- Тендерные площадки стран мира. Информационно-справочный каталог
- Госзакупки с точки зрения мировых и европейских стандартов
- Система государственных закупок в Европе
- Процесс госзакупок по-европейски
- Что такое тендер
- Принципы европейских госзакупок
- Классификация закупок
- Как проходят госзакупки
- Госзакупки отечественной продукции
- Опыт Германии
Тендерные площадки стран мира. Информационно-справочный каталог
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении государственных заказов.
Официальный сайт издания. Электронная версия газеты. Контактная информация. Самый полный источник информации о госзакупках.
Основной целью пункта является продвижение российского бизнеса на новый рынок поставок в системе ООН. деятельность заключается в том, чтобы оказывать помощь российским предприятиям в участии в тендерах ООН, оформлении необходимой документации, контрактов и заявок. Язык: русский
Торги (аукционы, конкурсы), закупки коммерческих и государственных структур (государственные закупки) и международные закупки (тендеры). Портал создан в рамках проекта «Создание информационно-аналитической системы участия предприятий в государственном заказе РФ, стран СНГ, международных тендерах и закупках крупных компаний». Язык: русский
TRADE.SU – одна из самых больших баз заявок на покупку и тендеров от коммерческих и государственных структур России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
Экономическая информация; информационная система «Тендеры», содержащая информацию о конкурсах в Белоруссии и мире (в том числе – в России). Аналитическая информация о закупках в разных странах. Язык: русский
Закупочная информация, в том числе законодательство, программа развития системы госзакупок и т.д. Язык: русский
Информация о госзакупках Казахстана. Язык: казахский, русский, английский
В рамках компонента «Uzbekistan Development Gateway (UzDG)» при Центре экономических исследований (ЦЭИ) осуществляется пилотный проект по созданию первой в Узбекистане онлайновой электронной тендерной площадки. Проект нацелен на широкий доступ частного сектора к перечню постоянно обновляемых тендерных предложений со стороны государства и международных организаций, так и его активному участию к тендерным площадкам в 165 стран мира, включая Афганистан и страны СНГ. Партнерами проекта являются: Торгово-промышленная палата Узбекистана и UNDP. Язык: узбекский, русский, английский
Информация о госзакупках в Украине. Язык: украинский
Информация о закупках. Языки: украинский, русский, английский
Официальный сайт издания. Язык: русский
Служба деловой информации по Новым Независимым Государствам (BISNIS) Министерства Торговли США. На англоязычной части сайта объявления о тендерах в ННГ, на русскоязычной – о поиске партнеров. Язык: английский, русский
Госзакупки в США. Законодательство, аналитика, объявления.
Портал государственных закупок США. С 2002 г. заменяет Commerce Business Daily. Язык: английский
Электронная версия The Official Journal of the European Communities («Oфициальнoго журнала ЕC», точнее его приложения S, посвященного госзакупкам). База данных тендеров по госзакупкам в странах ЕС, других государств, а так же закупкам международных организаций. Ежедневно публикуется порядка 650 объявлений. Язык: английский и 10 остальных официальных языков ЕС
Материалы по теории и практике закупок в Европейском союзе. Языки: английский и 10 остальных официальныхязыков ЕС. Язык: английский и 10 остальных официальных языков ЕС
Госзакупки в Великобритании и ЕС. Законодательство, аналитика, объявления. Язык: английский
Ежедневно обновляемая информация о тендерах по госзакупкам в Великобритании и странах ЕС. Аналитическая информация. Форум. Язык: английский, немецкий
Описание: портал о госзакупках Германии. Законодательство, аналитика, объявления о тендерах. Язык: английский, немецкий
Портал о госзакупках во Франции. Законодательство, аналитические материалы, информация о закупках. Язык: французский
Описание: госзакупки в Финляндии и странах ЕС. Аналитика, база данных, система электронных закупок. Язык: финский, английский
Госзакупки в Швейцарии. Портал содержит информацию о тендерах и государственных закупках, проводимых в Швейцарской Конфедерации с разбивкой по кантонам, законодательную базу, аналитическую информацию. Язык: французский, немецкий, итальянский
Информация о госзакупках в Словакии. Язык: словацкий, английский
Информация о госзакупках в Китае. Приглашения к участию в тендерах. Язык: китайский, английский
Международная организация, объединяющая профессионалов по закупкам и снабжению. Вырабатывает профессиональные стандарты в данной области. Язык: английский
Интернет-ресурсы международных финансовых организаций, содержащие информацию о закупках (тендерах)
Всемирный банк
Адрес: http://www.worldbank.org
Язык: русский, английский, испанский, французский и др.
Описание: официальный сайт группы Всемирного банка. Информационные и аналитические материалы, документация, регламентирующая деятельность Банка (в т. ч. закупочную). Информация о проектах.
Представительство Всемирного банка в России
Адрес: http://www.worldbank.org.ru
Язык: русский, английский
Описание: сайт содержит большую подборку материалов о структуре Всемирного банка и его деятельности в России и мире. Представлены образцы типовой документации и руководства по закупкам на русском языке.
UN Development Business
Адрес: http://www.devbusiness.com
Язык: английский
Описание: издание ООН по закупкам. Содержит информацию о международных проектах (займы Всемирного Банка, региональных банков реконструкции и развития и т. п.), объявления о проводимых закупках. Возможна подписка через интернет на газету и доступ к базе данных. Наиболее полный источник информации о закупках международных организаций.
Европейский Банк Реконструкции и Развития
Адрес: http://www.ebrd.com
Язык: русский, английский, немецкий, французский
Описание: официальный сайт банка. Информационные и аналитические материалы, документация, регламентирующая деятельность Банка (в т. ч. закупочную). Информация о проектах. Объявления о закупках бесплатно доступны в англоязычной части сайта.
Представительство Европейской комиссии в России
Адрес: http://www.eur.ru
Язык: русский, английский
Описание: информация о ЕС, программах сотрудничества (в т. ч. ТАСИС). Объявления о закупках.
Азиатский Банк Развития
Адрес: http://www.adb.org
Язык: английский
Описание: официальный сайт банка. Информационные и аналитические материалы, документация, регламентирующая деятельность Банка (в т. ч. закупочную). Информация о проектах.
Россия не является членом АБР и коммерческие структуры не имеют возможность напрямую участвовать в закупах по проектам этой организации. Однако, при желании, легитимного партнера найти можно всегда.
Группа Африканского Банка Развития
Адрес: http://www.afdb.org
Язык: английский, французский
Описание: официальный сайт банка. Информационные и аналитические материалы, документация, регламентирующая деятельность Банка (в т. ч. закупочную). Информация о проектах.
Карибский Банк Развития
Адрес: http://www.caribank.org
Язык: английский
Описание: официальный сайт банка. Информационные и аналитические материалы, документация, регламентирующая деятельность Банка (в т. ч. закупочную). Информация о проектах.
Сайты групп реализации проектов Всемирного банка в России
Источник
Госзакупки с точки зрения мировых и европейских стандартов
Система государственных закупок в Европе
Единая система госзакупок в рамках Евросоюза была сформирована на практической базе США. Государства-члены Евросоюза придерживаются единого законодательного формата системы госзакупок, преследующей следующие цели:
- увеличение динамики торговых сделок в интересах государства на фоне снижения трат;
- здоровая и равноправная конкуренция с соблюдением прозрачности договорных условий для всех представителей внутригосударственных рынков и общей торговой зоны Евросоюза;
- открытая информация по сделкам и торгам, находящаяся в общем доступе;
- помощь в организации и проведении честных торгов;
- сопровождение и оптимизация представителей малого бизнеса.
Не менее ценным оказался опыт США при поиске и организации мероприятий, непосредственно составляющий спектр действий по закупкам в целях государственного обеспечения и создания информационной базы торговой политики и системы. Поводом обращения к американскому опыту послужило позднее создание системы в масштабах Европы, а также сложности, обусловленные различиями в Конституциях стран участников ЕС.
«Официальный журнал ЕС» является основным источником информации о планируемых, происходящих и свершенных сделках. Все средства СМИ, сопровождающие процессы торгов, обязаны публиковать и содержать информацию, идентичную официальной. С 1998 года журнал издается только в электронном виде, представляя собой базу данных под названием «Электронный тендер». Информация на его страницах обновляется ежедневно в виде более 700 объявлений и новостей по текущим сделкам. Пользователи могут получать сведения через Глобальную сеть либо на дисках.
Государственные СМИ, оказывающие поддержу контактов по госзакупкам, располагают подробной информацией об участниках торгов и условиях контактов. Сами участники, входящие в ЕС, могут воспользоваться помощью информационных центров, предоставляющих консультации по всем вопросам.
Процесс госзакупок по-европейски
Способы закупок в европейских странах осуществляются согласно двум основным системам. Одна из них предполагает действие распределения, другая — централизацию деятельности.
В первом варианте каждый филиал или дочернее предприятие одного концерна осуществляет самостоятельные закупки согласно собственным индивидуальным потребностям. Для этого каждый из них организует отдел, занимающийся закупками.
Во втором случае создается единая центральная база, содержащая заявки на требуемую продукцию ото всех филиалов. Если степень централизованных действий является наивысшей, создается единый отдел, осуществляющий контроль над всеми процессами торгов корпорации.
Каждая система госзакупок обладает своими преимуществами и недостатками. Децентрализованный метод характеризуется гибкостью, при этом требует больших финансовых вливаний. Централизованная система предполагает закупки продукции большими оптовыми партиями, за счет чего снижается их себестоимость. При этом она теряет автономность и широту требуемого ассортимента потребностей для каждого, отдельно взятого, предприятия, входящего в компанию.
Следует отметить, что обе системы интегрированы в законодательный процесс практически всех цивилизованных стран. Государственное казначейство Объединенного Королевства использует их в качестве основных.
Европейский союз практикует оптимальное сочетание обоих методов, при котором вся руководящая деятельность по проектированию, планированию, внедрению и координации нормативов и действий, распределению бюджетных средств осуществляется Министерством финансов, а непосредственные торговые сделки проводятся отделами закупок. Великобритания придерживается именно такого формата госзакупок, отводя роль координатора Казначейству, а непосредственных исполнителей — профильным службам.
Сопоставление данных мировой практики разных систем госзакупок наглядно отображает положение дел, при котором наиболее эффективными и действенными в случае больших объемов закупок становятся открытые тендеры.
Что такое тендер
Открытые конкурсы определяют торговую деятельность в масштабах страны в подавляющем большинстве цивилизованных государств. Они рекомендованы в качестве основополагающих правил для членов таких международных организаций, как ВТО и ООН. Последняя в рамках комиссии по международному торговому праву разработала единый законодательный шаблон о госзакупках, на котором планируется базировать все нормативные процессы наднациональной торговли.
Что касается ВТО, то Всемирная торговая организация предоставляет своим участникам в рамках многостороннего соглашения свод требований, содержащих правила международной торговли и поддерживающих интересы членов согласно уставу организации.
Регламент закупочных процедур государств Евросоюза определен нормативами, принятыми в уставе ЕС.
Принципы европейских госзакупок
Структура государственных закупок на европейском уровне базируется на определенном своде общепринятых процессуальных постулатов, а именно:
- открытая и правдивая информация о заявках, предложениях и сделках, доступная всем потенциальным участникам;
- строгое следование установленному формату торгов, предоставление отчетной документации, что в обязательном порядке контролируется государством;
- здоровая конкуренция, подразумевающая отсутствие фиктивного снижения рейтинга других участников;
- равенство по условиям предложений и ведения торгов для всех участвующих сторон.
Данный перечень правил стал базовым при формировании законов, касающихся международной торговли в большинстве государств. Он принят и зафиксирован в документах, составляющих пакет соглашений о госзакупках в стандарте ВТО.
Классификация закупок
Предметами государственных закупок по европейскому стандарту являются продукция, услуги, рабочие функции. Комиссия по праву международной торговли, представляющая интересы ООН, классифицирует предмет закупок таким образом:
- продукция или товар — расходные и сырьевые материалы, изделия, техника и инструменты, продукты в любом физическом состоянии, электричество и методики поставок вышеозначенных категорий при условии, что цена на поставки не выше партии самого товара;
- рабочие функции — трудовые мероприятия строительного, реконструктивного, ликвидационного или восстановительного характера, относящиеся к геодезической, сейсмической съемочной, монтажной и прочим отраслям строительной индустрии;
- услуги — любая другая сфера, не входящая в две вышеозначенные.
С законодательной точки зрения допускается регулирование видов закупок. Для каждой категории оно индивидуально и подразумевает коррекцию конкурсных процессов и соревновательный уровень.
Как проходят госзакупки
Структура проведения весьма разнообразна. В зависимости от поставленной задачи выбираются открытые и закрытые поэтапные конкурсы. В отдельных случаях практикуется мониторинг котировок, торги с одним продавцом. Есть государства, предпочитающие закупать предложения посредством переговоров с конкурирующими поставщиками.
Любая заявка на закупку должна быть проанализирована не менее чем тремя потенциальными продавцами. Закупщик формирует оценивающие предложения условия по выгодным преимуществам, которые раскрывают весь технический, функциональный и конечный спектр предложения. Таким образом, поставщик должен соответствовать определенным экономическим и результативным рамкам, установленным заказчиком.
Для достижения максимальной эффективности процесса допускаются переговоры, поставщик вправе запросить переформирование предложения с целью оптимального соответствия заказу. Формат переговоров всегда носит приватный характер, участниками становятся все потенциальные поставщики, чьи предложения были рассмотрены и приняты закупщиком.
Результатом переговоров становится договор на предоставление в определенный срок утвержденных проектов, из которых заказчик выбирает наиболее выгодный и подходящий по его условия.
