Государственное право зарубежных стран
3. Государственные объединения
Политически обустроенные территории иногда входят в состав государственных объединений. Участие в объединении сказывается на условиях осуществления власти в государствах и определяет особенности формы государственного устройства.
Юридические последствия вхождения в объединения различаются. В одних случаях результатом объединения территорий является создание союзного государства (федерации); в других – возникает союз государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат).
Федерация представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, единое союзное государство. В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. В то же время федерация отличается от иных объединений тем, что она обладает государственностью, а конфедерация, уния и протекторат государствами не являются.
Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлён раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и её члены.
Источником федеративной государственности является суверенитет нации, образующей её население, и (или) монарха, возглавляющего союз.
Федерация образуется на договорных или квазидоговорных (подразумеваемых договор) началах. Иными словами, в основе федерации лежит соглашение между центром и территориями о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Это соглашение может быть выполнено в форме договора, заключаемого независимыми государствами.
Компетенция и федерации, и её субъектов является собственной, выражает государственность, присущую им обоим. Если права административно территориальной единицы основаны на законе, изданном центральной властью, то компетенция члена союзного государства определена актом об учреждении федерации и основным законом, принятым самим членом союза.
Раздел суверенитета проводится путём распределения компетенции между законодательными органами федерации и её участников. Кроме того, разграничивается компетенция между главами государств, администрациями и судебными органами обоих уровней. Применяют различные принципы разграничения компетенции.
В федерации существует двойное, а точнее – двуединое гражданство. Лица находятся в политико-правовой связи (гражданстве) не только с центральным государством, но и субъектами федерации.
Субъекты федерации подобно союзу располагают таким элементом государственности, как основной закон, конституция. Основные законы субъекта федерации не нуждаются в утверждении центральной властью.
Субъекты федерации вправе осуществлять налогообложение.
В федеративных государствах иногда учреждается двойная система судов, действует процессуальное право участников союза (США, Швейцария и др.).
Федеративное устройство создаёт крайне сложную проблему совместимости права сецессии и территориальной целостности федерации. Казалось бы, государственность субъектов федерации допускает их право на свой политический статус, в том числе право сецессии, выхода из союза. С другой стороны, федерация также имеет собственную политико-правовую основу, её государственность объединяет всё население страны, а не отдельные провинции или штаты. Государственный суверенитет в пределах принадлежащих федерации полномочий простирается на всю территорию страны, то есть и на территорию субъектов федерации.
Проблема сецессии в союзном государстве решения не имеет. Только в отдельных федерациях сецессия прямо запрещена или прямо разрешается. В большинстве основных законов данный вопрос не оговорён. В одних странах это умолчание подразумевает запрет выхода из федерации. В других федерациях его следует расценивать, как нежелание юридически подготавливать процедуру распада союза. В первом случае субъекты федерации безвозвратно отчуждают союзу право распоряжаться их судьбой. Во втором – федерация не имеет фактической возможности запретить штатам или землям, эмиратам или султанатам выходить из её состава.
Некоторые страны используют федерализм как средство разделения, демонополизации государственной власти. Он может оказаться эффективным средством приближения народа к политике, государства. Привлекательность федерации объясняется ещё и тем, что в ней видят способ сглаживания межэтнических противоречий, урегулирование национальных проблем за счет признания государственности отдельных народов.
Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза.
Образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств.
Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора для осуществления общих политических целей и обязующихся согласованно принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.
Юридической основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом, не составляют конституцию. По своей природе они относятся к категории международных (межгосударственных) соглашений.
Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета, политической правоспособности в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.
Участие в конфедерации связывают её членов обширным комплексом обязательств. Причем конфедерацию может интересовать не только внешняя политика, но и государственный строй, внутриполитическое состояние входящих, а неё стран.
Конфедерация имеет право принимать решения для выполнения возложенных на неё функций. В конфедерации решение принимают союзные органы, и обязывающее значение эти решения могут получить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации.
