ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС
Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч . В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова . 1996 .
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Устанавливается при государственной аккредитации образовательного учреждения … Профессиональное образование. Словарь
Статус русского языка в странах постсоветского пространства — История В республиках СССР впервые государственный статус титульных языков был зафиксирован в конституциях в 1989 году. В Законах о языке, принятых союзными республиками в 1989 году (в Белоруссии и Туркмении 1990 году), русскому языку придавались … Энциклопедия ньюсмейкеров
Государственный Северный морской музей — Северный морской музей Дата основания ок. 1975 года Местонахождение 163000, Архангельск, набережная Северной Двины, д. 80 www.sevmormuseum.ru/ Северный морской музей государственный морской исторический музей научно технического профиля.… … Википедия
Государственный академический университет гуманитарных наук — (ГАУГН, бывший ранее до 1998 года РЦГО (У) и с 1998 по 2008 ГУГН) Оригинальное название ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Международное название … Википедия
Государственный университет гуманитарных наук — Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН, бывший ГУГН) Оригинальное название ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Международное название State Academical University of Humanitarian… … Википедия
Государственный университет управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз … Википедия
Государственный университет — Высшая школа экономики — (ГУ ВШЭ) Международное название State University Higher School of Economics … Википедия
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли — Дата основания 2002 год Местонахождение Россия Великий Новгород Директор Коломыцева Юлия Николаевна artmus.natm.ru … Википедия
Государственный обвинитель — Государственный обвинитель должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу (п. 6 ст. 5 УПК РФ). В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает… … Википедия
Государственный Университет Управления — (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия
Источник
§ 3. Правовой статус государства
Еще римские юристы считали, что государство — это субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц-государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Будучи особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Она устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и других субъектов. Понятие правосубъектности к ней не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Государство не является обычным видом юридического лица.
Государство — суверенное лицо, официально представляет общество как внутри страны, так и за рубежом, в отношениях с другими государствами. Поэтому правовой статус государства реализуется двумя системами:
— системой внутригосударственного права;
— системой международного права.
Государство имеет общий и конкретный правовые статусы.
Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, одинаковыми для всех его членов. Следует отметить, что государство как субъект международного права не только имеет права и обязанности по международному праву, но и создает его нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.
Что касается конкретного статуса государства, то он зависит от тех конкретных разнообразных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.
Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.
За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником таких публичных отношений:
1) международно-правовых (заключение двусторонних и многосторонних договоров на основе норм публичного международного права);
2) конституционно-правовых (принятие национального гражданства, награждение гражданина государственной наградой или присвоении ему почетного звания);
3) уголовно-правовых (осуществление борьбы с преступностью от имени государства) и др.
Таким образом, государство через государственную власть, которая представляет собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.
Вместе с тем государство выступает как субъект права в гражданском обороте на основе норм частного права.
За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником частноправовых отношений:
• международных (заключает договора на основе норм частного международного права);
• внутренних гражданско-правовых (выпускает государственная заем; принимает передачу наследства в пользу государства; государство Украина, например, вступает в отношения с Автономной Республикой Крым по поводу общегосударственной собственности).
И в сфере частноправовых отношений государство является равноправным участником, который не имеет никаких льгот и преимуществ.
Государство как субъект отношений в области частного права и как субъект собственности может выступать в двух организационно-правовых формах:
— в форме общегосударственной казны;
— в форме создаваемых ею юридических лиц.
Следует обратить внимание на то, что государство управляет определенной частью собственности, которая не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну страны.
Поэтому в частноправовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в лице своих финансовых органов, которые действуют на определенном участке коммерческой, хозяйственной деятельности. Государство, которое понимается в этом смысле как субъект собственности, договоров, является обычным субъектом права собственности (владеет, пользуется и распоряжается ею в соответствии с правилами гражданского оборота), таким, что торгует и функционирует, субъектом частноправовых отношений, создает юридические лица. Поэтому в этой сфере конкретной деятельности она может быть приравнена к юридического лица особого рода.
Например, государство вступает в правоотношения с различными коммерческими корпорациями и, в частности, участвует в создании акционерных обществ на базе государственной и частной собственности одновременно. Здесь объем прав и обязанностей, которыми владеет государство, не является постоянным. Он меняется в зависимости от того, в какие конкретные имущественные отношения она вступает.
