- Территория и границы страны. Виды, свойства и функции границ: барьерные, контактные, фильтрующие. Делимитация и демаркация границ. Типология границ
- Территория и другие пространства
- Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
- Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Территория и границы страны. Виды, свойства и функции границ: барьерные, контактные, фильтрующие. Делимитация и демаркация границ. Типология границ
Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство. Она определяется границами, которые признают другие государства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема.
· государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами. Большая часть приморских государств (их около 100) имеет территориальные воды, (полоса прибрежных морских вод) шириной — от 3 до 12 морских миль от берега.
· к территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Вся обитаемая часть суши (т. е. все материки, кроме Антарктиды) и, прилегающие к ней обширные морские пространства, разделены политическими границами. Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные.
Границы государственные — линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т. е. пределы распространения суверенитета. Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке.
Существует два типа установления государственной границы — делимитация и демаркация.
· делимитация — определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту;
· демаркация — проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.
Практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
· орографическая граница — это линия, проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности, главным образом по горному водоразделу и руслу рек.
· геометрическая граница — прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.
· географическая (астрономическая) граница — линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеются все виды границ.
Государственные границы выполняют несколько функций. их можно объединить в три группы: барьерные, контактные и фильтрующие.
Барьерная функция заключается в достаточном отделении одной страны от другой. При этом такое отделение может быть близким к абсолютному, скажем, в бывшем Советском Союзе, где граница была «на замке», а соседние страны отделялись контрольно-следовой полосой, колючей проволокой и пограничниками с автоматами по всему периметру. Максимизирована барьерная функция границы и между Южной и Северной Кореей – со сплошной пятиметровой стеной, током высокого напряжения и т.п. Для большинства нынешних государств характерна так называемая мягкая барьерная функция открытых границ.
Контактная функция границы заключается в создании на границе двух государств общих природных заповедников, еврорегионов, открытых экономических зон – например, между Украиной, Польшей и Беларусью возник еврорегион «Буг». Таким образом, пограничные районы двух или нескольких государств становятся контактной зоной, которая дает возможность постоянно углублять двустороннее или многостороннее сотрудничество.
Фильтрующая функция границы заключается в том, что она должна выполнять роль своеобразной мембраны или фильтра, который пропускает все полезное и нужное для определенного государства из других стран и задерживает все враждебное, вредное, отрицательное. С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.
Источник
Территория и другие пространства
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:
- государственная территория;
- территория с международным режимом;
- территории со смешанным режимом.
Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Территории со смешанным режимом — это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа — международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.
Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.
Государственная территория: понятие и виды
Государственная территория — территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
- морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
- воды портов;
- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.
Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
- орографические — проводятся с учетом рельефа местности;
- геометрические — устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
- астрономические — устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах — по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.
Морские границы государства — внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы — боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
- осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
- обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
- обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
Государственная граница устанавливается путем:
- демаркации — уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация — проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
- делимитации — установления границы между государствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
- порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
- ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Международные реки — реки, которые протекают на территории двух и более государств. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом — разделять.
Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам — данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах. Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.
Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:
- Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;
- Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.
Вопросы несудоходного использования международных рек — в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.
Дунай — вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках — лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.
Источник