Государство обеспечивает внешнюю безопасность страны

Государство обеспечивает внешнюю безопасность страны

Тема: «Роль государства в обеспечении безопасности»

Существенное влияние на безопасность государства оказывают внешние воздействия – угрозы, на которые государству приходится реагировать для поддержания определенного уровня стабильности. Ежегодно с обоснованием угроз, с которыми придется столкнуться человечеству, выступает Генеральный секретарь ООН. Так в 2020 году Антонио Гутерриш выделил четыре угрозы:

  • Глобальная геостратегическая напряженность.
  • Экзистенциальный климатический кризис.
  • Глубокое и растущее глобальное недоверие.
  • Темная сторона цифрового мира.

А в 2021 году в его докладе уже были обозначены 10 угроз:

  • Борьба с COVID-19.
  • Восстановление экономики.
  • Установление мира с природой.
  • Борьба с «пандемией нищеты и неравенства».
  • Противостояние «опасной тенденции посягательства на права человека».
  • Борьба с гендерным неравенством.
  • Преодоление геополитических расколов и поиск точек соприкосновения.
  • «Обращение вспять процесса эрозии режима ядерного разоружения и нераспространения».
  • Человечество должно воспользоваться преимуществами, которые сулят новые технологии, и защититься от связанных с ними угроз.
  • «Перезагрузка в XXI веке».

Проблемы, связанные с воздействием перечисленных угроз на ситуацию в стране, приходится решать государству, которое занимает важнейшее место в системе обеспечения безопасности человека (human security). Функции государства в этой системе разноплановы и многоструктурны.

Во-первых, государству принадлежит приоритетная роль в создании условий жизнедеятельности человека.

Во-вторых, в контексте внутренней безопасности исключительно на государство ложится обязанность поддержания режима, гарантирующего права и свободы личности, демократических процедур за биологическое воспроизводство человеческой популяции, которая включает весь круг компетенций, направленных на материальное благосостояние человека, здравоохранение, социальные гарантии и т.д.

В-третьих, все возрастающее значение приобретает функция государства по организации безопасности человека от внутренних угроз, таких, как преступность, техногенные и природные катастрофы, пожары, наводнения, штормы и бытовые несчастные случаи.

Читайте также:  Деятельность путина по стабилизации страны

В развитых обществах значительная доля обязанностей, связанных с безопасностью человека, отнесена в круг компетенции гражданского общества. Помимо прямых функций по обеспечению безопасности, институты гражданского общества являются средством консолидации и трансляции общественных представлений об угрозах. Не менее важная роль структур гражданского общества заключается в диалоге граждан с властью, обеспечивающей и адаптирующей инструменты безопасности к запросам населения. От активного взаимодействия власти и гражданского общества, в конечном итоге, зависит эффективность государственной системы безопасности человека. В представлении М. Калдор, гражданскому обществу принадлежит главная роль площадки, обеспечивающей «социальный контакт между обществом и правительством», обсуждение и согласование позиций.

Осознание первостепенной важности человеческой безопасности в качестве доминирующего компонента государственных приоритетов в значительной степени обусловливает актуальность инклюзивного содержания суверенитета. В традиционном понимании суверенитет связывается, прежде всего, со способностью государства обеспечивать целостность территории, независимость, конституционный строй. В современной антропоцентричной концепции национальной безопасности феномен суверенитета наполняется содержанием, связанным с возможностями реализации жизнедеятельности граждан, делегирующих легитимность политическому режиму. В связи с этим цель государственной политики human security заключается не только в объективной оценке существующих опасностей и угроз, оценке их уровня, но и определении релевантности официально установленного набора деструкции[1] представлениям общества и индивида.

Становление отечественной системы обеспечения безопасности человека связано с трудностями, прямо вытекающими из национальной истории России, в которой центральное место принадлежало государству. Только в современной России происходит медленный, но необратимый поворот общественного сознания и государственного целеполагания в сторону возвышения человека как главной ценности. Такая метаморфоза экзистенциальных устоев происходит нелинейно и сопровождается рудиментами этатизма.

Следствием новизны самой проблемы человеческой безопасности стала неразрывность политико-правового механизма, гарантирующего безопасность личности в нашей стране. Основа механизма заложена Федеральным законом РФ «О безопасности», претерпевшем семь редакций. Действующая редакция Закона №390-ФЗ была опубликована 28 декабря 2010 г. Личность в качестве объекта национальной безопасности инкорпорирована в поле, регулируемое этим законом. Одним из основных принципов обеспечения безопасности провозглашено «соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» (ст.2).

Закон заложил основы государственного механизма обеспечения безопасности, включающего три уровня: федеральный, региональный и местный, и ранжированный функционально: политические, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные меры.

Структуры, призванные обеспечить безопасность, в том числе конкретного человека, реализуют свои компетенции через «прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз», «стратегическое планирование», «правовое регулирование», «разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления», «применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности», разработку и производство специальной техники, «организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности», координацию деятельности в области безопасности властных структур всех уровней (ст. 3).

Закон определяет в качестве активных участников реализации государственной политики в сфере безопасности общественные объединения и граждан страны (ст. 4). В отличие от безопасности вообще, традиционно составлявшей одну из важнейших функций государства, безопасность человека сравнительно недавно выделилась в самостоятельное направление государственной деятельности. До настоящего момента процесс институционализации государственной системы обеспечения безопасности человека далек от завершения.

Центральное место в обеспечении безопасности человека отведено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое, помимо прямых обязанностей по мониторингу, предотвращению угроз и устранению последствий катастроф, выполняет надзорные функции по лицензированию, соблюдению правил безопасности и координации деятельности других государственных структур, занятых в обеспечении безопасной жизнедеятельности населения.

Безопасности человека посвящена учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности», которая преподается как в школах, так и в вузах. ОБЖ — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них навыков здорового образа жизни и умений в оказании первой медицинской помощи.

Безопасность человека составляет центральную задачу любого государства. Этот аспект безопасности принято определять в качестве «внутренней безопасности», включающей обеспечение защиты населения от преступности, техногенных, природных катастроф: пожаров, наводнений, ураганов и бытовых несчастных случаев. Сложность и многогранность функций государства в организации гуманитарной безопасности обусловливает необходимость их реализации совместно с институтами гражданского общества.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращение внутренних и внешних угроз, пресечение действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывов к таким действиям;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

3) проводит консультации по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. (Пункт введен — Федеральный закон от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Совет Безопасности

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. (В редакции Федерального закона от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, пресечения действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, призывов к таким действиям, а также касающихся организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; (В редакции Федерального закона от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

Состав Совета Безопасности

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Заместитель Председателя Совета Безопасности); Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности и Секретарь Совета Безопасности входят в число постоянных членов Совета Безопасности.

Заместитель Председателя Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Полномочия Заместителя Председателя Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Заместителем Председателя Совета Безопасности, Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместителю Председателя Совета Безопасности, Секретарю Совета Безопасности, постоянным членам Совета Безопасности и членам Совета Безопасности в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Литература

Гибизов Д.В. Роль государства в обеспечении человеческой безопасности // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. 2013. №3. С. 1-6.

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (В редакции федеральных законов от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 06.02.2020 № 6-ФЗ, от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

[1] Деструкции — разложение, разрушение, распад.

Источник

Оцените статью