В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являются законами. Их следует определить всё же, как акты международного, а не национального права.
В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе, если не считать применения конфедеративными силами санкций к нарушителям.
Конфедерация не имеет государственных органов.
Глава конфедерации обладает председательскими, координационными, но не руководящими (императивными) полномочиями, присущими многим главам государств.
Учреждение конфедеративного гражданства в принципе не возможно.
Конфедерация имеет более широкие возможности привлечения финансовых средств, чем другие
Ряд признаков дает право расценивать межгосударственные объединительные тенденции в Европе и на территории бывшего СССР как конфедеративные по своей природе.
Содружество Независимых Государств в момент его учреждение выглядело как конфедерация, были заявлены общие цели этого политического объединения; определена система союзных органов, порядок принятия ими решений и зафиксировано их правовое значение; установлена система полного и ограниченного; (ассоциативного) членства и другие элементы, присущие конфедерациям.
Европейское Экономическое сообщество также может быть сопоставлено с понятием конфедерации. Основанием тому являются не только перспективы дальнейшей консолидации стран ЕЭС, но и нынешнее состояние этой организации.
Уния представляет собой общность государств, возглавляемых единым монархом.
Унию нельзя причислить к разряду конфедераций. Во-первых, конфедерации возникают с участием как республик, так и монархий. Уния всегда объединяет монархии. Во-вторых, конфедерацию учреждают договором между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключен ее участниками.
Участники унии в полной мере сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваивается, утраивается, т.е. одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.
Различаются два вида общностей монархических государств — личная уния и уния реальная. Отличия между униями состоят в условиях участия и выхода из них.
Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны.
В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию.
В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран-членов Британского Содружества.
В любой унии нет единого подданства.
Сравнение уний и конфедерации позволяет сделать любопытный вывод. Действительна политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.
При том, что политическое значение унии зачастую незаметно, оно всё же ощущается хотя бы в
Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объединения, которые, как правило, основаны на принципе юридического равенства между их участниками. Конечно, элементы неравноправного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат представляет собой заведомо неравноправный союз государств, юридическую форму подчинения одного государства другому.
Важно отличать протекторат государств от сходных ему явлений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Протекторат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, протекторат может быть результатом вооруженного насилия. Вхождение в состав государства представляет собой добровольное присоединение к нему в результате которого другое государство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протекторате государства сохраняют свой суверенитет.
В протекторате участвуют две стороны — государство — протектор и подопечное государство. Причиной установления протектората могут быть насильственные действия одного государства в отношении более слабых стран, в результате которых господствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заключению неравноправного договора, сохраняя, однако, государственность последней. Возможно также, что протекторат устанавливается над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществления всех присущих государству функций. В этом случае государству становится выгодно принять опеку могущественной державы, которая но мотивам сохранения традиционных межнациональных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране политические услуги.
Протекторат может установиться как промежуточное состояние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости.
Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего «подзащитного» отказа от содержания собственной армии, осуществления внешней политики, от самостоятельного осуществления законодательной власти и пр.
Услуги, помощь и защита, получаемые подопечным государством; обычно состоят в том, что на протектора возлагается поддержание внутренней стабильности и внешней безопасности.
Протекторат — это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная, сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.
Источник
Формы объединения современных государств.
От федерации следует отличать различные формы объединения суверенных государств. Объединения государств не являются формой единого государства, так как включают в свой состав на договорной основе суверенные государства, обладающие правом выхода их состава таких объединений. Это конфедерации, различные ассоциативные формы объединения государств (СНГ, Европейский Союз).
Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора для осуществления общих политических целей, обязующихся согласованно принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.
Юридической основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом и не составляют конституцию. По своей природе они относятся к категории международных (межгосударственных) соглашений.
Конфедерации имеют репутацию неустойчивых, кратковременных, переходных государственных объединений. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом (Швейцария, США, Конфедерация Египта и Сирии).
