- Примеры интеграционных группировок современности
- Мировые интеграционные группировки — что под этим понимается
- Главные интеграционные группировки мира
- Европейский Союз
- Североамериканское соглашение о свободной торговле
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- Основные экономические объединения стран современного мира
- Группировки стран современного мира. Экономическая классификация стран
- Экономическая интеграция
- Экономическая классификация стран
- География и демография
- Богатые и бедные
- Тип экономики
- Уровень развития экономики
- Другие классификации
- Основные экономические группировки стран современного мира
- 3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)
- 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
- 3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
- 3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ)
- 3.5. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ)
- 3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Примеры интеграционных группировок современности
Мировые интеграционные группировки — что под этим понимается
Интеграционная группировка — это экономический союз нескольких государств, созданный для достижения единых для стран-участниц целей в области экономики и политики.
Слова «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.
Интеграционные объединения строятся на базе глубоких и устойчивых связей между экономическими субъектами стран-участниц.
Международная экономическая интеграция — особенность современного этапа развития мировой экономики, с конца ХХ века ставшая инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке членов объединений.
Главные интеграционные группировки мира
Формирование региональных интеграционных комплексов происходит не стихийно, а имеет договорно-правовую базу. Группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах.
Предпосылки формирования и успешного функционирования таких объединений:
- Одинаковый экономический уровень стран.
- Устойчивый экономический рост участников.
- Географическая близость стран-участниц.
- Политическая воля руководства интегрирующихся держав.
- Наличие инициирующего центра из государства или группы государств, которые сплачивают партнеров.
Среди многочисленных объединений в современном мире выделяются:
- ЕС в Западной Европе;
- НАФТА в Северной Америке;
- АСЕАН в Юго-Восточной Азии.
Европейский Союз
Это объединение государств континента, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками были: Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС). С ноября 1993 года организация носит нынешнее название. После английского брекзита в ЕС осталось 27 стран.
Основные провозглашенные цели и задачи:
- введение европейского гражданства;
- обеспечение свободы, безопасности и законности;
- содействие экономическому и социальному прогрессу;
- укрепление роли Европы в мире.
Североамериканское соглашение о свободной торговле
Самое крупное региональное объединение НАФТА (численность населения свыше 370 млн человек против 340 в ЕС) действует с 1984 года. В состав входят Канада, Мексика и Соединенные Штаты, играющую ведущую роль в содружестве.
- поэтапное устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений;
- либерализация инвестиционного режима;
- защита интеллектуальной собственности;
- совместная борьба с загрязнением окружающей среды.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Создана в 1967 году как договор пяти стран — Сингапур, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия. Позднее в Ассоциацию вступили Бруней и Вьетнам. Серьезно экономическое сотрудничество начало развиваться с момента принятия Декларации согласия и программы действий в 1976 году, которая предполагала четыре сферы сотрудничества:
- преференциальный доступ товаров в рамках взаимной торговли топливом и продовольствием;
- сотрудничество при совместном выходе на внешние рынки или рынки третьих стран;
- производственное сотрудничество;
- общая позиция по представляющим общий интерес для участников экономическим проблемам.
Основные экономические объединения стран современного мира
Экономические группировки подразделяются на региональные и отраслевые.
К региональным относятся:
- Европейское сообщество (ЕС);
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА);
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
- Латиноамериканская ассоциация интеграции;
- Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ);
- Содружество независимых государств (СНГ).
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС);
- Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).
Существуют виды объединений между:
- развитыми государствами (ЕС, ЕАСТ, Европейское экономическое пространство);
- развивающимися странами (АСЕАН, СААРК, МЕРКОСУР, ЭКОВАС);
- странами с переходной экономикой (СНГ, СЕФТА);
- находящимися на разных уровнях социально-экономического развития державами (АТЭС, СПАРТЕКА, НАФТА).
Экономическая интеграция претерпевает следующие стадии зрелости:
- Зона свободной торговли предполагает отмену таможенных барьеров во взаимной торговле.
- Таможенный союз дает возможность свободного перемещения товаров внутри объединения, дополненное единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам.
- Общий рынок влечет отмену всех ограничений во взаимном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала.
- Экономический и валютный союз объединяет в себе все интеграционные формы, дополненные единой экономической и финансовой политикой, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, переход на единую валюту.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе. Во второй половине ХХ века здесь сложилось единое хозяйственное пространство, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства, создавался механизм регулирования. Европейский союз признан примером зрелой интеграционной группировки в мировой экономике.
Источник
Группировки стран современного мира. Экономическая классификация стран
Глобализация мировой экономики и усиление конкуренции вынуждают страны объединяться в группировки. Кстати, включение страны в какую-либо группу может использоваться исследователями как методический прием, позволяющий лучше понять уровень жизни в ней. Объединение государств происходит по самым различным признакам, от размера территории и географического положения до уровня экономического развития и отдельных отраслей.
Экономическая интеграция
Любой вид реального объединения направлен на достижение экономических целей. Группировки стран возникают, в основном, с целью создания общего экономического пространства. Практически на всех континентах создаются объединения стран, которые способствуют свободному перемещению товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Самые успешные экономические группировки стран:
- Европейский союз;
- НАФТА;
- Евразийский экономический союз;
- АСЕАН.
Наиболее продвинутое объединение — Европейский союз, который уже имеет единую валюту, наднациональные органы управления и единое экономическое пространство. Другие объединения начали с организации общего рынка, со свободным перемещением ресурсов с той или иной спецификой. Например, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), в ней доминируют США, а Мексика и в меньшей степени Канада являются «производственными мастерскими». Однако в рамках данного объединения нет свободного перемещения рабочей силы.
Цель Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — стать промышленной базой мира. Евразийский экономический союз планирует создание общего экономического пространства.
Интеграционные экономические группировки стран есть практически на всех континентах, при этом страны могут входить в несколько объединений.
Экономическая классификация стран
По уровню социально-экономического развития страны принято делить на три блока:
- Самое большое количество стран относятся к развивающимся. Речь идет о более 120 странах Латинской Америки, Азии, Африки и Океании. В них относительно слабо развитая промышленность (во многом это только первичная переработка сырья) и большой сельскохозяйственный сектор. В многих не решена продовольственная проблема и существует большая безработица. Эта группировка стран отличается неустойчивым экономическим развитием, технологическим отставанием и низкой производительностью труда. С другой стороны в названную группу входит Индия — одна из крупнейших экономик мира, которая делает успехи и в высоких технологиях.
- К самым развитым странам мира относятся страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также несколько азиатских государств. Все они имеют развитую рыночную экономику, высокий уровень доходов населения, в экономике преобладает сектор услуг, а промышленность выпускает высокотехнологическую продукцию.
- Есть и группировка стран, которая занимает промежуточное положение, по экономической классификации ООН и МВФ. Их не относят ни к развитым ни к развивающимся странам. Например, это страны Восточной Европы, Россия и другие страны СНГ.
География и демография
Наверное, это самые первые способы классификации стран. По размерам территории выделяют семь крупнейших стран мира с территорией более 3 млн км². Возглавляет этот список с большим отрывом от остальных Россия (17 075 млн км²). Далее следуют Канада, Китай и США.
По численности населения выделяют группу из десяти государств с населением более 100 миллионов человек. Из них две крупнейшие страны мира (Китай и Индия) имеют население более 1 миллиарда человек. Россия — на седьмом месте, со 145 миллионным населением.
Группировка стран по географическому признаку тоже может быть разнообразной, например по континенту, на котором она располагается или доступу к морю: приморские, островные и не имеющие выхода к морю.
Для ответа на вопрос, какая страна самая богатая , обычно используют показатель валового внутреннего продукта. Все последние десятилетия самый большой ВВП ($19284,99 миллиардов) у США, конечно, это самая богатая страна мира.
Далее следуют Китай и, со значительным отставанием по размеру ВВП от первых двух стран, Япония и Германия. Россия на 13 месте с ВВП в $1267,55 миллиардов.
Группировки стран также формируются по ВВП ППС (ВВП по паритету покупательной способности, т. е. пересчитанные с учетом цен в экономике страны). По этому показателю Китай на первом месте, далее идут США, Индия, Япония. Россия находится на шестом месте. Кстати, некоторые экономисты считают ВВП ППС более справедливым показателем для определения уровня экономики. Поэтому на вопрос о том, какая самая богатая страна в мире, можно ответить, что это Китай.
Богатые и бедные
Группировки стран по уровню годового дохода определяется на основе показателя ВВП, приходящегося на душу населения. Все государства делятся на страны с низким доходом, если названный ВВП составляет менее $750. Например, к ним относятся Гаити и Таджикистан.
В группу государств с доходом ниже среднего (от $756 до $2995) входят страны от Руанды ($761,56) до Свазиленда ($2613,91). Из постсоветского пространства в этой группе находится Украина ($2205,67).
Страны с доходами выше среднего должны иметь показатель от $2996 до $9265. В верхней части по уровню доходов этой группы находятся Мексика, Китай и Россия.
Наконец, самые развитые страны — это те, где доход выше $9266. Всего их 69. И первые три места занимают Люксембург, Швейцария и Норвегия. Экономическая классификация по уровню доходов, обычно используется международными финансовыми институтами при оказании экономической помощи.
Тип экономики
Подавляющее количество стран сейчас относится к капиталистическим государствам с рыночной экономикой. В этой группировке находятся и самые промышленно развитые богатые государства, и самые бедные. Несколько стран Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос) и Куба до сих пор считаются государствами с централизованно управляемой экономикой. Несмотря на то что рыночные отношения тут все больше используются, в них продолжают сохраняться командно-административные методы управления экономикой.
