Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны план урока

Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме: «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ».

Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме: «Гражданская оборона — составляющая часть обороноспособности страны»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме: «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ».»

Урок 30. ОБЖ. 10класс.

Дата проведения урока: __________________________

ТЕМА: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Цель урока: Познакомить учащихся с предназначением гражданской обороны и ее задачами по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

I. Вступительная часть

* Контроль знаний учащихся:

— Какое пагубное влияние на здоровье человека оказывают куре­ние и употребление алкоголя?

— В каких случаях врач может разрешить прием наркотиков? При­ведите известные вам примеры и

обоснуйте свой ответ.

— Почему не следует считать «просто вредными привычками» употребление наркотиков, алкоголя и курение табака? Обоснуйте свой ответ.

— В чем заключается профилактика наркомании для тех, кто еще ни разу не попробовал наркотик?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 24, стр. 120-123.

1. Гражданская оборона — это система мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и куль­турных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населе­ния и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое пред­назначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В СССР защиту населения от оружия массового поражения пла­нировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; оповещением об опасности нападения противника.

Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооруженной борьбы, а также ме­тоды ее ведения меняются. Возможные войны будут проходить пре­имущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интен­сивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этих условиях к основным задачам в области гражданской обо­роны и защиты населения относятся:

* обучение населения спосо­бам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

* оповещение населения об опасностях, возникающих при ве­дении военных действий или вследствие этих действий;

* эвакуация населения, мате­риальных и культурных ценностей в безопасные районы;

* предоставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты;

* проведение аварийно-спаса­тельных работ в случае возникно­вения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

* первоочередное обеспече­ние населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера;

* борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

* срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

* обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федера­ции или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введе­ния Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик 1Идации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполно­моченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также спе­циальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

1. Гражданская оборона — составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

2. Свои функции гражданская оборона Российской Федерации наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Одна из существенных задач гражданской обороны — проведе­ние аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Гражданская оборона вводится на территории Российской Фе­дерации с момента объявления войны.

Дополнительные материалы. Об этапах создания гражданской обороны в СССР и мире

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране со­здавалась как система защиты населения и объектов народного хозяй­ства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны стра­ны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоз­душная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народно­го хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предуп­реждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещения, когда угроза миновала; осуществления маскировки населенных пунк­тов и объектов народного хозяйства; ликвидации последствий напа­дения с воздуха; подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для насе­ления и др.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хо­зяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, си­пы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. на­летов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свы­ше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО бы­ло ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 1950-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие — ядерное, а также новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы ме­роприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборо­ну (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств на­падения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Ита­лии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуа­ции природного и техногенного характера.

— Для чего предназначена гражданская оборона? Обоснуйте свой ответ.

— Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в на­шей стране

V. Домашнее задание: § 24, стр. 120-123. Задания: 1.Подготовить устное сообщение на тему «Условия и этапы создания гражданской обороны в нашей стране».

2. Приведите при­меры героического поведения бойцов местной противовоздушной обо­роны (МПВО) при налетах вражеской авиации в годы Великой Оте­чественной войны (1941-1945).

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс

Урок № 12. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Гражданская оборона.
  2. Основные виды оружия и их поражающие факторы.
  3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  4. Сигнал оповещения «Внимание всем!».
  5. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

Глоссарий по теме:

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Противорадиационные укрытия – защитные сооружения, обеспечивающие защиту населения от воздействия излучения и радиоактивной пыли при радиоактивном загрязнении местности

Убежища – это защитные сооружения, обеспечивающие защиту людей от высоких температур, вредных газов при пожарах, взрывоопасных, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, ударной волны, проникающей радиации и светового излучения ядерного взрыва и других поражающих факторов, действующих в ЧС

Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Обычные средства поражения (ОСП) — это комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Ядерное оружие — вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов урана и плутония или в ходе реакций синтеза лёгких ядер, таких, как дейтерий, тритий (изотопы водорода) и литий.

Химическое оружие — оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах химических веществ.

Биологическое оружие — вид оружия массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности.

Высокоточное оружие (ВТО) — это управляемое средство поражения, эффективность которого основывается на высокой точности попадания в цель.

Ударная волна — основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражения людей обусловлены, как правило, воздействием ударной волны.

Световое излучение — поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Ионизирующее излучение (проникающая радиация) — поток гамма-лучей и нейтронов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 160-170)
  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.
  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации — https://мвд.рф
  2. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Об этапах создания гражданской обороны в СССР и мире

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная её часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещения, когда угроза миновала; осуществления маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидации последствий нападения с воздуха; подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для населения и др.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 1950-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие- ядерное, а также новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Всё это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчёркивания / зачёркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд — английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Для чего предназначены убежища (защитные сооружения)? Подчеркните все верные варианты.

а) для хранения различных материалов;

б) для тренировки по гражданской обороне;

в) от стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время;

г) для защиты людей от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

б) для тренировки по гражданской обороне;

в) от стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время;

г) для защиты людей от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчёркивания / зачёркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд — английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Обычные средства поражения (ОСП) – комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих __________________________ взрывчатых веществ и их смесей.

Выберите правильный элемент:

1. энергию электромагнитных полей

2. энергию удара и взрыва

3. энергию гамма-лучей и нейтронов

4. поток лучистой энергии

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. энергию удара и взрыва

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Источник

Читайте также:  Нравится девушка другой страны
Оцените статью