нормативными правовыми актами могут предусматриваться и другие случаи обязательного поднятия или установления государственного флага республики.
Республиканский государственный флаг может подниматься над частными зданиями по желанию их владельцев.
По случаю национального траура государственный флаг приспускается на половину высоты флагштока.
За границей государственный флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств стран СНГ или при международных организациях — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания.
Официальным символом государственной власти является также государственный герб. Изображение государственного герба республики помещается: на зданиях резиденции президента республики, парламента, правительства, министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти республики; государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту республики; зданиях конституционного суда (Конституционного Совета Казахстана), верховного суда и других судов республики, генеральной прокуратуры республики.
В Казахстане Государственный герб помещается также на зданиях Национальной академии наук; штабов соединений и частей Вооруженных Сил и Республиканской гвардии; дипломатических и торговых представительств, консульских учреждений Республики за рубежом.
Изображение государственного герба находится в кабинете президента республики; в залах заседаний парламента (его палат, бюро палат парламента); правительства республики и его президиума; местных представительных органов республики; конституционного суда (в Казахстане — Конституционного Совета); верховного суда, его коллегий и других судов республики; коллегий центральных и местных органов исполнительной власти; государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту республики; в помещениях торжественной регистрации рождений, браков, вручения государственных и правительственных наград республики, а также в залах приемов дипломатических представительств и консульских учреждений республики за рубежом.
Государственный герб изображается на печатях и бланках документов президента республики и его администрации, парламента (его палат и их аппаратов, бюро палат парламента); правительства республики и его аппарата; министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту республики; конституционного суда (В Казахстане — Конституционного Совета), верховного суда и других судов республики, генеральной прокуратуры; воинских соединений и частей вооруженных сил (республиканской гвардии); органов местного самоуправления (маслихатов в Казахстане), органов местной администрации, государственных нотариальных контор.
Изображение государственного герба помещается на банкнотах и монетах Национального банка, государственных ценных бумагах республики; на удостоверении личности и общегражданском паспорте, а также на иных паспортах (дипломатическом и служебном), выдаваемых гражданам республики.
Государственный герб страны изображается на пограничных столбах, установленных на государственной границе республики.
Нормативными правовыми актами государства СНГ могут предусматриваться и другие случаи обязательного воспроизведения изображения государственного герба республики.
Запрещается использование изображения государственного герба республики на бланках, печатях и других реквизитах негосударственных организаций и их должностных лиц.
Государственный гимн — это торжественное музыкальное произведение, символизирующее данное государство. Государственный гимн исполняется:
— при открытии и закрытии сессий парламента;
— при открытии торжественных собраний и заседаний, посвященных национальным праздникам республики (Дню независимости и другим государственным праздничным дням);
— в передачах государственного телевидения и радиовещания в новогоднюю ночь в 24 часа и передачах государственного телевидения — в начале программы; в дни государственных праздников; в передачах государственного радиовещания — ежедневно в начале и при окончании республиканской программы;
— при открытии памятников, монументов, обелисков и других сооружений в ознаменование важнейших исторических событий в жизни народа республики;
— при поднятии государственного флага республики во время церемоний, торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, а также общественными объединениями и иными организациями республики;
— при встрече и проводах глав государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих страну с официальным визитом, — после исполнения государственного гимна соответствующего иностранного государства;
— в высших, средних специальных учебных заведениях, средних общеобразовательных школах — при церемонии открытия нового учебного года и окончания учебного года, а также иных торжественных мероприятиях.[4]
Нормативными правовыми актами республики могут устанавливаться иные случаи обязательного исполнения государственного гимна.
Государственный гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении. При этом могут использоваться средства звукозаписи.
В случаях вокального и вокально-инструментального исполнения государственный гимн исполняется полностью, а в случаях инструментального исполнения допускается частичное исполнение гимна — проигрывается запев и припев один раз.
Государственный гимн должен исполняться в точном соответствии с его текстом и музыкальной редакцией.
При публичном исполнении государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя.
При проведении органами и организациями, в том числе благотворительными обществами, религиозными организациями мероприятий на территории иностранных государств государственный гимн государства СНГ исполняется в соответствии с правилами, устанавливаемыми министерством иностранных дел республики, с учетом практики страны пребывания и местных обычаев.
Порядок применения государственных символов в воинских частях, на военных кораблях и судах, в органах национальной безопасности и правоохранительных органах, а также при проведении спортивных соревнований в части, не урегулированной законодательством о государственных символах республики, должны действовать нормативные акты республики. Наблюдение за точным исполнением государственного гимна республики возлагается на руководителей государственных органов и организаций.[5]
Правительству республики, главам местных администраций предписано разработать и реализовать на постоянной основе комплекс норм по пропаганде государственных символов республики, формированию у граждан уважительного отношения к государственным символам.
Граждане, а также иные лица, находящиеся на территории республики, обязаны чтить государственные символы страны пребывания. Лица, виновные в надругательстве над государственным флагом, государственным гербом и государственным гимном республики, несут ответственность в соответствии с республиканским законодательством.
Конституции всех стран СНГ устанавливают официальный государственный язык. Так, согласно Декларации о государственном суверенитете Туркменистана от 22 августа 1990 г. Республика обеспечивает функционирование туркменского языка как государственного языка (ст. 15). Согласно ст. 23 Конституции Азербайджана государственным языком Республики является азербайджанский язык. Республика обеспечивает свободное использование и развитие других языков, которыми пользуется население. Республика Казахстан провозглашает государственным казахский язык (ч. 1 ст. 7 Конституции Казахстана); в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально[6] употребляется русский язык (ч. 2 ст. 7). Конституция Беларуси устанавливает, что русский язык имеет равный статус с белорусским (ст. 17).
1. Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Аллель, 2005. – 203 с.
2. Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран. – М.: ЭКСМО, 2008. – 124 с.
3. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1999. — 352 с.
4. Петренко А.В. Конституционное право зарубежных стран: конспект лекций. — М.: СОВА, 2010 – 256 с.
[1] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1999. – С. — 153.
[2] Михалева Н.А. – Указ. соч. – С. 156
[3] Михалева Н.А. – Указ. соч. – С. 170.
[4] Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран. – М.: ЭКСМО, 2008. – С. 24.
[5] Петренко А.В. Конституционное право зарубежных стран: конспект лекций. — М.: СОВА, 2010 – С. 78.
[6] Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран. — М: Аллель, 2005. – С. 103.
Репетиторство
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Источник