Григ король горной страны

Григ король горной страны

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Имя выдающегося композитора Эдварда Грига хорошо известно не только на его родине в Норвегии, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро, которые он сочинял в различных жанрах, пользуются большой популярностью у любителей классической музыки по всему миру. Однако среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства.

Историю создания произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

История создания

История возникновения пьесы «В пещере горного короля» неразрывно связана с созданием Эдвардом Григом музыки к театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена « Пер Гюнт », время сочинения которой пришлось на 1874 – 1975-е годы.

В 1866 году Эдвард вместе со своей будущей женой Ниной Хагеруп покинул Копенгаген и на длительное время обосновался в столице Норвегии, которая в те времена называлась Христианией и лишь в начале двадцатого века была переименована в Осло. Это была вынужденная перемена места жительства, так как молодые люди устали от давления родственников, которые противились их браку.

Творческий период композитора, связанный с Христианией, его биографами обозначается как особо плодотворный. К 1874 году Григ стал автором знаменитого Фортепианного концерта, первой тетради «Лирических пьес» и Второй скрипичной сонаты. Помимо композиторской деятельности Григ активно занимался развитием национальной культуры. Он явился вдохновителем открытия Норвежской музыкальной академии и содействовал основанию Музыкального общества. Выступая в качестве дирижёра, композитор способствовал популяризации скандинавской музыки.

Читайте также:  Функции финансовых ресурсов страны

В программы концертов он включал не только сочинения таких выдающихся мэтров, как Моцарт , Шуман и Лист , но и молодых отечественных музыкальных авторов. Результатом такой энергичной творческой инициативы стало назначение норвежским правительством Эдварду Григу пожизненной стипендии, которая позволяла ему оставить должность дирижёра в Филармоническом обществе и заниматься без ограничения композиторским творчеством.

Живя в Христиании, Эдвард не прерывал связь со своими выдающимися друзьями: Бьернстьерне Бьёрнсоном, Хансом Кристианом Андерсоном и Генриком Ибсеном. Поэтические тексты этих талантливых сочинителей много раз становились основой вокальных произведений Грига. Так, в январе 1874 года композитор от Ибсена получил письмо, в котором драматург обращался с просьбой о сочинении музыки к театральной постановке его пьесы «Пер Гюнт». У Грига давно зрело желание создать национальную оперу, в основе сюжета которой было бы какое-либо предание или сага, поэтому данное предложение им было встречено с большим воодушевлением.

Драматическая поэма «Пер Гюнт», вызывающая немалый интерес у Эдварда, к тому времени уже пользовалась значительной популярностью, поэтому композитор опасался, что ему будет не просто справиться с поставленной задачей, чтобы музыка органично вписалась в спектакль. Постоянно держать себя в жёстких рамках и строго следовать авторским указаниям для Грига было сложно, так как это не отвечало его творческой индивидуальности. Сочинение произведения продвигалось медленно. В общей сложности на создание 28 музыкальных номеров, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «В пещере горного короля», у Грига ушло почти полтора года. Начав работу в Христиании в начале 1874 года, он закончил её в апреле 1875 года в Лейпциге и сразу отправил законченную партитуру в театр. Премьерный спектакль «Пер Гюнт» был показан в феврале 1876 года. Успех превзошёл все ожидания. Через десять лет пьесу впервые показали в Копенгагене, а затем она с музыкой Грига триумфально зашагала по сценам театров крупнейших европейских городов. Композиция «В пещере горного короля» в спектакле иллюстрирует шестую сцену II акта, когда главный герой попадает во дворец горного короля — Доврского деда. В первой части сюиты «Пер Гюнт», которую Григ составил в 1888 году, композиция является финальной пьесой.

Интересные факты

  • Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «О, фортуна!» Карла Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.
  • Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году.
  • Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.
  • Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал
  • Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер — «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон — «Труп невесты» (2005), Шон Леви — «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке — «Забавные игры» (2007), Гарри Винник — «Война невест» (2009).
  • Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.

