Григ король горной страны
Эдвард Григ «В пещере горного короля»
Имя выдающегося композитора Эдварда Грига хорошо известно не только на его родине в Норвегии, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро, которые он сочинял в различных жанрах, пользуются большой популярностью у любителей классической музыки по всему миру. Однако среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства.
Историю создания произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.
История создания
История возникновения пьесы «В пещере горного короля» неразрывно связана с созданием Эдвардом Григом музыки к театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена « Пер Гюнт », время сочинения которой пришлось на 1874 – 1975-е годы.
В 1866 году Эдвард вместе со своей будущей женой Ниной Хагеруп покинул Копенгаген и на длительное время обосновался в столице Норвегии, которая в те времена называлась Христианией и лишь в начале двадцатого века была переименована в Осло. Это была вынужденная перемена места жительства, так как молодые люди устали от давления родственников, которые противились их браку.
Творческий период композитора, связанный с Христианией, его биографами обозначается как особо плодотворный. К 1874 году Григ стал автором знаменитого Фортепианного концерта, первой тетради «Лирических пьес» и Второй скрипичной сонаты. Помимо композиторской деятельности Григ активно занимался развитием национальной культуры. Он явился вдохновителем открытия Норвежской музыкальной академии и содействовал основанию Музыкального общества. Выступая в качестве дирижёра, композитор способствовал популяризации скандинавской музыки.
В программы концертов он включал не только сочинения таких выдающихся мэтров, как Моцарт , Шуман и Лист , но и молодых отечественных музыкальных авторов. Результатом такой энергичной творческой инициативы стало назначение норвежским правительством Эдварду Григу пожизненной стипендии, которая позволяла ему оставить должность дирижёра в Филармоническом обществе и заниматься без ограничения композиторским творчеством.
Живя в Христиании, Эдвард не прерывал связь со своими выдающимися друзьями: Бьернстьерне Бьёрнсоном, Хансом Кристианом Андерсоном и Генриком Ибсеном. Поэтические тексты этих талантливых сочинителей много раз становились основой вокальных произведений Грига. Так, в январе 1874 года композитор от Ибсена получил письмо, в котором драматург обращался с просьбой о сочинении музыки к театральной постановке его пьесы «Пер Гюнт». У Грига давно зрело желание создать национальную оперу, в основе сюжета которой было бы какое-либо предание или сага, поэтому данное предложение им было встречено с большим воодушевлением.
Драматическая поэма «Пер Гюнт», вызывающая немалый интерес у Эдварда, к тому времени уже пользовалась значительной популярностью, поэтому композитор опасался, что ему будет не просто справиться с поставленной задачей, чтобы музыка органично вписалась в спектакль. Постоянно держать себя в жёстких рамках и строго следовать авторским указаниям для Грига было сложно, так как это не отвечало его творческой индивидуальности. Сочинение произведения продвигалось медленно. В общей сложности на создание 28 музыкальных номеров, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «В пещере горного короля», у Грига ушло почти полтора года. Начав работу в Христиании в начале 1874 года, он закончил её в апреле 1875 года в Лейпциге и сразу отправил законченную партитуру в театр. Премьерный спектакль «Пер Гюнт» был показан в феврале 1876 года. Успех превзошёл все ожидания. Через десять лет пьесу впервые показали в Копенгагене, а затем она с музыкой Грига триумфально зашагала по сценам театров крупнейших европейских городов. Композиция «В пещере горного короля» в спектакле иллюстрирует шестую сцену II акта, когда главный герой попадает во дворец горного короля — Доврского деда. В первой части сюиты «Пер Гюнт», которую Григ составил в 1888 году, композиция является финальной пьесой.
Интересные факты
- Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «О, фортуна!» Карла Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.
- Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году.
- Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.
- Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал
- Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер — «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон — «Труп невесты» (2005), Шон Леви — «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке — «Забавные игры» (2007), Гарри Винник — «Война невест» (2009).
- Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.
Содержание
«В пещере горного короля» — это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.
Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в ор.
Композицию начинает мистический призыв валторн , после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы , виолончели и контрабасы , звучащие в низкой тиссетуре. Постепенно настороженное и таинственно — фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.
Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства.
Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил.
«В пещере горного короля» — это маленькое, но достойное восхищения произведение внесло свой вклад в мировую славу её создателя. Оно звучит так ярко и запоминающее, что никого не может оставить равнодушным, поэтому широко и с успехом используется в массовой культуре. Не многие музыкальные произведения, созданные композиторами во все времена, удостаиваются такой почести.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Эдвард Григ «В пещере горного короля»
Источник
В пещере горного короля
В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall ) — композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 24 февраля 1876 года в Осло. Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига, и одной из самых популярных классических мелодий.
В пьесе эта композиция звучит при вступлении горного короля и его троллей в его тронную пещеру. Благодаря этому, а также своему звучанию, «В пещере горного короля» ассоциируется с троллями, а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще.
Содержание
Композиция
«В пещере горного короля» начинается с основной темы, исполняемой на фаготах и контрабасах. Мелодия звучит сперва в нижнем регистре, повышается на пол-октавы, но снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется, и в конце срывается в бурное престиссимо.
Либретто
В соответствии с сюжетом, Пер Гюнт соблазнил дочь короля троллей. Во время звучания композиции, свита короля требует расправы над вероломным человеком:
Slagt ham! Kristenmands søn har dåret Dovregubbens veneste mø! Slagt ham! Использование«В пещере горного короля» стала, наряду с «O Fortuna» Карла Орфа и «Полётом Шмеля» Римского-Корсакова, одной из самых узнаваемых классических тем. Она пережила десятки обработок эстрадными исполнителями. Кэндис Найт даже написала текст для этой композиции (на английском языке), и она исполнялась как песня группой Rainbow. Текст этой песни является вольным пересказом фрагмента пьесы от имени Горного короля. [1] [2] ОбработкиСледующие группы и исполнители записывали свои кавер-версии «Горного короля» (не считая обычного использования в качестве интро/аутро).
также композиция играет в самом знаменитом телевизионном шоу Финляндии The Dudesons саундтрек к начальному ролику в каждой программе Кроме того, композиция цитировалась полностью или частично в других композициях таких исполнителей, как Рик Уэйкман [3] , Slayer, Necromantia, Taake, Apollo 100, Blind Guardian в песне Thorn и др. Её часто используют как интро, интерлюдию или аутро. В саундтрекахКомпозиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу.
Следующие компании использовали эту мелодию в рекламе: «Горного короля» часто используют в рекреативных целях, воспроизводя в общественных местах. Отсылки к названиюНа английский язык «I Dovregubbens Hall» переводится как «In the Hall of the Mountain King». Это словосочетание обыгрывалось, пародировалось, итп:
Источник |