Конкретные правоотношения, в которые вступает государство как внутри страны, так и на международной арене, возникают, изменяются и прекращаются, что влечет возникновение, изменение и прекращение конкретного правового статуса государства.
Правовое положение государства можно представить как сумму общего (внутригосударственного и международного) и конкретных правовых статусов, возникающие у него как у субъекта правоотношений.
Определенность и стабильность правового статуса государства, урегулированного нормами внутригосударственного права, положительно влияет на ее международно-правовой статус, создает авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.
Источник
Правовой статус государства
Еще римские юристы считали, что государство — субъект особого рода. В отличие от субъектов права — физических лиц — государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Будучи особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Государство не является и обычным видом юридического лица.
Государство — суверенное лицо, которое официально представляет общество как внутри страны, так и за рубежом, во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому правовой статус государства реализуется двумя системами:
— системой внутригосударственного права;
— системой международного права.
Государство имеет общий и конкретный правовой статус.
Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, одинаковыми для всех его членов. Следует отметить, что государство как субъект международного права не только обладает правами и обязанностями по международному праву, но и создаёт его нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.
Что касается конкретного статуса государства, то он зависит от тех конкретных разнообразных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.
Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.
За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений:
1) международно-правовых (заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права);
2) конституционно-правовых (прием в национальное гражданство, награждение гражданина государственной наградой или присвоение ему почётного звания);
3) уголовно-правовых (осуществляет борьбу с преступностью именем государства) и др.
Таким образом, государство через государственную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.
Вместе с тем государство выступает в качестве субъекта права в гражданском обороте на основе норм частного права.
За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником частно-правовых отношений:
• международных (заключает договоры на основе норм частного международного права);
• внутренних гражданско-правовых (выпускает государственный заём; принимает передачу наследства в пользу государства; государство Украина, например, вступает в отношения с Автономной Республикой Крым по поводу общегосударственной собственности).
И в сфере частно-правовых отношений государство является равноправным участником, не обладающим какими-либо льготами и преимуществами.
Государство как субъект отношений в области частного права и как субъект собственности может выступать в двух организационно-правовых формах:
— в форме общегосударственной казны;
— в форме создаваемых им юридических лиц.
Следует обратить внимание на то, что государство управляет определенной частью собственности, которая не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну страны.
Поэтому в частно-правовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в лице своих финансовых органов, действующих на определенном участке коммерческой, хозяйственной деятельности. Государство, понимаемое в этом смысле как субъект собственности, договоров, является обычным субъектом права собственности (владеет, пользуется и распоряжается ею в соответствии с правилами гражданского оборота), торгующим и функционирующим субъектом частно-правовых отношений, создает юридические лица. Поэтому в этой сфере конкретной деятельности оно может быть приравнено к юридическому лицу особого рода.
Например, государство вступает в имущественные правоотношения с различными коммерческими корпорациями и, в частности, принимает участие в создании акционерных обществ на базе государственной и частной собственности одновременно. Здесь объем прав и обязанностей, которыми обладает государство, не является постоянным. Он изменяется в зависимости от того, в какие конкретные имущественные отношения оно вступает.
Конкретные правоотношения, в которые вступает государство как внутри страны, так и на международной арене, возникают, изменяются, прекращаются, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретного правового статуса государства.
Правовое положение государства может быть представлено как сумма его общего (внутригосударственного и международного) и конкретных правовых статусов, которые возникают у него как у субъекта правоотношений.
Определенность и стабильность правового статуса государства, регулируемого нормами внутригосударственного права, позитивно влияет на его международно-правовой статус, создаёт авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.
Источник
Конституционно-правовой статус государства
Государство — это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и принуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства (наличие собственной территории, суверенитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества), главные принципы деятельности государства (то есть его внутренней и внешней политики), а также основы его устройства (то есть структуры государственного механизма и территории).[16] Конституционные принципы деятельности государства — это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях западной модели принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Испания, Италия, Франция и др.).
Социальное государство предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем членам общества условия достойной жизни.
Правовое государство — это государство, признающее верховенство права, в том числе над собой, причем права как в позитивном, так и в естественном понимании, права не только внутреннего, но и международного. Данную характеристику государства одним из первых включил в свой текст Основной закон – ФРГ 1949 года, и до сих пор его трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 данного Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом».