Содержание

«В пещере горного короля» — это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.

Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в ор.

Композицию начинает мистический призыв валторн , после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы , виолончели и контрабасы , звучащие в низкой тиссетуре. Постепенно настороженное и таинственно — фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.

Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства.

Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил.

«В пещере горного короля» — это маленькое, но достойное восхищения произведение внесло свой вклад в мировую славу её создателя. Оно звучит так ярко и запоминающее, что никого не может оставить равнодушным, поэтому широко и с успехом используется в массовой культуре. Не многие музыкальные произведения, созданные композиторами во все времена, удостаиваются такой почести.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Источник

В пещере горного короля

В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall ) — композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 24 февраля 1876 года в Осло. Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига, и одной из самых популярных классических мелодий.

В пьесе эта композиция звучит при вступлении горного короля и его троллей в его тронную пещеру. Благодаря этому, а также своему звучанию, «В пещере горного короля» ассоциируется с троллями, а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще.

Содержание

Композиция

«В пещере горного короля» начинается с основной темы, исполняемой на фаготах и контрабасах. Мелодия звучит сперва в нижнем регистре, повышается на пол-октавы, но снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется, и в конце срывается в бурное престиссимо.

Либретто

В соответствии с сюжетом, Пер Гюнт соблазнил дочь короля троллей. Во время звучания композиции, свита короля требует расправы над вероломным человеком:

Slagt ham! Kristenmands søn har dåret Dovregubbens veneste mø!

Slagt ham!
Slagt ham!
Убей его! Этот сын христианского народа соблазнил прекраснейшую дочь Горного короля!
Убей его!
Убей его!

Использование

«В пещере горного короля» стала, наряду с «O Fortuna» Карла Орфа и «Полётом Шмеля» Римского-Корсакова, одной из самых узнаваемых классических тем. Она пережила десятки обработок эстрадными исполнителями. Кэндис Найт даже написала текст для этой композиции (на английском языке), и она исполнялась как песня группой Rainbow. Текст этой песни является вольным пересказом фрагмента пьесы от имени Горного короля. [1] [2]

Обработки

Следующие группы и исполнители записывали свои кавер-версии «Горного короля» (не считая обычного использования в качестве интро/аутро).

Исполнитель Альбом Год Комментарии
The Who The Who Sell Out запись 1967
издание 1995
Бонус-трек. В классической обработке [3]
SRC Milestones 1969
Electric Light Orchestra On the Third Day 1973 В классической обработке
Rainbow Stranger in Us All 1994 В виде песни с текстом, написанным Кэндис Найт.
В хард-рок обработке Ричи Блэкмора. Содержит также фрагмент «Утра в горах» Грига
Human Resource In The Hall Of The Mountain King 1996 В олдскул хардкор обработке.
Pig Find It Fuck It Forget It 1999 Как часть собственной композиции группы, содержащей текст.
Apocalyptica Cult 2000 На виолончелях, в «тяжёлой» обработке
НОМ Песни забытых композиторов 2001 В виде песни с текстом, в исполнении Александра Ливера.
Апрельский марш Музыка для детей и инвалидов 1987 Как часть песни «Нежность — это я»
Butterfly Temple Сны северного моря 2002 Как часть собственной композиции группы (Vikingtid), содержащей текст. В хэви-метал обработке (исполняется на гитаре и на синтезаторе)
The Brian Setzer Orchestra One More Night With You 2007 В джазовой обработке
Epica The Classical Conspiracy 2009 В классической обработке
Артём Стыров Шаман 2009 Как часть собственной композиции группы (Шабаш), содержащей текст. В хэви-метал обработке (исполняется на гитаре и на синтезаторе)
Циклон-Б Как часть песни «Дети гор»
Trans-Siberian Orchestra Night Castle 2009 В «тяжёлой» обработке
Savatage Hall of the Mountain King 1987 Под названием Prelude to Madness в хэви-метал обработке.
Trent Reznor and Atticus Ross The Social Network OST 2010 Саундтрек к фильму Дэвида Финчера «Социальная сеть»
Wolf Hoffmann Classical 1997 В стиле хард-рок с элементами джаза

также композиция играет в самом знаменитом телевизионном шоу Финляндии The Dudesons саундтрек к начальному ролику в каждой программе

Кроме того, композиция цитировалась полностью или частично в других композициях таких исполнителей, как Рик Уэйкман [3] , Slayer, Necromantia, Taake, Apollo 100, Blind Guardian в песне Thorn и др. Её часто используют как интро, интерлюдию или аутро.

В саундтреках

Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу.

Фильм Год Комментарии
M 1931 Маньяк насвистывает мелодию, по этой привычке его и опознают [4] [5]
Идиот 1951 Мелодия звучит в изменённом варианте
Инспектор Гаджет 1983 Мелодия звучит в изменённом варианте
Демоны 1985 В обработке Клаудио Симонетти
Иствикские ведьмы 1987 Лейтмотив фильма
Симпсоны 1990 Сезон 1 Эпизод 9 — Life on the Fast Lane — 03:00 Насвистывает Гомер

Сезон 16 Эпизод 11 — On a Clear Day I Can’t See My Sister — 02:05, 02:33 Мелодия звучит во время езды автобуса по утёсам

Гномы и горный король 1993 Мультфильм, полностью основанный на музыке Грига
Бивис и Баттхед (телесериал) 1997 Мелодия звучит во время обморока директора МакВиккера
Незнайка на Луне (мультфильм) 1997 На острове Дураков редактор Гризль исполняет песню с оригинальными словами на эту мелодию
Крысиные бега (фильм) 2001 Мелодия звучит, когда авиационный радар затягивает джип братьев Коди
Микки, Дональд, Гуффи: Три мушкетёра 2004 Эту композицию напевает Капитан Пит
Слушатель (фильм) 2004 Лейтмотив фильма
Сенсация 2006 Звучит в финальных титрах
Lost Boys: The Tribe 2008 Вампиры насвистывают мелодию
Mad Men (телесериал) 2008 Мальчик наигрывает мелодию на пианино
Операция «Мёртвый снег» (фильм) 2009 Мелодия звучит в начальных титрах
Интерны (телесериал) 2010 Мелодия звучит:

в 15 серии во время наркотических видений интерна Левина.
в 28 серии.
в 72 серии 13:12.
в 137 серии

Социальная сеть (The social network) 2010 Мелодия звучит во время гребной гонки
Отбросы (телесериал) 2010 Мелодия звучит в 6 серии второго сезона
Доктор Тырса (телесериал) 2011 Мелодию насвистывает доктор Тырса
Доктор Хаус (телесериал) 2011 Мелодия звучит в 16 серии 7 сезона в 20-56
Зайцев+1 2011
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка 2011 Мелодия звучит в заключительных титрах. Джонни готовит под неё ужин.
Сверхъестественное (телесериал) 2012 В 5 эпизоде 8 сезона на 6:50 минуте вампир Бенни трагично насвистывает эту мелодию.
Духless 2012 Звучит, когда главные герои находятся в строящемся клубе

Следующие компании использовали эту мелодию в рекламе:

«Горного короля» часто используют в рекреативных целях, воспроизводя в общественных местах.

Отсылки к названию

На английский язык «I Dovregubbens Hall» переводится как «In the Hall of the Mountain King». Это словосочетание обыгрывалось, пародировалось, итп:

  • Savatage — песня и альбом Hall of the Mountain King (1987). Альбом содержит трек «Prelude to Madness», который является обработкой темы Грига.
  • Hawkwind — альбом Hall of the Mountain Grill (В пещере горного гриля, 1974)

Источник

Оцените статью