Справочная информация о Люксембурге
Официальное название страны— Великое герцогство Люксембург (Grand Duche de Luxembourg, Grand Duchy of Luxembourg). В переводе со старонемецкого Люксембург означает «малый замок». Люксембург – западно-европейское государство. На севере и западе граничит с Бельгией, на востоке — с Германией, на юге — с Францией. Вместе с Бельгией и Нидерландами Люксембург входит в так называемый Бенилюкс.
|
Площадь Люксембурга 2600 кв. км, больше любой другой европейской карликовой страны. Население страны около 440 тысяч человек, средняя плотность населения около 164 человек на кв. км, официальные языки — немецкий и французский. Помимо двух государственных языков, граждане Люксембурга в бытовых ситуациях часто говорят на люксембургском языке (нижне-германский диалект с сильным французским влиянием), и, кроме того, многие владеют английским. На одной газетной полосе зачастую можно видеть материалы на разных языках.
Верующие главным образом католики. Государственный строй — конституционная монархия, главой государства является великий герцог. Глава правительства — премьер-министр. Законодательный орган — Палата депутатов. Столица — город Люксембург. Денежная единица — Евро. Крупнейшие города: Люксембург (76000 человек), Эш-Сюр-Альзет (24000 человек), Диферданж (15700 человек), Дюделанж (14700 человек), Санем (11534 человека). В стране каждый третий житель — иностранец. А в столице вообще есть районы, где иностранцев 2/3 от всего населения.
Средняя продолжительность жизни: 72 года — мужчины, 79 лет — женщины. Уровень рождаемости (на 1000 человек)- 11,1. Уровень смертности (на 1000 человек) — 9,3. В 963 г. образовалось самостоятельное графство Люксембург, в XIV в. — герцогство Люксембург. В дальнейшем находился под властью Бургундии, Испании, Австрии и Франции. Со времен графа Конрада, основателя династии, (1060 г.) страной правит дом Люксембургов. В 1815 г. создано Великое Герцогство Люксембург. Современные границы страны установлены в 1839 г. Лондонским договором. Во время Первой и Второй мировой войны — страну оккупировала Германия. В период второй оккупации Люксембург был официально включен в состав гитлеровского рейха.
В настоящее время, страна является членом 49 международных организаций, в т.ч. ООН, ВТО, ЕС, Бенилюкса, НАТО и др. Герцогство Люксембург — развитая индустриальная страна, занимающая первое место в мире по выплавке стали на душу населения. В стране самый высокий в Европе и в мире уровень жизни населения. Люксембург — крупный финансовый центр, где находятся многочисленные отделения иностранных банков, привлечённых низкими налогами.
В стране самый высокий в Европе и в мире уровень жизни населения. Люксембург — крупный финансовый центр, где находятся многочисленные отделения иностранных банков, привлечённых низкими налогами.
Удивительно, что в этой небольшой промышленной стране, лежащей на перекрёстке важнейших автомобильных и железных дорог, леса занимают примерно 1/3 территории. Великое Герцогство Люксембург — демократическое правовое государство с развитой и стабильной экономикой. Люксембург имеет большой авторитет и значимость в ЕС и НАТО, таким образом представляя и защищая, свои национальные интересы во всем мире.
Государственное устройство Люксембурга
Великое Герцогство Люксембург — конституционная монархия. В герцогстве действует Конституция 1868 (в неё временами вносятся дополнения и исправления). В 1919 г. было установлено, что суверенная власть исходит от народа, аннулированы все секретные договоры, введено всеобщее избирательное право на основе пропорционального представительства. В 1948 г. был существенно расширен список демократических прав и свобод граждан Великого Герцогства.
В частности, провозглашались новые социально-экономические свободы. Декларация о пересмотре Конституции от 29 апреля 1954 г. предоставила Правительству право при желании отказаться от части национального суверенитета и передать его так называемым наднациональным органам. «Осуществление прерогатив, — было записано в законе, — предоставленных Конституцией законодательной, исполнительной и судебной властям, может быть временно возложено на учреждения международного права».
Право наследования престола принадлежит семье Нассау. Страной правит великий герцог Генрих, он представляет страну во внешних сношениях, заключает международные договоры, имеет право с согласия парламента объявлять войну и заключать мир. Великий герцог назначает и увольняет членов правительства, также в определенной мере герцог участвует в осуществлении законодательной власти путем реализации своего права законодательной инициативы, утверждения и обнародования принятых законов. Герцогу Люксембурга принадлежит также ряд прав в отношении парламента. Он вправе открывать и закрывать его сессии, может отложить его заседания, а в случае необходимости — созвать чрезвычайную сессию; он вправе распустить парламент. Великий герцог назначает министров. Ему принадлежат также некоторые судебные полномочия.