Литература
Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2000.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М., 2000.
Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. – М., 1999.
Ильин И.А. О монархии и республике //Собрание сочинений в 10 томах. – Т. 4. – М., 1994.
Лузин В.В. Формы правления современных государств. – Н. Новгород, 1998.
Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые аспекты федерализма.// Федерализм – М., 1999 – №2.
Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации//Государство и право. – 2000 – №10.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999.
Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского Сообщества до Европейского Союза. – М., 1998.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.
Федерация в зарубежных странах. – М., 1993.
Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы)//Государство и право. – 2003 – № 10.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве //Государство и право. – 1994 – № 1.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. Гл. 5 – 7.
Лекция 7 Гражданское общество, право и правовое государство. Право и личность.
Основные вопросы.
1. Понятие, признаки и структура гражданского общества, его формирование.
2. Понятие и этапы становления правового государства, его принципы.
3. Права человека и гражданина, их социальная природа, виды, законодательное закрепление.
4. Соотношение государства и гражданского общества. Право и государство, их соотношение.
Понятие, признаки и структура гражданского общества, его формирование.
Рассматривая вопрос о понятии, признаках и структуре гражданского общества, необходимо, прежде всего, определиться с понятием «общество», проследить этапы его развития, проанализировать его структуру.
Общество — это совокупность общественных отношений, которые основаны на территориальном членстве людей и обмене.
Эти отношения и связи образуют сложную саморазвивающуюся систему. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек — его главная предпосылка и первичная клеточка.
В различные периоды исторического развития общество принимает различные формы, изменяется его внутреннее строение. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородным, не знало социального расслоения. Постепенно структура общества усложняется: появляются социальные и национальные общности, группы, классы и т. д., имеющие свои особенности. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов.
По мере развития общества усложнялась и его структура. Возникают относительно обособленные элементы в структуре общества:
1. Экономическая система (формы собственности, сфера воспроизводства материальных благ).
2. Политическая система.
3. Система нормативного регулирования (правовая система, правосознание).
4. Сфера культурно-бытовых отношений.
Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, в частности к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан.
Однако лишь в середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах — «О гражданине» и «Левиафан» — изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния к упорядоченному, культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по признаку подданства, а потому, что он становится развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним преображается и общество со всеми присущими ему отношениями. Гражданское общество — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция Гражданского общества разрабатывалась виднейшими мыслителями — Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др.
В мировой науке выделяются две концепции, два подхода к понятию «гражданское общество»:
* гражданское общество носит универсальный характер. Это весь комплекс общественных отношений, который как бы противопоставлен государству в любой его форме, т.е. все, что не есть собственно государство, власть, администрация;
* гражданское общество — феномен западной цивилизации. Это форма существования буржуазного (рыночно-демократического) общества. Гражданское общество есть там, где есть самостоятельные, экономически обособленные субъекты, которые независимы от государства, могут создавать добровольные объединения, проявлять определенную самостоятельность по отношению к государству и государственной власти.
Гражданское общество — общество с развитыми экономическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
Структура гражданского общества:
1. Экономические отношения и институты (собственность — частная и публичная, труд — экономически свободные товаропроизводители, предпринимательство).
2. Организация и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, религиозных общин и т.д.
3. Сфера воспитания, образования, науки, культуры.
4. Семья — первичная основа человеческого общежития.
5. Система средств массовой информации.
Этапы формирования гражданского общества:
1. Примерно в XVI – XVII вв. складываются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, товарно-денежных отношений, специализации видов производства; в ряде стран возникли централизованные государства; переворот в общественной идеологии, распространение «теории естественного права», связанной с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. От начала буржуазной революции в Англии (1640) ведется отсчет Нового времени.
2. В конце XVII – XIX вв. в наиболее развитых странах гражданское общество сформировалось в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе.
3. Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует правовое государство.
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 452 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник