Государственный статус страны это

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч . В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова . 1996 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Устанавливается при государственной аккредитации образовательного учреждения … Профессиональное образование. Словарь

Статус русского языка в странах постсоветского пространства — История В республиках СССР впервые государственный статус титульных языков был зафиксирован в конституциях в 1989 году. В Законах о языке, принятых союзными республиками в 1989 году (в Белоруссии и Туркмении 1990 году), русскому языку придавались … Энциклопедия ньюсмейкеров

Государственный Северный морской музей — Северный морской музей Дата основания ок. 1975 года Местонахождение 163000, Архангельск, набережная Северной Двины, д. 80 www.sevmormuseum.ru/ Северный морской музей государственный морской исторический музей научно технического профиля.… … Википедия

Государственный академический университет гуманитарных наук — (ГАУГН, бывший ранее до 1998 года РЦГО (У) и с 1998 по 2008 ГУГН) Оригинальное название ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Международное название … Википедия

Государственный университет гуманитарных наук — Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН, бывший ГУГН) Оригинальное название ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Международное название State Academical University of Humanitarian… … Википедия

Государственный университет управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз … Википедия

Государственный университет — Высшая школа экономики — (ГУ ВШЭ) Международное название State University Higher School of Economics … Википедия

Читайте также:  Сезонность стран для отдыха

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли — Дата основания 2002 год Местонахождение Россия Великий Новгород Директор Коломыцева Юлия Николаевна artmus.natm.ru … Википедия

Государственный обвинитель — Государственный обвинитель должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу (п. 6 ст. 5 УПК РФ). В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает… … Википедия

Государственный Университет Управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия

Источник

§ 3. Правовой статус государства

Еще римские юристы считали, что государство — это субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц-государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Будучи особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Она устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и других субъектов. Понятие правосубъектности к ней не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Государство не является обычным видом юридического лица.

Государство — суверенное лицо, официально представляет общество как внутри страны, так и за рубежом, в отношениях с другими государствами. Поэтому правовой статус государства реализуется двумя системами:

— системой внутригосударственного права;

— системой международного права.

Государство имеет общий и конкретный правовые статусы.

Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, одинаковыми для всех его членов. Следует отметить, что государство как субъект международного права не только имеет права и обязанности по международному праву, но и создает его нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.

Что касается конкретного статуса государства, то он зависит от тех конкретных разнообразных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником таких публичных отношений:

1) международно-правовых (заключение двусторонних и многосторонних договоров на основе норм публичного международного права);

2) конституционно-правовых (принятие национального гражданства, награждение гражданина государственной наградой или присвоении ему почетного звания);

3) уголовно-правовых (осуществление борьбы с преступностью от имени государства) и др.

Таким образом, государство через государственную власть, которая представляет собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

Вместе с тем государство выступает как субъект права в гражданском обороте на основе норм частного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником частноправовых отношений:

• международных (заключает договора на основе норм частного международного права);

• внутренних гражданско-правовых (выпускает государственная заем; принимает передачу наследства в пользу государства; государство Украина, например, вступает в отношения с Автономной Республикой Крым по поводу общегосударственной собственности).

И в сфере частноправовых отношений государство является равноправным участником, который не имеет никаких льгот и преимуществ.

Государство как субъект отношений в области частного права и как субъект собственности может выступать в двух организационно-правовых формах:

— в форме общегосударственной казны;

— в форме создаваемых ею юридических лиц.

Следует обратить внимание на то, что государство управляет определенной частью собственности, которая не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну страны.

Поэтому в частноправовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в лице своих финансовых органов, которые действуют на определенном участке коммерческой, хозяйственной деятельности. Государство, которое понимается в этом смысле как субъект собственности, договоров, является обычным субъектом права собственности (владеет, пользуется и распоряжается ею в соответствии с правилами гражданского оборота), таким, что торгует и функционирует, субъектом частноправовых отношений, создает юридические лица. Поэтому в этой сфере конкретной деятельности она может быть приравнена к юридического лица особого рода.

Например, государство вступает в правоотношения с различными коммерческими корпорациями и, в частности, участвует в создании акционерных обществ на базе государственной и частной собственности одновременно. Здесь объем прав и обязанностей, которыми владеет государство, не является постоянным. Он меняется в зависимости от того, в какие конкретные имущественные отношения она вступает.

Конкретные правоотношения, в которые вступает государство как внутри страны, так и на международной арене, возникают, изменяются и прекращаются, что влечет возникновение, изменение и прекращение конкретного правового статуса государства.