Уровень развития экономики
По уровню развития экономики в большей части промышленности, группировки стран делятся на доиндустриальные или аграрные, индустриальные и постиндустриальные.
Несколько десятков самых бедных государств живут за счет сельскохозяйственного производства, а некоторые из них даже существуют в основном за счет донорской помощи. Большая часть населения (до 80-90 %) в них заняты в аграрном секторе, где сохраняется традиционная система хозяйствования и докапиталистические отношения. К таким странам относятся страны Африки (например, Сомали, Чад) и Азии (например, Камбоджа, Йемен).
Довольно большая группировка стран относится к индустриальным. Это наиболее сильные экономики среди развивающихся государств. Здесь развитая добывающая и перерабатывающая промышленность, основанная на свободной рыночной экономике.
Иногда выделяют и индустриально-аграрные страны (например, Индия, Таиланд), в которых развитая промышленность, но и сильный сельскохозяйственный сектор.
Развитые страны вступили в эпоху постиндустриального общества, отличающегося преобладающим сектором услуг. Эта группировка стран отличается инновационной экономикой с высокой долей ВВП в высокотехнологичном секторе, особенно в цифровом. Главный двигатель прогресса — это индустрия знаний.
Другие классификации
Существуют группировки стран по различным признакам: социально- экономическим, географическим, религиозным. Наиболее часто на практике используется объединение стран в группы по какому-нибудь экономическому признаку, например объему внешней торговли, размерам внутреннего рынка, производства и/или экспорта определенного вида продукции. Так, есть нефтедобывающие страны, большая часть из которых входит в Организацию стран- экспортеров нефти. Примером же объединения по географическому признаку можно назвать китайский проект Нового шелкового пути, который объединяет страны, находящиеся на древнем торговом маршруте из Китая в Европу.
Источник
Основные экономические группировки стран современного мира
Региональные экономические группировки:
— ЕС – Европейское сообщество
— НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле
— АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии
— Латиноамериканская ассоциация интеграции
— Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)
— Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
— Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
— Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)
Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.
Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику.
Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с “изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.
Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
Действует с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность населения 373 млн. чел., в ЕС — около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА приблизительно 7 трон. USD.
НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:
· поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений;
· либерализация инвестиционного режима;
· обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности;
· разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).
Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:
а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла 14% от средней зарплаты в США).
б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70% экспорта Канады. Канада — крупнейший торговый партнер США (около 25% экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада — главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 году.
Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о создании зоны свободной торговли между США и Канадой — CAFTA, которое подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады, разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию, создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде.
Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения иностранных инвесторов, либерализации внешней торговли. 80% всех иностранных инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США.
Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:
1. Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран.
2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой.
3. Асимметрия интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика), отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой. Так доля Мексики во ВТО Канады в 1993 году составила чуть более 1% .
Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%). Получение больших финансовых вливаний ожидается за счет либерализации миграции капитала (до 8% ВВП Мексики).
3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Создана в 1967 году как договор 5 стран — Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
— Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
— Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.
В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем — 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух — административно-экономические районы). Он получил название “Южный треугольник”.
В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект — строительство завода по производству химического удобрения.
В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей.
Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП — 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).
3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ)
Крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ — создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:
· более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
· средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
· наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).
Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.
Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган — Конференция оценок и сближения — изучает уровни экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган — Комитет представителей. Штаб-квартира — в Монтевидео (Уругвай).
3.5. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ)
Является наиболее устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:
— Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.
— Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.
В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В настоящий момент происходят позитивные перемены.
В 1992 году участники содружества добились резкого падения таможенных пошлин (приблизительно на 70%). Особенно удачно идет интеграция в области регулирования сельскохозяйственного производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства. С 1995 года на территории содружества введено свободное перемещение граждан и отмена паспортного режима.
3.6. Содружество независимых государств (СНГ)
Создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
На заседании в Бишкеке (1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.
Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса
На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителей пяти государств — России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран — Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан — припадает чуть более 36 миллионов человек.
Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% — первичного алюминия, около 30% — никеля, свыше 10% — меди, более 11% — минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.
Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.
Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане — на 4, в Беларуси и Украине — на 5 %, в Таджикистане — на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса — Казахстан — 15,3 % и Молдова — 2,3 %). В Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане — 10,4 %, в России — 9,8 %, в Беларуси — 8,6 %, в Кыргызстане — 7,9 %, в Азербайджане — 6,3 %, в Грузии — 6,2 %.
Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта — на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане — на 57 %, в Таджикистане и Казахстане — на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.
3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они — развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |
В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК декларируются следующие основные цели:
1. Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
2. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
3. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
· устойчивых доходов стран-производителей нефти,
· эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,
· справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,
· охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,
· сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами.
Особое место в экспорте капитала из стран — членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капитала.
Страны — члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
Источник