Административно страна разделена на три округа: Дикирх, Гревенмахер, Люксембург. В административном отношении страна делится на 3 округа, которые, в свою очередь, делятся на кантоны, кантоны делятся на коммуны. Управление в округах осуществляют комиссары, а в кантонах — бургомистры. Органами самоуправления в коммунах являются выборные советы. Таким образом, государственное управление Великого Герцогства имеет четкую организацию как по горизонтали так и по вертикали. Это обеспечивает слаженную и продуктивную работу всей системы государственного управления в целом.
Законодательная и исполнительная власть Люксембурга
Законодательная власть осуществляется парламентом Люксембурга — Палатой депутатов. Это представительный однопалатный орган, избираемый сроком на 5 лет путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. В составе Палаты депутатов 60 членов. Выборы 60 депутатов в однопалатный парламент (палату депутатов) происходят путём прямого народного голосования (на срок 5 лет) по системе пропорционального представительства от 4 округов избирателей. В выборах обязаны принимать участие все взрослые граждане страны. С 1919 женщинам на равнее с мужчинами были предоставлены избирательные права.
Главная функция Палаты депутатов Люксембурга — принятие законов. Принятие законов происходит следующим образом: прежде чем поставить на голосование тот или иной законопроект, депутаты должны направить его для рассмотрения в специально созданные секции. Затем члены секции дают по законопроекту свое заключение, и после этого по этому законопроекту происходит голосование. В случае принятия закона Палатой депутатов его утверждает герцог Люксембурга и подписывает министр, к компетенции которого относится данный законопроект. Через три дня после опубликования закона он вступает в силу.
Правительство Великого Герцогства Люксембург осуществляет исполнительную власть, формально принадлежащую герцогу. Фактически оно проводит всю внешнюю и внутреннюю политику. Правительство герцогства состоит из председателя (Государственного министра), и министров. В правительстве должно быть не менее трех человек. Члены Правительства не могут являться депутатами парламента. Обычно каждый из министров руководит несколькими министерствами. За свою деятельность Правительство Люксембурга отвечает перед Палатой депутатов.
Действует также Государственный совет, предоставляющий рекомендации для палаты депутатов. Он играет весьма заметную роль в структуре государственных органов. В его составе высшие должностные лица суда и прокуратуры и наиболее высокопоставленные чиновники. Члены Совета назначаются Великим герцогом пожизненно. При наличии и указании мотивов, герцог имеет право отстранить от должности членов совета. Наиболее важными функциями Совета являются рассмотрение, обсуждение законопроектов и административная юрисдикция. Перед тем, как поступить в Палату депутатов, каждый законопроект рассматривается Государственным советом. Совет высказывает свое мнение о законопроекте и передает его Великому герцогу, который в свою очередь направляет проект в Палату депутатов. Государственный совет обладает правом выразить свое мнение по законопроекту и при желании наложить отлагательное вето.
Кроме всего прочего Государственный совет выполняет функции высшего органа по рассмотрению административных дел. Государственный совет рассматривает административные споры, разбирает жалобы на должностных лиц и применяет дисциплинарные наказания к государственным служащим. Премьер-министром правительства становится обычно представитель партии, набравшей наибольшее число голосов избирателей. Он назначается монархом, но ответственен перед парламентом. С января 1995 премьер-министр Люксембурга Ж.-К. Юнкер.
Формирующая правительство партия, должна иметь наибольшее количество мест в палате депутатов. Крупнейшая в стране партия – Христианско-социальная народная партия (ХСНП) – католическая. Она существует с 1870-х, защищает интересы имущих слоев населения. Люксембургская социалистическая рабочая партия – социал-демократическая (СДП), она была создана в 1890-х, и входит в Социалистический Интернационал. СДП опирается на профсоюзы. Либеральное политическое течение было представлено до Второй мировой войны Радикальной либеральной, а с 1947 – Либеральной партией. Другие политические партии – Коммунистическая партия Люксембурга, Зеленые и т.д.
Внутренняя и внешняя политика Люксембурга
Внутренняя политика страны с 1990-х гг. основывается на реализации концепции т.н. люксембургской модели. Она опирается на вполне определённые постулаты: общественно-политическая стабильность, экономическое процветание, «инициативная энергия, превозмогающая малые размеры». Для достижения обозначенных принципов предполагается активное включение государства в хозяйственные процессы и обеспечение автоматической индексации заработной платы в соответствии с темпами инфляции. Считается, что в условиях сравнительно низкого роста цен (1,5—2,5%) реализация такого постулата вполне возможна.
Считается, что в условиях сравнительно низкого роста цен (1,5—2,5%) реализация такого постулата вполне возможна. Вместе с тем в деловых кругах страны полагают, что принципы автоматической индексации заработной платы представляют серьёзную угрозу для конкурентной способности национальной экономики, заработная плата должна увеличиваться лишь в результате роста производительности труда. Но «прагматики» из коалиционного правительства считают, что проведение такой политики создаёт прочные элементы социально-политической стабильности в стране. Не случайно последнее десятилетие в Люксембурге практически отсутствовали какие-либо народные волнения.
Внешняя политика страны направлена на реализацию одного из постулатов люксембургской модели. Люксембург считает, что он имеет право на более масштабное представительство во всех органах ЕС, несмотря на свои скромные размеры. Прежде всего потому, что Великое Герцогство Люксембург выступало одним из инициаторов создания объединения. Кроме того, страна с 1965 года является одним из трёх основных центров управления ЕС.
В столице Люксембурга расположены некоторые важнейшие органы ЕС (общее число персонала которых насчитывает 7,6 тыс.чел.). Здесь находятся: генеральный секретариат Европарламента, Евростат, Евросуд, Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд и т.д. Таким образом, страна получает возможность оказывать большее воздействие на принятие стратегических решений. Среди ведущих общественно-деловых организаций, оказывающих влияние на формирование внешней и внутренней политики страны: Федерация промышленников, Ассоциация банкиров (ABBL), Центральные профсоюзы (OGBL) и др.
Общая характеристика правовой системы Люксембурга
Великое Герцогство Люксембург принадлежит к романо-германской правовой семье. Современная правовая система Люксембурга в основных чертах сложилась после образования самостоятельного государства в 1815 году. На развитие судебной системы и права очень большое влияние оказали исторические события, которые предшествовали получению герцогством независимости, а также более поздние события в истории государства: французская оккупация (1794—1814 гг.), в этот период в Люксембурге действовали французские законы; союзнические отношения с Бельгией, Германией и Нидерландами (1815—1890 гг.); с 1948 г. экономическое объединение Бенилюкс (с Бельгией и Нидерландами).
Даже когда Люксембург стал самостоятельным государством, в нем продолжали действовать Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. и другие французские кодексы. И только со временем некоторые из них были заменены новыми законодательными актами, зачастую ориентированными на те же французские кодексы. Правовые отношения герцогства регламентируются как принимаемыми парламентом законодательными актами, так и издаваемыми Великим герцогом постановлениями.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права Люксембурга
В Люксембурге до сих пор продолжает действовать Гражданский кодекс Наполеона. Причем в Великом Герцогстве он был изменен в более меньшей степени чем в самой Франции. В частности это относится, к положениям о семье, браке, наследовании и пр. Изменения были приняты лишь в нормах, регулирующих вопросы кредита, движимого имущества, и некоторые другие.
Подобно Гражданскому кодексу в Люксембурге продолжает действовать французский Торговый кодекс (1807 г.). Начиная с 1915 года в Люксембурге издан ряд законов составленных под воздействием бельгийского законодательства, эти законы регулировали деятельность акционерных обществ. Люксембургские законы регулирующие деятельность сельскохозяйственных кооперативов 1900, 1915, 1945 годов признаются абсолютно самостоятельными.
Эти законы оказали большое влияние на право других государств. В 1973 г. проведена реформа Люксембуржского законодательства о компаниях. В XX веке большое развитие получило социальное законодательство. Было введено страхование от болезней, от несчастных случаев на производстве, выплата пенсий по инвалидности и по старости (1901—1911 гг.), По ряду некоторых профессий стала осуществляться выплата пособий по вынужденной безработице (1921 г.), затем действие этих законодательных актов распространилось на более широкие слои населения.
В 1925 году был издан Кодекс социального страхования. В 1919 году трудовые отношения служащих частных учреждений стали регулироваться особым законодательным актом. Указ Великого герцога об учреждении национальной согласительной службы, надзирающей за заключением и выполнением коллективных трудовых договоров был издан в 1945 году, а в 1965 году был издан Закон о коллективных трудовых договорах.
С 1980 года действует Закон об индивидуальных трудовых договорах, а с 1982 года вступил в силу Закон о коллективных увольнениях, который требует согласования увольнений с органами рабочего представительства на предприятиях. Единая система пенсионного обеспечения была законодательно установлена в 1987 году. В 1980 году был издан Закон об устранении отходов, в 1982 г. — Закон о защите природы и природных ресурсов, в развитие которого в 1986 г. издано постановление Великого герцога об улучшении естественной среды и структуры лесов.
Источник