Правовое положение государства можно представить как сумму общего (внутригосударственного и международного) и конкретных правовых статусов, возникающие у него как у субъекта правоотношений.

Определенность и стабильность правового статуса государства, урегулированного нормами внутригосударственного права, положительно влияет на ее международно-правовой статус, создает авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.

Источник

Правовой статус государства

Еще римские юристы считали, что государство — субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц — государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Будучи особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Государство не является и обычным видом юридического лица.

Государство — суверенное лицо, которое официально представляет общество как внутри страны, так и за рубежом, во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому правовой статус государства реализуется двумя системами:

— системой внутригосударственного права;

— системой международного права.

Государство имеет общий и конкретный правовой статус.

Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, одинаковыми для всех его членов. Следует отметить, что государство как субъект международного права не только обладает правами и обязанностями по международному праву, но и создаёт его нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.

Что касается конкретного статуса государства, то он зависит от тех конкретных разнообразных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений:

1) международно-правовых (заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права);

2) конституционно-правовых (прием в национальное гражданство, награждение гражданина государственной наградой или присвоение ему почётного звания);

3) уголовно-правовых (осуществляет борьбу с преступностью именем государства) и др.

Таким образом, государство через государственную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

Вместе с тем государство выступает в качестве субъекта права в гражданском обороте на основе норм частного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником частно-правовых отношений:

международных (заключает договоры на основе норм частного международного права);

внутренних гражданско-правовых (выпускает государственный заём; принимает передачу наследства в пользу государства; государство Украина, например, вступает в отношения с Автономной Республикой Крым по поводу общегосударственной собственности).

И в сфере частно-правовых отношений государство является равноправным участником, не обладающим какими-либо льготами и преимуществами.

Государство как субъект отношений в области частного права и как субъект собственности может выступать в двух организационно-правовых формах:

— в форме общегосударственной казны;

— в форме создаваемых им юридических лиц.

Следует обратить внимание на то, что государство управляет определенной частью собственности, которая не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну страны.

Поэтому в частно-правовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в лице своих финансовых органов, действующих на определенном участке коммерческой, хозяйственной деятельности. Государство, понимаемое в этом смысле как субъект собственности, договоров, является обычным субъектом права собственности (владеет, пользуется и распоряжается ею в соответствии с правилами гражданского оборота), торгующим и функционирующим субъектом частно-правовых отношений, создает юридические лица. Поэтому в этой сфере конкретной деятельности оно может быть приравнено к юридическому лицу особого рода.

Например, государство вступает в имущественные правоотношения с различными коммерческими корпорациями и, в частности, принимает участие в создании акционерных обществ на базе государственной и частной собственности одновременно. Здесь объем прав и обязанностей, которыми обладает государство, не является постоянным. Он изменяется в зависимости от того, в какие конкретные имущественные отношения оно вступает.

Конкретные правоотношения, в которые вступает государство как внутри страны, так и на международной арене, возникают, изменяются, прекращаются, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретного правового статуса государства.

Правовое положение государства может быть представлено как сумма его общего (внутригосударственного и международного) и конкретных правовых статусов, которые возникают у него как у субъекта правоотношений.

Определенность и стабильность правового статуса государства, регулируемого нормами внутригосударственного права, позитивно влияет на его международно-правовой статус, создаёт авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.

Источник

Конституционно-правовой статус государства

Государство — это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и при­нуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства (наличие собственной территории, суве­ренитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества), главные принципы деятельности государства (то есть его внутрен­ней и внешней политики), а также основы его устройства (то есть структуры государственного механизма и территории).[16] Конституционные принципы деятельности государства — это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях за­падной модели принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Ис­пания, Италия, Франция и др.).
Социальное государство предполагает, что государство слу­жит обществу и стремится минимизировать социальные конфлик­ты, создать всем членам общества условия достойной жизни.
Правовое государство — это государство, признающее вер­ховенство права, в том числе над собой, причем права как в пози­тивном, так и в естественном понимании, права не только внут­реннего, но и международного. Данную характеристику госу­дарства одним из первых включил в свой текст Основной закон – ФРГ 1949 года, и до сих пор его трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 данного Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, ис­полнительная власть и правосудие — законом и правом».
Демократическое государство — это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влия­ние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демокра­тическое государство может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституцион­ными характеристиками демократического государства являют­ся: закрепление за гражданами широкого круга политических прав, а также их гарантий и механизмов их реализации; установ­ление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политичес­кой власти; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.

