Государственный бюджет является основным финансовым планом страны

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

Государственный бюджет является главной составной частью бюджетной системы страны и представляет собой основной финансовый план государства на финансовый год и плановый период.

Значимость государственного бюджета неоценима: он участвует в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития различных сфер социально-экономической и политической жизни общества. Государство часто использует бюджет в целях воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности, производственной и непроизводственной сфер, регионов страны. Показатели бюджета и отчёт о его исполнении позволяют судить о сложившейся в стране экономической ситуации, установить перечень приоритетных задач и оценить качество их решения.

Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами (в Российской Федерации государственный бюджет принимает Государственная Дума). В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета сопоставляются доходная и расходная части бюджета, а после определяется профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами. Сбалансированный бюджет — это основной показатель экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов.

Сбалансировать государственный бюджет достаточно сложно.

Некоторые теоретики одним из путей решения проблемы сбалансированности государственного бюджета предлагают сокращение расходных статей. Однако этот вариант является не очень популярным и не достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы и будет приносить плоды, но впоследствии снижение расходов на здравоохранение, науку, образование может привести к серьёзной социальной напряжённости в обществе.

Читайте также:  Карты разных стран африки

У проблемы сбалансированности государственного бюджета нет единственно верного и правильного решения. Это комплексная проблема, требующая серьёзного систематического подхода и грамотного понимания прогнозных путей развития. Обеспечить равенство доходной и расходной частей бюджета довольно сложно, но при серьёзном систематическом подходе и грамотном понимании и разработке путей развития возможно минимизировать разрыв и приблизить бюджет к балансу, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны.

(по Е. Е. Рыльской)

В чём, по мнению автора, проявляется значимость государственного бюджета? (Укажите два проявления.) Каким образом, с точки зрения автора, складывается сбалансированный бюджет? Какие органы государственной власти РФ, согласно тексту, принимают участие в составлении и принятии бюджета? (Используя текст, укажите два органа государственной власти.)

1. Ответ на первый вопрос:

— бюджет участвует в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода;

— бюджет участвует в концентрации денежных средств для финансирования развития различных сфер социально-экономической и политической жизни.

2. Сбалансированный бюджет складывается из равенства доходов и расходов.

Источник

1.3. Государственный бюджет как главный финансовый план государства

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны.

Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

План бюджета строится на:

• данных прогнозов развития экономики;

• динамике потребностей членов общества;

• особенностях реализации государственных функций, прежде всего в области финансовой политики.

От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия госбюджета на социально-экономическое развитие страны, в том числе:

• на социально-экономическое положение населения и его отдельных категорий;

• состояние финансового и производственного капитала государства;

• финансовое положение страны;

• качество государственного регулирования;

• международный финансово-экономический имидж страны.

Во взаимосвязях госбюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества у экономических субъектов не лишить их возможностей дальнейшей эффективной предпринимательской деятельности, про

стого и расширенного воспроизводства. Вторая сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения, созданию для людей минимальных условий жизни, но не приводящих к заинтересованности в иждивенчестве.

Для контроля и самостоятельной работы

Термины и понятия

Бюджет как явление рыночной

экономики Бюджеты граждан, организаций,

государства Характеристики бюджета Бюджет как основной финансовый

Бюджет как экономическая категория и субъективный инструмент деятельности

Баланс, дефицит и профицит бюджета

2. Перечислите важнейшие характеристики бюджета и раскройте их содержание.

3. Почему госбюджет выступает в качестве основного финансового плана страны?

4. Что представляют собой бюджетный дефицит и профицит и каково их значение?

5. Охарактеризуйте перераспределительный механизм государственного бюджета.

1. Бюджет является:

1) экономической категорией;

2) экономической категорией и субъективным стоимостным инструментом;

3) субъективным финансовым инструментом рыночной экономики;

4) субъективным методом экономического хозяйствования.

2. Как экономическая категория бюджет выражает отношения по поводу:

1) планомерного формирования и использования фондов де-

ресурсов экономических субъектов;

2) формирования и использования фондов денежных средств;

3) обращения денежных ресурсов;

4) функционирования ссудного капитала.

3. Бюджет как субъективный финансовый инструмент представляет собой:

1) денежный фонд экономических субъектов;

2) план доходов и расходов экономических субъектов;

3) механизм формирования и использования денежного фонда.

4) согласованный процесс функционирования государственно -го денежного фонда.

4. Исходным бюджетом в стране с рыночной экономикой является:

1) бюджет предприятий;

2) бюджет административно-территориальных образований;

3) федеральный бюджет;

4) бюджет физических экономических субъектов.

5. К свойствам бюджета не относится:

6. Итог бюджета представляется наиболее благоприятным:

1) при равенстве доходов и расходов;

2) превышении доходов над расходами;

3) превышении расходов над доходами;

4) невыполнении доходов и расходов.

7. Назовите главный бюджет Российской Федерации:

1) бюджет физических лиц;

2) бюджет предприятий;

3) федеральный бюджет;

4) бюджет государства.

1) превышение доходов бюджета над расходами;

2) превышение расходов бюджета над доходами;

3) недополучение доходов бюджета;

4) перерасход бюджетных расходов.

9. К основным характеристикам бюджета не относится:

1) сумма доходов бюджета;

2) сумма дефицита бюджета;

3) сумма расходов бюджета;

4) сумма доходов и расходов бюджета.

10. Государственный бюджет выражает отношения между:

1) государственными органами и экономическими субъектами по поводу формирования и использования государственных финансовых ресурсов;

2) экономическими субъектами по поводу использования государственных финансовых ресурсов;

3) экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов;

4) экономическими субъектами по поводу формирования государственных финансовых ресурсов.

11. Функцией государственного бюджета не является:

1) перераспределение денежных средств между экономическими субъектами;

2) контроль формирования и использования государственных денежных средств;

3) стимулирование различных сфер жизнедеятельности общества;

4) учет государственных финансовых ресурсов.

12. Государственный бюджет служит:

1) финансовой программой развития государства;

2) основным финансовым планом государства;

3) финансовой концепцией экономической политики государства;

4) прогнозом функционирования финансовых ресурсов государства.

13. Как изменяется роль государственного бюджета России в процессе перехода от административно-командной экономики к рыночной:

3) остается постоянной;

4) несколько возрастает.

14. Бюджетный год в РФ равен:

1. Рассчитайте и проанализируйте динамику доли федерального бюджета в совокупном валовом продукте, ВВП и национальном доходе России за последние 10 лет.

2. Опишите конкретных субъектов перераспределительной функции государственного бюджета.

1. Роль государственного бюджета в развитии страны.

2. Дефицит государственного бюджета в прошлом, настоящем и будущем Российской Федерации.

3. Распределительная функция государственного бюджета.

4. Регулирующая функция государственного бюджета.

5. Контрольная функция государственного бюджета.

Источник

Государственный бюджет как основной финансовый план государства

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.[15, c. 264]

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений — особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.[8, c. 36]

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.[6, c. 213]

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Межбюджетные основываются на следующих принципах:

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

Источник

Оцените статью