Госзакупки отечественной продукции
Ряд стран участников Евросоюза практикует систему скидок для отечественных поставщиков товара и услуг в размере около 10 %. Лидером данного подхода является Венгрия, предоставляющая 20-процентные бонусы, согласованные с временными рамками.
Есть категория стран, осуществляющая поддержку бизнеса среднего звена посредством резервирования части масштабного госзаказа. Зачастую для этого объемные предложения разбивают на небольшие лоты.
На фоне ограничений иностранных предложений, действующих на официальном законодательном уровне, все чаще применяют скрытые меры в виде пошлинных, таможенных, сертификационных сборов. К сожалению, подобная деятельность все еще широко распространена и накладывает негативный характер на динамику международных госзакупок. ВТО прикладывает все усилия для ее устранения, что способствует постепенному выравниванию дел.
Опыт Германии
Согласно анализу рынка электронных торгов на государственном уровне, наибольший практический интерес представляет опыт Германии. Являясь членом Евросоюза, страна берет на себя обязательства по неукоснительному соблюдению всех сводов, правил и принципов, формирующих единую систему и нормативную базу госзакупок ЕС. Нарушение устава грозит Германии дисциплинарными санкциями и Европейским судом.
Тем не менее это государство сумело подстроить вою торговую конституцию под требования законодательства ЕС. Этому способствовали принципы прозрачности и здоровой конкуренции, оптимизирующие экономику государства.
Германия не стала создавать отдельный закон, содержащий правила ЕС относительно международной торговли, а интегрировала их в антимонопольную законодательную структуру, значительно расширяющую рамки конкуренции. Таким образом, схемы госзакупок в Германии полностью соответствуют условиям и стандартам рынка с экономической точки зрения.
И хотя система, практикующаяся Германией, не противоречит требованиям Евросоюза, она имеет ряд своих нюансов. Она распространяет свое действие на любые компании частного типа, если им придан государственный статус. Контроль над процессом госзакупок в Германии осуществляется двумя способами:
- метод апелляций, поддерживаемый независимым органом;
- метод судебный, проводимый судебной инстанцией.
Практика обжалований, позволяющих оспаривать судебные иски в адрес предложений, нашла активное применение в торговой структуре Германии. Все решения, принятые контролирующими органами, информативно реализуются и способствуют правовому развитию государственных закупок.
Все иски в контролирующих органах рассматриваются в строго ограниченный временной промежуток, что позволяет избежать финансовых потерь обеим сторонам.
В качестве торговой структуры в государственных масштабах здесь используется распределительная система. Управленческие органы любого уровня и частные фирмы, осуществляющие деятельность в области жизнеобеспечения, могут стать заказчиками на равных правах при соблюдении установленных торговым законодательством норм. При этом каждая организация берет на себя ответственность за формат заявки и предстоящую сделку.
В Германии и сейчас практикуется раздельный подход к размещению заявок от государства относительно регламента контроля и уровня опротестований.
Благодаря тому, что главы федерального министерства экономики смогли наладить диалог между сторонами, принимающими участие в процессе, обеспечивается возможность улучшения ситуации в области государственных закупок. Постоянный обмен мнениями позволяет определять лучшие варианты решений и выдвигать более эффективные предложения, вносить поправки, формировать оптимальные условия для ведения торговли.
Общественная поддержка структуры государственных закупок в Германии гарантирована официальной организацией, членами которой являются ученые, эксперты, аналитики. Именно они путем конференций и дискуссий находят новые решения, способствующие динамичному росту и развитию экономической политики страны, обусловленной эффективностью госзакупок отечественного и международного уровня.
Члены «Форума госзаказа» формируют общественное мнение, донося его до органов власти. В рамках форума проводятся конкурсы на звание лучшей научной разработки в области госзакупок, премия за достижения вручается каждый год.
Государство сталкивалось с ситуациями вольного восприятия законодательных норм национальной торговли, приводящего к уклонению от легальных форм сотрудничества и нарушению принципов. Встречаются поставщики, для которых наиболее приемлемыми становятся методы дискриминации конкурентов, дача взяток, перетягивание на свою сторону партнеров потенциального покупателя. Руководство страны нашло способ борьбы с такими субъектами посредством делегирования контролирующих заказ функций независимым экспертам. В свою очередь, такие эксперты отчитываются перед надзорными инстанциями высшего уровня.
В формате российской практики государственных закупок остается актуальной дилемма внедрения систем обеспечения качества, рассчитанных на одновременный контроль порядочности закупщиков и поставщиков. Задачей системы является снижение уровня коррупции, однако существует риск появления перечней неблагонадежных лиц, что, по мнению Министерства экономического развития страны, может негативно сказаться на динамике развития госзакупок.
Источник