Светское государство — это государство, от которого отде­лена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Дан­ный принцип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румы­нии 1991 года: «Религиозные культы автономны по отношению к государству».
Но не все государства устанавливают в своих конституциях перечисленные характеристики, а следовательно, базируются на соответствующих принципах. Так, противоположностью светско­му государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом (Иран). Вообще во многих государствах с мусульманс­кой правовой системой главным принципом государственной по­литики является обеспечение ее соответствия постулатам ислама. Социалистические же государства базируются на конституционно закрепленных принципах классового подхода к решению всех вопросов государственной значимости и цели построения комму­низма.
Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после Вто­рой мировой войны.
– Недопустимость войны и приоритет международного права над внутренним. Например, Конституция Япо­нии 1947 года содержит специальную вторую главу, именуемую «Отказ от войны», в которой имеется лишь одна статья (девя­тая): «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разре­шения международных споров».

– Народный суверенитет. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуще­ствляет ее непосредственно или через органы государства и мест­ного самоуправления. Главными формами непосредственного осу­ществления народом власти являются референдум и выборы. Осуществления народом власти через органы публичной власти означает, что важнейшие из них являются выборными населением, а все остальные органы формируются с участием этих выборных органов, то есть в демократическом государстве ни один из важ­ных органов публичной власти не получает свои полномочия поми­мо воли народа, в конечном счете источником полномочий любого органа публичной власти является народ. Исключение составляют существующие в ряде демократических государств монархи — гла­вы государств, получающие полномочия по наследству, то есть не от народа или его представителей. Совместимость такого положе­ния с демократическим режимом определяется тем, что полномо­чия монарха в демократических государствах являются весьма ог­раниченными.
-Принцип разделения властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению право­судия вверяются разным государственным органам. Полномочия между ними строго разграничены, они не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, осуществляют свою деятельность неза­висимо друг от друга, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения законов и сво­боды личности. Это позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве. Законодательная власть осуществляется парламен­том. Исполнительная — правительством и иными органами специ­альной компетенции, а правосудие — судами. Принцип разделе­ния властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выраже­ния, а вытекает из их положений о порядке формирования раз­личных государственных органов, их полномочиях и взаимоотно­шениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 года полномочия законодательной власти принадлежат Кон­грессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Пре­зидентом (ст. II), а судебная — Верховным судом США и ниже­стоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).
Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации).
Следует отметить, что разделение власти на три ветви являет­ся самой общей схемой организации государственного механиз­ма, так как помимо трех названных ветвей власти практически каждое государство имеет некоторые иные органы, не относящие­ся ни к одной из трех классических ветвей власти, например про­куратуру, которая в ряде стран является обособленной от других государственных органов; учредительное собрание, принимающее конституцию; счетные суды и палаты и т.д. Конституции ряда стран в качестве самостоятельного вида государственных органов признают контролирующие органы. Так, раздел IX Конституции Польши 1997 года называется «Органы государственного контро­ля и охраны права». Он регламентирует статус Верховной пала ты контроля, Уполномоченного по гражданским правам и Все польского совета радиовещания и телевидения.
Социалистические страны принцип разделения властей отвер­гают, провозглашая вместо него в своих конституциях принцип полновластия представительных органов, избираемых народом. Полновластие их определяется тем, что они являются органами, наиболее тесно связанными с народом. Чтобы такая связь не ос­лабевала, депутаты представительных органов осуществляют де­путатские функции не на постоянной основе, а собираясь на сес­сии лишь на несколько дней в году и находясь большую часть времени среди избирателей. Результатом являются полный не­профессионализм представительных органов социалистического типа и их неспособность противостоять всевластию бюрократии. Таким образом, на деле конституционный принцип полновластия представительных органов непарламентского типа в социалисти­ческих странах превращается в свою полную противоположность и является, по сути, фасадом, прикрывающим полновластие бю­рократического аппарата.
Помимо статуса государства в целом в конституциях зарубежных стран, как правило, регулируются основы статуса его территори­альных единиц: субъектов федерации, муниципальных образова­ний, иных политико-территориальных или административно-терри­ториальных единиц. Главными направлениями конституционной регламентации статуса территориальных единиц являются установ­ление основ порядка их образования, компетенции, порядка изме­нения их границ, организации в них публичной власти, а также их участия в осуществлении государственной власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью