Государственные финансы как сфера финансовой системы страны

2 Роль государственных финансов в финансовой системе страны

Роль государственных финансов в финансовой системе страны

1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства

2. Финансовый механизм

3. Содержание и состав финансовой системы

1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства

Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

Проще говоря, финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств (денег).

Сущность финансов проявляется в их функциях:

— Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных средств.

Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов. Это проявляется: а) на плановой стадии и б) оперативно. В первом слу­чае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собс­твенных источников, банковских ссуд и т.д. Этот очень сложный вопрос решается на различных исторических этапах по разному. Например, какая доля дохода предпринимателей должна оставаться у производителей про­дукции (работ, услуг), какая — перечисляться в виде налогов в бюджет государства; какая часть средств предприятий должна идти на развитие производства, какая направляться на потребление. Сейчас, как известно, у большинства предпринимателей преобладает недальновидная политика максимизации потребления, стремление все «проесть», которая возникает в основном из-за неустойчивой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия налаженной правовой системы.

Третья функция финансов основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны де­ятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоот­ношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов:

— прибыли, начислений на социальное страхование и др.;

— в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т.е. часть фонда возмещения;

— наконец, благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства (при перераспределении стоимости накопленного ранее производственного потенциала, восполнении ущерба от стихийных бедствий и т.п.).

2. Финансовый механизм

Важной составной частью финансовой поли­тики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установлен­ных государством форм, видов и методов организации финан­совых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов го­сударства, организации бюджетной системы, финансов пред­приятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм включает в себя:

— совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике,

— порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств,

— методы финансового планирования,

— формы управления финансами и финансовой системой,

— финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансо­вой политики. Его изменения происходят в связи с решением раз­личных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отноше­ния, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания нало­гов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосудар­ственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, налоговую базу, ставки, льготы и дру­гие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового зако­нодательства.

Практическое использование финансового механиз­ма осуществляется специальными организационными структура­ми, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:

При решении различных тактических задач могут происходить изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических процессов.

Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания нало­гов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, республиканских и местных налогов.

Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отноше­ний, в которых государство участвует непосредст­венно: налогообложение, государственный кредит, расходы бюд­жетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финан­сового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления (на­пример, рынок акций), либо одна из сторон этих отношений яв­ляется агентом государства (например, финансы государст­венных предприятий).

Регулирующий тип финансового механизма определяет основ­ные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы го­сударства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствую­щую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.

3.Содержание и состав финансовой системы

Говоря о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, а политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой.

Финансовая система в любом государстве — это «кровеносная система» любой экономики, т.к. это отношения между:

— государством и юридическими (и физическими ) лицами;

— самими юридическими лицами;

— отдельными государствами по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Из этих отношений слагается финансовая система, которая включает в себя следующие звенья:

— бюджеты различных уровней (государственный, республиканский, местный и т.д.);

— фонды страхования (социального, имущественного, личного); валютные резервы государства,

— денежные фонды предприятий и другие социальные денежные фонды.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздей­ствия на экономические процессы.

Таким образом, финансовая политика представляет собой совокупность ме­роприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресур­сов, их распределение и использование для выполнения госу­дарством его функций.

Финансовая политика является частью экономической по­литики государства. В ее основе лежат господствующие в дан­ный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики многих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство госу­дарства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис­пользование рыночного механизма как главного регулятора хо­зяйственных процессов.

Основными составляющими финансовой политики являют­ся:

— налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударствен­ные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

— бюджетная политика связана с распределением фонда де­нежных средств государства и его использованием в соответ­ствии с выполняемыми функциями государства;

— денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня про­центных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Источник

Государственные и муниципальные финансы как главная сфера финансовой системы государства.

Государственные финансы — важный элемент любой финансовой системы страны. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство обладает возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Финансы государственные (англ. public finances) — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

Данное определение позволяет понять не только сущность, но и назначение государственных финансов. Государство постоянно осуществляет комплекс финансовых операций по сбору и перераспределению денежных средств и аккумулирует их в централизованных денежных фондах. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП, можно сказать, что ВВП — общий доходный источник фондов денежных средств всех экономических субъектов. Финансы государства — денежные отношения, так как призваны финансировать государственные расходы в соответствии с функциями, возложенными обществом на государство на определенном этапе исторического и социально-экономического развития страны. Функциями государства являются как экономические и политические, так и оборонные, социальные, культурные и т.д. Сфера интересов такого государства, как Россия, не может ограничиваться только внутренними заботами, поэтому к государственным функциям можно добавить действия, связанные с международным сотрудничеством в самых разных сферах.

Государственные финансы призваны обеспечить полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются только там, где в этом существует особая необходимость.

Таким образом, государственные финансы представляют собой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом.

Структура государственных финансов. Структуру государственных финансов можно определить с двух позиций: с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти и с позиции экономического содержания. Структура государственных финансов Российской Федерации с позиции принадлежности к тем или иным органам государственной власти представлена на рис. К.М. 1.1.

Рис. К.М.1.1. Структура государственных (публичных) финансов Российской Федерации

С точки зрения структуры государственной власти в Российской Федерации в структуре государственных финансов выделяют: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы) и финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). Эта структура соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования.

Федеральными финансами распоряжаются государственные органы власти федерального значения, определяющие стратегические направления расходования государственных финансов и осуществляющие контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов. Федеральные финансы — важное звено в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов. От точного и продуманного формирования и использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. На этом уровне происходит формирование федерального бюджета, в котором определены все стратегические направления развития страны, объемы и источники их финансирования, включая и объемы, и источники финансирования федеральных целевых программ по стратегическим направлениям развития и софинансирования приоритетных региональных целевых программ.

Помимо финансов, сосредоточенных в центре, большое значение для нормального функционирования всей структуры государственных финансов имеют региональные финансы.

Финансы региона — неотъемлемая часть финансовой системы государства. Именно в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирование финансовых потоков.

Финансы региона — это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый уровень жизни населения.

К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения государственных функций на региональном уровне. Под регионом чаше всего понимают определенный субъект Федерации. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. В Российской Федерации это могут быть как республики в составе Российской Федерации, так и области, края, национально-территориальные образования, города федерального значения. Вне зависимости от названия субфедеральные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых федеральным центром. Региональными финансами распоряжаются государственные органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования государственных финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов на региональном уровне.

Регион — это субъект не только финансовой, но и политической жизни страны.

Финансовые потоки, формируемые на региональном уровне, во многом определяют общее направление развития всего государства. Именно развитость регионов, эффективность функционирования их финансов является признаком достаточного уровня развития всего государства.

Переход России к либерально-демократической форме управления и рыночной экономике, утверждение основ федерализма в государственном устройстве породили ряд новых проблем в управлении региональными финансами. Это и проблемы разграничения расходных полномочий между федеральными и субфедеральными властями и на их основе разграничения расходных обязательств соответствующих органов власти, перераспределении средств между центром и регионами. Дополнительные проблемы создают существенные различия в уровне социально-экономического развития российских регионов и потенциальных производительных возможностей регионов страны.

Проблема эффективности финансов региона стоит тем острее, чем больше число регионов в государстве и чем заметнее разница между экономическим состоянием этих регионов. Финансы регионов могут использоваться:

(1) внутри данного региона в целях формирования (улучшения) экономической и социальной ситуации в регионе;

(2) в других регионах в результате государственного перераспределения финансовых потоков.

В обоих случаях можно говорить о ситуациях, когда предоставленные финансовые средства используются недостаточно эффективно. В регионе финансовые ресурсы часто могут направляться не на те задачи и проекты, которые являются особенно важными для экономического развития региона. Большое значение здесь приобретают компетентность органов власти и общий уровень развития региона. Проблема эффективности использования финансов региона на государственном уровне связана с практикой перераспределения средств между регионами. Суть данной проблемы состоит в нежелании так называемых регионов-доноров предоставлять финансовые ресурсы для развития других регионов. Естественное желание регионов использовать заработанные средства на собственное развитие не соотносится с государственной необходимостью помощи регионам, которые в силу природных или иных особенностей не имеют возможности самостоятельно изыскивать средства на свое развитие. В настоящее время под воздействием более сильных в финансовом плане регионов-доноров государство приняло решение о соответствии средств, направляемых из федерального бюджета в регионы, объему финансовых ресурсов, предоставляемых каждым регионом в федеральный бюджет. Таким образом, те регионы, которые предоставляют в бюджет большее количество финансовых ресурсов, могут рассчитывать на более высокие перечисления из федерального бюджета.

Следует отметить, что данные проблемы нельзя считать решенными на сегодняшний день. Проблема перераспределения средам между регионами с различным уровнем социально-экономического развития имеет тенденцию к разрешению, но еще недостаточно проработана как в теории, так и практике финансового взаимодействия.

Сложность в управлении финансами на региональном уроне заключена в многообразии субъектов, взаимодействующих на данном уровне финансовых взаимоотношений. Речь идет о том, что на региональном уровне сталкиваются интересы различных групп. Здесь представлены как государственные (федеральные и региональные) финансовые подсистемы, так и финансы муниципалитетов, юридических и физических лиц. Можно сказать, что встречаются интересы и пересекаются каналы централизованных и децентрализованных финансовых подсистем. Традиционно к централизованным финансовым потокам относятся потоки средств, управляемых государственными структурами федерального уровня или региональными органами власти. Децентрализованные потоки средств не находятся в прямом подчинении государства, и на них можно оказывать, только косвенное влияние. В свою очередь децентрализованные ни финансовых ресурсов оказывают большое влияние на развитие и формирование той социально-экономической среды, которая присутствует в том или ином регионе. Вне зависимости от мотивов и стремлений всех участников процесса формирования экономической среды финансы региона должны приводить возникающие финансовые потоки в соответствие с требованиями общества и ставить на службу экономики в целом.

Государственные органы власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации тесно взаимодействуют между собой в жизненно важных сферах деятельности. Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений.

По экономическому содержанию государственные финансы разграничены на отдельные звенья организации финансовых отношений, обусловленные особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации к ним относятся: бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации); государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); государственный кредит; государственный фонд страхования; рынок государственных ценных бумаг (сегмент фондового рынка); финансы государственных унитарных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Наиболее важную роль в государственных финансах играют федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. С их помощью и распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются расходы государственных органов власти федерального и субфедерального уровней.

Источник

Читайте также:  Какие страны воюет донбассу
Оцените статью