Демократическое государство — это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влияние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демократическое государство может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституционными характеристиками демократического государства являются: закрепление за гражданами широкого круга политических прав, а также их гарантий и механизмов их реализации; установление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политической власти; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.
Светское государство — это государство, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Данный принцип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румынии 1991 года: «Религиозные культы автономны по отношению к государству».
Но не все государства устанавливают в своих конституциях перечисленные характеристики, а следовательно, базируются на соответствующих принципах. Так, противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом (Иран). Вообще во многих государствах с мусульманской правовой системой главным принципом государственной политики является обеспечение ее соответствия постулатам ислама. Социалистические же государства базируются на конституционно закрепленных принципах классового подхода к решению всех вопросов государственной значимости и цели построения коммунизма.
Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после Второй мировой войны.
– Недопустимость войны и приоритет международного права над внутренним. Например, Конституция Японии 1947 года содержит специальную вторую главу, именуемую «Отказ от войны», в которой имеется лишь одна статья (девятая): «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».
– Народный суверенитет. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуществляет ее непосредственно или через органы государства и местного самоуправления. Главными формами непосредственного осуществления народом власти являются референдум и выборы. Осуществления народом власти через органы публичной власти означает, что важнейшие из них являются выборными населением, а все остальные органы формируются с участием этих выборных органов, то есть в демократическом государстве ни один из важных органов публичной власти не получает свои полномочия помимо воли народа, в конечном счете источником полномочий любого органа публичной власти является народ. Исключение составляют существующие в ряде демократических государств монархи — главы государств, получающие полномочия по наследству, то есть не от народа или его представителей. Совместимость такого положения с демократическим режимом определяется тем, что полномочия монарха в демократических государствах являются весьма ограниченными.
-Принцип разделения властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению правосудия вверяются разным государственным органам. Полномочия между ними строго разграничены, они не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, осуществляют свою деятельность независимо друг от друга, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения законов и свободы личности. Это позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве. Законодательная власть осуществляется парламентом. Исполнительная — правительством и иными органами специальной компетенции, а правосудие — судами. Принцип разделения властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выражения, а вытекает из их положений о порядке формирования различных государственных органов, их полномочиях и взаимоотношениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 года полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Президентом (ст. II), а судебная — Верховным судом США и нижестоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).
Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации).
Следует отметить, что разделение власти на три ветви является самой общей схемой организации государственного механизма, так как помимо трех названных ветвей власти практически каждое государство имеет некоторые иные органы, не относящиеся ни к одной из трех классических ветвей власти, например прокуратуру, которая в ряде стран является обособленной от других государственных органов; учредительное собрание, принимающее конституцию; счетные суды и палаты и т.д. Конституции ряда стран в качестве самостоятельного вида государственных органов признают контролирующие органы. Так, раздел IX Конституции Польши 1997 года называется «Органы государственного контроля и охраны права». Он регламентирует статус Верховной пала ты контроля, Уполномоченного по гражданским правам и Все польского совета радиовещания и телевидения.
Социалистические страны принцип разделения властей отвергают, провозглашая вместо него в своих конституциях принцип полновластия представительных органов, избираемых народом. Полновластие их определяется тем, что они являются органами, наиболее тесно связанными с народом. Чтобы такая связь не ослабевала, депутаты представительных органов осуществляют депутатские функции не на постоянной основе, а собираясь на сессии лишь на несколько дней в году и находясь большую часть времени среди избирателей. Результатом являются полный непрофессионализм представительных органов социалистического типа и их неспособность противостоять всевластию бюрократии. Таким образом, на деле конституционный принцип полновластия представительных органов непарламентского типа в социалистических странах превращается в свою полную противоположность и является, по сути, фасадом, прикрывающим полновластие бюрократического аппарата.
Помимо статуса государства в целом в конституциях зарубежных стран, как правило, регулируются основы статуса его территориальных единиц: субъектов федерации, муниципальных образований, иных политико-территориальных или административно-территориальных единиц. Главными направлениями конституционной регламентации статуса территориальных единиц являются установление основ порядка их образования, компетенции, порядка изменения их границ, организации в них публичной власти, а также их участия в осуществлении государственной власти.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник